Право Европейского Союза: учебное пособие
К читателю
Из некогда мало известного регионального сугубо экономического явления Европейские сообщества выросли в Европейский Союз, уверенно утверждающий себя в качестве растущего геополитического центра экономического, политического, финансового и военного влияния.
Союз включает в себя уже 27 стран с совокупным населением около 500 млн человек и территорией, превышающей 5 млн. кв. км. Эта уникальная надгосударственная интеграционная организация политической власти представляет собой принципиально новый компонент мирового развития, требующий всестороннего изучения и учета.
С вступлением в Союз ряда бывших республик СССР и наших прежних социалистических союзников у России появилась стратегически важная протяженная общая граница с ним, не говоря уже о том, что он является нашим главным внешнеэкономическим и очень перспективным политическим партнером. Улучшается взаимопонимание между руководством России и Евросоюза, расширяется сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, преступностью и во многих других сферах.
Для достижения оптимального сотрудничества и взаимодействия России с Европейским Союзом имеются все необходимые предпосылки: исторические судьбы наших народов традиционно взаимно переплетались, культуры взаимообогащались, экономики взаимодополнялись. В будущем эта многоплановая и цивилизационно закономерная взаимозависимость и взаимовыгодность с неизбежностью будет развиваться и принимать новые формы.
Чрезвычайно велико в этом процессе значение права - важного практического инструмента интеграции и взаимодействия. В рамках Европейского Союза в ходе всеобъемлющей интеграции сформировалось качественно новое наднациональное право. В нем интегрировались элементы систем как международного, так и национального права, права наиболее передовых европейских стран с устоявшимися демократическими традициями, права, вобравшего в себя опыт как континентальной, так и англосаксонской правовых семей, богатую практику регулирования рыночных отношений, учета социальных факторов и умения согласовывать позиции самых различных участников общественных отношений.
Вот почему право Европейского Союза накопило ценный опыт и в значительной степени стало примером для других интеграционных группировок, в том числе и тех, в которых участвует Российская Федерация.
В рамках уникальной правовой системы Европейского Союза формируются механизмы защиты прав человека не только от лиц, органов и государств, их нарушающих, но и от наднациональных институтов и органов, создаются демократические правовые инструменты, позволяющие согласовывать динамику процессов интеграции и глобализации с интересами государств, регионов, а главное - человека, который все более выдвигается в качестве определяющего критерия оценки прогресса нашей цивилизации.
Поскольку многие мировые достижения в сфере права нашли свое концентрированное выражение в праве Европейского Союза, изучение этого качественно нового, наднационального права имеет большое значение для совершенствования системы высшего юридического образования в России. Оно в определенной степени подводит итог развития современного права, его принципов, приемов и методов регулирования общественных отношений и формирует тенденции его дальнейшего совершенствования.
Одной из первых в России кафедра права Европейского Союза Московской государственной юридической академии опубликовала почти все виды научных, методических и учебных изданий по праву Европейского Союза. Это и фундаментальный учебник "Право Европейского Союза" (2002 и 2008 гг., "Юристъ", 1055 с.), и сборники документов с комментариями, и учебное пособие "Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии".
До сих пор в нашей стране не было популярного краткого, но достаточно полного издания по праву Европейского Союза в вопросах и ответах, к которым уже привыкли российские студенты, особенно заочной и вечерней форм обучения. Представляемая вашему вниманию книга ликвидирует этот пробел.
"Право Европейского Союза в вопросах и ответах", однако, не получилось упрощенной и сокращенной версией большого учебника. Это иное по жанру, но вполне обстоятельное и самостоятельное издание.
Европейский Союз планирует в самое ближайшее время принять Лиссабонский договор 2007 г., который потребует обстоятельного осмысления с теоретической и практической точек зрения. Его принятие приведет к существенному изменению как основ, так и конкретных сфер права Европейского Союза. В предлагаемой книге материал излагается с учетом новелл, вносимых Лиссабонским договором. С момента первого издания этого пособия был также принят целый ряд регламентов директив, и других документов, внесших существенные изменения в отдельные отрасли права Европейского Союза, например транспортного, корпоративного, экологического права и т.д. Все это по возможности учтено в этом концентрированном издании.
