КАЛУЖЕНИН - прозвище Донского атамана Осипа Петрова, очевидно, полученное им по той причине, что он был выходцем из служилых полковых Казаков г. Калуги (См.ПЕТРОВ ОСИП). 20 страница
ПОСТАЛЫ- мягкая обувь из сыромятной кожи, особый фасон чевяков; русские — поршни.
ПОСТАВ - посудный шкаф.
ПОСТАВАЛ- производитель войлока и валенок, вальщик шерсти.
ПОСУДА- запрещенный рыболовный снаряд; веревка ок. 50 мтр. длиною, снабженная поплавками и висящими, на ней большими стальными крючками, укрепляется поперек течения реки; проходящая мимо крупная рыба цепляется за крючья, но часто срывается с них и после пропадает от ран без пользы.
ПОСЫЛЫЦИК - посланец по какому либо общественному делу.
ПОТАНИН Григорий Николаевич (сиб.) - род. 22 сентября 1835 г. ст. Ямышевской на Иртыше; путешественник, этнограф и сибирский общественный деятель. Его отец, разорившись от судебных процессов, передал своего сына на содержание богатому брату; о воспитании маленького П-на заботилась также семья генерала Эллизена; в 1846 г. отец определил его в Войсковое казачье училище, через два года переименованное в Сибирский кадетский корпус. П. провел в нем шесть лет, воспитавших в нем своеобразный казачий патриотизм и особое пристрастие к интересам Сибири. В 1852 г., семнадцати лет, с производством в хорунжие, он был выпущен в 8-й каз. полк, стоявший в Семипалатинске; участвовал в степных походах и боевых встречах с немирными Киргизами, ездил дипломатическим курьером в китайскую Кульджу, но поссорившись с командиром полка, неказаком Мессарошем, должен был перевестись в Заильский край. Здесь в полку на Бийской линии особенно привлекали патриархальные отношения между начальниками и солидными, хозяйственными подчиненными, отсутствие строгой армейской субординации; не раз рядовой обращался и своему командиру на «ты», а офицер говорил старшему себя станичнику или родственнику «вы». Эти особенности были близки духовному складу П-на и потому, при новом переводе на службу в Омск, он через полгода покидал Алтай с большим сожалением. А кроме того ему не улыбались перспективы службы в большом городе на скудное жалование казачьего офицера. Казаки по сравнению с Русскими получали очень небольшое содержание: хорунжий имел 72 рубля в год без всяких добавлений, а подпоручик армейский - 250 рублей основного жалованья и к ним еще квартирные, фуражные и т.п. П. был назначен в Контрольное отделение Войскового Правления. В Омске ему впервые пришлось встретиться с представителями науки и он стал мечтать о поступлении в высшую школу. Но на пути к этому препятствием стояла обязательная двадцатипятилетняя казачья служба, без права увольнения в запас. П. придумал себе какую-то болезнь и таким образом получил отставку. С трудом он добрался до Петербурга и поступил там в университет. В лишениях и бедности три года он слушал лекции на естественном отделении физико-математического факультета, причем, как и большинство студентов интересовался политикой, принимал участие в демонстративных выступлениях, был арестован и некоторое время содержался в Петропавловской крепости.
Благодаря студенческим волнениям, в 1862 г.занятия в университете прекратились на неопределенное время. П. вернулся в Омск, увозя из столицы либеральные настроения своего времени, желание обособить Сибирь от русских порядков, намерение жить в Сибири и работать для Сибири. В 1863 г., он совершил свою первую экспедицию в Южный Алтай, сопровождая астронома Струве. На следующий год летом, снова со Струве, он посетил Тарбагатай и пограничье Монголии. Зимою же, обработав коллекцию собранных растений и закончив описание путешествий, переехал в Томень, где получил место преподавателя истории в гимназиях и секретаря губернского Статистического комитета. Здесь он вскоре был арестован и обвинен в деятельности, имевшей целью отделение Сибири от империи. На следствии П. не отрицал своей вины и утверждал, что в кружке сепаратистов главным деятелем был, именно, он. Суд приговорил его к пяти годам каторжных работ с лишением всех прав состояния. Каторгу он должен был отбывать в Свеаборге, далеко от родной Сиири. В 1871 г., после шестилетнего пребывания по тюрьмам и на каторге, П. был освобожден и сослан на поселение в г. Никольск, Вологодской губ. В ссылке он пробыл новых три года, кое как перебиваясь случайными заработками. В 1874 г., по ходатайству Русского императорского Географического общества, был амнистирован с правом проживания во всех городах, кроме столиц.
