Глава государства зарубежных стран

1. общая характеристика главы государства: понятие, виды

2. характерные черты статуса монарха, способы престолонаследия

3. особенности статуса президента, их характеристика

4. полномочия главы государства

1.Глава государства – должностное лицо или орган, занимающий высшее место в системе госорганов, высший ее представитель внутри и вне страны, символ единства нации, занимающий определенное место в государственном механизме.

Достаточно четко определены в конституциях место, роль и значение главы государства в Испании, президента Франции, но в более распространенных случаях записано в общих чертах.

Правовой и реальный статус главы государства, его роль в процессе осуществления госвласти зависят от формы правления, существующей в данной стране, характера политического режима и от ряда других обстоятельств, в том числе от сложившихся в стране обычаев, традиций и судебных прецедентов.

В странах, где глава государства обладает реальной правительственной властью, т.е. возглавляет исполнительную власть, он осуществляет руководство государственными делами, определяет и направляет политический курс страны и является реальным лидером государства.

При парламентских формах правления глава государства какого-либо реального участия в управлении делами, как правило, не принимает, он является, так называемым, номинальным главой государства, но может оказывать существенное влияние на политический процесс и на работу всего государственного механизма.

Глава государства может быть легитимным, заняв свой пост, пройдя определенную процедуру на основании законов и при условии признания в этом качестве своими гражданами и другими государствами и политиками, т.е. глава государства, который захватил свою должность, узурпировав власть, как правило, это диктатор, который захватил власть насильственным путем.

Для обозначения функции главы государства и определения его места в государственном механизме выделяют 2 основные модели главы государства:

1) глава государства как лидер страны (формальный и фактический)

2) глава государства как символ власти и представитель нации – представляет госвласть в отношениях с другими государственными структурами и иностранными государствами.

Варианты реализации должности главы государства:

1) глава государства в лице монарха

· наследование престола (Великобритания, Япония, Таиланд, Бельгия)

· назначение либо избрание монарха его семьей (Саудовская Аравия, Катар)

· избрание монарха другими монархами – его коллегами, которые возглавляют субъекты федерации (ОАЭ)

2) глава государства в лице президента

· избрание народом

· избрание парламентом

· избрание социальными коллегиями

3) глава государства в виде коллегиального органа, избираемого парламентом на определенный срок

4) глава государства по совместительству. Такую функцию выполняет глава государства – премьер-министр в землях ФРГ

5) глава государства в лице генерал-губернатора – там, где нет главы государства. Генерал-губернатор – представитель главы государства с определенными оговорками и достаточно условными полномочиями (Австралия, Новая Зеландия)

6) нестандартный глава государства – единоличный, коллегиальный глава государства, который получил свою власть незаконно путем узурпации власти. К примеру, это военные, возглавившие военный переворот в стране.

2.Статус монарха зависит от разновидности монархии. При абсолютной и в некоторых случаях дуалистичной монархии монарх занимает центральное положение в государственном механизме, назначает и смещает правительство, имеет существенное влияние на парламент, как правило, обладает правом роспуска парламента, правом вето, возглавляет вооруженные силы и производит назначение на все важнейшие государственные должности.

В конституционных монархиях перечисленные полномочия формально могут содержаться в законах о королевской власти или конституциях, но реально не всегда выполняются. К примеру, король формально подписывает специальные указы, формально может распустить парламент, а реально только по предложению премьер-министра. Король имеет право подписывать все законы, но не может отказаться от подписи.

Одна характерная черта статуса монарха заключается в том, что его должность передается по наследству, т.е. корона принадлежит по праву рождения. Титул и престол монарха пожизненны за исключением редких случаев выборной монархии.

Способы престолонаследия:

1) салическая система – трон и корону наследуют только представители мужского пола, т.е. наследники но мужской линии (Саудовская Аравия, Япония, Таиланд)

2) кастильская

· традиционная

· современная

По традиционному варианту наследником престола становится старший из детей, но преимуществом пользуется потомок мужского пола (Великобритания, Испания).

В современном варианте кастильской системы наследником становится старший потомок независимо от пола (Норвегия, Швеция)

3) австро-венгерская – наследование престола возможно как по мужскому так и по женскому полу, но мужчины имеют преимущество во всех степенях родства.

4) петровский – сам монарх назначает своего преемника.

Исключительные права и привилегии монарха:

1) право на особый титул

2) право на ритуалы и символы власти (скипетр, трон, мантия). Особые ритуально-торжественные церемонии введения монарха во власть (коронация), особое оформление визитов, встреч, приемов, т.е. специальный этикет, который необходимо соблюдать в присутствии монарха.

3) Право наличия неответственности монарха – монарх провозглашается неприкосновенной личностью и не несет административной, уголовной, гражданской и иных ответственностей.

4) Монархи не платят налоги

5) Монарх – символ нации, безупречная репутация

3.Характерные черты:

1) должность президента выборная, что является отличием в президентских республиках, где президент возглавляет исполнительную власть и выполняет достаточно существенные полномочия в управлении государственными делами (США, Мексика, Польша). В этих странах он наделен широкими полномочиями, обладает реальной исполнительной властью, осуществляет руководство армией, силами правопорядка. В этих странах – прямые выборы президента. В парламент – косвенные выборы.

Парламентские республики выделяют несколько вариантов избрания президента:

1) президент избирается только парламентом (Турция, Израиль)

2) для избрания президента из числа депутатов парламента и органов местного самоуправления создается специальная избирательная коллегия (Италия)

3) характерен для федераций: формируется особая коллегия, состоящая из депутатов федерального парламента и представителей субъектов федерации (ФРГ)

4. 1) представительные функции – торжественные церемонии, национальные празднования, обращение к народу, проведение переговоров, подписание международных соглашений и т.д.

2) полномочия в сфере международных отношений (переговоры, встречи и т.д.)

3) полномочия в сфере государственного управления (принимает участие в назначении правительства и его отставки, формирует исполнительную власть)

4) полномочия, связанные с деятельностью парламента и полномочия в законодательной сфере (право созывать парламент на очередные и внеочередные сессии, право вето – закон или законопроект после наложения вето больше не рассматривается (формально обладает королева Англии), отлагательное вето – неподписанный главой государства закон возвращается для повторного рассмотрения парламентом, простое отлагательное вето, усложненное отлагательное вето). Выборочное вето – не согласен с частью законопроекта.

5) право издания различных нормативных и ненормативных актов (издание указов, декретов, прокламаций)

6) полномочия, связанные с военной сферой (в большинстве случаев глава государство – главнокомандующий страны, вопросы войны и мира, устанавливает чрезвычайное или военное положение)

7) полномочия в сфере правосудия (объявление амнистии, право полмилования, отсрочки исполнения приговора, назначение на высшую судебную должность)

8) полномочия в сфере личного статуса (награждение орденами и медалями, присвоение званий, предоставление гражданства)

9) полномочия в сфере государственной безопасности (право координировать вопросы, связанные с разведкой, контрразведкой, глава государства возглавляет специальные межведомственные органы, занимающиеся в этой сфере)

10) полномочия в сфере определения экономического курса страны (выбор экономических стратегий и экономических приоритетов)

Наши рекомендации