Первая встреча лидеров СССР и США Горбачева и Рейгана. Съемки 1985 года
Тем не менее, сразу после избрания Горбачева генсеком в марте 1985 года Рейган пригласил его приехать в США. В немалой степени этому способствовала рекомендация премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, с которой Горбачев встречался в Лондоне в 1984 году.
Летом, после серии консультаций, местом встречи на высшем уровне была избрана Женева, где в марте начались советско-американские переговоры о разоружении.
Саммит открылся 19 ноября 1985 года на вилле Fleur d'Eau в женевском пригороде Версуа.
Новое советское руководство надеялось найти общий язык с США по ключевому вопросу о готовности строить отношения с СССР на равных, не привнося в них идеологические различия, и не пытаясь переделать друг друга. В качестве возможного итога встречи рассматривалась даже просто договоренность о визите в 1986 году Горбачева в Вашингтон, а в дальнейшем Рейгана — в Москву.
На этом фоне лидеры фактически отказались от четкой повестки дня и вели «свободный» разговор. Наиболее сложной оказалась дискуссия о 50-процентном сокращении стратегических ракет: Горбачев увязывал его с отказом США от программы СОИ, на что Рейган согласен не был. Серьезные трения вызвала и тема прав человека. Известна фраза Горбачева, раздраженного нравоучительным тоном Рейгана: «Я не ученик, господин президент, а вы не учитель, за нами огромные миры».
Как и ожидалось, Женевская встреча не принесла практических результатов. Однако в согласованном не без труда итоговом заявлении стороны все же констатировали, что «ядерная война недопустима», поскольку «в ней не может быть победителей», и обещали не стремиться «к военному превосходству друг над другом».
После отчета Горбачева на сессии Верховного Совета СССР 27 ноября было отмечено, что между СССР и США остаются крупные принципиальные разногласия, но итоги Женевы "создают возможности для перехода от состояния опасной конфронтации к конструктивным поискам путей нормализации отношений".
Первый саммит подвел черту под определенным историческим отрезком, когда США отвергали диалог, предпочитая попытки грубого давления на СССР.
Был преодолен психологический барьер (прежде всего, для Рейгана) в том смысле, что с "империей зла" можно вести прямые деловые переговоры.
При этом, несмотря на обозначившееся взаимное расположение двух лидеров, межгосударственные отношения с мертвой точки почти не сдвинулись. Не решила проблем и следующая встреча Горбачева и Рейгана в Рейкьявике в октябре 1986 года.
И только в декабре 1987 года СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), а летом 1988 года начали переговоры уже не об ограничении, а о сокращении стратегических наступательных вооружений.
Точка в прекращении существования "социалистического содружества" была поставлена весной 1991 г., когда был законодательно оформлен роспуск СЭВ и ОВД. Это событие знаменовало действительно глубокие перемены в общемировом развитии. Их суть состояла в прекращении существования биполярного мирового устройства на фоне резкого ослабления внешнеполитических и экономических позиций Советского Союза. В результате глубокого экономического кризиса, в котором оказался Советский Союз в 1990—1991 гг., а также нарушения традиционных "сэвовских" связей Горбачев был вынужден обратиться за финансовой и материальной помощью к странам так называемой "большой семерки" (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония). В июле 1991 г. Горбачев был приглашен на встречу "семерки", в повестке дня которой стоял и вопрос о мерах по оказанию помощи Советскому Союзу. Несмотря на обещания, серьезной материальной помощи Горбачеву Запад не оказал, гуманитарные поставки продовольствия и медикаментов никакого существенного влияния на положение обычных людей не оказали. Хотя в 1990 г. США предоставили СССР режим наибольшего благоприятствования в торговле, ограничения на поставку высокотехнологичного оборудования сняты не были. Распад Советского Союза стал финальным аккордом "нового политического мышления". США остались единственной мировой сверхдержавой, а в декабре 1991 г. американский президент поздравил граждан США с победой в "холодной войне". Во внешнеполитической игре с Советским Союзом по правилам Горбачева Запад исходил из своих долгосрочных стратегических целей.
2) Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.
Договор о создании ЕврАзЭС подписан 10 октября 2000 г. в Астане и вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации всеми государствами-членами.
Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. 25 января 2006 г. подписан протокол о присоединении к организации Узбекистана.
С мая 2002 г. статус наблюдателей в ЕвраАзЭС имеют Украина и Молдавия, с января 2003 г. - Армения. Также статус наблюдателя при ЕврАзЭС имеют Межгосударственный авиационный комитет и Евразийский банк развития.
9 декабря 2003 г. ЕврАзЭС получило статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.
Целью ЕврАзЭС является эффективное продвижение процесса формирования государствами-участниками Таможенного союза Единого экономического пространства, координация их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.
Один из главных векторов деятельности организации - обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.
В число основных задач Сообщества входит: завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки; введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля; создание общей унифицированной системы таможенного регулирования; разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития; создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности; формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы; формирование общего энергетического рынка; создание равных условий для доступа на рынки сторон иностранных инвестиций; предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории; сближение и гармонизация национального законодательства; обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.
Республика Беларусь, республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 г. формируют Таможенный союз.
Стороны Таможенного союза учредили Комиссию Таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган союза.
Формирование Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
Таможенный кодекс для трех стран вступил в силу 6 июля 2010 г.
Структура ЕврАзЭС
Высший орган ЕврАзЭС - Межгосударственный совет. В его состав входят главы государств и правительств стран Сообщества. Совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год.
Межгосударственный совет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.
С октября 2008 г. Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав государств принял на себя также функции высшего органа Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России (Межгоссовет - ВОТС).
Постоянно действующий руководящий орган ЕврАзЭС - Интеграционный комитет. В его состав входят заместители глав правительств стран ЕврАзЭС. К числу основных задач Интеграционного Комитета относится обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгосударственного Совета, а также проектов решений и документов, контроль за реализацией решений, принятых межгосударственным Советом. Заседания Комитета проводятся не реже четырех раз в год.
Организация работы и информационно техническое обеспечение деятельности Межгосударственного совета и Интеграционного комитета осуществляется Секретариатом Интеграционного комитета во главе с генеральным секретарем.
Главы государств, входящих в Сообщество, назначают постоянных представителей при ЕврАзЭС. Образованная ими Комиссия постоянных представителей предназначена для обеспечения работы Сообщества в промежутках между заседаниями Интеграционного комитета, а также рабочего взаимодействия между Сообществом и соответствующими органами, ведомствами и организациями государств ЕврАзЭС.
Межпарламентская Ассамблея ‑ орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающий вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, в целях реализации задач Сообщества. Формируется из парламентариев, делегируемых парламентами стран Сообщества.
Бюджет Сообщества формируется за счет долевых взносов: 40% вносит Россия, по 15% - Белоруссия, Казахстан и Узбекистан, по 7,5% - Киргизия и Таджикистан.
Штаб-квартира организации находится в Москве и Астане. Рабочий язык - русский.
С 1 января 2012 года, на территории трёх стран-участниц Таможенного союза, начало действовать Единое Экономическое Пространство. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП, принятые 18 ноября 2011 года, начнут работать с июля наступившего года. Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения».
8-19 ноября 2010 года на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге на уровне глав правительств были подписаны четыре Соглашения:
· о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации;
· о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств;
· о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей;
· об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики.
9 декабря 2010 года были подписаны оставшиеся 13 международные соглашения, входящие в пакет правовой базы ЕЭП:
· о согласованной макроэкономической политике;
· о согласованных принципах валютной политики;
· о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала;
· о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
· о единых принципах и правилах конкуренции;
· о единых правилах предоставления промышленных субсидий;
· о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства;
· о государственных (муниципальных) закупках;
· о торговле услугами и инвестициях в государствах участниках Единого экономического пространства;
· о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности;
· о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;
· о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики;
· о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.
17 базовых документов о создании ЕЭП вступили в силу с 1 января 2012 года и процесс формирования правовой базы ЕЭП был завершен.