Незадолго перед этим П. женился на Александре Викторовне Лаврской и теперь выехал в Нижний Новгород, к ее родственникам. Вскоре пришло полное помилование и восстановление в правах. От этого времени восстановились прежние связи с Географическим обществом и многие годы ушли на изучение Внутренней Азии, ее природы и быта населения. В гг. 1876-77 он вел экспедицию по Монголии; в 1879-80 гг. он вторично прошел Монголию и Урянхайский край; в 1884-86 гг. провел экспедицию через Пекин, восточные окраины Тибета и Центральную Монголию. Потом шесть лет проживал в Иркутске, приводил в порядок отчеты о своих путешествиях, а одновременно выполнял обязанности правителя дел Восточно-Сибирского отдела Географического общества и сотрудничал в газете «Восточное Обозрение». В 1892 г. он снова двинулся в Китай и на окраины Тибета. Это путешествие стало роковым для его жены и неизменной спутницы во всех экспедициях; она умерла в дороге. Через шесть лет после этого, уже будучи весьма пожилым человеком, П. снова двинулся в далекую дорогу по мало исследованной области Б. Хинган Он закончил путь у Чжилийского залива, в трехстах клм. от Пекина и возвратился на р. Аргунь по другой параллельной дороге.
Последние 20 лет жизни П. проживал в Красноярске и Томске и больше всего занимался изучением и обработкой, собранных им, произведений восточного народного творчества. В результате появились его очерки: «Восточные мотивы в средневековом эпосе», «Восточные параллели некоторым русским сказкам», «Русская девица Дарига в киргизской сказке», «Греческий эпос и ордынский фольклор», «Ставр Годинович и Гэсзр»; из исторических работ - «Материалы по истории Сибири». Как общественный деятель П. занимал в Сибири почетное место. В 1905 г. он принимал участие в выработке Положения о земских учреждениях в Сибири, но всегда считался одним из убежденных сторонников сибирского «областничества» и, действительно, посвятил этому вопросу некоторые свои статьи: «Областнические тенденции Сибири», «Сибирская проблема в Государственной Думе» и др. При его содействии в Сибири учрежден ряд различных научных обществ, основано несколько музеев, библиотек и т. п. С 1913 г. в «Сибирской Жизни» печатались его воспоминания, представляющие большой общественной исторический интерес. Русское Географическое общество издало его многотомные труды: «Очерки Северо-Западной Монголии» (1883) и «Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия» (1893).
Умер П. 30-го июня 1920 г. и погребен на кладбище женского монастыря в г. Томске. Его рукописи и переписка хранятся в библиотеке Томского университета. Отдав всю жизнь исследованиям неведомых земель на пользу политическим и экономическим интересам России, будучи человеком безупречной честности и бескорыстья, П. при царях оставался в глазах властей политически неблагонадежным и был лишен возможности занимать посты достойные его знаний и энергии даже в научных учреждениях и организациях. Таким же неблагонадежным для новой власти ушел он из жизни при Советах, по той причине, что в прессе выступал противником коммунистической идеологии и в 1919 г. подписал антисоветское воззвание. Но все же по мнению советского биографа, как один из трех пионеров изучения Внутренней Азии, «в отношении этнографии Потанин сделал больше, чем Пржевальский и Певцов взятые вместе». «Потанин имел необходимые для путешественника по Внутренней Азии личные качества; закаленное трудами и лишениями здоровье, чрезвычайную неприхотливость и выносливость, знакомство с местными языками, уменье обращаться с туземцами, хорошие познания в области географии и естественных наук, отличное знакомство с литературой по географии Сибири и Внутренней Азии и, конечно, любовь к делу и полную самоотверженную преданность науке» (В. А. Обручев. Григорий Николаевич Потанин. М. -Л., 1947).
Решительный и смелый Казак П. никогда не путешествовал под охраной военного конвоя и тем легче он и его жена проникали в семейные и общественные интересы туземцев; он дал наиболее подробные сведения о быте, нравах, языках и верованиях народов Монголии, Сев. Китая и Тибета, так же как тюркских, финских и монгольских племен Сибири и Приуралья. Он же оставил «по отзыву ботаников, наиболее полные и тщательно собранные гербарии».
