Тема № 2. РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
по «истории Переходного от Средневековья к Новому времени периода»
Тема № 1. ИТАЛЬЯНСКИЙ ГУМАНИЗМ
(вторая половина ХIV – нач. ХVI вв.)
1. Общая характеристика культуры Возрождения: определение понятия «Возрождение», исторические предпосылки зарождения новой ренессансной культуры в Италии, её историко-культурные истоки, характерные черты, этапы развития.
2. Гуманизм – мировоззрение культуры Ренессанса:
а) понятие «гуманизм» в зарубежной и отечественной историографии;
б) гуманистический идеал человека и его противоречивость;
в) макро- и микрокосм в восприятии гуманистов: понимание категорий «время», «пространство», «труд», «богатство», «семья», «любовь», «красота», «Фортуна» (в сравнении со средневековьем);
г) периодизация итальянского гуманизма.
3. Кто такие гуманисты:
а) определить критерии, объединяющие всех гуманистов, их социальный статус в обществе;
б) отношение гуманистов к другим социальным слоям итальянского общества (к буржуазии, дворянству, крестьянству);
в) отношение гуманистов к религии и католической церкви.
4. Направления в итальянском гуманизме:
а) ранний гуманизм: Ф.Петрарка, Д.Боккаччо, К.Салютати;
б) гражданский гуманизм (Л.Бруни, Манетти, Ринуччини): понятие «общего блага», понимание свободы и справедливости;
в) гуманистическая концепция Лоренцо Валлы;
г) этическая концепция Леона Батиста Альберти;
д) неоплатоновская школа (М.Фичино, П.Мирандола) – кульминационная точка в развитии гуманистического идеала.
5. Причины трансформации гуманистического идеала и его проявления.
Историческое значение гуманизма и культуры Возрождения.
Источники:
1. Данте Алигьери. Божественная комедия (любое издание).
2. Боккаччо Дж. Декамерон (любое издание).
3. Зарубежная литература: эпоха Возрождения /Сост. хрестоматии Б.И. Пуришев.- М., 1976.
4. Отрывки из сочинений итальянских гуманистов (в папке по ИСВ).
5. Опыт тысячелетия (Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы).- М., 1996 (сочинения Л.Альберти, М.Пальмиери, М.Фичино).
6. Петрарка Ф. Избранное. Книга песен (любое издание).
7. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения.- М., 1985.
8. Чаша Гермеса: гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция.- М., 1996 (Ф.Петрарка, Л.Альберти, Д.Манетти, П.Браччолини, М.Фичино, Д.Мирандола).
9. Эстетика Ренессанса.- Т.1, М., 1981 (сочинения Ф.Петрарки, Л.Бруни, Л.Валлы, Д.Мирандолы).
Литература
1. Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти.- М., 1979.
2. Античное наследие в культуре Возрождения.- М., 1984.
3. Альберти Леон Батиста.- М., 1977 (вступ.статья Л.М.Брагиной).
4. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления.- М., 1978.
5. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди.- М., 1995.
6. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.- М., 1989.
7. Баткин Л.М. Петрарка на острие собственного пера: авторское самосознание в письмах поэта.- М.,1995.
8. Бибихин В.В. Новый Ренессанс.- Спб, 1998.
9. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: этические учения Х1У-ХУ вв.-М.,1977.
10. Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (П пол. ХУ в.).- М., 1983.
11. Брагина Л.М. Идеи гражданского гуманизма в речах флорентийских магистров ХУ в / Средние века.- Вып.47, 1984.
12. Брагина Л.М. Гражданский гуманизм и античная этико-политическая мысль / Античное наследие в культуре Возрождения.- М., 1984.- С.20-26.
13. Брагина Л.М. Гражданский гуманизм в творчестве М.Пальмиери /Средние века.- Вып.44, 1981.- С. 197-224.
14. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этапы развития / Типология и периодизация культуры Возрождения.- М., 1978.