Для дальнейшего развития правовой базы ЕЭП был подготовлен и согласован План мероприятий по реализации соглашений, формирующих ЕЭП, который был утвержден Межгоссоветом ЕврАзЭС на уровне глав правительств 15 марта 2011 года. Этот План предусматривает разработку и принятие 13 международных соглашений и 42 иных документов (протоколов, планов мероприятий и т.д.) в срок до конца 2015 года.
Кроме того, правительствам трех стран предстоит обеспечить выполнение обязательных мероприятий по 17 базовым соглашениям, формирующим ЕЭП, в соответствии с установленными в них конкретными сроками.
18 ноября 2011 года главами России, Белоруссии и Казахстана была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой стороны заявили о переходе к следующему этапу интеграционного развития ЕЭП.
Также было отмечено, что страны "будут стремиться завершить к 1 января 2016 года кодификацию международных договоров, составляющих нормативно правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и на этой основе создать Евразийский экономический союз".
Принятие этих документов и надлежащее выполнение правительствами трех стран обязательств по соглашениям обеспечит с 1 января 2016 года полноценное функционирование ЕЭП.
Таким образом, в настоящее время идет выполнение второго этапа формирования законодательной базы ЕЭП, по завершению которой будет создан Евразийский экономический союз.
Основной целью ЕЭП является создание условий для развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения трех стран.
Для выполнения поставленной задачи участники будут руководствоваться принципами функционирования ЕЭП, которые должны обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.
Для обеспечения свободного движения товаров предусмотрено устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной тремя странами методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Также предусмотрено согласование единых правил конкуренции во взаимной торговле в целях урегулирования антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер.
В целях обеспечения свободного движения услуг сформированы общие правила и подходы для обеспечения полного доступа на рынок услуг и поставщиков услуг в рамках ЕЭП и проведения согласованной политики по доступу третьих стран на рынок услуг и поставщиков услуг стран ЕЭП.
Обеспечение свободного движения капитала предполагает поэтапное снятие всех ограничений на движение капитала из государств-участников в рамках ЕЭП и проведение согласованной политики в области развития рынка капиталов, а для проведения согласованной макроэкономической политики будет обеспечено сближение макроэкономических показателей, в том числе выравнивание уровня внутренних цен.
Для обеспечения свободного движения рабочей силы предусмотрено беспрепятственное перемещение физических лиц государств-участников в рамках ЕЭП и формирование согласованной миграционной политики в отношении третьих стран с учетом норм и принципов международного права и ВТО.
Например, в соответствии с Соглашением о правовом статусе трудящихся мигрантов с 1 января 2012 года по отношению к трудящимся из стран ЕЭП отменяются количественные ограничения, квоты и разрешение на работу, а трудящиеся мигранты и члены их семей освобождены от постановки на миграционный учет на срок до 30 суток.
Кроме того, странами будет осуществляться проведение общей политики по отдельным отраслям, например в области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.
Так, в соответствии с Соглашением о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, подписанного 9 декабря 2010 года, предусмотрена унификация вопросов охраны и защиты интеллектуальной собственности в рамках ЕЭП.
Также, указанным соглашением определен региональный принцип исчерпания исключительных прав на товарный знак, в соответствии с которым не будет являться нарушением исключительного права на товарный знак использование его в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот непосредственно правообладателем или другими лицами с его согласия. Данное положение позволит на основе регистрации правообладателями товарных знаков в своей стране обеспечить свободное перемещение товаров и услуг на территории всех трех стран ЕЭП.
В данном Соглашении также предусматриваются положения, направленные на реализацию прав авторов и иных правообладателей на получение вознаграждения за использование объектов авторского права и смежных прав. Это позволит обеспечить правомерного использования объектов авторского права пользователями, а также прозрачность указанных правоотношений.
В настоящее время идет работа по гармонизации законодательства трех стран, что приведет к внесению изменений и дополнений во многие законодательные акты стран ЕЭП, которые не должны быть оставлены адвокатами без внимания при оказании юридической помощи.