Данные о личности, жизни и трудах П-на достаточно обширны, для того чтобы составить ясное представление об этом удивительном Казаке и чтобы по его светлому образу понять характер других Сибирских Казаков, посвятивших себя неутомимому стремлению вперед, со страстным любопытством в познавании новых «землиц». Григорий Николаевич П., углубленный научным знанием, тип Казака-землепроходца, «открывателя новых земель» не с целью из присоединения к владениям московского царя, не в помощь «колонизационным устремлениям русского народа», а для приобщения своих открытий к широкому кругу мировой науки.
ПОТАНИНА Александра Викторовна - род. 25 января 1843 г. в Нижнем Новгороде; жена предыдущего, путешественница, писательница, художница. Отцом ее был священник, преподаватель Духовной семинарии Виктор Николаевич Лаврский. Она получила только домашнее образование, одно время состояла воспитательницей женского Епархиального училища. Приехав к брату в г. Никольск, встретила там его приятеля, ссыльного Г. Н. Потанина. Через год, в 1874 г., она вышла за него замуж и стала его верной и деятельной помощницей; жила одними интересами с мужем, участвовала в путешествиях по горам и пустыням Азии, делала зарисовки предметов бытового обихода туземцев, записывала наблюдения, помогала собирать и приводить в порядок коллекции растений, а в годы отдыха описывала жизнь азиатских народов в талантливых очерках и рассказах. В экспедиции на пути к Сычуани почувствовала себя больной, но все же не пожелала остаться для лечения в Пекине и расстаться с мужем. Разболелась в дороге и умерла, возвращаясь к Шанхаю, около города Чунцынфу 19 сентября 1893 г. Тело ее перевезли в Кяхту и похоронили в Троицко-Севске. В 1895 г. издана книга ее дорожных очерков; «Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету, и Китаю»
ПОТАНИНЫ - древний род Сибирских Казаков. Около 1755 г. одна семья из этого рода переселилась на новооснованную «линию», проходившую вдоль горько-соленых озер и потому получившую прозвание Горькой; она тянулась от Омска до Звериноголовской станицы. Два брата П. обосновались в редуте Островном вблизи станицы Пресновской. Из них Илья Андреевич, дослужившийся до чина сотника, попав на нетронутые алтайские просторы, скотоводством «и торговлей с Киргизами приобрел большое богатство. Его сын Николай Ильич в 1816 г. окончил Войсковое училище в Омске, служил офицером казачьей артиллерии и не раз выполнял особые поручения командующего войсками Зап. Сибири. В «Военном Журнале» 1830 г. помещено исполненное им описание пути от Омска до Коканда, вместе с топографической маршрутной съемкой его же работы. Одно время он был начальником Барнаульского округа, но в результате столковения с начальством попал под суд, разжалован в рядовые и настолько обеднел, что был не в состоянии дать достойное воспитание своему сыну Григорию, будущему знаменитому путешественнику, который по этой причине рос в чужих домах.
ПОТЕКЛИНКА- впадающий в реку поток вешней воды.
ПОТЁМКИН Григорий Александрович(1739-1791) - русский генерал-фельдмаршал, фаворит Екатерины II. Сын захудалого смоленского дворянина, П. пользовался благосклонностью императрицы, оказался способным политиком и администратором, а потому сделал блестящую карьеру. После разгрома Запорожской Сичи он был назначен наместником Новороссии возникшей на казачьих и татарских землях, способствовал присоединению к России Крыма-Тавриды и положил начало русскому Черноморскому флоту. В награду за заслуги получил титул светлейшего князя Таврического. От 1784 г.— президент Военной Коллегии. Как генерал-губернатор Новороссийский, Азовский и Астраханский, а вместе с тем начальник всех иррегулярных войск, П. стал вершителем казачьих судеб. Он жестоко расправился с Яицкими и Волгскими Казаками, примкнувшими к восстанию Пугачева, разрушил Запорожскую Сич и уничтожил ее Низовую республику; земли ее присоединил к Новороссийскому краю, а части Днепровских Казаков, под именем Черноморских, разрешил занять Приазовье. На Дону он видел опору русской власти в классе старшин. Поэтому настоял, чтобы за казачьими старшими начальниками были признаны дворянские права, наравне с русскими штаб-офицерами, а наиболее преданные из них, чтобы награждались поместьями во вновь приобретенной Новороссии. Благодаря этому будущий Донской атаман М. И. Платов получил от него в Херсонской губ. 9 тыс. десятин, а его брат - 3 тыс. десятин.
