Внутренние функции государства. 4 страница
- право на обжалование решений — кассация (жалоба в суд другой инстанции на недостатки в судебных процедурах), апелляция (просьба на повторное рассмотрение дела, с целью изменения наказания);
- гласность при рассмотрении абсолютного большинства дел;
- состязательность;
- равенство субъектов правовых отношений перед законом и другие.
Классификации судов весьма разнообразны. Различают судебные системы с судами универсальной юрисдикции (рассматривают любые дела) и системы судов специализированных (финансовые, военные, патентные, дисциплинарные и иные суды), суды первой, второй и третьей инстанции. В некоторых странах бывают суды четырёх инстанций. Суд первой инстанции рассматривает обычно малозначимые дела, второй — более тяжкие. Суды второй инстанции могут служить апелляционными и кассационными судами для судов первой инстанции. Суды третьей инстанции — высшие суды. Они рассматривают необычные и редкие дела и являются кассационными и апелляционными для судов первой и второй инстанции.
Судебная власть в Республике Беларусь, как записано в ст.109 Конституции республики, принадлежит судам. Системы судов строятся на принципах территориальных и специализации. В ст. 102 подчеркивается, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актах, т. е. суды подчиняются только закону и никому более.
Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным судом Республики Беларусь. Он призван пресекать беззаконие органов государственной власти, обеспечивать верховенство Конституции.
Конституционный суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.
Шесть судей Конституционного суда назначаются Президентом, шесть — избираются Советом Республики. Председатель Конституционного суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного суда — 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного суда — 70 лет.
Конституционный суд по предложению Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного, Высшего хозяйственного судов, Совета Министров Республики Беларусь даёт заключение о соответствии законов, декретов, указов Президента, любого другого государственного органа Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.
Нормативные акты и их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определённом законом. Решение Конституционного суда имеет юридическую силу закона. Принимая обязательные для исполнения заключения, Конституционный суд оказывает влияние на формирование правовой системы, отвечающей международным нормам, правам граждан.
Конституционный суд за десять лет существования с 1994 года рассмотрел 254 нормативных документа на предмет их соответствия Конституции Республики Беларусь. Только за период 1994–1998 гг. подвергнуто проверке 75 нормативных актов, в том числе 24 закона, 6 постановлений Парламента, 18 приказов и распоряжений Президента, 8 постановлений Правительства и др. Признаны неконституционными около 50 актов. В последние годы Конституционный суд начал рассматривать индивидуальные обращения граждан, которых только в 2002 году поступило более 1300.
Так, исходя из Конституционных гарантий на свободу передвижения и выбора места жительства в пределах Республики Беларусь, права собственности и права на жилище, а также международного права, Конституционный суд своим решением от 25 марта 1997 г. снял ряд ограничений в реализации этих прав. Он указал, что граждане РБ, в том числе и постоянно проживающие за её пределами, вправе приобретать квартиры и дома в любых пунктах республики, независимо от постоянного места жительства.
17 мая 1997 г. Конституционный суд признал неконституционными соответствующие нормы Уголовного кодекса, которые не допускали пересмотра вступивших в законную силу приговоров.
В ноябре 1998 г. Конституционный суд восстановил право лиц, достигших пенсионного возраста и находящихся в местах лишения свободы, на получение назначенной им пенсии. Этим защищены не только права граждан, но и налогоплательщиков.
9 июня 1998 г. принято заключение, что нормативные акты должны вводится в действие только после их опубликования и не должны иметь обратной силы. Приняты и другие решения.
В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный суд по предложению Президента даёт заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения Палатой представителей Конституции Республики Беларусь.
Таким образом, мы видим, что судебная власть — важный и необходимый институт власти.
V. Важное место в системе институтов государственной власти занимает и местная власть. Она является важнейшим звеном организации граждан, базисом демократии, связующим звеном между обществом и государством, самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти. Наличие местной власти характеризует степень демократизации государства и уровень развития гражданского общества. Местная власть способствует решению политических, экономических, социальных и культурных вопросов, вопросов здравоохранения местного значения, исходя из интересов населения данной территории. Она приближает государственную власть к народу.
Местная власть сочетает в себе как бы два органа — местное самоуправление и местное управление. Местное управление — это органы, назначаемые центральной властью и представленные исполнительными комитетами (исполкомами, муниципалитетами, администрациями), а местное самоуправление — это Советы депутатов, которые избираются непосредственно гражданами. Сочетание этих двух начал в местной власти называется местным управлением и самоуправлением. Советы депутатов — это своего рода местный парламент, а исполком — правительство. Исполком — постоянно действующий орган, а выборные Советы собираются периодически для решения каких-то важных принципиальных вопросов. Система органов местного управления и самоуправления определяется Конституцией, законом и другими нормативными актами.
Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь, местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Местное самоуправление и управление осуществляется в границах административно-территориальных единиц: сельсовета, поселка, города, района, области.
Основное звено местного самоуправления — местные Советы депутатов — представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Местные Советы призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.
В Республике Беларусь установлены три территориальных уровня местных Советов депутатов: первичный, базовый и областной. К первичному относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения), к базовым — городские (города областного подчинения), районные, к областным — областные Советы депутатов. Минский городской Совет депутатов обладает статусом базового и областного Совета депутатов.
