Глава государства зарубежных стран
1. общая характеристика главы государства: понятие, виды
2. характерные черты статуса монарха, способы престолонаследия
3. особенности статуса президента, их характеристика
4. полномочия главы государства
1.Глава государства – должностное лицо или орган, занимающий высшее место в системе госорганов, высший ее представитель внутри и вне страны, символ единства нации, занимающий определенное место в государственном механизме.
Достаточно четко определены в конституциях место, роль и значение главы государства в Испании, президента Франции, но в более распространенных случаях записано в общих чертах.
Правовой и реальный статус главы государства, его роль в процессе осуществления госвласти зависят от формы правления, существующей в данной стране, характера политического режима и от ряда других обстоятельств, в том числе от сложившихся в стране обычаев, традиций и судебных прецедентов.
В странах, где глава государства обладает реальной правительственной властью, т.е. возглавляет исполнительную власть, он осуществляет руководство государственными делами, определяет и направляет политический курс страны и является реальным лидером государства.
При парламентских формах правления глава государства какого-либо реального участия в управлении делами, как правило, не принимает, он является, так называемым, номинальным главой государства, но может оказывать существенное влияние на политический процесс и на работу всего государственного механизма.
Глава государства может быть легитимным, заняв свой пост, пройдя определенную процедуру на основании законов и при условии признания в этом качестве своими гражданами и другими государствами и политиками, т.е. глава государства, который захватил свою должность, узурпировав власть, как правило, это диктатор, который захватил власть насильственным путем.
Для обозначения функции главы государства и определения его места в государственном механизме выделяют 2 основные модели главы государства:
1) глава государства как лидер страны (формальный и фактический)
2) глава государства как символ власти и представитель нации – представляет госвласть в отношениях с другими государственными структурами и иностранными государствами.
Варианты реализации должности главы государства:
1) глава государства в лице монарха
· наследование престола (Великобритания, Япония, Таиланд, Бельгия)
· назначение либо избрание монарха его семьей (Саудовская Аравия, Катар)
· избрание монарха другими монархами – его коллегами, которые возглавляют субъекты федерации (ОАЭ)
2) глава государства в лице президента
· избрание народом
· избрание парламентом
· избрание социальными коллегиями
3) глава государства в виде коллегиального органа, избираемого парламентом на определенный срок
4) глава государства по совместительству. Такую функцию выполняет глава государства – премьер-министр в землях ФРГ
5) глава государства в лице генерал-губернатора – там, где нет главы государства. Генерал-губернатор – представитель главы государства с определенными оговорками и достаточно условными полномочиями (Австралия, Новая Зеландия)
6) нестандартный глава государства – единоличный, коллегиальный глава государства, который получил свою власть незаконно путем узурпации власти. К примеру, это военные, возглавившие военный переворот в стране.
2.Статус монарха зависит от разновидности монархии. При абсолютной и в некоторых случаях дуалистичной монархии монарх занимает центральное положение в государственном механизме, назначает и смещает правительство, имеет существенное влияние на парламент, как правило, обладает правом роспуска парламента, правом вето, возглавляет вооруженные силы и производит назначение на все важнейшие государственные должности.
В конституционных монархиях перечисленные полномочия формально могут содержаться в законах о королевской власти или конституциях, но реально не всегда выполняются. К примеру, король формально подписывает специальные указы, формально может распустить парламент, а реально только по предложению премьер-министра. Король имеет право подписывать все законы, но не может отказаться от подписи.
Одна характерная черта статуса монарха заключается в том, что его должность передается по наследству, т.е. корона принадлежит по праву рождения. Титул и престол монарха пожизненны за исключением редких случаев выборной монархии.
Способы престолонаследия:
1) салическая система – трон и корону наследуют только представители мужского пола, т.е. наследники но мужской линии (Саудовская Аравия, Япония, Таиланд)
2) кастильская
· традиционная
· современная
По традиционному варианту наследником престола становится старший из детей, но преимуществом пользуется потомок мужского пола (Великобритания, Испания).
В современном варианте кастильской системы наследником становится старший потомок независимо от пола (Норвегия, Швеция)
3) австро-венгерская – наследование престола возможно как по мужскому так и по женскому полу, но мужчины имеют преимущество во всех степенях родства.
4) петровский – сам монарх назначает своего преемника.
Исключительные права и привилегии монарха:
1) право на особый титул
2) право на ритуалы и символы власти (скипетр, трон, мантия). Особые ритуально-торжественные церемонии введения монарха во власть (коронация), особое оформление визитов, встреч, приемов, т.е. специальный этикет, который необходимо соблюдать в присутствии монарха.
3) Право наличия неответственности монарха – монарх провозглашается неприкосновенной личностью и не несет административной, уголовной, гражданской и иных ответственностей.
4) Монархи не платят налоги
5) Монарх – символ нации, безупречная репутация
3.Характерные черты:
1) должность президента выборная, что является отличием в президентских республиках, где президент возглавляет исполнительную власть и выполняет достаточно существенные полномочия в управлении государственными делами (США, Мексика, Польша). В этих странах он наделен широкими полномочиями, обладает реальной исполнительной властью, осуществляет руководство армией, силами правопорядка. В этих странах – прямые выборы президента. В парламент – косвенные выборы.
Парламентские республики выделяют несколько вариантов избрания президента:
1) президент избирается только парламентом (Турция, Израиль)
2) для избрания президента из числа депутатов парламента и органов местного самоуправления создается специальная избирательная коллегия (Италия)
3) характерен для федераций: формируется особая коллегия, состоящая из депутатов федерального парламента и представителей субъектов федерации (ФРГ)
4. 1) представительные функции – торжественные церемонии, национальные празднования, обращение к народу, проведение переговоров, подписание международных соглашений и т.д.
2) полномочия в сфере международных отношений (переговоры, встречи и т.д.)
3) полномочия в сфере государственного управления (принимает участие в назначении правительства и его отставки, формирует исполнительную власть)
4) полномочия, связанные с деятельностью парламента и полномочия в законодательной сфере (право созывать парламент на очередные и внеочередные сессии, право вето – закон или законопроект после наложения вето больше не рассматривается (формально обладает королева Англии), отлагательное вето – неподписанный главой государства закон возвращается для повторного рассмотрения парламентом, простое отлагательное вето, усложненное отлагательное вето). Выборочное вето – не согласен с частью законопроекта.
5) право издания различных нормативных и ненормативных актов (издание указов, декретов, прокламаций)
6) полномочия, связанные с военной сферой (в большинстве случаев глава государство – главнокомандующий страны, вопросы войны и мира, устанавливает чрезвычайное или военное положение)
7) полномочия в сфере правосудия (объявление амнистии, право полмилования, отсрочки исполнения приговора, назначение на высшую судебную должность)
8) полномочия в сфере личного статуса (награждение орденами и медалями, присвоение званий, предоставление гражданства)
9) полномочия в сфере государственной безопасности (право координировать вопросы, связанные с разведкой, контрразведкой, глава государства возглавляет специальные межведомственные органы, занимающиеся в этой сфере)
10) полномочия в сфере определения экономического курса страны (выбор экономических стратегий и экономических приоритетов)