П. считал, что крамольный дух сепаратизма исчезнет на Дону, если ограничить там власть атаманов, сделав их только военными начальниками. В других делах управления он решил поставить их под контроль коллегиального Гражданского правительства. Оно и учреждено указом императрицы от 15 февраля 1775 г. Тогда же установлены новые границы, существовавшей от 1708 г., Азовской губернии, которая теперь охватила казачьи владения с трех сторон и отрезала от них некоторые северные станицы. При этом были проверены границы казачьих владений на Дону и выполнена их карта. Екатерина II утвердила ее «навечно», как земли, «коих владением Казаки Донские издревле пользовались».
Все перемены, как и напряженную царскую службу, Казакам приходилось переносить без прекословии. Поэтому П. не считал целесообразным уничтожать Войско Донское по примеру Сичевой республики; наоборот, признавал «совершенную пользу, происходящую от чинимой оным Войском, как заграничную, так и внутреннюю службу». Надо было только, свершив реформу управления, «нынешнее положение его сохранить навсегда».
Казаки знали, что нововведения П-на лишают их большинства прежних прав, и поэтому, как величайшую милость, приняли приказ нового императора Павла I, не требовать на Дону выполнения «злоупотреблений и сделанных перемен князем Потемкиным».
У Запорожцев, которые при П-не потеряли свою республику, он заслужил прозвище - «Грицько Нечёса».
ПОТНИК - войлочная подстилка под седло; у Казаков П. состоял из трех-четырех листов плотного войлока и был покрыт кожей.
ПОТРОЩИТЬ - помять.
ПОТЫЛИЦА - затылок, загривок.
ПОЧЕТНЫЙ(некр.) - почтительный: «У меня сын почетный, завсегда слушается».
ПОЧУНЕТЬ- прийти в себя, опомниться, очнуться.
ПОЯРКОВО - станица на Амуре; основана в 1958 г.; при соввласти обращена в село Дальневосточного края; населения ок. 3 тыс. душ.
ПРАВДАТЬ - прокормить, содержать; напр. «правдать общественного бугая».
ПРАВО СЛОВО - верно, верное слово, честное слово.
ПРАЗДНИКИ - нерабочие дни, посвященные памяти какого либо знаменательного события в жизни религиозной, национальной или государственной. Церковные П. делятся по своей значимости и по роду богослужения на великие, средние и малые. К первым относятся: а) П. св. Пасхи, день Воскресения Христова; б) дванадесятые П. — числом двенадцать в году: Рождество Христово, Сретение, Крещение или Богоявление, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница (Троица), Воздвижение честного и животворящего креста, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Успение Пр. Богородицы; в) П. в честь особо чтимых святых: Рождество Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла; г) воскресные, седьмые дни недели. Средними считаются П. в честь прославленных икон Богородицы, в честь ангелов и некоторых святых; малыми в церковном смысле признаются П. престольные, храмовые, гражданские, национальные, полковые, орденские и т. п. У Казаков день Покрова Пресвятой Богородицы (1-е октября) почитается наравне с великими П-ками; в эмиграции установился обычай торжественно отмечать день возрождения казачьей независимости, одновременно с днем казачьей печати 10 декабря каждого года.
ПРАПОРЩИК - младший офицерский чин в русской армии; от 1884 г. в строевых частях был упразднен и оставлен только, как «П. запаса»; во время Первой Мировой войны восстановлен снова; в казачьих краях упразднен в 1918 г., с объявлением независимости.
ПРАХ (некр.) - пыль.
ПРЕДАНИЕ - изустный рассказ о каком либо событии, хранящийся в народе из поколения в поколение; однажды записанное, П. может служить существенным вкладом в отечественную историю.
ПРЕДБУДУЩИЙ - следующий, будущий: «предбудущее воскресенье».
ПРЕДВЕЩЕВАТЬ- предсказывать.
ПРЕДЛЕЖАТЬ- надлежать.
ПРЕДМЕР(дон.) - пример, образец.
ПРЕДТЕЧА- предшественник; по казачьи - Предотеча относилось к Иоанну Крылатому-Крестителю, который своим появлением предварял пришествие Иисуса Христа. Иоанн Крылатый особенно почитался у Казаков, как провозвестник торжества Христианской веры, как знамение основного христианского Таинства - Крещения. Его имени было посвящено много казачьих храмов, а среди них азовский, заложенный не позднее 637 г.
ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ - догмат Православной веры, согласно которому во время литургий хлеб и вино претворяются в истинное Тело и истинную кровь Христову; процесс П-ния называется Таинством Евхаристии.
ПРЕТВОРИТЬСЯ (некр.) - превратиться.
ПРИАЗОВЬЕ- области прилегающие к Азовскому морю, преимущественно с востока и юга; земли больше всего связанные с историей наших предков. Древним народам П. было известно, как Меотида (см.), населенная различными племенами, а в том числе скифо-славянами Северами и Торетами, вошедшими после в состав казачьей народности. В конце ст. эры П. принадлежало Царству Боспорскому, а по Р. Хр.- Асам, потом Казарам, снова Асам-Аланам и, наконец, Томаторкани. В X в. П. называли Землей Касак (персидская география Гудуд ал Алэм). В то время оно составляло основную часть казачьей Томаторканской державы. Впоследствии отсюда вышли Казаки Азовские и Гребенские (Казаровцы), а также Пятигорские Черкасы славянской речи.
П. принадлежало Татарам Золотой орды от 1237 г. В 1475 г. берегами Азовского моря завладели Турки. После своего возвращения на Дон (ок. 1549 г.) Казаки почти два века вели борьбу с ними за П. и выход в море. В конце семнадцатого века в этой борьбе стала участвовать Россия, овладевшая Азовом (1696 г.). Но фактическими хозяевами берегов еще долгое время оставались Донские и Запорожские Казаки. Многие акты, свидетельствующие об этом, приводит проф. А. П. Пронштейн в своей книге «Земля Донская в XVIII веке»; Войсковое правительство Дона распоряжалось землями и рыболовными угодьями от р. Кальмиус и на части юго-восточного побережья до Ейского лимана, а за Кальмиусом хозяевами были Запорожцы и Татары, т. к. Сичевой Низ до 1739 г. формально состоял в границах Крымского ханства.
В 1746 г. русская межевая комиссия, присланная по просьбе Донцов, постановила: «Быть между ними Запорожскими и Донскими Казаками помянутой речке Кальмиусу границей, а от вершины оной, прямою чертою даже до прежней 1714 г. Российской с Портою Отоманской границы учинить приличную межу и поставить грани». Такое положение оставалось до 1775 г., когда Сичевая республика пала, а ее земли присоединены к Новороссийскому краю. Донская граница осталась на старом месте.
По договору в Кучук Кайнарджи (1774 г.) Россия получила во владение все П. От этого времени войсковые земельные фонды Донцов охватили северо-восточную часть Азовского моря до реки Ея. Казаки не получили в свое полное распоряжение только небольшие «округи», выделенные для крепости св. Димитрия Ростовского и для Таганрогского градоначальства, подчиненные Екатеринославскому наместнику. С разрешения Войскового правительства, повсюду в П. стали возникать хутора казачьих старшин и состоятельных Казаков, привлекавших для обработки земли «приписных малороссиян»; там же основана ст. Нова, николаевская, а для ст. Елизаветовской назначен юрт в 100 тыс. десятин на север от р. Ея. Рядом с ним выделены земли под «офицерские участки». В 1792 г. вся южная часть П. от Ей до Кубани, вместе с Таманью, передана в вечное владение Черноморскому Войску - Запорожцам, выселенным с Днепра. Таганрогское градоначальство и небольшой Ростовский уезд указом от 19 мая 1887 г. изъяты из ведения Екатеринославского губернатора и присоединены к владениям Донского Войска. (А. П. Пронштейн. Земля Донская в XVIII веке Ростов н/Д 1961, стр. 26, 155, 159, 165, 180, 200).
ПРИБЕГ - прибежал, прискакал на лошади.
ПРИБОР НА СЛУЖБУ - в Московском государстве пополнение войск путем приема «охочих» добровольцев из вольных людей и Казаков. Казачьи городовые полки комплектовались по П-ру.
ПРИВАДА- приманка; в частности приманка для рыбы, которую Казаки ловят на удочки «за хлеб или за червяка».