Нельзя не отметить учебно-методические достоинства книги, позволяющей в доходчивой форме изложить непростые основы наднациональной системы права, складывающейся в Европейском Союзе. В этом смысле книга оказалась очень полезным средством популяризации достижений права Европейского Союза, анализа тенденций его развития и способов решения возникающих проблем.
Президент Московской государственной юридической академии, академик РАН | О.Е. Кутафин |
Предисловие
Большая часть учебных дисциплин, изучаемых в юридических вузах нашей страны, связана с российским правом, несколько - с правом международным, и лишь один-единственный предмет - право Европейского Союза (иногда несколько расширительно называемый Европейским правом) - представляет собой сравнительно недавно возникшую принципиально новую систему права - наднациональное право. Оно творчески переработало и интегрировало в себе как элементы международного, так и внутригосударственного права, все более приближаясь к последнему, но так и не превращаясь в него, обогащая при этом как правовую науку, так и практику.
Право Европейского Союза - это одно из высших достижений современной юридической мысли, воплотившей в себе многовековой правовой опыт наиболее развитых демократических государств Европы и соединивший в себе достоинства разных правовых семей и систем. Это в определенной степени прообраз "права будущего", права, построенного на максимальном согласии, сотрудничестве, координации, со всесторонним учетом интересов каждого государства-члена, региона, а в конечном счете - каждого отдельного человека, который рассматривается в качестве центрального элемента этого права. При этом право Европейского Союза уже сегодня реально и императивно регулирует жизнь более чем полумиллиарда людей из 27 стран по все более расширяющемуся кругу жизненно важных вопросов.
Знакомство с правовыми принципами и механизмами Европейского Союза представляет несомненный теоретический и практический интерес. Право Европейского Союза может служить полезным примером для отечественного законодателя в правовом оформлении и регулировании интеграционных процессов, протекающих в рамках Союза России и Беларуси, СНГ, совершенствовании правовых основ российского федерализма, дальнейшем проведении согласованной с мировыми тенденциями правовой реформы в нашей стране.
Вот почему с конца 90-х гг. новый предмет "Право Европейского Союза" стал все шире включаться в учебную программу российских вузов. В нашей стране возникли серьезные научные школы, появились первые учебные пособия и учебники по этому предмету. Кафедра права Европейского Союза Московской государственной юридической академии явилась одной из первых, освоивших при творческом сотрудничестве с рядом европейских вузов преподавание этого предмета в России. Ее авторский коллектив помимо прочих книг издал на сегодня наиболее полный и учитывающий новеллы Лиссабонского договора фундаментальный учебник ("Юрайт", 2010, 1119 стр.) и столь же современное, но совсем иное - краткое учебное пособие "Право Европейского Союза в схемах и комментариях" ("Юрайт" 2010 г.), вместе позволяющие на любом уровне освоить этот непростой предмет. Учебный материал подкрепляется рядом серьезных сборников документов*(1) по праву Европейского Союза, в основном переведенных преподавателями кафедры, а также методических материалов.
Чрезвычайно динамичное право Европейского Союза, однако, не стоит на месте. После неудачи с ратификацией Конституции для Европы 2004 г., ее основные идеи были включены в подписанный в декабре 2007 г. Лиссабонский договор. Его вступление в силу должно существенно изменить многие положения Европейского права.
Учесть это новое явление в учебном процессе необходимо. В то же время разные формы обучения, разные цели изучения этого предмета студентами требуют использования новых и разнообразных методик обучения и видов учебной литературы. Поэтому, имея опыт создания всеобъемлющего базового учебника и более визуально ориентированного краткого пособия, сочетающего текст со схемами, авторский коллектив решил предложить читателю ставшее в последнее время популярным издание в форме вопросов и ответов.
Настоящее пособие подготовлено с учетом учредительных, нормативных и иных правовых актов Европейского Союза и Сообществ по состоянию на 20 сентября 2009 г., включая проект Лиссабонского договора*(2).
