Общественная организация восточных славян.
Военная организация восточных славян – это сотенная система, когда каждое племя выставляло сотню воинов во главе с «сотским», а союз племен должен был, выставлять тысячу, откуда и происходит должность «тысяцкого». Одним из военных руководителей был и князь. Слово «князь» – общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из древненемецкого языка. Слово это первоначально означало главу рода, старейшину. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз (поляне, древляне, дреговичи). Помимо князей племен были ещё и вожди союзов племен.
Функции вождей союзов племен.
- Внутреннее строительство союза;
- Сбор, организация и возглавление войска;
- Ведение в целом внешней политикой.
- Некоторые религиозные и судебные функции.
В исполнении религиозных и судебных функций помогал совет старейшин или старцев градских (летописи употребляют термины «старейшины» и «старцы градские» как равнозначные). В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Старцы-советники принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную функцию – общение населения с князем. Старцы градские – племенная знать, которая занималась гражданскими делами.
В военных делах князю помогала дружина. Дружина исполняла определённые общественно-полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных.
Ещё одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. Изучение древнейших свидетельств о вече свидетельствует о том, что в нём участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении 9-11 столетий, но со временем, по мере распада родоплеменных связей оно активизировалось.
Экономика восточных славян.
Экономика восточных славян была комплексной: скотоводство и промыслы с доминированием земледелия.
1ЗЕМЛЕДЕЛИЕ носило экстенсивный характер и зависело от географических условий. На севере и в лесной зоне господствовало подсечное земледелие (от деревьев и кустарников очищались участки земли и высохшие растения сжигали). При такой системе землепользования приходилось использовать специальные орудия труда. Основным пашенным орудием была соха, особенностью которой является то, что она лишь проводит бороздки на поверхности земли, не углубляясь в землю, обходя многочисленные камни и корни. На юге эволюция пашенных орудий шла от примитивного рала к плугу, который глубоко взрезал пласт земли и переворачивал его, а эволюция землепользования от переложнозалежной системы к трёхполью. Основными культурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень.
2СКОТОВОДСТВО.Славяне разводили крупный рогатый скот, лошадей. В древнерусском языке слово «скот» означает также и деньги.
3ПРОМЫСЛЫ.
3.1 Охота. Из летописных источников известно о княжеских охотах и ловах. Археологические находки свидетельствуют о том, что и рядовое население занималось охотой.
3.2 Рыболовство. Реки Восточной Европы изобиловали рыбой, которую славяне добывали различными способами: ставили ловушки, били острогой
3.3 Бортничество. Добыча мёда диких пчел
4РЕМЕСЛИНИЧЕСТВО. Развитие ремесла зависело от природных условий, точнее, от источников сырья.
4.1 Железоделательное ремесло, обработка металла. Сырьём служила болотная руда, которая откладывалась на корнях болотных и озерных растений. Для выработки железа из руды применялся сыродутный процесс
4.2 Гончарное ремесло. По берегам рек залегали разнообразные глины. Из них изготавливалась как грубая кухонная, так и красивая столовая посуда.
4.3 Кожевенное ремесло.
4.4 Ткацкое ремесло
4.5 Ювелирное ремесло
Восточнославянское ремесло VIII-IX в. носило общинный характер. На поселениях восточных славян, которые есть все основания считать родовыми поселками, археологи находят ремесленные мастерские. Обнаружены также целые поселения ремесленников, занятых, например, металлургией. И ремесленные мастерские на территории поселений, и поселки ремесленников соответствуют стадии общинного ремесла.
Также зарождается торговля, развитие которой связано со становлением путей сообщения. Наиболее устойчивые пути сообщения складываются на основе крупнейших речных систем. Одним из важнейших был путь из варяг в греки. Из Варяжского (Балтийского) моря по Неве шли в ладожское озеро, затем по Волхову в Ильменское озеро и далее по Ловати к волоковым путям на Днепр. По Днепру выходили в Чёрное море и плыли в Царьград. Одно из ответвлений этого пути пролегало к Западной Двине и начиналось от волока между Ловатью и Днепром. Путь от Днепра на Западную Двину шел из района Смоленска по реке Каспле. По нему можно было идти на север и на запад – в Прибалтику. Одним из древнейших был Волжский путь, который вел в Булгарию и далее по Каспийскому морю в Арабские страны. Эти важнейшие торговые пути, проходившие через земли восточных славян, начинались от стен города Ладога (ныне Старая Ладога).
Были и сухопутные пути, по которым двигались торговые люди. Источники называют сухопутный путь из Киева на запад через Владимир, Червень на Краков и далее в Чехию. Сухопутной дорогой Киев был связан с Прикарпатьем, где добывали соль.
С древнейших времен основным предметом восточнославянского экспорта были предметы промыслов: мех, воск, мед и пр. В большом количестве вывозились рыбы – добытые в бесчисленных войнах. Ввозились предметы роскоши: дорогие материи, украшения, вина.
Религия восточных славян.
Религией восточных славян было язычество. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны другим языческим культурам, существовавшим у других народов.
Этапы верований восточных славян:
· Поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения
- Фетишизм (поклонение предметам)
- Анимизм (поклонение явлениям)
- Тотемизм (вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных)
- Оборотничесиво
· Поклонение духу (вера в души мертвых, а также культ предков)
· Политеизм (вера в богов)
- Перун (бог грозы, молнии и грома)
- Волоса (или Велеса – бог скота, торговли и богатства)
- Дажбог и Хорс (различные ипостаси солнечного божества)
- Стрибог (бог ветра, вихря и вьюги)
- Мокошь (земная супруга Перуна, ведет своё начало от «матери сырой земли». В древнерусское время богиня плодородия, воды, впоследствии покровительница женских работ и девичьей судьбы)
- Симаргл (зооморфное существо, божество низшего порядка, которое охраняло семена и посевы)
Древнерусское язычество было настолько распространено, что Древняя Русь и после принятия христианства в мировоззренческом отношении и в практических действиях являла собой языческое общество с формальным существованием в нем элементов христианской веры и культа. Большинство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться без или с малым привнесением в них христианских норм и в последующее время.
