Особенности становления государственности в Рос. и мире. Этнические и геополитические особенности этого процесса на Руси.
Возникновение государственности часто связывают с призванием варягов. По легенде, словяне, кривичи и чудь призвали на княжение варягов из-за моря, стремясь преодолеть междоусобицы. Три брата: Рюрик, Трувор и Синеус стали княжить в Новгороде, Изборске и Белоозере. После смерти братьев Рюрик стал править один. Дружинники Рюрика отпросились у него идти «на греки», но по пути осели в Киеве и стали править там. После смерти Рюрика его дружинник Олег с сыном Игорем отправились на юг, убили Аскольда и Дира и стали править в Киеве, позже объединив под своей властью и Новгород. На основе легенды возникла норманнская теория. В российском обществе реакцией на норманизм стал крайний антинорманнизм, который утверждал, что варягов на Руси не было вовсе или они не сыграли существенной роли в становлении государства (Ломоносов, Иловайский). Сейчас эти 2 крайности не сталкиваются, ученые пришли к некоторому компромиссу. Все историки разделяют мнение о том, что призвание варяг не являлось началом государственности на Руси, государство возникло в результате закономерного развития восточнославянского общества. Норманны были нейтральной силой, способной прекратить усобицы. Варягов призвали на княжение, значит такая форма правления уже была.
Основные этапы истории Древней Руси. Соц.-эк. и политический строй Киевской Руси.
Древнерусское государство возникло с момента объединения Киева и Новгорода под властью Олега. Условные даты – 882 - 912 год (начало княжения). Олег подчинил большинство вост.племен, начал укрепление границы с кочевниками, добился успехов во внешней политике, заключив договор с Византией. После смерти Олега власть перешла к сыну Рюрика Игорю. Основная функция киевских князей заключалась в сборе дани (полюдья). Сбор дани вначале не был регламентирован, что вело к злоупотреблениям. В 945 году Игорь был убит из-за попытки вторично собрать дань. После него править стала вдова Ольга, которая отомстила за мужа, но затем регламентировала сбор дани, установив размеры (уроки) и места сбора (погосты). Князь правил, опираясь на дружину, которые являлись вассалами князей. Князь советовался с дружиной, которая могла и отказаться от участия в мероприятии, которое считала ненужным. Дружина делилась на старшую (бояре) и младшую (гридей). Большую часть населения составляли свободные общинники, зависимость которых ограничивалась выплатой дани. Община у славян называлась вервью и в 10-11 вв. была уже не родовой, а соседской. Участки земли находились в индивидуальном пользовании. Частное землевладение было еще не развито. Выделялось несколько категорий зависимого населения: холопы, челядь; закупы; рядовичи; смерды. Законодательство Руси устанавливало штраф за убийство зависмого человека – 5 гривен, свободного - 40, княжеского приближенного – 80 гривен. Система штрафов -новшество, говорившее о постепенном усилении государственности. Древнерусское гос-во можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществлялось управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в др. страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным явл. собственность на землю. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Система управления называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ содействия должностных лиц – кормление. Феод. отношения в Киевской Руси развив. более медленно, чем в западных странах. На Руси развивались холопские отношения, а на Западе был развит вассалитет – договорные отношения. Главный источник, по которым мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси – “Русская Правда” – свод древнерусского феодального права по уголовным и процессуальным делам.