Предлагаемое читателю издание органично вписывается в имеющуюся систему учебных и методических материалов по праву Европейского Союза. Оно написано в соответствии с обновленной учебной программой курса "Право Европейского Союза" и четко и с достаточной полнотой раскрывает все основные темы учебной программы.
В сочетании с вышеупомянутым учебником и учебным пособием в схемах и комментариях предлагаемое издание обеспечивает глубокие и качественные знания предмета.
В то же время предлагаемое пособие занимает свое, только ему принадлежащее место в списке рекомендованных по этому предмету изданий. С учетом особого дефицита учебного времени, отводимого в учебных планах этой непростой дисциплине, и времени, выделяемого на подготовку к зачету или экзамену (особенно для заочной и вечерней форм обучения), предлагаемое пособие позволяет наиболее эффективно освоить прежде всего минимально достаточные основы знаний права Европейского Союза. Особенно оно методически удобно для повторения и обобщения материала после изучения фундаментального учебника и рекомендованных первоисточников.
Пособие обладает рядом присущих ему дидактических и методических особенностей:
- авторы стремились логично изложить в нем всю совокупность требуемых учебной программой знаний, но в максимально сжатой и лаконичной форме;
- книга написана просто, но не упрощенно - это вполне серьезное издание, снабженное солидным научным аппаратом;
- по объему содержания и глубине анализа книга носит одновременно дополнительный к базовому учебнику характер - она также знакомит с новейшими документами и событиями, определяющими современное положение и перспективы развития предмета. В частности, это учебное пособие, учитывает положения Лиссабонского договора 2007 г., знание которого необходимо почти по всем разделам изучаемого предмета.
Здесь помещены не только те вопросы, которые традиционно присутствуют в экзаменационных билетах, но и те, которые вероятнее всего могут задать экзаменаторы, стремящиеся объективно оценить знания студента.
Пособие рассчитано не столько и не только на сдачу экзамена, но ставит своей целью понимание предмета, получение системных, упорядоченных знаний, умений ими пользоваться на практике, а также ознакомление с новейшими тенденциями и перспективами развития права Европейского Союза.
Методически многие ответы представляют собой, прежде всего, добротную канву, базовую модель ответа, его схематический "скелет", который необходимо конкретизировать правовыми нормами, аргументами, фактами, комментариями, иллюстрациями и собственными выводами, проявив инициативу и самостоятельность для получения высшей оценки своего ответа. Поставленные вопросы заставляют задуматься о сути и проблемах права Европейского Союза, а структура и характер ответов - научиться выделять главное и представлять, что к нему необходимо добавить для достижения студентом полноты и глубины изложения материала.
В книге учитывается полезный отечественный и зарубежный опыт по созданию учебников и учебных пособий. Использованию зарубежного опыта способствовала продолжительная и плодотворная работа с Центром международного правового сотрудничества (г. Лейден, Нидерланды), рядом голландских и бельгийских университетов.
Предлагаемое вашему вниманию пособие является многоцелевым. Оно раскрывает основные темы учебного курса "Право Европейского Союза" ("Европейское право"), охватывает ряд тем международного публичного права, а в институционной части предлагаемый материал тесно связан с конституционным правом. Настоящее издание окажется полезным для студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников и юристов-практиков, занятых во всех упомянутых сферах правовой деятельности.
В конце пособия помещен список литературы, рекомендованной для углубленного изучения всего курса и его отдельных разделов.
Одновременно вопросы и ответы рассчитаны отнюдь не только на формальную успешную сдачу экзамена - они определенно содержательны для любого человека, интересующегося правом Европейского Союза. Это, пожалуй, самая удобная для любого юриста, особенно не изучавшего этот предмет ранее, книга. Она дает достаточно широкий и вполне профессиональный обзор состояния права Европейского Союза не только на сегодняшний день, но и на ближайшую перспективу.
Силами сотрудников кафедры создан интернет-сайт*(3), на котором находится большой объем информации по праву Европейского Союза, в том числе и на английском языке. Им пользуются граждане более 40 стран мира. Это наш своего рода дистанционный помощник в процессе изучения права Европейского Союза. Там вы найдете многое из того, что нам не удалось "вместить" в скромные рамки этого небольшого издания. На этом сайте вы также можете высказать свои пожелания и замечания по поводу этой книги.
