Образование восточнославянского государства. Норманнская и антинорманнская теории
Образование государства у восточных славян явилось результатом их длительного развития. Процесс создания государства был ускорен сильной внешней опасностью, исходившей от северных и восточных соседей – варягов и кочевников. Появлению государства у восточных славян предшествовало складывание ряда предпосылок, т.е. необходимых условий:
1) Рост производительности труда благодаря появлению земледелия и использованию орудий труда из железа. Появляется прибавочный продукт, который концентрируется у одной части общества, и который можно было использовать на управленческий аппарат.
2) Разложение родоплеменного строя в ходе расселения славян и распад родовой общины. Родовая община уступила место территориальной, «соседской» общине, основанной уже не на кровных связях, а на общности интересов (например, совместной обработке земли).
3) Происходит социальное расслоение. Появляются богатые и бедные, что было невозможно при родовом строе, где все равны. Усложняется социальная структура: появляются земледельцы, ремесленники, торговцы, дружинники и т.д. Интересы различных социальных групп становятся разнонаправленными. Для удержания порядка в таком дифференцированном обществе требуется специальный аппарат управления и принуждения.
4) Появление дружины, которая выполняла не только защитные функции, но и управленческие, поскольку следила за сохранением порядка. Во главе дружины находился князь. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках князей, приобретая характер раннефеодальной монархии.
5) Рост числа городов, которые становятся административными центрами, резиденциями князей и дружины.
Совокупность перечисленных предпосылок сформировалась в VII-VIII вв. В IX в. усилившаяся внешняя опасность заставила объединиться уже племенные союзы восточных славян в т.н. «суперсоюзы», которые рассматриваются как протогосударственные образования. Один такой «суперсоюз» возник на юге вокруг племени полян для защиты от хазар. Его центром был Киев. Другой «суперсоюз» возник на севере для защиты от варягов. Его образовали восточнославянские племена ильменских словен и кривичей, а также финно-угорские племена чудь и весь. Его центром был Новгород.
Нестор в «Повести временных лет» утверждает, враждовавшие между собой племена ильменских славян, кривичей, чудь и весь пригласили в 862 г. варяжского князя для наведения порядка. «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете же княжить и володети нами». На приглашение откликнулись три брата-варяга: Рюрик, ставший князем в Новгороде, Синеус – в Белоозере и Трувор в Изборске. Большинство историков считают, что Синеус и Трувор – фигуры легендарные (в переводе со старошведского языка – языка варягов – слова «сине хус тру варинг» означают «с домом и верной дружиной»).
После смерти Рюрика в 879 г. при его малолетнем сыне Игоре опекуном становится князь Олег (879-912), прозванный Вещим. В 882 г. Олег захватил Киев и соединил два протогосударственные объединения. Киев Олег сделал столицей возникающего восточнославянского государства. Далее он покорил древлян, северян, радимичей, обложил все население данью.
882 г. некоторыми историками считается временем создания государства у восточных славян, но это не так. Государство – особая политическая организация общества, имеющая власть над определенной территорией, ее населением и суверенное право сбора налогов. Оно возникает тогда, когда имеются все его признаки, к которым относят: а) единая территория; б) наличие суверенной власти; в) налоговая система; г) законодательная система; д) наличие аппарата принуждения. Совокупность этих признаков сложилась у славян только в X в., когда при Святославе Русь получила независимость от хазар и при Владимире окончательно сформировалась территория Киевской Руси.
В XVIII в. немецкими учеными Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером, А.Л. Шлецером, находящимися на русской службе, была выдвинута норманнская теория. Используя «Повесть временных лет», они доказывали, что государство у восточных славян образовали варяги, а сами славяне создать государство были неспособны. Слово «русь» они также считали варяжским.
Против этой концепции выступил М.В. Ломоносов, обосновавший антинорманнскую теорию. Согласно его версии, государство было создано самими восточными славянами безо всякого участия скандинавов, а слово «русь» имеет славянские корни.
В настоящее время считается, что государство создано самими восточными славянами, но при участии варягов, которые сыграли роль катализатора и дали начало великокняжеской династии Рюриковичей.