15. Брагина Л.М. Социально-политические идеи в итальянском гуманизме ХУ века / культура Возрождения и общество.- М., 1986.
16. Брагина Л.М. Человек в культуре Возрождения.- М.,2001.
17. Буркхард Я. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования.- М., 1996.
18. Головин А.В. Нравственные и политические идеи гуманистов ХУ-ХУШ вв. М., 1973.
19. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения.- М., 1977.
20. Гуковский М.А. Рождение и гибель итальянского Возрождения.- Л., 1964. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.- М., 1972.
21. Девятайкина Н.И. Петрарка о достоинстве человека / Средние века.- Вып. 44, 1981.- С.229-251.
22. Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды.- М.. 1988.
23. Культура Возрождения и общество: Сборник статей.- М., 1986.
24. Культура Возрождения и власть. Сборник статей.- М., 1999.
25. Кудрявцев О.Ф. Античные представления о Фортуне в ренессансном мировоззрении /Античное наследие в культуре Возрождения.- М., 1981.- С. 50-57.
26. Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса.- М., 1982.
27. Мартышина О.В. Великая эпоха гуманистов.- М., 1996.
28. Ревякина Н.В. Ф.Петрарка и формирование самосознания новой личности / Средние века.- Вып.49, 1986.- С. 82-103.
29. Ревякина Н.Ф. Проблема человека в итальянском гуманизме второй пол. Х1У - первой пол. ХУ вв.- М., 1977.
30. Хлодовский Р.И. Петрарка. Поэзия гуманизма.- М., 1974.
31. Хоментовская А.И. Лоренца Валла – великий итальянский гуманист.- М.-Л., 1964.
32. Черняк И.Х. Термин «гуманизм» у М.Фичино / Культура эпохи Возрождения.- М., 1986.- С. 89-93.
Темы для рефератов:
1. Предлагается более подробно познакомиться с одним из направлений итальянского гуманизма, изучив гуманистическую концепцию её представителей.
2. Понятия «гуманизм» и «Возрождение» в отечественной и зарубежной исторической науке.
Методические рекомендации
Цель семинарских занятий по данной теме состоит в том, чтобы, определив понятия «Возрождение» и «гуманизм», на примере изучения итальянского гуманизма, проследить формирование и эволюцию нового мировоззрения с середины Х1У до конца ХУ вв. Новая гуманистическая система ценностей разрушила средневековые представления и определила пути дальнейшего развития европейской цивилизации.
Трудности, с которыми вы столкнетесь при подготовке к семинарским занятиям, будут заключаться как в содержании самого исторического материала, так и в обилии литературы и существующих в ней точек зрения. Источниковедческая база по данной теме достаточна обширна.
Об актуальности изучения гуманизма лучше всего свидетельствует высказывание крупнейшего исследователя итальянского Ренессанса Л.М.Баткина о том, что «проблема Возрождения является одной из самых драматических проблем исторического сознания ХХ века». По вопросу об оценке Возрождения в исторической науке с конца Х1Х века до современных дней ведутся продолжительные дебаты. Оценивается Возрождение и гуманизм и с исторических, и с морально-нравственных, и с религиозных, и с культурологических позиций. Среди множества различных мнений преобладают два основных: первое - Возрождение как прогрессивное явление своего времени; и второе - Возрождение как негативный процесс, заведший современную цивилизацию и человечество в тупик. Такие воззрения высказывались и в Х1Х веке крупнейшими русскими мыслителями – П.Флоренским, Л.П.Карсавиным, и в ХХ веке – философом А.Ф.Лосевым, Р.А.Гальцевой и др. Все они увидели в гуманизме мировоззрение, которое абсолютизировало человеческую личность, оторвавшуюся от трансцендентности и ушедшую в «беспринципный нигилизм», индивидуализм. Кроме того, произошло разрушение коллективных норм жизни. Именно это, по их мнению, привело современную европейскую культуру к бездуховности и кризису. Можно ли согласиться с данной трактовкой? Ответ на этот вопрос предполагает достаточно серьёзное и глубокое изучение и осмысление гуманизма и выносится на обсуждение в дискуссионный клуб.
