Общество, устремлённое в будущее
СССР был обществом, устремлённым в будущее, в котором огромное внимание уделялось науке и образованию. Советский человек хотел изменить мир и сделать его более совершенным.
Центральный комитет Коммунистической партии Китая организовал исследования, посвящённые анализу уроков ХХ века, которые были бы важны для Китая в ХХI столетии. Одним из двух главных вопросов, с которых была начата эта исследовательская программа, стал следующий: «Как стране, в которой в 1913 году 80% были неграмотными, удалось за 25 лет создать науку мирового уровня?» В контексте первой холодной войны этот вопрос можно переформулировать так: «Как, располагая на порядок меньшими ресурсами, СССР вышел на уровень сверхдержавы и около 40 лет успешно противостоял Западу, стремившемуся изменить его жизнеустройство?»
Одна причина этого — огромный образовательный эксперимент, поставленный в стране, выявление талантливых, одарённых, активных людей и привлечение небывало широкого круга людей к научному и техническому творчеству. Начиная с 1920-х годов СССР захлестнуло движение изобретателей. Уже в 1930-е годы о нашей стране говорили как о стране инженеров-экспериментаторов.
В образовании СССР времён первой холодной войны была сделана попытка всем детям страны дать элитное образование — сформировать целостное мировоззрение, придать получаемым знаниям системность. (Даже во многих развитых странах в школьной математике нет доказательств — неотъемлемой части советского математического образования. Доказательства — путь к свободе, к самостоятельному мышлению, к поиску истины и её отставанию в дискуссии.) В основе научного образования лежала научная картина мира. «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных» — такие слова стали императивом целой эпохи. Мечты очень многих людей были воплощены.
Это породило другую этику, другое отношение к своей стране, которое очень точно передано в одной из повестей Аркадия Гайдара: «Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной».
При этом важно стремление воплотить мечту, решить дерзкую задачу, а не скопировать, повторить, зарабатывать своими изобретением деньги. Среди выдающихся изобретений, например, созданная в 1931 году Владимиром Кузьмичем Зворкиным передающая электронная лучевая трубка — иконоскоп (1931 год), первый электронный телевизор (1936 год), система цветного телевидения (1928 год). Владимиром Петровичем Демиховым — основоположником советской трансплантологии — была предложена первая в мире модель искусственного сердца. В 1946 году он впервые совершил пересадку сердца в собачью грудную клетку, он научился пересаживать лёгкое. Интересен следующий эпизод. Изобретатель продал единственный костюм только ради того, чтобы купить серебряные пластинки, необходимые для того, чтобы создать модель искусственного сердца.
Одним из выдающихся достижений советской науки стали работы по мирному использованию атомной энергии. В частности, под руководством академика Игоря Васильевича Курчатова была создана первая в мире атомная электростанция в городе Обнинске Московской области. В 1954 году она дала промышленный ток. Были сделаны также атомные реакторы для ледоколов и подводных лодок.
Для населения страны был характерен огромный интерес к науке (тираж журнала «Наука и жизнь» превышал 3 млн экземпляров, «Знание-сила» — 750 тысяч и т.д.) и научной фантастике. По оценкам многих экспертов в области науки и техники, огромную роль в успехе советского ядерного и космического проекта сыграли школьные математические олимпиады. Олимпиадное движение было массовым. Только физический факультет МГУ в 1950-х годах руководил работой более 400 физических кружков в Москве. Олимпиады позволили выявить талантливую молодёжь, которую в дальнейшем можно было привлечь к большой науке и крупным проектам.
Президент Академии наук, академик Мстислав Всеволодович Келдыш считал, что будущее советской науки связано с дальним космосом, с полётами к Марсу, Венере, Юпитеру, к астероидам, что именно космическая отрасль станет локомотивом для всего народного хозяйства и со временем определит его технический уровень. Технологии, созданные для космоса, будут переходить в другие отрасли промышленности и давать новое качество выпускаемой ими продукции.
Мне довелось несколько лет назад беседовать с Гарри Каспаровым о будущем России. Я посоветовал ему воссоздать отечественную шахматную школу, способную выявлять талантливых школьников, доводить их до гроссмейстерского уровня, готовить чемпионов мира. «Это невозможно, это — удел великой державы», — последовал незамедлительный ответ.
Советский Союз и был такой великой державой.
Заметим, что в СССР имели место единая школьная программа и учебники, что позволяло эффективно вести методическую работу и создавать единое образовательное пространство. Имелся большой набор дополнительный литературы для спецшкол и кружковой работы, была выстроена система олимпиад.
Советский опыт был подробно изучен и с большим успехом применён в Китае, Японии, Южной Корее, Сингапуре — странах-лидерах в современном математическом и естественнонаучном образовании.
Один из важных уроков в этой сфере состоит в том, что отказ от своих масштабных, амбициозных проектов, отказ от мечты в нашей стране имеет тяжелейшие последствия и приводит к деградации больших коллективов, отраслей промышленности, сфер жизнедеятельности.
Для отечественной информатики и вычислительной техники роковым стало решение об отказе от развития линии вычислительных машин БЭСМ, занимавших ведущие позиции в мире и во многом опередивших своё время, и переход к копированию американской линии IBM (машины ЕС).
В космической отрасли отказ от участия в «лунной гонке» в 1960-х годах нанёс такой удар по космической отрасли, от которого она не может оправиться до сих пор. Выросло целое поколение учёных, которое никогда не запускало аппараты в дальний космос, которое никогда не участвовало в ядерных испытаниях. Вероятно, чтобы Россия встала с колен, понадобятся и миссии в дальний космос в погоне за мечтой, и испытания ядерного оружия, чтобы проверить, в каком состоянии находится российский ядерный щит и исследовать свойства вещества в экстремальном состоянии, а также другие амбициозные проекты. У талантливых людей должна быть возможность воплощать свои замыслы в России. Нам нужна высокая планка достижений вместо глухой стенки, которая возникла в научно-технической сфере сейчас.
Забвение этого урока холодной войны привело к таким нелепицам, как «Роснано», «Сколково», «инновационные вузы», «НБИК-центр», в которых отечественные исследователи работают «на подхвате» у зарубежных фирм или отдельных учёных либо торгуют «интеллектуальным сырьём», которое будут доводить до ума зарубежные коллеги. Стимулы и механизмы, сработавшие в других странах, в научно-технической и социальной среде России оказались неэффективны. Поэтому к урокам первой холодной войны, к эпохе стремительного взлёта советской науки явно стоит обратиться.