Патриархальная и теологическая теории происхождения государства.
Патриархальная теория происхождения государства.
К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др.
Они обосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят в конечном счете к образованию государства.
Следовательно, власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает неограниченной. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиниться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т.п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.
Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, так как они — его дети.
Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.
Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Теологическая теория происхождения государства.
Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях ее развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).
По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на Земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
Наделяя государство и государей (как представителей и выразителей божественных велений) ореолом святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — Церкви и религиозным организациям.
Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.
97. Политический плюрализм и многопартийность – конституционные принципы демократии.
Плюрализм – принцип организации общества, основанный на признании многообразия существующих интересов и их конкуренций. Политический плюрализм является условием и признаком демократического режима, он признаёт, создаёт необходимые условия для реализации, поощряет многообразие политических организаций и интересов, конкурирующих между собой.
Политическая партия – организация, группа объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.
Признаки партии:
1) Наличие программы, целей, стратегии.
2) Наличие устава, где говорится о нормах внутрипартийной жизни.
3) Фиксированное членство
4) Разветвлённая сеть первичных местных организаций.
Функции политических партий:
1) Политическая – овладение властью для осуществлению своей программы.
2) Социального представительство – выражает интересы какого-либо социального слоя или пытается создать себе прочную опору в обществе
3) Социальная интеграция – примирение интересов различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе.
4) Политическое рекрутерование – подготовка и внедрение кадров для различных политических организаций.
5) Идеологическая – разработка партийной идеологии и программы.
6) Электоратная – организация и участие в избирательной программе.
7) Набора новых членов в партию и их политическое воспитание.
То есть партия – один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.
Виды политических партий:
По способу организации жизнедеятельности партии:
Кадровые – не многочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организаций, в них отсутствует институт фиксирования членства, членские взносы, механизм приёма. Их центр – парламентская фракция.
Массовые – сложная организационная структура, многочисленны, источник финансирования членские взносы, управляет ими центральный орган, не совпадающий с парламентскими фракциями.
По степени участия в осуществлении политической власти: Правящие и Оппозиционные. Оппозиционные могут быть легальными – разрешенными и нелегальными – запрещенными.
По устойчивости существования: Стабильные и Нестабильные.
По характеру членства:
Открытые – свободное членство представителей различных социальных слоёв.
Закрытые – с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приёма.
По характеру целей:
Революционные – коренное преобразование общества.
Реформистские – постепенные изменения общества.
Консервативные – сохранение общества в прежнем виде.
Реакционные – восстановление прошлого жизни общества.
По месту в политическом секторе:
Левые – цель создание основ социалистического общества (коммунисты, социалисты, социал-демократы).
Правые – за буржуазный порядок, сильную государственную власть.
Центристские – пытаются примерить крайние интересы к политике.
Партийная система – совокупность всех существующих и действующих в стране партий.
При тоталитарном и авторитарном режиме у власти как правило находится только одна партия.
Многопартийность – один из признаков демократического режима. При этом реальна в осуществлении власти могут принимать участие только две партии (Республиканская и демократическая в С.Ш.А. ,консервативная и лейбористская в Великобритании). Такие системы называют двухпартийные, что не исключает свободного функционирования и участия в политической жизни других партий.
В конституции РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993 года) признаются политическое многообразие и многопартийность (статья 13).
Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвлённой сети первичных организаций, крайне не велика численность. С другой стороны интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной мере.
98. Политическая система общества: понятие, структура, назначение.
Пол. сист. – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них полит. институтов, учреждений и действий, организующих пол. вл., взаимосвязь граждан и гос-ва.
Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий, людей в политике.
Пол-я сис-ма об-ва – это одна из частей об-ва в целом, наряду с такими системами как эк-ка, куль-ра. Пол. система включает в себя подсистемы разных сложностей, ее стр-ра построена по принципу пирамидальной иерархии: мегауровень, мезоуровень, микроуровень. Все 3 уровня делятся на 2 структуры: теневая и легальная. Они существуют параллельно. Мегауровень включает в себя руководителей, правящих, т.е. он содержит субъекты политических отношений – носителей власти (правящая партия, политическая элиита). Гос-во находится и в мезоуровне. Сюда относятся периферийные органы гос. вл., например, выборные органы самоуправл., назначаемые органы самоуправления на местах, партийные аппараты каких-либо партий (только организаторы), школы, профсоюзы, армии.
Политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимодействие граждан и государства.
Компонентами политической системы являются:
Совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения).
Политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы.
Политические нормы и традиции.
Политическое сознание.
Политическая деятельность.
Используя различные методологические приёмы (подходы), можно выявить ряд критериев, позволяющих обосновать и расшифровать приведённое определение политической системы.
Генетический подход - концентрирует внимание на обусловленности политических явлений экономическими и социальными факторами.
а) Критерий экономической детерминации политики проявляется в отношениях собственности и производства, а обратное влияние политики на экономику проявляется в отношениях распределения и управления.
б) Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что политика является результатом общественного развития.
в) Критерий социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и её элементов с определёнными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности этих групп выступают мотивационными факторами в формировании политических организаций.
Институционный подход - позволяет обозначить характеристики политических явлений.
а) Суть этого подхода отражает организационный критерий - отдельные индивиды не могут выступать в виде элементов политической системы, они представляют лишь "материал", из которого в определённых условиях формируются система и её элементы.
Системный подход - политическая система, как и любая целостная система, имеет интегративный (элементы в системе приобретают такие качества, которыми вне системы они не обладают) и антиэнтропийный (способность системы противостоять своему исчезновению) характер.
Субстанциональный подход - помогает выявить первооснову всего политического. Этой первоосновой является политическая власть, а механизм её осуществления - политическая система.
Политическая власть - система волевых отношений классового общества, которые обусловлены интересами социальных слоёв и классов, выраженными в деятельности политических организаций.
Форма государства состоит из 3-х элементов, а именно – формы правления, формы государственного устройства и политического режима.