Разбирая первый вопрос, необходимо выяснить, что означает понятие «Возрождение» (рассмотреть различные точки зрения). Почему именно Италия становится родиной Возрождения, какие предпосылки для этого существовали в Италии к середине Х1У века в сфере экономики, политики, социальной структуры, историческом развитии страны? Далее раскрыть историко-культурные истоки новой культуры: подумайте, в чем выразилось влияние античности на формирование Возрождения, было ли оно прямым или опосредованным? Рассматривая этапы итальянского Возрождения, ответьте на вопрос: почему многие исследователи называют Ренессанс чисто «итальянским явлением»?
Второй вопрос.Гуманизм стал идейной основой культуры Возрождения. Он определил мировоззрение новой эпохи, создавшей иную картину мира, иную систему этических и эстетических представлений, принципиально отличных от феодально-католического понимания. Поэтому изучению этого вопроса необходимо уделить серьёзное внимание. Первоначально следует определить, когда и кем было введено понятие «гуманизм», и рассмотреть существующие точки зрения относительно содержания данного термина в итальянской, американской и отечественной историографии. Отдельно проанализировать мнения Л.М.Баткина и А.Ф.Лосева.
Поскольку в центре внимания гуманизма оказался человек, то важно выяснить, каким представляли себе гуманисты идеал совершенной личности, какой тип личности был наиболее популярным, было ли это слепое подражание античному идеалу? Однако гуманистический идеал нес в себе глубокое противоречие: подумайте, в чём оно состояло и осознавалось ли современниками?
В эпоху Ренессанса меняется восприятие не только самого человека, но и окружающего его мира: иными словами - отношение к макро- и микрокосму. Для этого необходимо посмотреть, как в эпоху Возрождения изменилось понимание перечисленных выше категорий (см. план сем. занятий). Работу по вопросу следует построить на сравнительном анализе со средневековьем (в противном случае, отличительные особенности будут мало понятны). Понимание рассматриваемых категорий в средневековом обществе представлено в монографиях известного советского медиевиста А.Я.Гуревича («Категории средневековой культуры»), французского историка Жака Ле Гоффа («Цивилизация средневекового Запада»), М.А.Барга («Эпохи и идеи»). Изучая данный вопрос, опирайтесь на источник - сочинения гуманистов. Рекомендуется сделать сравнительную таблицу. Не менее важно выяснить, какое место в системе гуманистических ценностей отводилось и религии.
Третий вопрос. На вопрос: «Кого в итальянском обществе называли гуманистами», – дать ответ не так-то просто. Именно из гуманистов формировалась так называемая ренессансная интеллигенция, которая резко отличалась от новоевропейской и обладала своей спецификой. Именно это и следует выяснить, разбирая данный вопрос. Кто такие гуманисты? Это интеллектуалы, которых объединял специфически духовный труд, или это жестко зафиксированная социальная группа, или это свободное неформальное объединение? Есть ли критерии, объединяющие всех гуманистов: может определенный круг занятий, или стиль общения, или групповое самосознание или …? Эти сложные вопросы следует подвергнуть анализу, используя при этом монографии Л.М.Баткина. Подумайте, можно ли определить социальный престиж гуманистов в итальянском обществе, как они относились к представителям других социальных групп (гуманисты – народные массы, гуманисты – предприниматели, гуманисты - дворяне).
Четвертый вопрос.Итальянский гуманизм прошел все этапы развития. Вам предстоит проследить эволюцию гуманистической идеологии от зарождения (ранний гуманизм – Ф.Петрарка, Д.Боккаччо, К.Салютати) до её дифференциации на многочисленные направления. Из них следует особое внимание уделить изучению учения гражданского гуманизма (Л.Бруни, Манетти, Ринуччини), представлений Лоренцо Валлы (в ней гуманистический идеал виделся в ином ракурсе). Своего апогея гуманистическая концепция получила в школе неоплатоников (М.Фичино, Д.Мирандола). Можно ли считать, что идеи неоплатоников стали кульминацией в развитии гуманистической идеологии, каким им виделся «совершенный человек»?
