РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX— НАЧАЛЕ XX в.

Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Ка­питалистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (ад­министраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически об­разованных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на раз­витие культуры. Сложился новый социальный слой — российская ин­теллигенция, для которой стала характерной не только принадлеж­ность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа. В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокуль­турных потребностей государства. Около 10% государственного бюд­жета тратилось на культурные нужды, медицинскую помощь и соци­альное призрение. Вторая линия была нацелена на формирование об­щественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта ли­ния реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и уси­лением влияния церкви на общество.

Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золо­того века» предшествующего времени. На рубеже XIX—XX вв. в ду­ховной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусст­во и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложил­ся своеобразный историко-художественный период, который его со­временники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Просвещение и образование.В отличие от стран Западной Ев­ропы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако потребности производства требовали профес­сионально образованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамот­ности населения с 7% в начале 60-х годов XIX в. до примерно 30% в начале XX в. Система образования, сложившаяся во второй поло­вине XIX в., в основных чертах сохранилась до 1917 г.

Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение посте­пенно снижалось.

Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уде­лялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностран­ных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные ес­тественно-технические знания.

В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» за­прещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в.— в Саратове. Быстро росло количество спе­циальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государст­венных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на обществен­ные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В. И. Герье) и других городах. Накануне первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведе­ний, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

Просветительская деятельность.В пореформенной России и в начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализа­ции этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-тех­нические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие кур­сы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование.

Для развития культурно-просветительской деятельности были от­крыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, в них устраивались публичные лекции и теат­рально-концертные представления.

Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие неза­висимо от социального статуса, материального положения и вероисповедания. Наибольшую известность приобрел Московский народный университет имени А. Л. Шанявского, основанный в 1908 г.

Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И. Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф. Ф. Павленкова, изда­вавшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».

Во второй половине XIX — начале XX в. значительно увеличи­лось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они орга­низовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом).

Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населе­ния способствовала деятельность научных (Исторический), техниче­ских (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемори­альных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих му­зеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собра­ние русской живописи П. М. и С. М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.

Наука.Во второй половине XIX — начале XX в. углубился про­цесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общест­ва накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гу­манитарных наук.

В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А. М. Бутлеров. Н. Д. Зелинский заложил основы учения об органи­ческом катализе. А. И. Каблуков выполнил основополагающие рабо­ты в области электрохимии и физической химии. 60—70-е годы XIX в. стали «золотым веком» в отечественной химии.

Фундаментальное и прикладное значение имели исследования ма­тематиков П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова, С. В. Ковалевской в об­ласти теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математи­ческой физики.

Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Рабо­ты А. Г. Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произ­вели открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа), А. Н. Лодыгина (лампа накаливания). Большой золотой медали на Всемирной выстав­ке в Париже (1901) был удостоен А. С. Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио). Сенсационное со­общение на Международном конгрессе физиков сделал П. Н. Лебедев, подтвердивший электромагнитную природу света, измеривший его давление на твердое тело и газы. «Отцом русской авиации» на­зывают Н. Е. Жуковского — основоположника современной гидроаэ­родинамики.

К. Э. Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов.

Энциклопедические труды В. И. Вернадского способствовали по­явлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений.

Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медици­ны. И. М. Сеченов заложил основы отечественной физиологической школы, сделал ряд открытий в психологии. Нобелевские премии по­лучили И. П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной дея­тельности и физиологии пищеварения, а также И. И. Мечни­ков — автор фагоцитарной теории иммунитета. К. А. Тимирязев ос­новал русскую школу физиологии растений.

Русские географы и этнографы продолжили исследование малоиз­вестных регионов Земли: Тянь-Шаня, Тибета, Туркестана, Монголии, Индонезии, Филиппин, Эфиопии и др. Во время путешествий П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Мак­лая, В. К. Козлова и других были созданы карты этих районов, соб­раны богатейшие биологические и этнографические коллекции. Океа­нограф вице-адмирал С. О. Макаров совершил два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Се­верного морей. Он же предложил использовать ледоколы для иссле­дования Северного морского пути. Экспедиции Э. В. Толля и А. В. Колчака начали изучение Арктики, которое продолжил Г. Я. Седов. В 1912—1914 гг. он организовал экспедицию к Северному полюсу, провел геодезическую съемку побережья и островов Северного Ледо­витого океана.

На развитие гуманитарных наук особое воздействие оказывали общественные изменения, обострение социальных конфликтов, более глубокое, чем прежде, размежевание идейных позиций. Открытия в естественных науках (делимость атома, рентгеновские лучи, радиоак­тивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значительной степени повлияли на общественные науки.

