История становления PR как области знаний и сферы деятельности.
Отношения с общественностью являлись частью системы управления обществом с самого начала его появления. Умение управлять аудиторией и влиять на общественное мнение средствами логики, риторики, сценического мастерства известны обществу еще со времен античности. В ХХ веке с развитием технических средств широкомасштабной передачи информации PR начинают обретать более современные и самостоятельные очертания.
Еще в 1900 г. Гарвардский университет США использовал бюро паблисити. В университете штата Пенсильвания в 1904 г. был создан собственный офис паблисити. В 1918 г. курс Паблик рилейшнз был включен в учебную программу университета штата Иллинойс. На первых порах PR изучались в основном на отделениях журналистики.
В числе первых курс по PR был прочитан Эдвардом Бернейзом, который считается признанным пионером PR, в 1922 г. в Нью-Йоркском университете. В 1923 г. им была написана первая книга по основам PR «Кристаллизуя общественное мнение».
Уже к началу 1930-х гг. в США PR сложились как самостоятельная функция менеджмента. В крупных компаниях (например, General Motors) появились должностные посты вице-президентов по коммуникациям или PR.
С развитием и распространением СМК (прессы, радио, кино, TV) резко увеличилась скорость достижения аудитории. Это способствовало укреплению статуса PR. Тем более, что деловая среда становится все более зависимой от общества, общественного мнения и поведения общества в отношении организации.
В 1948 г. в США создается Общество PR Америки. В 1955 г. в Лондоне создается Международная Ассоциация PR. PR формируется в самостоятельную функцию по установлению и ведению коммуникаций организации с внешней и внутренней общественностью.
В начале 1970-х гг., в период ускоренной глобализации бизнеса термин «Паблик рилейшнз» (американизм) приобретает широкую известность во всем мире, а в 1990-ые гг. и в России, где уже несколько лет существует Российская ассоциация по связям с общественностью, действует «Гильдия работников пресс-служб и служб PR в России».
В настоящее время можно выделить следующие основные направления PR-деятельности:
1) работа по связям с государственными учреждениями и общественными организациями [«public affairs»];
2) управление корпоративным имиджем [«corporate affairs»];
3) создание благоприятного образа личности [«image making»];
4) построение отношений со СМИ [«media relations»];
5) взаимоотношения с инвесторами [«investor relations»];
6) взаимоотношения со спонсорами;
7) отношения с потребителями;
8) организация специальных событий [«событийная коммуникация»];
9) управление кризисными ситуациями [«Кризисные PR»];
10) управление процессом адекватного восприятия аудиторией посылаемых ей сообщений [«message management»];
11) создание хороших отношений с персоналом («Внутренние PR»).
Следует отметить, что PR – это постоянно развивающаяся сфера деятельности, поэтому к перечисленным выше направлениям в скором будущем могут добавиться новые.
Планирование PR-кампании.
Планирование PR должно вестись на стратегической основе. Деятельность PR должна быть направлена на достижение стратегических целей организации. До начала ведения постоянной и периодической работы по PR необходима оценка среды и целей деятельности организации. Цели, стратегии и программы PR являются производными стратегических целей организации в целом. Разноплановость этих решений препятствует их успешной реализации.
Стратегический подход к планированию PR обеспечивает ответ на вопрос: «Как мы будем управлять нашими ресурсами для достижения наших целей?»
Цели PR в организации должны отвечать следующим требованиям:
· ясно описывать ожидаемые конкретные результаты;
· быть понятными каждому в организации;
· иметь сроки достижения;
· быть реалистичными, достижимыми и измеримыми;
· соответствовать целям менеджмента организации.
В основе разработки бюджет PR-деятельности лежат:
1. оценка уровня ресурсов - человеческих, закупок и пр., необходимых для проведения конкретной деятельности;
2. оценка стоимости и доступности этих ресурсов.
Телевизионная, журнальная и газетная реклама обычно слишком дороги. Но такие недорогие средства коммуникации, как специальные события, прямая рассылка, личные контакты и продвигающая экспозиция, вполне доступны.
Один из путей убедиться в разумности и адекватности бюджета - использование конкурса предложений для поставщиков услуг, что предоставляет им продемонстрировать свои возможности выполнить работу.
Бюджет PR может устанавливаться как % от затрат на рекламу (10%, например), или % от оборота или прибыли организации. Бюджет зависит от размера организации, числа покупателей, инновационности бизнеса и динамичности рынка, конкретной ситуации