Заведующий кафедрой права Европейского Союза МГЮА, профессор | С.Ю. Кашкин |
Европейский Союз
┌──────────────────────┬────────────────────────┬─────────────────────┐
│ II опора │ I опора │ III опора │
│ │ │ │
│ Общая внешняя │ Европейские сообщества:│ Сотрудничество │
│ политика и политика │ Европейское сообщество │ полиций и судебных │
│ безопасности │ Европейское сообщество │ органов в │
│ (ОВПБ) │ по атомной энергии │ уголовно-правовой │
│ │ (Евратом) │ сфере (СПСО) │
└──────────────────────┴────────────────────────┴─────────────────────┘
▲ ▲ ▲
│ │ │
┌───────────┴─────────────────────────┴────────────────────┴──────────┐
│ Институты союза │
│ Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд, Счетная палата │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
▲ ▲
│ │
┌──────────────────┴─────────────────────────┴────────────────────────┐
│ Государства-члены │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ Граждане союза │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Деление Союза на опоры должно исчезнуть после вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. Это приведет к существенному изменению всего устройства Европейского Союза.
Так, по лиссабонскому договору 2007 г. "храмовая структура из трех опор трансформируется в "локомотив" европейской интеграции. "Локомотив" Европейского Союза (EU) состоит как бы из "корпуса", "платформу" (или фундамент) которого составляют государства-члены и народы Союза, состоящие из граждан.
Динамику и способность к ускоренному развитию придают ему "колеса" - как бы представляющие собой двуединый договор (конституционного по своей сути характера) - т.е. краткий и направляющий обновленный Договор о Европейском Союзе 1992 г. и более объемный и детализированный Договор о функционировании Европейского Союза (ранее называвшийся Договором о Европейском Сообществе (EC) 1957 г.).
Разработанные и утвержденные государствами и народами договоры реализуют предоставленную ими Европейским Союзом компетенцию через обладающие властными полномочиями институты, которых в новом Союзе уже не пять, а семь. Статус института придается высшему органу политической координации - Европейскому совету, а также Европейскому центральному банку, приобретающему в условиях мирового финансового кризиса особое значение.
Опирающийся на укрепленный "корпус" из государств, народов и институтов, функционирующих на основе Договоров, единый Европейский Союз (в форме кабины на рисунке) уже не делится на опоры. Его дополняет в сфере своей специальной компетенции Евратом (в качестве организации, состоящей при новом Европейском Союзе, имеющей тот же состав и управляемой теми же институтами).
Две новых детали "локомотива европейской интеграции" внешне выделяются, напоминая очертания высокой "трубы" паровоза, - это Высокий представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности (Высокий представитель) и один из ведущих политических руководителей "нового" ЕС, которым станет Председатель Европейского совета, избираемый из числа первых лиц государств-членов на два с половиной года.
Цели и задачи Союза, в качестве "обтекателя", показывают основное направление движения этого "локомотива" по рельсам интеграции.
Таким образом, в отличие от прежней схемы Европейского "дома" (храмовой структуры из трех опор) новая схема точнее отражает большую однородность, единство, управляемость и динамику "нового" Европейского Союза, которые стремится придать ему Лиссабонский договор 2007 г.
Устройство Европейского Союза в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.*(21)
Планируется ли дальнейшее расширение компетенции Европейского Союза?
Да. Речь идет о таких новых сферах, как космос (европейская космическая политика) и спорт. Лиссабонский договор также расширяет круг задач Союза в некоторых других, уже осуществляемых им видах деятельности: защита населения от катастроф (гражданская оборона), энергетика, туризм и др.
В основном же Лиссабонский договор ориентируется не столько на дальнейший рост имеющейся у Союза компетенции, которая и так достаточно широка (не следует забывать о наличии "статей-лазеек"), сколько на повышение эффективности процесса ее реализации.