В философии проявилась потребность нового осмысления приро­ды, общества и их связи с человеком. Усилилась критика эволюци­онной теории Ч. Дарвина, с материалистических позиций объясняв­шей биологическое развитие естественным отбором. Многие ученые-материалисты перешли на идеалистические позиции. Значительной части научной и художественной интеллигенции стали присущи ре­лигиозно-философские искания (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский). Одновременно большое распространение в России по­лучил марксизм как философская основа познания и преобразования общества (Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов-Ленин). Он привлекал своей кажущейся универсальностью и простотой в объяснении обще­ственно-исторических процессов. Однако политическая практика мар­ксистов, их нацеленность на преобразование общества революцион­ным путем, признание преобладания материальной жизни над духов­ной оттолкнули от них (особенно после революции 1905— 1907 гг.) часть интеллигенции. Все чаще философы и социологи стали скло­няться к идее, что только через нравственное совершенствование, ду­ховное очищение и творческие устремления можно создать справед­ливое общественное устройство.

Во второй половине XIX — начале XX вв. в связи с необходимо­стью понимания современных процессов и будущего России чрезвы­чайно вырос интерес к историческим знаниям. Выдающийся ученый С. М. Соловьев, чья деятельность началась еще в первой половине XIX в., написал множество работ по разным историческим пробле­мам и фундаментальный труд «История России с древнейших вре­мен». В нем он обосновал новую концепцию, объяснявшую отечест­венную историю природными и этническими особенностями русско­го народа. В. О. Ключевский, создавший оригинальную концепцию русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечествен­ной исторической науки. Различные идейные взгляды историков вы­звали появление трудов, в которых история России рассматривалась или с либеральных (П. Н. Милюков), или с марксистских позиций (М. Н. Покровский).

Развитие русской экономической мысли отразилось в работах марксистов (В. И. Ульянов-Ленин, А. А. Богданов) и их критиков (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский). Юрист и социолог М. М. Ковалевский основал в Париже «Высшую русскую школу общест­венных наук». В ней преподавали известные общественные деятели и учились русские эмигранты.

Литература.Художественная литература второй половины XIX — начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гу­манизм, народность и гражданственность. Их развивали И. С. Турге­нев, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Сал­тыков-Щедрин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и др. Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л. Н. Толстого, который был ми­ровым лидером критического направления в литературе. В произве­дениях М. Горького наиболее явственно проявилась связь реалисти­ческого метода с постановкой острых социально-политических про­блем России начала XX в.

Однако художественные приемы критического реализма переста­ли удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX—XX вв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм — все это вызвало появление мо­дернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие те­чения. Отличия определялись разницей философских, этических и эстетических позиций, которыми обусловливался выбор стилистики и языковых средств. Общим было новаторство, воспевание свободы личности, культ красоты и экзотики, звучность и сочность выраже­ний, неожиданность рифм и образов. Эстетические принципы симво­листов были сформулированы Д. С. Мережковским, А. А. Блоком, К. Д. Бальмонтом и В. Я. Брюсовым, ставшим их признанным гла­вой. Среди поэтов-акмеистов наибольшую известность приобрели Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Кузьмин. К футуристам принадлежали Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, Саша Черный. Творчество блестящего созвездия рус­ских поэтов начала XX в. позволило назвать это время «серебряным веком» русской поэзии.

Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульвар­ной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопроб­ная мелодрама, детективы, эротика).

Театр.Во второй половине XIX — начале XX в. активно разви­валось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы — А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Че­хова, А. М. Горького.

В московском Малом театре блистала плеяда замечательных ар­тистов (М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, А. И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Моск­вы. В нем играли В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др. В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская дея­тельность В. Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства.

Кино.На рубеже XIX—XX вв. в России появилось киноискусст­во, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. (в Петербурге в уве­селительном саду «Аквариум», в Москве — в саду «Эрмитаж»). С 1903 г. стали открываться стационарные «электротеатры», «иллюзио­ны». К 1916 г. в России было около 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн. зрителей.

В 90-х годах в России начали снимать документальные фильмы. Отечественные кинофирмы А. О. Дранкова и А. А. Ханжонкова воз­никли в 1907 —1908 гг. Первоначально они также создавали доку­ментальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская игровая кар­тина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометраж­ный фильм «Оборона Севастополя». В 1911 —1913 гг. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм, выпустивших бо­лее 600 картин. В 1911 —1913 гг. в России был создан первый в мире объемный (кукольный) фильм. Особую известность приобрели фильмы режиссера Я. А. Протаза­нова. Звездами отечественного немого кино стали актеры Вера Холод­ная и И. И. Мозжухин. Хотя в основе многих фильмов лежали произ­ведения А. С. Пушкина («Пиковая дама», «Домик в Коломне»), Ф. М. Достоевского («Бесы»), Л. Н. Толстого («Отец Сергий»), художествен­ный уровень большинства картин оставался крайне низким. Стави­лись, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии.

