Внешняя политика СССР В 1985—1991 гг

Придя к власти, горбачевская администрация подтвердила традиционные приоритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже на рубеже 1987—1988 гг. в них вносятся принципиальные коррективы в духе «нового политического мышления».

Основное содержание «нового политического мышления»:

  1. Признание современного мира единым и взаимозависимым, т.е. отказ от тезиса о расколе мира на две противоположные идеологические системы.
  2. Признание универсальным способом решения международных вопросов не баланс сил двух систем, а баланс их интересов.
  3. Отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей.

Исходя из принципов «нового мышления» Горбачев определил три основных направления внешней политики:

  1. Смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении.
  2. Урегулирование региональных конфликтов (начиная с Афганистана).
  3. Расширение экономических связей со всеми государствами независимо от их политической ориентации.

32. Советская культура 50х – 80х гг.

Духовная атмосфера второй половины 50-х — первой половины 60-х гг. — атмосфера «оттепели». Явление «оттепели» многогранно: это и надежды на обновление социализма, порожденные XX съездом КПСС, и стремление к творческой свободе, и жажда понять страну, в которой живешь, и романтическое увлечение ленинизмом, освобожденным от сталинских искажений, и попытки выйти за пределы привычного круга идей и стереотипов, и вера в то, что можно и нужно думать, жить, писать, творить честно, не дожидаясь указаний, не боясь окриков, не оглядываясь на авторитеты. Совершенно очевидно, что эти настроения и ожидания вызывали у власти тревогу. Она не хотела и не могла отказаться от руководства культурой, искусством и наукой, продолжала жить представлениями о необходимости управлять культурным процессом. В конце концов со времени принятия знаменитых постановлений по вопросам литературы, музыки, науки прошло меньше десяти лет.
С середины 60-х гг. идеологическое давление на культуру усилилось. Власть поддерживала официозные, идейно выдержанные, но весьма несовершенные в художественном отношении произведения. Преследования тех, кто в своем творчестве нарушал установленные рамки, приобрели весьма жесткие формы. В середине 60-х гг. был устроен судебный процесс над А. Синявским и Ю. Даниэлем, к высылке за «тунеядство» приговорили поэта И. А. Бродского, в будущем лауреата Нобелевской премии. В 70-х гг. страну покинули А. И. Солженицын, В. П. Некрасов, В. Н. Войнович, А. А. Тарковский, М. Л. Ростропо-вич и др. К счастью, творческая жизнь продолжалась. Писатели В. П. Астафьев («Последний поклон», «Пастух и пастушка»), Ю. В. Трифонов («Другая жизнь», «Дом на набережной», «Старик»), В. Г. Распутин («Живи и помни», «Прощание с Матёрой»), Ф. А. Абрамов (тетралогия о Пряслиных), В. М. Шукшин («Я пришел дать вам волю»), В. В. Быков («Обелиск», «Сотников»), театральные режиссеры Г. А. Товстоногов, О. Н. Ефремов, А. В. Эфрос, Ю. П. Любимов, А. А. Гончаров, кинорежиссеры С. Ф. Бондарчук, Л. И. Гайдай, С. И. Ростоцкий, Э. А. Рязанов, Л. А. Кулиджанов создавали произведения высочайшего художественного и нравственного уровня. Культурный процесс развивался, преодолевая сопротивление системы. Знамением времени было возникновение целого сектора нонконформистской, отрицающей официальные догмы культуры, появление так называемого «самиздата», практика публикации запрещенных произведений за рубежом.
Столь же противоречивым было развитие науки. К середине 50-х гг. руководство страны осознало, что в условиях начавшейся научно-технической революции поддержка науки становится условием сохранения за СССР статуса великой державы. К середине 60-х гг. расходы на науку выросли в 4 раза, более чем в два раза увеличилось количество научных работников. Эта тенденция сохранилась в последующие годы: с 1960 по 1980 г. расходы государства на науку выросли в общей сложности в 6 раз.

