Государство и местное самоуправление: модели взаимодействия.
Конституция РФ в качестве одного из способов осуществления власти народом наряду с органами государственной власти закрепляет органы местного самоуправления, что позволяет сделать вывод об их равном участии в решении государственных задач.
Местное самоуправление в РФ – это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.
ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет ОМС в качестве самостоятельных (негосударственных) органов, наделенных властными полномочиями на решение вопросов местного значения. Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий. ОМС обладают следующими особенностями:
а) не входят в систему органов государственной власти и самостоятельны в пределах своей компетенции (ст. 12 Конституции РФ);
б) в случае наделения их отдельными государственными полномочиями они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться под контролем государства (ст. 132 Конституции РФ).
К органам местного самоуправления относятся:
1) представительный орган муниципального образования; первые 3
2) глава муниципального образования; является
3) местная администрация; обязательными
4) контрольный орган муниципального образования;
5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом
Функции местного самоуправления:
– обеспечение участия населения в самостоятельном решении местных вопросов;
– обеспечивает социально- экономическое развитие территории;
– управление муниципальной собственностью;
– обеспечение потребности населения в социально- культурных, коммунально- бытовых и других важных услугах;
– осуществление защиты интересов и прав местного самоуправления;
– обеспечение охраны общественного порядка, реализации законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования.
Местное самоуправление, осуществляется в соответствии с определенными принципами. Принципы местного самоуправления – это совокупность основные начал и характеристик деятельности населения по решению вопросов местного значения в рамках местного самоуправления. В рамках этих принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно- территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Федерации с учетом исторических и местных традиций.
Принципы делятся на общие и специальные.
Общие:
– верховенство Конституции РФ, федеральных законов;
– самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
– наделение органов местного самоуправления определенными полномочиями;
– соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
– многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
– соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
– законность в организации деятельности местного самоуправления;
– гласность деятельности местного самоуправления;
– коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;
– государственная гарантия и поддержка местного самоуправления.
Специальные:
– принцип компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений органов государственной власти;
– принцип получения органами местного самоуправления платы за пользование на их территории природными ресурсами и т. д.
Таким образом, ОМС и ОГВ – это структурно выделенные органы в системе управления; паритетные способы осуществления власти народа. Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, что означает их структурно- организационное обособление, но не функциональное.
Как и всякая публичная власть, ОМС имеют общую организационно- правовую и финансово- экономическую основу с органами государственной власти: у них общий источник власти – народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности. В пределах собственной компетенции государственные и муниципальные органы самостоятельно планируют и организуют свою работу, принимают управленческие решения и обеспечивают контроль за их выполнением.
О полном равенстве между муниципальными и государственными органами говорить нельзя, так как они отличаются компетенцией. ОМС самостоятельны лишь в пределах своих полномочий, они находятся в системе государственно- властных отношений, действуют в русле единой государственной политики, могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Кроме того, ОГВ осуществляют контроль за исполнением ОМС отдельных государственных полномочий. ОГВ обязаны гарантировать органам местного самоуправления минимальную материально- финансовую базу и т.д.