4.3 Киевская Русь – раннефеодальное государство
Киевская Русь (IX-XI вв.) была раннефеодальной монархией. Во главе государства находился Великий князь Киевский, власть которого передавалась по наследству. Чаще всего порядок передачи престола определялся принципом родового старейшинства, называвшийся «лествичным» (или «лестничным» порядком наследования). Он означал переход власти не к старшему сыну, а от брата к брату, т.е. к старшему в роду. Однако изредка князь мог быть избран на вече.
Первоначально управление страной киевский князь осуществлял во время полюдья– объезда с дружиной подвластных земель для сбора дани и суда. Затем для управления отдельными княжествами киевский князь стал отправлять в качестве наместников своих сыновей, братьев, дружинников.
Великий князь Киевский опирался на дружину. Она делилась на старшую и младшую. В старшую дружину входили наиболее знатные воины, они являлись советниками князя. С развитием феодального землевладения дружинники постепенно превращались в земельных собственников – бояр. Младшую дружину составляли гриди и отроки. Они осуществляли сбор дани, участвовали в военных походах.
Правление киевских князей вкратце можно охарактеризовать следующим образом.
Олег включил в состав своих владений земли древлян, северян, радимичей. При нем в 907 г. и 911 г. были совершены два удачных похода на Константинополь. Греки были вынуждены заключить договор на выгодных для русских условиях. По договору русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия.
После Олега в Киеве княжил сын Рюрика Игорь (912-945). В 944 г. был подтвержден договор с Византией, но на менее выгодных условиях. В 945 г. он был убит древлянами за то, что попытался повторно собрать с них дань. Само взимание дани еще не было упорядочено.
Жена Игоря Ольга (945-957) жестоко отомстила за смерть мужа. Столица древлян Искоростень была сожжена. Тем не менее, Ольга вынуждена была упорядочить сбор дани. Она установила «уроки» – размеры дани и «погосты» – места сбора дани. Таким образом, было положено начало формирования налоговой системы. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян. Но самым важным деянием Ольги было то, что она первая из киевских правителей приняла христианство.
Сын Ольги и Игоря Святослав(957-972) государственную деятельность совмещал с полководческой. В период своего правления он присоединил земли вятичей, победил Волжскую Болгарию, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат. Русь стала полностью суверенным государством. Возвращаясь после похода на Византию, отряд Святослава был разбит печенегами, а сам Святослав был убит.
Объединителем всех земель восточных славян в составе Киевской Руси стал сын Святослава – Владимир (980-1015), прозванный народом Красное Солнышко. В 980 г. он попытался провести первую религиозную реформу. Был создан единый пантеон наиболее почитаемых языческих богов во главе с Перуном. Поклоняться этим божествам должны были во всем государстве. Но реформа потерпела крах. Население по-прежнему поклонялось привычным божествам. Тем не менее, реформа 980 г. подготовила условия для принятия христианства.
Расцвет древнерусского государства связан с именем Ярослава Мудрого (1019-1054). Когда в 1015 г. Владимир умер, на киевском престоле оказался его сын Святополк (1015-1019), но влиятельная дружина Владимира на престоле хотела видеть других сыновей Владимира - Бориса и Глеба. Святополк приказал их убить. Известие об убийстве Бориса и Глеба всколыхнуло восточнославянское общество. Русская Православная Церковь назвала их своими первыми святыми. Святополк получил прозвище Окаянный. Против Святополка выступил его брат Ярослав, княживший в это время в Новгороде. В 1019 г. Ярослав утвердился на киевском престоле. При Ярославе Мудром Русь достигла наивысшей точки развития. Он покровительствовал образованию, живописи, строительству. При нем появились первые государственные школы. Появился первый свод законов – «Русская правда». При Ярославе Мудром появляются первые монастыри, самым крупным из них стал Киево-Печерский.
Таким образом, в политике киевских князей прослеживаются общие черты. Они настойчиво расширяли свои владения, подчиняя все новые славянские племена, вели постоянную борьбу с кочевниками - хазарами, печенегами, половцами; стремились обеспечить более благоприятные условия для ведения торговли с Византией. В результате деятельности киевских князей было укреплено государство, Русь значительно расширила свои владения и вышла на международную арену.