Музыка.Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, кото­рую критик В. В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно прояви­лись национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям.

Представители «Могучей кучки» и другие русские композиторы (П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов) создали мно­жество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. В начале XX в. поиски новых музыкальных средств выражения продолжил А. Н. Скрябин, в произведениях которого удивительно переплетались камерность и симфоничность.

Основными центрами музыкальной культуры стали консервато­рии в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С. И. Мамонтова (затем — С. И. Зимина). Популяризации на­циональной музыки способствовала деятельность Русского музыкаль­ного общества, основанного в 1859 г. по инициативе А. Г. Рубин­штейна «для развития музыкального образования, вкуса к музыке и поощрения отечественных талантов». Пропагандой произведений рус­ских и зарубежных композиторов занимались преподаватели бесплат­ной музыкальной школы, открытой в Петербурге в 60-х годах М. А. Балакиревым и учителем пения Г. Я. Ломакиным.

Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами (Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым, А. В. Не­ждановой). Имена выдающихся балетных танцоров (А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского) навсегда вошли в сокровищни­цу мировой культуры. Хореографические постановки М. И. Петипа стали классикой мирового балета.

Особое значение для популяризации театрально-музыкального ис­кусства России имела деятельность С. П. Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907—1913).

Живопись и скульптура.В середине XIX в. в изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм. Он складывал­ся в борьбе с академизмом первой половины XIX в., выражал прин­ципы демократической и гражданственной эстетики.

В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств образовали в Пе­тербурге свою «Артель». В 1870 г. ими было создано «Товарищество передвижных художественных выставок». И. Н. Крамской, Г. Г. Мя­соедов, В. Г. Перов, Н. Н. Ге и другие стремились развить нацио­нальные традиции и приблизить искусство к народу. Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И. Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. В шко­ле передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В. И. Су­риков, В. М. Васнецов). Близкий к передвижникам В. В. Верещагин известен как мастер батальной живописи.

К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразитель­ном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В. А. Серова и пейзажи И. И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские худо­жественные традиции с новыми изобразительными формами (М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, И. Я. Билибин и др.).

На рубеже XIX—XX вв. модернистские поиски привели к скла­дыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь и др.). «Мирискусники» провоз­гласили новые художественно-эстетические принципы, противостояв­шие и реалистическим воззрениям передвижников, и академизму. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от соци­альных и политических проблем. Главное для них — красота и тра­диции русской национальной культуры. Особое внимание они уделя­ли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII — начало XIX в.), а также популяризации западно-европейско­го искусства.

В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители К. С. Малевич, Р. Р. Фальк, М. 3. Шагал и другие проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции отразились в творчестве А. М. Опекушина (памятник А. С. Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М. М. Антокольского, соз­давшего галерею скульптурных портретов и исторических деятелей России («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»). Ряд монументальных скульптурных произведений принадлежал М. О. Микешину (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатери­не Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма в начале XX в. скульпторы А. С. Голуб­кина и С. Т. Коненков использовали в своем творчестве новые пла­стические формы и светотеневые контрасты, позволявшие преодолеть статичность изваяния, создать впечатление движения. Архитектура. Градостроительство было связано с бурным эконо­мическим развитием пореформенной России. Облик городов опреде­ляли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначе­ния — банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассор­тимент строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло.

Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эк­лектика— разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архитектора А. И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались эле­менты барокко, мавританского и «русского» стиля. Постепенно «рус­ский» стиль стал преобладать. В его традициях были построены зда­ния Исторического музея (арх. В. О. Шервуд), Городской думы (арх. Д. Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (арх. А. Н. Померанцев) в Москве.

В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три на­правления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и здание Художественного театра (арх. Ф. И. Шехтель), гостиница «Метрополь» (арх. В. Ф. Валькот) и др. В неорусском стиле исполь­зовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпре­тации (арх. А. В. Щусев — Казанский вокзал). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал (арх. И. И. Рерберг), Музей изо­бразительных искусств (арх. Р. И. Клейн) и здание Госбанка (арх. И. В. Жолтовский) — возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.

В целом достижения русской культуры получили мировое при­знание. Многие отечественные ученые были почетными членами ев­ропейских академий и научных учреждений. Имена русских путеше­ственников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влия­ние на развитие европейской и мировой культуры.

Глава 31.

Наши рекомендации