Главными средствами выступают, с одной стороны, дальнейшее сокращение количества вопросов, в которых государства-члены располагают правом вето (при голосовании их министров в Совете Европейского Союза), с другой стороны, развитие "продвинутого сотрудничества" в тех областях, где отдельные страны Союза желают развивать интеграцию более быстрыми темпами (см. вопрос N 15). Подобное сотрудничество в рамках Европейского Союза планируется установить, в частности, в рамках оборонной политики.
Дополнительным механизмом для увеличения эффективности функционирования Союза служит учреждение новых органов и постов, таких как министр иностранных дел, Председатель Европейского совета, Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности, Европейская прокуратура.
Библиография
I. Учебная литература
1. Право Европейского Союза: учеб./под ред. С.Ю. Кашкина. 3-е изд. М.: Юрайт, 2010.
2. Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии: учеб. пособие. 2-е изд./под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юрайт, 2010.
3. Россия и Европейский Союз: документы и материалы/под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юридическая литература, 2003.
4. Хартия Европейского Союза об основных правах: комментарий/под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юриспруденция, 2001.
5. Право Европейского Союза: Документы и комментарии/под ред. С.Ю. Кашкина. М.: ТЕРРА, 1999.
6. Документы Европейского Союза. М., 1994-1999. Т. I-V.
7. Европейский Союз. Путеводитель/под ред. Ю.А. Борко и О.В. Буториной. М.: Интердиалект+, 2003.
8. Европейский суд по правам человека: избранные решения: в 2 т. М.: Норма, 2000.
9. Капустин А. Я. Европейский Союз: интеграция и право. М., 2000.
10. Основы права Европейского Союза: учеб. пособие/под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Белые альвы, 1997.
11. Суд Европейских сообществ: избранные решения. М.: Норма, 2001.
12. Толстопятенко Г.П. Европейское налоговое право. М.: Норма, 2001.
13. Топорнин Б. Н. Европейское право: учеб. М.: Юристъ, 1998.
14. Хартли Т. Основы права Европейского сообщества. Введение в конституционное и административное право Европейского сообщества. М.: ЮНИТИ, 1998.
15. Шенгенские соглашения. М.: Профобразование, 2000.
16. Европейское право: учеб./отв. ред. Л.М. Энтин. М.: Норма, 2008.
II. Интернет-ресурсы
http://europa.eu.int - официальный сайт Европейского Союза.
www.eur.ru - представительство Европейской комиссии в России.
http://eulaw.edu.ru - сайт кафедры права Европейского Союза Московской государственной юридической академии.
www.aes.org.ru - Ассоциация Европейских исследований.
───────────────────────────────────────────
*(1) Право Европейского Союза: документы и комментарии/отв. ред. С.Ю. Кашкин. М.: Терра, 1999. 640 с.; Хартия Европейского Союза об основных правах: комментарий/отв. ред. С.Ю. Кашкин. М.: Юриспруденция, 2001. 208 с. Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии: учеб. пособие/под ред. С.Ю. Кашкина. М.: ИНФРА-М, 2002. 137 с.; Шенгенские соглашения/вступ. статья и сост. С.Ю. Кашкин, А.О. Четвериков. М:. Профобразование, 2000. 192 с. Россия и Европейский Союз: документы и материалы/под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юрид. лит., 2003. 560 с.
*(2) Европейский союз: Основопологающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями/пер. А.О. Четверикова; коммент. - А.О. Четверикова, С.Ю. Кашкина. М.: ИНФРА-М, 2008. 699 с.
*(3) http://eulaw.edu.ru
*(4) См.: Conseil d'Etat. L'influence internationale du droit francais. Paris: La documentation francaise, 2001. P. 13.
*(5) Статус Косова в качестве суверенного государства - субъекта международного права не был признан Европейским Союзом в целом. Часть государств-членов сделали это; другие (например, Испания) выступили против такого признания.
*(6) См., напр.: Rideau J. Droit institutionnel de l'Union et des Communautes europeennes. Paris: LGDJ, 1999; Dubouis L, Blumann C. Droit matеriel de l'Union europеenne. Paris: Montchrestien, 2001.