По этому вопросу вам предлагается написать реферат: выбираете одно из направлений и, опираясь на источники и литературу, изучаете особенности данной гуманистической концепции.
Логическим завершением развития гуманизма стало появление в Италии к середине ХVI века признаков его кризиса. На вопросах: в чём выразился кризис гуманистической идеологии, каковы его причины, необходимо остановиться подробнее.
В заключительной части семинарских занятий следует осмыслить вопрос об историческом значении Возрождения и гуманизма, который выносится на дискуссионное обсуждение.
Тема № 2. РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ
1.Германия накануне Реформации (виды противоречий и проблем):
а) экономическое развитие Германии на рубеже ХV- ХVI вв.;
б) политическое положение Германии;
в) особенности положения католической церкви и духовенства в Германии;
г) социальная структура немецкого общества, социальные противоречия;
д) идеологические предпосылки Реформации:
- немецкий гуманизм, его своеобразие и роль в подготовке реформационного движения в Германии;
- особенности менталитета немцев.
2. Начало Реформации. Учение и деятельность М.Лютера.
3. Раскол реформационного движения. Взгляды и деятельность Т.Мюнцера.
4. Крестьянская война в Германии:
а) причины войны;
б) ход войны, основные районы действий, программы восставших: «Статейное письмо», «12 статей», «Гейльброннская программа», «Земское устройство»;
в) причины поражения крестьянской войны.
5.Историческое значение и последствия Реформации и крестьянской войны в Германии во второй половине ХVI в.
Источники:
1. Брант С. Корабль дураков (любое издание).
2. Гуттен У. Диалоги. Публицистика. Письма.- М., 1985.
3. Лютер М. Избранные сочинения.- М.,1994.
4. Выписки из работ М.Лютера (в папках по ИСВ).
5. Практикум по истории средних веков / Сост. М.Л.Абрамсон и др.- М.,1967.
6. Роттердамский Э. Похвала глупости. Письма темных людей.- М.,1971.
7. Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. И.П.Грацианского, С.Д.Сказкина.- Т.3, М.,1950.
Литература:
1. Всемирная история: Возрождение и Реформация.- Т.10, Минск, 1996.- С.54-120.
2. Голубкин Ю.А. Эволюция представлений Лютера о светской власти и её роли в Реформации / Ежегодник германской истории. 1978.- М., 1979.- С.256 – 274.
3. Кудрявцев П.Н. Лекции. Сочинения. Избранное.- М., 1991.- Гл.2: «Гуманизм в Германии» (с. 33-64), «Элемент религиозный» (с.65-96), «О М.Лютере» (с.135-150), «Обозрение истории Реформации» (с.135-150).
4. Крестьянские движения в Германии перед Реформацией: Сборник статей.- Саратов, 1961.
5. Крестьянская война 1525 года во Франконии: Сборник статей.- Выпуск 1. Саратов, 1968.
6. Кантценбах Ф.В., Штедтке И. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Серия «Исторические силуэты».- Ростов-на-Дону, 1998.
7. Лаубе Т. Мюнцер и раннебуржуазная революция / Средние века.- 1992.
8. Майер В.Е. Деревня и город в Германии Х1У-ХУ1 вв.- Л., 1979.
9. Некрасов Ю.К. Реформация и крестьянская война в германских землях ХУ1 в. как раннебуржуазная революция.- Вологда, 1984.
10. От Лютера до Вайцзекера: Великие протестантские мыслители Германии.- М., 1994.
11. Проблемы социально-экономической истории Германии и Австрии: Сборник статей.– Вологда, 1964.
12. Петров М.И. Лекции по всемирной истории.- Т.3, СПб., 1904.
