Что представляют собой правовые основы политики ЕС в области культуры?
Культура народов Европы всегда поражала воображение всех тех, кто хотя бы раз с ней соприкасался. Европейцы обладают богатейшим культурным и историческим наследием, оказывавшим и оказывающим колоссальное влияние на культуры народов других континентов. Современный расцвет культуры в Западной Европе сопряжен с выдвижением на первый план общеевропейских:, единых для всех европейских культур черт и традиций при сохранении устоявшегося их многообразия и специфики развития. Европа не перестает быть конгломератом культур, однако современная тенденция интеграции не может не коснуться духовно-культурной сферы.
Как и образование, культура оказалась в сфере интересов Сообщества с начала 1970-х гг., но окончательное закрепление в учредительных документах компетенция Сообщества получила только с принятием Маастрихтского договора 1992 г.
Пункт "q" § 1 ст. 3 Договора о ЕС называет "вклад в... расцвет культуры в государствах-членах" в качестве одного из направлений деятельности ЕС. Компетенция в этой области предоставлена Сообществу разделом XII "Культура" Договора о ЕС, содержащим всего одну статью - ст. 151.
Согласно ст. 151 Договора деятельность Сообщества в области культуры имеет целью содействие "расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие и в то же время выдвигая на первый план общее культурное наследие". Для достижения этой цели Сообщество поощряет сотрудничество между государствами-членами, а также поддерживает и дополняет их действия в следующих областях:
- расширение и распространение знаний о культуре и истории европейских народов;
- сохранение и защиту культурного наследия европейской значимости;
- некоммерческий культурный обмен;
- художественное и литературное творчество, включая аудиовизуальный сектор.
Принципиальное положение содержится в § 4 ст. 151 Договора о ЕС. Оно говорит о том, что все другие направления деятельности ЕС должны принимать во внимание культурные аспекты, прежде всего руководствуясь принципом уважения разнообразия культур. В развитие этого положения Советом 20 января 1997 г. была утверждена Резолюция об интеграции культурных аспектов в действия Сообщества. Данный принцип нашел также отражение в ст. 22 Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г., в которой провозглашается уважение Европейским Союзом культурного, религиозного и языкового разнообразия.
Сфера культуры относится к совместным предметам ведения ЕС и государств-членов. Как и в области образования, полномочия Сообщества в области культуры нельзя назвать значительными. ЕС для достижения целей ст. 151 Договора о ЕС вправе издавать лишь рекомендации и принимать поощрительные меры, исключая какую-либо гармонизацию законодательства государств-членов.
Практические мероприятия Сообщества в области культуры сегодня проводятся по трем основным направлениям:
- содействие расцвету культуры на пространстве без внутренних границ;
- культурное наследие, литература, аудио-визуальный сектор;
- сотрудничество с третьими странами и международными организациями*(143).
Одной из самых важных программ Сообщества в области культуры является программа "Культурная столица Европы", начало осуществления которой было положено еще в 1985 г. Сегодня на период до 2019 г. мероприятия по данной программе проводятся на основе Решения 1419/1999/ЕС от 25 мая 1999 г. Программа учредила своеобразный конкурс между городами Европы на звание "культурной столицы". Целью программы является освещение богатства и разнообразия европейских культур и их общих черт для широкого ознакомления с ними граждан Европы.
Сообщество оказывает также финансовую поддержку мероприятиям в области культуры, проводимым в государствах-членах. С этой целью каждые пять лет Европейским парламентом и Советом учреждаются специальные финансовые программы.
141. Как осуществляется правовое регулирование торговли "культурными товарами"?
Определение правового режима торговли "культурными товарами" имеет в своей основе несколько вопросов. Первый из них - что следует считать "культурными товарами". Второй - в какой степени на торговлю "культурными товарами" распространяется свобода передвижения товаров. Третий вопрос состоит в необходимости определить соотношение между понятием "культурные товары" и понятием "национальные сокровища, имеющие художественную, историческую или археологическую ценность". Ответы на эти вопросы дают нам нормативные акты Сообщества и судебная практика.
Понятие "культурные товары" дается в Регламенте N 116/2009 от 10 декабря 2008 г. об экспорте культурных товаров. Согласно ст. 1 Регламента "культурными товарами" признаются все культурные объекты, перечисленные в Приложении к Регламенту N 116/2009.
Приложение перечисляет различные категории культурных объектов - книги, карты, средства транспорта, картины и другое, определяя их принадлежность к "культурным товарам" на основе временного критерия. Так, к "культурным товарам" относятся: книги, изданные более 100 лет назад, карты, нарисованные более 200 лет назад, транспортные средства, выпущенные более 75 лет назад, и т.д. Несмотря на отсутствие четкой дефиниции, очевидно одно: не каждый объект культуры является "культурным товаром" в смысле права ЕС.
Регламент N 116/2009 определил, что экспорт "культурных товаров" за пределы Сообщества осуществляется на основе экспортных лицензий, выдаваемых уполномоченными органами государств-членов.
Куда более сложный вопрос о том, должна ли на торговлю внутри Сообщества "культурными товарами" в полной мере распространяться ст. 36 Договора о ЕС (бывшая ст. 30), закладывающая принцип свободного передвижения товаров. Проблему создает толкование положения ст. 30 Договора о ЕС, позволяющего вводить ограничения свободы передвижения товаров в целях защиты национальных сокровищ, имеющих художественную, историческую или археологическую ценность. Государства-члены долгое время пытались как можно шире истолковать данную оговорку, свести ее к понятию "защита культурных ценностей". Однако Суд не решался подтвердить подобную трактовку. Неопределенность позиции Суда в полной мере отразилась в решении 1984 г. по объединенному делу Cinеtheёque. Колебания Суда были вполне понятны: в отсутствии определения понятия "культурные товары" широкое толкование положения ст. 30 Договора о ЕС привело бы к распространению оговорки на все культурные объекты, что само по себе не оправдано.
Тем не менее Суд оставил без ответа вопрос о соотношении понятий "культурные товары" и "национальные сокровища, имеющие художественную, историческую или археологическую ценность". Эта проблема была разрешена Директивой 93/7/ЕЭС от 15 марта 1993 г. о возвращении культурных объектов, противоправно вывезенных с территории государств-членов. В Приложении к Директиве перечисляются объекты культуры, относящиеся к национальным сокровищам, имеющим художественную, историческую или археологическую ценность в контексте ст. 30 Договора о ЕС. Данный список культурных объектов полностью совпадает с перечнем "культурных товаров", приведенным в Приложении к Регламенту N 3911/92.
Соответственно на торговлю "культурными товарами" распространяется оговорка по ст. 30 Договора о ЕС. При этом не каждый объект культуры, являющийся предметом купли-продажи, признается правом ЕС в качестве "культурного товара".