ПРИВИЛЕГИЯ- в Римской империи так назывался закон, касавшийся интересов частного лица вне общих законодательных установлений. По примеру Рима в В. княжестве Литовском и в Речи Посполитой «привилеем» назывался декрет в. князя и короля, предоставлявший особые социальные или имущественные права отдельной этнической группе, классу, общине или частному лицу. Напр., Запорожские Казаки, уйдя от Татар из Крыма, получили от Польско-литовского короля Сигизмунда I в 1506 г. право беспрепятственно расселиться вдоль рек Суды, Псиола и Врсклы, при чем король, по словам историка Ригельмана, «одарил их вольностими и разными преимуществами и на то привилегиею своею им подтвердил». П. это закон для каждого отдельного случая.
В русском законодательстве понятие П. трактовалось, как право собственности изобретателя на сделанное им изобретение, но в бытовой речи оно имело значение какого то преимущественного состояния. Напр., остатки казачьих исторических прав на землю и особый общественный строй в глазах Русских представлялись как «казачьи привилегии».
ПРИКАЗНЫЙ - звание младшего начальника из рядовых бойцов, помощник урядника по поддержанию дисциплины и порядка во взводе, командир отделения; у Русских в старину так назывались низшие чиновники официальных учреждений -риказов.
ПРИКИДЫВАТЬСЯ- притворяться, выставлять себя в ложном виде.
ПРИКЛАД- в древне-славянской речи понималось, как «пример»; то же значение сохраняется у Некрасовцев и Черноморцев-Кубанцев с ударением на первом слоге; с ударением на последнем слоге, в настоящее время - деревянная часть ружья, которая прикладывается к плечу; у портных и сапожников - дополнение к основному материалу: подкладка, пуговки и т. п.
ПРИМУЧИВАТЬ (некр.) - принуждать грубой силой.
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ - переселения покоренного народа или его части, по воле покорителей, на новое место. П. п. отличаются от всякого рода стихийных миграций, когда свободные народы уходят от завоевателей, с надеждой, при благоприятных обстоятельствах, снова возвратиться на родную землю.
Таким образом, отход Северов, Аланов-Танаитов и Готов на Дунай и дальше к западу, под давлением Гун-нов ок. 375 г., был миграцией. Но около того же времени Удзы-Торки были изгнаны из Сев, Кавказа в Прикаспий и за Волгу и это было П. П. потому что оно совершилось пно воле завоевателей Болгаров, пожелавших занять их тучные черноземы, и за это уступивших им пастбища похуже.
П. П-нием следует также считать увод в 737 г., по воле арабского полководца Мервана, к границам Грузии 20 тыс. семейств Сакалибов с Донца и Среднего Дона. Оно окончилось массовой попыткой этих переселенцев возвратиться на Дон и гибелью их большинства. В конце XIV в., после татарских насилий, Донцам снова пришлось покинуть берега среднего Дона. Теперь они действовали, хоть и под давлением извне, но отчасти и по собственной воле; поэтому их передвижение к границам Сев. Вост. Руси следует считать скорее миграцией, чем П. П-нием. Возвращение на Дон - тоже миграция.
Вообще, истории известны многие переселения наших предков с родной земли, но не всегда удается точно установить характер этих переселений. Зато, во время пребывания под властью России и СССР, казачья групповые перемены местожительства не могут считаться ничем иным, как П. П. Русские власти считали Казаков военно-служилым народом и требовали от их семей точного выполнения приказов начальства. Поэтому им неоднократно приходилось оставлять привычную среду своих станиц и, подчиняясь воле русских правителей, перебираться в неведомые края. При царях целью П. П-ний Казаков была оборона и усвоение для колонизации пограничных пространств на юге, а при соввласти их семьи переселяли в сиецпоселки НКВД для колонизации и промышленного освоения негостеприимного севера. В обоих случаях, почти без надежды когда либо возвратиться на землю отцов.
П. П. начались вскоре после того, как Дон и Днепр попали в границы Русской империи. В 1724 г. 1.000 семей Донских Казаков вывели в Дагестан на реки Сулак и Аграхань. Они там в большинстве погибли. В 1732 г. таким же образом 1057 семей переселены с Дона на Волгу. В 1776 г. часть этих семей попала на Азовско-Моздокскую Линию, а в следующем году, так же принудительно, под Ставрополь прибыл вместе с семьями Хоперский полк. В 1826 г. он, побунтовавшись, должен был перейти ближе к горам и верховьям Кубани. Путем таких П. П-ний основаны: Оренбургское, Амурское, Семиреченское, Уссурийское и Черноморское каз. Войска. Пополнялись казачьими семьями и Кавказские Линии, иногда с протестами, возмущениями, бунтами и всегда с горькой безнадежностью.
