Что представляет собой уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Европейского Союза?
Нормативные акты Европейского Союза в сфере уголовного права (материального и процессуального), как правило, издаются в рамках третьей опоры - сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (см. вопрос N 14). Главной формой правотворчества по этим вопросам служат рамочные решения - основы законодательства Европейского Союза в уголовно-правовой сфере (см. вопросы N 5 и N 26).
После 2005 г. в соответствии с прецедентным правом Суда Европейского сообщества нормативные акты по вопросам уголовного права также стали издаваться в рамках первой опоры Союза (Европейского сообщества) в форме директив.
После вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г., ликвидирующего деление Европейского Союза на опоры (см. вопрос N 17), директива станет единственным видом основ законодательства Союза во всех сферах, в том числе в уголовно-правовой.
Нормативные акты
Рамочные решения Совета в области материального уголовного права устанавливают общие признаки преступных деяний, которые носят "транснациональный" характер или посягают на интересы Европейского Союза в целом. Как правило, эти документы определяют также размер и виды наказаний, которые служат для государств-членов минимальным стандартом.
Например, за любое из "террористических преступлений", признаки которых установлены Рамочным решением 2002/475/ПВД Совета от 13 июня 2002 г. "О борьбе с терроризмом"*(178), в каждом государстве-члене должно быть предусмотрено наказание в виде лишения свободы. За некоторые из этих деяний верхний предел санкции должен быть не меньше восьми лет (участие в деятельности террористической группы) или 15 лет (руководство террористической группой).
Кроме терроризма, в последние годы изданы директивы и рамочные решения, определяющие признаки и наказания в отношении следующих преступных деяний:
- фальшивомонетничество и подделка безналичных средств платежа: Рамочное решение от 29 мая 2000 г. "Об усилении защиты от фальшивомонетничества в связи с введением евро посредством мер уголовной ответственности и других санкций" и Рамочное решение от 28 мая 2001 г. "О борьбе с обманными действиями и подделкой в отношении безналичных средств платежа";
- отмывание (легализация) доходов, полученных преступным путем: Рамочное решение от 26 июня 2001 г. "Об отмывании денег, идентификации, выявлении, замораживании или изъятии и конфискации орудий совершения преступлений и доходов от преступной деятельности";
- торговля людьми: от 19 июля 2002 г. "О борьбе с торговлей людьми";
- помощь незаконному въезду, транзиту и пребыванию иностранцев (см. вопрос N 156);
- коммерческий подкуп и сходные преступления: Рамочное решение от 22 июля 2003 г. "О борьбе с коррупцией в частном секторе";
- сексуальная эксплуатация несовершеннолетних: Рамочное решение от 22 декабря 2003 г. "О борьбе против сексуальной эксплуатации детей и детской порнографии";
- незаконный оборот наркотических средств и психотропных вещества: Рамочное решение от 25 октября 2004 г. "О введении минимальных положений в отношении составных элементов уголовных преступлений и санкций, подлежащих применению в сфере торговли наркотиками";
- компьютерная преступность: Рамочное решение от 24 февраля 2005 г. "Об атаках на информационные системы";
- организованная преступность: Рамочное решение от 24 октября 2008 г. "О борьбе с организованной преступностью";
- экологические преступления: Директива 2008/99/ЕС от 19 ноября 2008 г. "Об уголовно-правовой охране окружающей среды";
- преступления, связанные с расизмом и ксенофобией (ненавистью к иностранцам): Рамочное решение от 28 ноября 2008 г. "О борьбе с некоторыми формами и проявлениями расизма и ксенофобии посредством уголовного права".
Уголовно-процессуальное законодательство Европейского Союза призвано в первую очередь обеспечить взаимное признание и исполнение решений по уголовным делам, которые выносятся судами и другими компетентными органами государств-членов.
Главным результатом этих усилий стало принятие Рамочного решения от 13 июня 2002 г. "О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами". Европейский ордер на арест должен заменить громоздкую и малоэффективную процедуру выдачи (экстрадиции) обвиняемых и преступников, скрывающихся от правосудия на территории других государств-членов. Применительно к аресту имущества и передаче вещественных доказательств издано Рамочное решение 2003/577/ПВД Совета от 22 июля 2003 г. "Об исполнении в Европейском Союзе решений о замораживании имущества или доказательств". Последним к 2009 г. крупным шагом в развитии принципа взаимного признания в уголовно-правовой сфере стало введение законодательством Союза еще одного европейского ордера, который может применяться в целях получения из других государств-членов доказательств по уголовным делам - "европейского ордера на получение доказательств". Правовой режим этого ордера предусмотрен Рамочным решением от 18 декабря 2008 г. "О европейском ордере на получение доказательств в целях получения предметов, документов и данных для их использования в рамках уголовных процедур".
Вопросам взаимной правовой помощи по уголовным делам посвящена одноименная глава Шенгенской конвенции 1990 г. (глава 2 раздела III "Полиция и безопасность"). В 2000 г. по этим вопросам подписана Конвенция от 29 мая 2000 г. "О взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами - членами Европейского Союза".
Большое внимание Европейский Союз уделяет вопросам организации информационного и практического взаимодействия между судами, прокуратурами и полицейскими службами государств-членов. С этой целью установлены правовые основы для обмена офицерами или магистратами "по связи", создана Европейская информационная сеть в области правосудия, объединяющая контактные пункты в министерствах юстиции и судах разных государств-членов.
Главным техническим средством оперативной передачи правоохранительной информации служит Шенгенская информационная система, в которую заносятся не только данные о нежелательных иностранцах, но и другие виды "информационных запросов" (о разыскиваемых преступниках или без вести пропавших лицах, о похищенных автомобилях, информационные запросы в целях конфиденциального наблюдения за физическими лицами и др.).
В рамках полицейского сотрудничества (глава 1 раздела III "Полиция и безопасность" Шенгенской конвенции) сотрудникам полиции государств-членов разрешено осуществлять свои полномочия на территории других стран Союза в случае, если они производят трансграничное наблюдение или преследование "по горячим следам" лица, совершившего преступление.
Существует также большое число нормативных актов Союза, регулирующих отдельные аспекты полицейского и судебного сотрудничества. Например, Решение от 25 апреля 2002 г. "О безопасности в ходе международных футбольных матчей" предусматривает создание в каждом государстве-члене специального информационного отдела, взаимодействующего с полицейскими службами своего государства и аналогичными отделами других стран Союза.
Как и в сфере материального уголовного права, законодатель Европейского Союза стремится к постепенной гармонизации отдельных принципов и норм уголовного процесса государств-членов. Первым шагом в этом направлении стало принятие Рамочного решения от 15 марта 2001 г. "О статусе потерпевших в уголовном процессе".