Навыки эффективных менеджеров.
Основные функции менеджера
Функции управления (Управлять):
исследовать окружение;
планировать;
организовывать;
координировать;
контролировать;
стимулировать.
Функции руководства (Руководить):
управлять подчиненными;
обучать;
мотивировать.
Основные задачи менеджера в области руководства
Ставить цели и задачи подчиненным;
Распределять функции.
Основные задачи менеджера в области управления
Заставить объект управления достигнуть цели;
Определять наличие проблем, их критерии и параметры, масштаб допустимых отклонений;
Принимать решение;
Решать проблемы;
Изменять ситуацию в лучшую сторону;
Нести ответственность.
Классические задачи менедж.:
-планирование
-организация
-набор и отбор персонала
-обучение и развитие
-мотивация
-контроль
Управленческие роли
Менеджеры занимают определенные руководящие должности в управленческой иерархии организации и именно это определяет их служебное поведение (роль), заставляет их вести себя определенным образом. Занявший должность руководитель не влияет на ее содержание, хотя как личность может по-разному исполнять эту роль.
Генри Минцберг выделяет десять ролей, которые, принимают на себя менеджеры в различные периоды и в разной степени. Эти роли классифицируются в рамках трех крупных категорий: межличностные, информационные и роли связанные с принятием решений (2007г.).
Межличностные роли (главный руководитель, лидер, связующее звено), вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми;
Информационные роли (приемник информации, распространитель информации, представитель), действуют в качестве центра обработки информации;
Роли, связанные с принятием решений (предприниматель, устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры), представляют распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, введение переговоров
Й.П. Коттер выделяет восемь неформальных ролей менеджера: лидер, двигатель группы, эмоциональный вовлекатель, генератор идей, систематизатор, отражатель, гармонизатор, доводчик
Неформальная роль - "лидер", представляет собой силовой центр коллектива, уверенно координирующий его движение в коммуникативном пространстве.
Роль "двигатель группы", не может не работать и своим примером включает в работу других. Двигатель группы всегда находится в движении, не терпит лени, все его усилия направлены на поддержание рабочего ритма в группе.
"Эмоциональный вовлекатель" в неформальной роли, самый коммуникабельный и экспрессивный участник группы, его стиль общения должен быть в большей степени напористым, чем успокаивающим. Одной силы авторитета и двигательного принуждения часто оказывается мало, чтобы коллектив быстро и организованно включился в работу
Следующая неформальная роль - "генератор идей", требуется постоянная выдача перспективных догадок и прозрений - таких находок, открытий и предложений, на основании которых можно строить стратегию долгосрочного развития организации.
От "систематизатора", требуется холодная отстраненность, способность сравнивать противоположные точки зрения и выносить объективное суждение.
Роль "отражатель" - тонкая восприимчивость, умение подмечать значимые детали и тем или иным способом реагировать на них, доносить назревающие перемены.
Неформальная роль - "гармонизатор" отвечает за мир и душевное спокойствие в группе. Он - человек чуткий, неагрессивный, способен понять и простить, не очень активен, собственные чувства и переживания умеет скрывать.
"Доводчик" в неформальной роли - это основная исполнительная сила любой слаженной команды. Их может быть в универсальном коллективе несколько. Человек, в этой роли, отличается чувством хозяина на своей территории. Он прагматично настроен, умеет качественно оформлять свои изделия и рассчитывает на достойное вознаграждение своего труда.
навыки эффективных менеджеров.
1. Вербальная коммуникация (включая умение слушать).
2. Умение управлять временем и стрессом.
3. Способность принимать решения.
4. Выявление, определение и решение проблем.
5. Стимулирование и мотивация других лиц.
6. Делегирование полномочий.
7. Постановка целей и формулирование видения будущего организации.
8. Самоанализ.
9. Создание команды.
10. Управление конфликтами.
Межличностные навыки общения
Эффективная межличностная коммуникация
Подготовка и проведение презентаций, переговоров
Эффективные стратегии убеждения
Наставничество, консультирование, коучинг подчиненных