*(7) На практике в спорах между органами Союза традиционно используется французский язык.
*(8) До 1 февраля 2003 г. он назывался "Официальный журнал Европейских сообществ".
*(9) См.: Vayssiere B. Groupes de pression en Europe: Europe des citoyens ou des interets? Toulouse: Editions Privat, 2002. P. 51.
*(10) О "европейских политических партиях" см. ниже, вопрос N 27.
*(11) Первоначально называлась "Союз конфедераций промышленности и работодателей Европы - UNICE" (от франц. Union des confederations de l'industrie et des employeurs d'Europe).
*(12) См.: Teyssie B. Droit europeen du travail. Paris: Litec, 2001. P. 250-260.
*(13) Назван так по имени министра иностранных дел Франции Робера Шумана, который огласил данный проект. Р. Шуман и другой французский политический деятель - Жан Монне (автор проекта) по аналогии с разработчиками Конституции США 1787 г. в современной политической литературе характеризуются как "отцы-основатели" Европейского Союза или даже как "отцы Европы".
*(14) Официальное название Договора о слиянии следующее: Договор об учреждении единого Совета и единой Комиссии Европейских сообществ.
*(15) Так называемый Доклад Давиньона (по имени бельгийского дипломата Э. Давиньона, руководившего процессом его подготовки). Доклад Давиньона был официально утвержден министрами иностранных дел государств-членов 27 октября 1970 г.
*(16) Терроризм, радикализм, экстремизм и насильственные действия международного характера.
*(17) См.: Pradel J, Corstens G. Droit penal europeen. Paris: Dalloz, 2002. P. 44-45.
*(18) 17 февраля 1986 г. в Люксембурге подпись под ЕЕА поставили все государства-члены, кроме Дании, Греции и Италии. Последние сделали это 28 февраля 1986 г. в Гааге.
*(19) См.: Commentaire article par article des traites UE et CE//Sous la direction de Ph. Leger. Bale-Paris-Bruxelles: Helbing & Lichtenhahn, 2000. P. 10.
*(20) Прежнее название - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - было изменено Договором о Европейском Союзе 1992 г. в связи с расширением компетенции Сообщества.
*(21) Текст Договора с комментариями см.: Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями/пер. А.О. Четверикова, под ред. С.Ю. Кашкина). М.: ИНФРА-М, 2008.
*(22) Старейший из учредительных документов (Договор о ЕОУС) утратил силу в 2002 г. (см. предыдущий вопрос).
*(23) Название "Римский договор" (по месту подписания Договора о ЕС) не является официальным, но часто используется в теоретической литературе и средствах массовой информации. Термин "Римские договоры" (во множественном числе) обозначает Договор о ЕС и подписанный одновременно с ним Договор о Евратоме.
*(24) Нумерация статей Договора о ЕС была изменена Амстердамским договором 1997 г. (ст. 3А стала ст. 4, ст. 3В - ст. 4, ... ст. 189 - ст. 249 и т.д.). Ниццкий договор 2001 г. снова добавил в текст документа несколько статьей с буквенными обозначениями (ст. 229А и др.). Соответственно количество статей Договора о ЕС превышает их численную нумерацию (последняя статья имеет номер 314).
*(25) В дословном переводе часть третья называется "Политики Сообщества" (во множественном числе). Речь идет, таким образом, не об одной политике, а о широкой их совокупности (см. вопрос N 67).
*(26) Указанный термин используется Договором о ЕС в узкоспециальном значении. К "заморским странам и территориям" он относит лишь такие регионы, которые находятся под суверенитетом государств-членов, но не являются при этом частью ЕС. Например, Фолклендские острова (Великобритания) - это заморская территория. Аргентина, США, Австралия и другие суверенные государства, не входящие в Сообщество и Союз, относятся к категории "третьих стран" (или "третьих государств").
*(27) До 1985 г. Гренландия входила в ЕЭС, однако после получения статуса автономной территории внутри Дании она вышла из Сообщества.
*(28) Они соответственно не подпадают под категорию "заморских стран и территорий".