13. Павленко В.Г. Социально-политические воззрения М.Лютера по «Застольным речам».- М., С.138-147.
14. Развитие капиталистической мануфактуры в Англии и Германии (ХУ1-ХУП вв.).- М., 1981.-С.25-55, 56-92.
15. Соловьев Э. Непобедимый еретик: Мартин Лютер и его время.- М., 1984.
16. Смирин М.М. Народная Реформация Т.Мюнцера и Великая крестьянская война в Германии.- М., 1955.
17. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии.- М., 1978.
18. Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны.- М., 1962.
19. Таценко Т.Н. Немецкое дворянство ХУ1 в. // Европейское дворянство ХУ1-ХУП вв.: границы сословий.- М., 1997.
20. Трачевский А. Новая история (1500-1750).- Спб., 1900. Т.1.- С.1-43.
21. Циммерман В. История крестьянской войны в Германии.- Т.1-2, М., 1937.
22. Штекли А.Э. Томас Мюнцер.- М., 1961.
23. Флауэр А. Жизнь и вера М.Лютера.- Спб., 1994.
24. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии / Маркс К., Энгельс Ф.- Соч. 2-е изд.- Т.7.
25. Ян Гус. М.Лютер, Ж.Кальвин. Торквемада. Лойола / Из серии «ЖЗЛ»: библ. Ф.Павленкова.- М., 1995.
26. Евдокимова А.А. История раннего нового времени: эпоха Реформации.- Ростов-на-Дону,2004. Гл.№6.
Темы для рефератов:
1.Политические идеи немецких гуманистов.
2. Э. Роттердамский и М.Лютер: гуманист и протестант.
3. Реформационная Германия в гравюрах и рисунках А.Дюрера.
4. Мартин Лютер – исторический портрет.
5. Томас Мюнцер – исторический портрет.
Методические рекомендации
«Реформация и крестьянская война в Германии» - это важная и сложная тема, которая широко представлена в экзаменационных билетах. Трудность работы над ней состоит в том, что она не вычитывается в лекционном курсе и студентам приходится изучать её самостоятельно. Данная тема является своеобразным ключом к пониманию Реформации как общеевропейского процесса, охватившего все страны Европы, но начавшегося в Германии. Результатом её стало появление в Европе новых протестантских вероучений: кальвинизма, цвинглианства и лютеранства. Знакомство с основными положениями учения Мартина Лютера также происходит в ходе изучения данной темы.
Прежде чем приступить к работе, определим те проблемные вопросы, над которыми следует поразмышлять. Дело в том, что реформационное движение в Германии, в отличие от других стран, переросло в крупнейший социально-классовый конфликт – крестьянскую войну. С легкой руки классиков марксизма события в Германии были причислены к первой буржуазной революции в Европе (это спорное мнение). Так ли это на самом деле? Попытайтесь для себя ответить на этот вопрос, подобрав систему доказательств.
Почему Реформация начинается раньше всего в Германии, ведь кризис римско-католической церкви проявлялся во многих странах Европы? С ответа на данный вопрос и начинается изучение темы. Чтобы получить на него исчерпывающий ответ, необходимо выяснить предпосылки и причины реформационного движения в Германии. Для этого проанализируете социально-экономическое, политическое, духовное развитие страны на рубеже ХУ- ХУ1вв.