Такая трехуровневая система (сельский Совет, районный и областной) соответствует мировой практике. Например, в США штаты делятся на графства, а графства на округа. Более сложная пятиуровневая система местной власти имеется во Франции. Там низшим звеном является коммуна, далее — кантон, округ, департамент и завершает систему крупная административно-территориальная единица — регион (вместо ранее существовавших провинций). Это такие регионы, как Аквитания, Бургундия, Пикардия, Нормандия и т. д.
В соответствии со статьей 118 Конституции Республики Беларусь, местные Советы депутатов избираются гражданами тех административно-территориальных единиц, на которых они находятся, сроком на 4 года. Депутатом местных Советов Республики Беларусь может быть гражданин республики, достигший 18 лет. Общее количество Советов в Беларуси — 1672: 6 областных, Минский городской Совет, 117 районных, 20 городских (в числе — Минск, областные центры, а также крупные города областного подчинения — Барановичи, Бобруйск, Борисов и т. д.), 11 Советов районного подчинения (например, Фаниполь), 77 поселковых и 1440 сельских Совета.
Взамен упраздненных районных в городах Советов депутатов и иных органов Указом Президента РБ от 19 сентября 1995 года образованы местные администрации, входящие в так называемую «президентскую вертикаль».
Председатели областных (иногда их неправильно называют губернаторами) и Минского городского исполкомов назначаются Президентом Республики Беларусь и утверждаются областным и Минским городским Советами депутатов. Кандидатура на эту должность считается утвержденной, если за нее проголосовало большинство депутатов от числа избранных. В случае, если Совет депутатов не утверждает кандидатуру, Президент Республики Беларусь в том же порядке вносит другую кандидатуру. При повторном отказе областного, Минского городского Совета депутатов утвердить кандидатуру, назначенную на должность председателя исполнительного комитета, решение Президента, принятое по той или иной кандидатуре, является окончательным.
Назначение на должность и освобождение от нее председателей районных (городских) исполнительных комитетов и представление их кандидатур на утверждение районных (городских) Советов депутатов осуществляется председателем областного исполнительного комитета. Он же принимает окончательное решение о назначении председателей районных (городских) исполнительных комитетов, а также в случае повторного отказа соответствующих Советов депутатов утвердить предложенные кандидатуры.
Назначение председателя областного, городского и районного исполнительного комитета на должность и освобождение его от должности оформляется указом Президента Республики Беларусь.
К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:
- утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
- установление местных налогов и сборов;
- определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью (землей, жилищным фондом, школами, ФАПами амбулаториями и т. д.);
- назначение местных референдумов.
Полномочия исполнительных комитетов заключаются в выполнении решений вышестоящих органов, решений местных Советов, управлении местной собственностью, организациями и учреждениями. Они также выдают лицензии на право торговли, содержание различных предприятий бытового обслуживания, лечебных учреждений, разрешения на занятие промыслом; устанавливают правила торговли, застройки, поведения в общественных местах; выделяют земельные участки под строительство; дают разрешения или накладывают запреты на проведение уличных шествий, митингов, демонстраций. Исполнительные комитеты осуществляют надзор в сфере общественного порядка, противопожарной безопасности, санитарный надзор и т. д. В некоторых странах местные исполкомы (муниципалитеты) имеют свою полицию (США, Канада, Франция).
Для осуществления своих полномочий органы местного управления и самоуправления должны располагать финансами. Источники финансов (доходов) — государственные субсидии, т. е. выплаты из общегосударственного бюджета, а также сборы за выдачу разрешений документов, местные налоги. Общегосударственные субсидии бывают трех видов: общие субсидии (не целевые, а выплачиваемые регулярно); целевые субсидии (регулярно выплачиваемые на конкретные цели — образование, здравоохранение, культуру и т. д.); специальные — для отдельных субъектов (предприятий, организаций и т. д.).
Решения местных исполнительных органов, не соответствующие законодательству РБ, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными органами, а также Президентом Республики Беларусь. В случае систематического или грубого нарушения местными Советами депутатов законодательства, они распускаются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.
В заключение вопроса следует отметить, что в советское время полномочия местных Советов были сильно деформированы. Деформации привели к постоянному отлучению населения от самостоятельного участия в решении вопросов местной жизни. Самоуправление граждан территориями, закрепленное в Конституции, в реальности практически не существует и сейчас. Самоорганизация граждан на местах фактически отсутствует. Исполнительные комитеты местного управления наделены правами распоряжения финансовыми, материальными ресурсами, коммунальной собственностью, а председатели исполкомов непосредственно подчиняются Президенту Беларуси. В результате Советы депутатов как органы общественного самоуправления, являются маловлиятельными местными органами государственной власти. Из-за слабой материальной и финансовой базы практически не способны оказывать населению необходимую помощь и заботу сельские Советы. Сельсоветы находятся фактически в полной зависимости (финансовой и экономической) от председателей колхозов, местных предприятий и райисполкомов, в то время, как именно Советы, по Конституции, должны распоряжаться государственной собственностью — землей, лесными, водными и иными ресурсами. Поэтому контакты между Советами и населением пока незначительны.
Улучшению финансового, а с этим и материального положения местных советов и исполкомов способствовало бы проведение территориально-административной реформы, направленной на сокращение числа районов и сельсоветов (до 1917 г. на территории Беларуси было всего 17 районов), снижение выплат из местных доходов, налогов и сборов в областные и республиканский бюджеты, развитие предпринимательства.
В заключение темы следует отметить: а) система институтов государственной власти в Республике Беларусь очень громоздка; б) в системе институтов государственной власти преобладает не законодательная, а исполнительная власть.