*(29) Данная ситуация обусловлена тем, что первоначально институты были отдельными для каждого из Европейских сообществ (см. вопрос N 10). Ныне, поскольку в Сообществах и Союзе в целом действует единый институционный механизм, соответствующие нормы Договора о Евратоме содержат положения, идентичные Договору о ЕС. Ссылки обычно производятся только на последний источник.
*(30) Как и в случае с Договором о ЕС, нумерация статей Договора о Европейском Союзе была изменена Амстердамским договором 1997 г. В первоначальной редакции статьи Договора о Европейском Союзе имели буквенное обозначение, в настоящее время - цифровое (ст. А, ст. В ныне ст. 1, ст. 2). Ниццкий договор 2001 г. включил в Договор о Европейском Союзе десять дополнительных статей (ст. 27А и др.). Последний, таким образом, содержит в общей сложности 63 статьи, хотя заключительная статья имеет номер 53.
*(31) Данные поправки были инкорпорированы (включены) в тексты Договора о ЕС, Договора о Евратоме и Договора о ЕОУС и являются их составной частью. Договор о ЕОУС ныне утратил силу.
*(32) Данный Протокол был приложен в 1965 г. к Договору о слиянии (см. вопрос N 10). В настоящее время имеет самостоятельный статус (формально не приложен ни к одному из действующих учредительных договоров).
*(33) Для Великобритании, Ирландии, Дании установлены и некоторые другие изъятия, содержащиеся в специальных протоколах. Отдельные исключения из общих правил предусмотрены особыми протоколами также для Италии, Франции, Португалии, Нидерландов.
*(34) Декларации могут быть как общими (принимаются всеми государствами-членами), так и односторонними или совместными (исходят от одной или нескольких стран Союза).
*(35) Полный текст на русском языке с комментарием см.: Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Конституция Европейского Союза с комментарием. М.: ИНФРА-М, 2005.
*(36) Перед проведением повторного референдума Ирландии были предоставлены несколько дополнительных уступок, не меняющих сути Лиссабонского договора. Следует отметить, что проведение повторных референдумов в прошлом уже неоднократно практиковалось в рамках Европейского Союза. Так, с двух попыток народ Ирландии несколько лет назад одобрил Ниццкий договор 2001 г. Еще ранее два референдума по Договору о Европейском Союзе 1992 г. потребовалось проводить в Дании (первый референдум дал отрицательный результат, второй - положительный).
*(37) Подробнее о компетенции Союза см. раздел IX.
*(38) "Van Gend en Loos" - голландская компания, "Costa" - итальянский гражданин, выступавшие истцами по соответствующим делам.
*(39) Вопрос о соотношении права Сообщества, ныне Союза в целом, с конституциями государств-членов продолжает вызывать споры в европейской доктрине. На практике этих противоречий стараются избегать путем заблаговременного внесения поправок в основные законы, с тем чтобы конституция страны в дальнейшем не противоречила ее обязанностям как государства - члена Европейского Союза.
*(40) См.: Monijal P-Y. Les normes de droit communautaire. Paris: PUF, 2002. P. 36, 41; Craig P., De Burca G. EC Law: texts, cases and materials. Oxford: Clarendon Press, 1997. P. 189-197.
*(41) Суд в то же время отказался перенести в правовую систему ЕС ряд принципов международного права, посчитав их несовместимыми с правопорядком Сообщества, который основан на ограничении суверенитета государств-членов. См.: Rideau J. Droit institutionnel de l'Union et des Communautes europeennes. P. 181.
*(42) В отличие от общих, специальные принципы права в западной доктрине не выделяются в особую категорию.
*(43) Ввиду основополагающего значения данных принципов (свобод), выходящего за рамки чисто хозяйственных отношений, многие ученые предпочитают относить их к категории "общие принципы права Сообщества" (см. предыдущий вопрос). Подробнее см.: Rideau J. Droit institutionnel de l'Union et des Communautes europeennes. P. 181-182.
*(44) По состоянию на сентябрь 2009 г. (см. вопрос N 17).