При изучении экономического положения Германии обратите внимание на неравномерность её развития. Не случайно в отечественной исторической науке существуют разные точки зрения: одни исследователи рассматривали Германию начала ХУ1 в. как феодально-отсталую страну, другие, наоборот, увидели в ней интенсивное развитие раннекапиталистических отношений (например, в горнодобывающей промышленности). Как же было на самом деле? Для этого следует проанализировать уровень развития промышленности, сельского хозяйства и товарно-денежных отношений. Какие изменения происходили в формах земледержания, по всей ли Германии наблюдалось «вторичное закрепощение крестьянства», возникали ли новые формы производства? Какую роль в развитии экономики сыграли крупные фирмы (рассмотрите позитивные и негативные моменты)? Чтобы представить себе отчетливее противоречивые процессы, наблюдавшиеся в экономическом развитии Германии, рекомендуется сделать таблицу: в одной колонке можно указать раннекапиталистические тенденции, в другой – феодальные. После этого следует сделать вывод об уровне экономического развития Германии в начале ХУ1 в., о степени проникновения в экономику раннекапиталистических отношений. Важно выделить причины, мешавшие их развитию. Попробуйте ответить на вопросы: как экономический подъем Германии сказался на положении крестьянства, везде ли оно было одинаковым, наблюдалось ли обострение социальной борьбы? Не забывайте свой ответ аргументировать.
Далее следует остановиться на анализе своеобразия политической ситуации, возникшей в Германии. Выясните: складывается ли абсолютная монархия и если да, то какой тип, и в чём состояли его особенности? Опираясь на литературу, следует ответить на важный вопрос: какие пути объединения страны предлагались, кем и были ли силы, способные возглавить общественно-политическое движение в стране? Кстати, среди рыцарства накануне Реформации явственно обнаружились серьезные противоречия (найдите их).
При изучении вопроса о положении католической церкви в Германии, выделите его своеобразие. Определите, кто и почему был ею недоволен? Охарактеризовав положение разных социальных слоев, найдите основные группы противоречий. Какие идеи могли объединить всю немецкую нацию?
Для полного ответа на вопрос о предпосылках Реформации, необходимо рассмотреть гуманистическое движение в Германии. При его изучении опираться следует на источники, а именно: на работы таких известных гуманистов как Э.Роттердамского, И.Рейхлина, У. фон Гуттена и др. Их анализ позволит вам определить, какие проблемы затрагивали гуманисты, в чём состояло своеобразие немецкого гуманизма, какую роль он сыграл в подготовке Реформации. Обдумайте мнение исследователей, утверждавших, что «Эразм снес яйцо, которое высидел Лютер». Как вы понимаете эту фразу? Обоснуйте своё мнение.
После этого можно сделать полный вывод о причинах и предпосылках Реформации в Германии.
Второй вопрос связан с рассмотрением личности и деятельности Мартина Лютера, которая неоднозначно трактуется в историографии. Например, русский либеральный историк Х1Х в. Т.Н.Грановский так оценивал роль М.Лютера в европейской Реформации: «М.Лютер разорвал великое единство католической Европы, но не удовлетворил тревожным ожиданиям людей своего времени. Его деятельность была отрицательной: он разорвал Европу на две половины, он внёс в неё семя раздора и на этом успокоился». Согласны ли Вы с данным утверждением? Изучая реформационное движение в Германии, постарайтесь определить свою позицию.
Знакомясь более подробно с одним из лидеров протестантского движения, интересно рассмотреть биографию М.Лютера с точки зрения формирования его взглядов. По данному вопросу предлагается сделать небольшое сообщение. Исследование религиозных и социально-политических взглядов реформатора должно строиться на основе анализа его работ: «95 тезисов», «Свобода христианина», «К христианскому дворянству», «Открытое увещевание…», «О светской власти». Рекомендуется сделать их анализ в виде таблицы.
Название | Год | Религиозные идеи | Социально-политические |
95 тезисов | |||
Такая форма работы позволит вам увидеть, как постепенно шло формирование концепции Лютера, как она видоизменялась, насколько радикальными или умеренными были его идеи, какое влияние на его взгляды оказывали события, происходившие в Германии. Подумайте, можно ли назвать М.Лютера «активным и последовательным реформатором, патриотом Германии», или, как считают некоторые историки, он был «трусом, изменившим делу Реформации»? Произошла ли в ходе развернувшихся в Германии событий эволюция его взглядов? По вашему мнению, он был представителем умеренно-бюргерской Реформации, княжеской или … (мнения исследователей расходятся)? Вот круг тех вопросов, на которые следует найти ответы.