К сожалению, нарастали и негативные тенденции. Прикладные исследования существенно отставали от фундаментальных. По некоторым ключевым направлениям (вычислительная техника и информатика, с конца 60-х гг. — освоение космоса, самолетостроение, генетика и микробиология, ядерные исследования и др.) отставание нашей науки было значительным. Что касается общественных наук, то после некоторого оживления, связанного с «оттепелью», их развитие вновь затормозилось. Идеологический диктат был в этой сфере особенно ощутим. Боязнь оказаться под подозрением в инакомыслии (диссидентстве) сковывала творческий поиск многих ученых-гуманитариев.

33. Россия 1992-2010 гг.: внутренняя и внешняя политика.

Ну ответ на данный вопрос желательно было бы разделить на 2 пункта - 1992-2000, и с 2000-наши дни. После распада СССР, Россия оказалась в проигрышном положении с геостратегической и социально-экономической точки зрения. В 90-е годы конечно же стояла задача выкарабкаться из экономической ямы - для этого осуществлялись займы (У Парижского клуба и т.д.), строилась аналогичная Западу рыночная модель и т.д. Всё это привело к крупному внешнему гос.долгу, который гос-во погасило в 2000-е. Стоит упомянуть о стремлении остановить распад Российского государства - войны в Чечне - отображение данной ситуации, когда были сильны сепаратистские настроения. Что касаемо непосредственно ВНЕШНЕЙ политики - то в 90-е Россия не могла играть особенно активную роль на международной арене, т.к. была экономически да и геополитически ослаблена. Так или иначе риторика официального руководства отстаивало стремление создать многополярный мир (хоть он и был тогда жестко однополярным-США). Война в Югославии с участием НАТО - также подрыв сферы влияния России, на данные мероприятия Запада Россия мало чем могла ответить в виду своей тогдашней слабости. В экономической сфере господствовала ситуация, когда минерально-сырьевая база и капиталы находились в руках олигархов - которые в виду этого оказывали сильное влияние а внутреннюю и в некоторой степени внешнюю политику гос-ва. С приходом Путина данный бедлам прекратился - были выдвинуты условия крупным владельцам капитала - либо они дистанцируются от политики и сохраняют экономическое положение, либо их ждет нелегкая жизнь и расплата за незаконные операции в 90-х, самоуверенные лица, наподобие Гусинского, Березовского, Ходорковского считали своё положение твердым и потому по их влиянию был нанесен удар - что в последующем привело к централизации власти и установлению контроля над внутренней и внешней политикой в руках властной групировки во главе с Путиным. Данные процессы были негативно восприняты на Западе, они назвали это ("антидемократией" и авторитаризмом - так как данные процессы задевали интересы бизнесменов из США и стран Запада - теперь у них стало меньше шансов на постепенный захват российских ресурсов экономическими методами. При Путине внешняя политика государства стала более твердой, укреплялась вертикаль власти внутри - а к концу десятилетия стали появляться некие успехи в деле возврата сфер влияния - Украина, тесные отношения с Казахстаном, Белоруссией и др. Внешняя политика была направлена на укрепление экономического положения внутри страны (высокая цена на нефть, торговля оружием и военными технологиями) и на усиление влияния близ своей территории, а также в других регионах. Более тесное экономическое и политическое сотрудничество с Китаем, Индией - как противовес США и НАТО, но всё же КИТАЙ, как и США являются конкурентами на международной арене - потому задача России прежде всего - воздержание от прямых конфликтов и лавирование между интересами держав, взимание максимальных политических и экономических выгод путем компромиссов и мягкого давления. Основные аргументы в пользу новой России 90-х - 2000-х годов - это 1) сохраненный ядерный потенциал - крупнейший в Мире наряду с США 2) высокий уровень военных технологий и торговля оружием с рядом стран 3) энергетические ресурсы (газ, нефть), что позволяет держать в зависимости Европу и извлекать из этого выгоду.

34. Основные тенденции и проблемы духовного и культурного развития современной России (1992-2009 гг.). Современная российская культура.

Наши рекомендации