*(45) Читателю следует иметь в виду, что нормативные договоры в Европейском Союзе могут относиться и к первичному, и ко вторичному праву. Об учредительных и иных нормативных договорах, входящих в первичное право Союза, см. вопросы N 12 и N 20.
Нормативные договоры, о которых идет речь в настоящем вопросе, как и правовые акты институтов, имеют "вторичный" по своему происхождению и юридической силе характер. Некоторые из них даже уступают по силе регламентам, директивам и другим актам институтов Союза.
*(46) См.: Ripert G, Roblot R. Droit commercial. Tome 1. Paris: LGDJ, 1996. P. 1262.
*(47) В то же время по некоторым вопросам, специально предусмотренным учредительными документами, государства-члены продолжают заключать договоренности, оформляемые в виде их коллективных решений. Примером может служить "Решение, принятое по общему согласию представителями государств-членов, заседающими на уровне глав государств или правительств, о размещении местонахождений некоторых ведомств и агентств Европейского Союза" от 13 декабря 2003 г.
*(48) Аналогичные положения для Евратома содержит ст. 161 его учредительного договора.
*(49) В дословном переводе с английского - "мнение".
*(50) Англ. European Community; франц.. Communaute europeenne. Акты, принятые до 1 ноября 1993 г., имеют шифр ЕЭС - Европейское экономическое сообщество (прежнее название ЕС).
*(51) Англ. Common Foreign and Security Policy; франц. Politique etrangere et de securite commune.
*(52) Англ. Justice and Home Affairs; франц. Justice et affaires interieures.
*(53) Термин "case law" дословно переводится как "казуальное право", т.е. право, созданное решениями судов, которые вынесены по конкретным делам. Однако британские юристы рассматривают понятия "case law" и "judicial precedent" (судебный прецедент) как синонимы. См.: Wade E.C.S.; BradleyA.W. Constitutional and administrative law. London: Longman, 1991. P. 12-13.
*(54) Пришедшее из латинского языка понятие "jurisprudence" (дословно: юриспруденция) в современном западном правоведении, в частности французском, используется для обозначения "серии совпадающих решений [судов], вынесенных по определенному правовому вопросу". В этой связи по аналогии с английским "case law" сложилась категория "droit jurisprudentiel" - право, созданное судебными органами. См.: Starck В., Roland И., Boyer L. Introduction au droit. Paris: Litec, 2000. P. 327.
*(55) Opinion 1/91, First EEA Case, [1991] ECR 6079.
*(56) Cases C-6, 9/90 Francovich v. Italy, [1991] ECR 1-5357/
*(57) В теоретической литературе, как отечественной, так и зарубежной, эту формулу часто изменяют: "институты и другие органы". Подобная терминология более логична, так как любой институт (например, Европейский парламент) по своим признакам тоже служит органом Союза. Отсюда следует, что понятие "органы Европейского Союза" может рассматриваться в двух значениях: в широком смысле оно охватывает все элементы организационного механизма, в узком (буквальном) - лишь те из них, которые не отнесены к институтам.
*(58) Оба варианта перевода являются допустимыми, так как отражают названия документов на двух самых распространенных официальных языках Союза. Далее в настоящем издании будет использоваться, как правило, первый вариант: "внутренний регламент", или - в отношении Суда - "процессуальный регламент" (reglement de procedure).
*(59) В русскоязычной литературе сокращенно именуется "Европарламент". В официальных языках Союза используется всегда полное наименование: European Parliament (англ.); Parlement eurpoen (франц.). Первоначальное наименование Европейского парламента - Ассамблея Европейских сообществ.
*(60) Система единого передаваемого голоса, предполагающая голосование избирателя за кандидатов разных партий с помощью преференций (цифрами 1, 2 и т.д.), используется в Ирландской Республике и в Северной Ирландии, входящей в состав Великобритании (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии). В остальных государствах-членах используется та или иная разновидность системы голосования по партийным спискам.
*(61) На выборах 2009 г. пятипроцентный заградительный пункт, например, применялся во Франции и ФРГ; в Австрии и Швеции он составлял 4%.
*(62) См.: Burban J-L. Le parlement eur