Весьма значительное сопротивление, вплоть до подготовки вооруженного восстания, в гг. 1792-94 вызвал приказ отрядить с Дона на Кубань три тысячи семейств. В эти годы волнения шли по всем донским станицам, но особенно упорными из них оказалось пять: Есауловская, Нижне и Верхне Чирские, Кобылянская и Пятиизбянская, под предводительством есаула Рубцова. Против них было выслано несколько регулярных полков (8.500 штыков и сабель), два донских карательных полка с ген. Мартыновым и три полка Чугуевских Казаков с ген. М. И. Платовым; в общей сложности 11 тыс. человек. Сопротивление 2-3 тысяч готовых к восстанию было сломлено, более шести тыс. Казаков, после истязания на станичных майданах, было сослано в Сибирь, но все же наряд на П. П. был сокращен до 1000 семей.
Жертвы П. П-ний при безжалостной соввласти измеряются сотнями тысяч казачьих душ.
ПРИНЧ(дон.) - рис; у Кабардинцев - прунж, у Тюрок - биринч, у Осетин и Армян — бринч.
ПРИПИСНЫЕ КАЗАКИ - иногородние по народному постановлению принятые в замкнутую казачью среду. Если на казачьи земли приходили Казаки, из семей задержавшихся на Руси, в Литве или на Украине и они имели доказательства своего казачьего происхождения, то наши предки принимали их сразу и считали их природными, а не приписными. В XVI и XVII веках такого рода пришлые люди непрерывно собирались на Дону, Тереке, Урале, Днепровском Низу и благодаря этому образовались довольно крупные политические общества, своеобразные чисто-казачьи речные республики. По общему постановлению иногда в них принимались и пришлые люди иного рода. Но русская история отмечает, что от средины XVII ст. обращение иногородних в П.-К. почти прекратилось. Едва ли их число было значительным и раньше. Вероятнее всего, что к этому времени сократился массовый прилив, пребывавших раньше на чужбине, природных Казаков, которых привыкли приравнивать к беглым крестьянам. Теперь землепашцы, работный люд, старообрядцы приходили к Казакам еще в больших количествах, чем раньше, но акты с большей очевидностью стали указывать, что в П. К. попали лишь некоторые из них, в то время как другие оставались на положении своего рода иностранцев с ограниченными правами.
В результате неудачного восстания Булавина, русские карательные войска основательно выкорчевали всех пришлых людей, прихватив вместе с ними в многих старожитных Казаков, В 1709 г. Дон был завоевав и присоединен к России. Долгие годы появление в станицах новых людей контролировалось Военной Коллегией при помощи «сыскных начальств». Но все же прекратить приток людей со стороны не удавалось. Станичные и хуторские скотоводы- земледельцы нуждались в рабочих, а сами Казаки постоянно пребывали на службе в полках. Поэтому войсковые власти часто разрешали, особенно «малороссиянам», оставаться на Дону. По переписи 1783 г. их и собралось там 26579 душ. Когда военные нужды потребовали увеличения служилого состава донских полков, русское правительство порекомендовало пополнять их иногородними. Атаманы делали это очень неохотно. 15 сентября 1745 г. Даниил Ефремов доносил императрице Елизавете Петровне, что истощенные постоянными службами, станичники разбегаются из полков, а особенно «из приписных к ним разных людей в Казаки». Его сын Степан Ефремов особенно следил за казачьей племенной чистотой. Распоряжением по Войску от 17 апреля 1755 г. атаман предписывал «чтобы Казаки, как сами, так дети их, на беглых и на протчих великороссийских женках и девках не женились, также бы и своих казачьих дочерей за великороссийских людей и сказочных замуж не отдавали и к такому замужеству овдовевших казачьих жен не допускали». «В дальнейшем на протяжении второй половины XVIII в. Войско еще несколько раз подтверждало это распоряжение, угрожая не только «жестоким» наказанием нарушителям, но и «неизбежным станичным атаманам штрафом». Священникам также было строго приказано, чтобы «соглашающих иттить в замужество за малороссиян и великороссиян казачьих жен и дочерей не венчали» (А. П. Пронштейн, Земля Донская в XVII веке, Ростов н/Д 1961, стр. 205).