Анализируя ход Реформации (можно использовать фактический материал учебника по истории средних веков или работы М.М.Смирина), пристальное внимание следует уделить следующим вопросам: какие основные этапы Реформации в Германии можно выделить, почему на первом этапе в реформационном движении участвуют все слои немецкого общества, почему рыцарское восстание потерпело поражение, почему в реформационном лагере выделилось крестьянско-плебейское направление?
В ходе реформационного движения произошел раскол и появился новый лидер – Томас Мюнцер. Третий вопрос посвящен анализу взглядов и деятельности Т.Мюнцера. Используйте для этого документы из хрестоматий (имейте в виду, что они немногочисленны и не дают полной картины) и дополнительную литературу. Наиболее интересной с этой точки зрения является статья Т.Лаубе «Т.Мюнцер и раннебуржуазная революция». Будьте осторожны с оценками авторов монографий о Т.Мюнцере, не забывайте о новых подходах. Выделите различия между взглядами М.Лютера и Т.Мюнцера как религиозными, так и социально-политическими. Вариант сравнительного сопоставления в виде таблицы облегчит вашу работу и позволит вам сделать более глубокие выводы. Не забывайте, что любое сравнение заканчивается выводом.
Четвертый вопрос. Приступая к его изучению, необходимо выяснить причины крестьянской войны в Германии. Подумайте, была ли реальная возможность избежать этого кровопролития? Основной акцент сделайте на анализе программ, составленных в различных районах крестьянского движения. Поэтому главным источником для изучения должны стать сами программы (их можно найти в хрестоматиях по истории средних веков).
При анализе «Статейного письма» выделите главную идею и подумайте, почему многие исследователи склонились к мнению, что программа была составлена самим Мюнцером или его сподвижниками (для этого сравните «Статейное письмо» с фрагментами из выступлений самого Мюнцера). Подумайте, чем можно объяснить туманность и неопределенность положений данного документа?
Изучая программу «12 статей», найдите ответы на следующие вопросы: покушались ли крестьяне на основы феодальной системы, интересы каких крестьян – зажиточных или беднейших - в наибольшей степени отразила программа, какую позицию заняли бюргерские слои?
Обращаясь к анализу Гейльброннской программы, объясните, интересы каких социальных слоев были представлены в ней наиболее полно, были ли в программе отражены интересы крестьянства, чем объясняется пестрый состав участников движения в этом районе, можно ли назвать «Гейльброннскую программу» самой прогрессивной из всех программ? Подумайте, почему городские слои не во всех районах страны принимали участие.
Заполнение сравнительной таблицы поможет вам упорядочить свои знания.
Район | Хронол. Рамки | Состав участников | Название программы | Основные положения | |||||||||
Эконом. | Полит. | Религ. | |||||||||||
Определите характер каждой программы, ссылаясь на собственный анализ, а не на выводы, предложенные в учебнике. Выясните, какое место в программах занимали религиозные вопросы, можно ли крестьянскую войну в Германии рассматривать как продолжение народной Реформации. Что касается хода войны и районов действий, то обязательно поработайте с исторической картой. Найдите, в каком регионе Германии события достигли своей кульминации, определите роль Т.Мюнцера в народном движении. Изучите основные требования крестьян, представленных в программе «Земское устройство», определите её характер. Выделите причины поражения всего крестьянского движения.
Завершая работу по теме, следует обратиться к проблемному заданию: можно ли согласиться с точкой зрения Ф.Энгельса и тех историков, которые считали, что происшедшие события в Германии являлись раннебуржуазной революцией? Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо вспомнить признаки войны и революции, требования восставших и обязательно учитывать своеобразие всех социальных движений ХУ1 в. (вопрос выносится на обсуждение в дискуссионный клуб). И, наконец, последнее: внимательно изучите последствия Реформации и крестьянской войны в Германии в области экономики, политики, культуры, религии, определите их историческое значение.