Образование государства у восточных славян.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно узнать:
а) Сколько было суперсоюзов у восточных славян?
б) Какова роль и степень участия норманнов (варягов) в процессе формирования государства Восточных славян?
в) Каково происхождение термина Русь?
Проблема формирования государства у восточных славян одна из самых сложных.
Существует огромное количество определений термина «государство».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА по Энегельсу:
Государству присущи три главных признака:
1. Размещение населения по территориальному принципу, а не на основе кровных связей, как в родовом обществе
2. Наличие публичной власти (князь), отделённой от основной массы народа
3. Взимание налогов (дань) на содержание власти.
Процесс формирования государства – закономерный процесс в каждом обществе, очень длительный по времени. Предпосылки государства вызревают последовательно в обществе.
Общие закономерности формирования государства:
Существуют общие черты, которые повторяются в каждом обществе, но есть и те, которые принадлежат только этому обществу.
Общие предпосылки:
- Социально-психологические
- Экономические
- Политические (в обществе зарождаются новые институты, обретают новые функции и забирают старые. Племена –>союзы –> суперсоюзы – >государство)
- Правовая
Главные проблемы образования государства восточных славян (особенные черты).
(Ответы на вопросы)
Ответ А) До 70х годов XX века считалось, что государство возникло при слиянии двух суперсоюзов восточных славян: Южный (Киев) и Северный (Старая Ладога, Новгород.
Однако Рыбаков пересмотрел этот историографический вывод, и заключил, что возникновением государства обязаны южному центру – Киеву. На рубеже VIII-IX веков в треугольнике Переяславль-Киев-Чернигов возникает мощный суперсоюз – «Русская земля». Доминировали поляне. Новгород же являлся лишь факторией Киева, не играя роли самостоятельного города.
На рубеже 70-80х годов Троянов И. Я. – декан исторического факультета, включился в полемику с Рыбаковым. На северо-западе, параллельно Киевскому суперсоюзу возникает еще союз, смешанный с финно-уграми. Доминировали кривичи и словене. В это же время в городе Ладога происходит построение Нового
Суперсоюзы возникают под воздействием внешней опасности. С Юга это Хазарский каганат (Хазария). Славяне платили дань хазарам (до середины 10 века). На севере это варяги.
Ответ Б) 1-я ВЕРСИЯ: норманнская теория. 862 г.Под повестью временных лет существует рассказ о борьбе между славянами и финоугорами. По предложению старосты Гостомысла, племена словен, кривичей и чуди обратились к жителям Скандинавского полуострова – варягам, чтобы те прекратили противостояние и установили порядок. По приглашению прибыли три князя: Рюрик, Синеус и Трувор со своими родами. Рюрик сел в Новгороде, Синеус – на Белоозере, а Трувор – в Изборске.
6 сентября 1749 г. – дата рождения норманнской теории. Георг Миллер в этот день выступил на общественном собрании с докладом «О происхождении русского народа и его имени».
Байер и Шлёцер поддержали Миллера. Был сделан вывод, что государство Российское было образовано Рюриком и его братьями. Таким образом первыми норманиствами были Миллер, Шлёцер и Байер, а антинорманистом Ломоносов.
Современное состояние норманнской концепции. Существует три подхода:
- Вся концепция является правдой.
- Рассказ летописца – это легенда (легенда - вставка), возникшая значительно позднее событий, изложенных в ней. Возникла под воздействием политической обстановки.
- В рассказе летописца верны только некоторые факты, но они скомпонованы таким образом, что они ставят под сомнение весь рассказ.
2-я ВЕРСИЯ.(Авторы Шахматов, Мавродин, Лихачёв)
Версия выдвинута на основе анализов различных списков «Повести временных лет». Идея в том, что рассказ был дописан позднее в 1116г. Кому же выгодно было переписать «Повесть временных лет»?
1054г после правления Ярослава Мудрого распалось русское государство, поэтому была борьба за Киев.
Съезд в Любиче (1097) по инициативе Владимира Мономаха. Результаты съезда – каждый правит в земле, полученной от отца. Мономах, следуя этому постановлению, должен был править в Чернигове или Переяславле, то есть не имел права править в Киеве.
1113 г –умирает Киевский князь, не имевший наследника возмущение в Киеве. За этим последовала просьба Мономаху княжить в Киеве. Он ответил согласием, что было нарушением Любического съезда. Мономах озаботился необходимостью обоснования законности своего княжения, то есть необходимость найти подобный прецедент в русской истории.
862 г, смута и приглашение варяг, отсюда появилась идея вставить в «Повесть временных лет» рассказ о варягах, чтобы обосновать воцарение Мономаха.
По просьбе Мономаха монах Сильвестр внес запись о призвании варяг в «ПВЛ»
?3-я ВЕРСИЯ (трактовка «ПВЛ»). Основа версии исследования Ключевского. По его мнению, Рюрик был реальной личностью. Он был нанят вместе с дружиной, ему платили. Он потребовал увеличения платы, последовал отказ и из-за этого переворот на Северо-Западе.
Позже произошла ассимиляция со славянским населением.