В каких случаях физические и юридические лица вправе обращаться в суды Европейского Союза?
Физические и юридические лица независимо от их гражданства и/или местонахождения могут предъявлять в суды Союза иски только к его институтам и органам. Возможные нарушения права Европейского Союза со стороны государств-членов или других лиц подведомственны национальным судам, которые в случае необходимости обращаются с преюдициальным запросом к Суду Европейских сообществ.
Физические и юридические лица могут подавать в суды Европейского Союза иски об аннулировании и из бездействия (см. вопрос N 52), а также о договорной или внедоговорной ответственности Сообщества (см. вопрос N 53). Кроме них учредительный договор и законодательство ЕС предусматривают еще несколько категорий дел, в которых истцами, как правило, выступают физические или юридические лица:
- иски об оспаривании санкций (штрафов), налагаемых Европейской комиссией или Европейским центральным банком на предприятия (ст. 229 Договора о ЕС). В отношении данных санкций наднациональные суды наделяются полной юрисдикцией, т.е. проверяют не только законность, но и соразмерность наложенных штрафов, и могут, при случае, уменьшить их размер;
- трудовые (служебные) споры - споры, возникающие в связи с прохождением гражданской службы Европейских сообществ (например, иск гражданина в связи с недопуском его к конкурсу на замещение вакантной должности в аппарате Комиссии). Подобные споры по первой инстанции в настоящее время рассматривает специализированный трибунал Европейского Союза - Трибунал по делам публичной службы (см. вопрос N 46);
- споры в сфере интеллектуальной собственности, а именно жалобы на решения агентств Союза, занимающихся регистрацией отдельных прав в этой области, - Ведомства по гармонизации в рамках внутреннего рынка (товарные знаки, промышленные образцы) и Ведомства Сообщества по растительным сортам (селекционные достижения).
55. Что такое "преюдициальные запросы"?
Преюдициальные запросы (ст. 234 Договора о ЕС) - это обращения судебных органов государств-членов, которые в процессе рассмотрения дел сталкиваются с трудностями в толковании или применении права Сообщества.
Эти запросы в настоящее время адресуются Суду Европейских сообществ и образуют его косвенную (или преюдициальную) юрисдикцию, которая составляет почти половину всех разрешаемых им дел.
Правом на обращение в Суд Европейских сообществ с преюдициальным запросом в настоящее время обладают юрисдикционные органы всех государств-членов, причем это может быть не только орган судебной власти, но и внесудебный орган, рассматривающий правовые конфликты (органы административной юрисдикции). Подача преюдициального запроса приостанавливает рассмотрение дела до получения ответа из Люксембурга (т.е. от Суда Европейских сообществ).
На практике встречаются три основных вида преюдициальных запросов:
- запросы о толковании, цель которых - получить от Суда Европейских сообществ разъяснение смысла тех или иных положений учредительного договора или законодательства ЕС (например, испанский суд, разрешающий дело на основании регламента Сообщества, не знает, как трактовать отдельные его статьи);
- запросы о действительности правовых актов ЕС, подаваемые в тех случаях, когда национальный суд приходит к выводу о возможном противоречии правового акта ЕС его учредительному договору. В подобной ситуации он также приостанавливает рассмотрение дела и направляет соответствующий запрос в Суд Европейских сообществ. Рассмотрев запрос, последний может объявить оспоренный акт или отдельные его положения недействительными, что лишает их юридической силы на всей территории Союза;
- запросы о соответствии внутригосударственных актов праву Сообщества. Подобные запросы подаются, когда при рассмотрении дел в национальных судах обнаруживается возможное противоречие между правовым регулированием на внутригосударственном уровне и на уровне ЕС.
Если национальный суд констатирует такое несоответствие, он обязан руководствоваться источниками и нормами последнего (в соответствии с принципом верховенства права Европейского Союза). Если же он испытывает сомнения, то может приостановить дело и обратиться с запросом в Суд Европейских сообществ.
Обращение с преюдициальными запросами - это право национальных судов государств-членов. Однако оно превращается в обязанность, когда дело рассматривается в национальных судах высших инстанций. Соответственно если Кассационный суд Франции или Верховный суд Греции сталкивается с неясностью, например, в вопросе о толковании директивы ЕС, то он не только может, но и должен направить запрос в Суд Европейских сообществ (кроме случаев, когда проблема уже была разрешена прецедентным правом последнего).
В настоящее время возможность направления преюдициальных запросов с рядом оговорок признана также в рамках третьей опоры Европейского Союза - сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. В 2002 г. Суд разрешил первый такой запрос, касавшийся неясностей в толковании принципа "ne bis in idem" (недопустимость дважды привлекать к ответственности за одно и то же преступление), закрепленного в Шенгенской конвенции 1990 г.
После вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. о реформе Европейского Союза и предусмотренной им ликвидации структуры трех опор (см. вопросы N 14 и N 17) преюдициальные запросы в Суд смогут направляться по всем аспектам ведения Европейского Союза, с изъятием только для общей внешней политики и политики безопасности.