Понятие государственной корпорации, ее виды.
ФЗ от 8 июля 1999 г. № 140-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"» была введена новая организационно-правовая форма юридического лица - государственная корпорация, под которой признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая РФ на основании ФЗ о её создании и на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Особенностью статуса ГК является существенно меньший контроль со стороны государственных органов, слабые требования к раскрытию информации о своей деятельности. В ФЗ о создании ГК прописывается подлежит ли она банкротству. Это уже подчеркивает особый статус таких организаций и предопределяет их небольшое количество.
Административно-правовой статус ГП основан на следующих ключевых положениях:
• имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является ее собственностью;
• государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное;
• использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание ГК;
• может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям;
• обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание ГК;
• особенности правового положения устанавливаются законом, предусматривающим создание ГК;
• для создания ГК не требуется учредительных документов, предусмотренных ГК РФ, поскольку в законе, должны определяться наименование ГК, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации ГК и порядок использования имущества ГК в случае ее ликвидации.
Корпорации делятся на следующие группы (виды):
– публичные корпорации - создаваемые для осуществления отдельных правительственных функций (государственные и муниципальные органы, иные подразделения государственного аппарата);
– полупубличные корпорации - существующие на деньги налогоплательщиков и осуществляющие обслуживание общих потребностей (оборонные, железнодорожные, ирригационные, электро-, газо-, водоснабжающие корпорации и другие организации, принадлежащие государству);
– непредпринимательские корпорации - основной целью которых не является извлечение прибыли (религиозные организации, университеты, школы, благотворительные фонды);
– предпринимательские корпорации - создаваемые с целью получения прибыли (коммерческие организации в форме акционерных обществ).
Понятие закона, его виды.
Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона:
· принимается только органом законодательной власти или референдумом;
· порядок его издания и подготовки определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;
· в идеале он должен выражать интересы и волю народа;
· он обладает высшей юридической силой, все подзаконные акты должны ему соответствовать и не противоречить;
· он регулирует наиболее важные общественные отношения.
Отменить или изменить закон вправе только тот орган, который его принял, и только в строго оговоренном порядке. Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование). Законы не подлежат контролю или утверждению к.-л. другими органами Г. Они могут быть отменены или изменены только законодат. вл. Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить может только законод. орган. Законы представляют собой ядро всей правовой системы Г, они обуславливают структуру всей совокупности НПА, юр. силу каждого из них, субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один поодзаконный акт не может вторгаться в сферу законод. регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.
Виды законов:
· Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
· федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);
· федеральные законы - акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);
· законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Пермского края о муниципальной службе, о социальных гарантиях).
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
- субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);
- предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
- сроку действия (постоянные законы и временные);
- характеру (текущие и чрезвычайные);
- сферам действия (общефедеральные и региональные);
- содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические ит.п.);
- степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);
- значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
- объему регулирования (общие и специальные).