4)Одной из значимых вех в истории современного Казахстана стало председательство в 2010 году в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - крупнейшей региональной структуры, объединяющей 56 стран Европы, Центральной Азии и Северной Америки.
Казахстан первым среди стран постсоветского пространства председательствовал в Организации. Это историческое решение, свидетельствующее о приверженности ОБСЕ принципу равноправия государств-участников и доктрине «общего дома от Ванкувера до Владивостока», послужило признанием возрастающей роли республики в международной политике.
Девизом председательства нашей страны в ОБСЕ стали четыре «T»: доверие (trust), традиция (tradition), прозрачность (transparency) и терпимость (tolerance). Доверие – это ключевой ресурс международных отношений. Именно доверительные отношения между странами и постоянный диалог служат каркасом архитектуры современной системы коллективной безопасности. Традиция подчеркивает приверженность Казахстана фундаментальным принципам и ценностями ОБСЕ. Прозрачность означает предельную открытость, отсутствие «двойных стандартов» и «разделительных линий». Терпимость – это осознание возрастающей важности межкультурного и межцивилизационного диалога.
Итоговым событием председательства Казахстана стал Астанинский Саммит ОБСЕ, проведенный 1-2 декабря 2010 года после более чем десяти лет перерыва – предыдущая встреча на высшем уровне состоялась в Стамбуле в 1999 году.
В Саммите приняли участие 38 глав государств и правительств, высокопоставленные чиновники государств-участников ОБСЕ, представители других международных и региональных организаций. Среди них – Генеральный Секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо, Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, государственный секретарь США Хиллари Клинтон, Федеральный Канцлер Германии Ангела Меркель, Премьер-министр Италии Cильвио Берлускони и др.
Астанинский Саммит продемонстрировал политическую волю глав государств-членов ОБСЕ к преодолению растущей поляризации в международной политике и взаимного отчуждения между странами-участницами Организации.
Основными темами Саммита стали вопросы устойчивой безопасности на Евроатлантическом и Евразийском пространствах, проблема Афганистана, решение «замороженных» конфликтов.
Выступая перед участниками форума, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости перехода к новой парадигме обеспечения безопасности - формированию единого пространства сотрудничества в границах четырех океанов, от Атлантического до Тихого и от Северного Ледовитого до Индийского.
По окончании встречи на высшем уровне была принята Астанинская декларация. В ней участники Саммита подтвердили обязательства, принципы и ценности ОБСЕ, закрепленные в Хельсинкском акте и Парижской хартии для Новой Европы, других документах Организации. Кроме того, представители стран-участниц обязались продолжить работу во всех трех измерениях ОБСЕ, наращивать усилия по урегулированию конфликтов и очагов нестабильности, защите прав человека, вдохнуть новую жизнь в Организацию в ответ на новые вызовы безопасности.
Саммит в Астане получил высокую оценку со стороны глав делегаций. Так, Генеральный Секретарь Организации Марк Перрен де Бришамбо отметил, что решения, которые приняты в столице Казахстана, способствуют выработке единой стратегии противодействия общим вызовам и угрозам. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал казахстанское председательство в ОБСЕ максимально успешным. А Госсекретарь США Хиллари Клинтон подчеркнула, что Саммит ОБСЕ является свидетельством большой роли Казахстана в международном сообществе.
Глава государства Нурсултан Назарбаев охарактеризовал двухдневный Саммит как «историческое событие для всего сообщества ОБСЕ», отличительным признаком которого стал особый «дух Астаны».
5) Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня – мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений.
Международные отношения – это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.
Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.
Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном,многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные,экономические, политические, общественные и интеллектуальные.
Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.
Международная или мировая политика является ядром международных отношений.
Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.
В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.
Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на:
• межгосударственные или межправительственные;
• неправительственные организации.
Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.
Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные.
В качестве примера различных международных организаций можно привести:
– региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;
– организации экономического характера, охватывающие сферу финансов,торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и
Развития (МБРР);
– организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти
(ОПЕК) и т. д.;
– политико-экономические организации, например: Организация Африканского Единства (ОАЕ);
– профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);
– демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);
– организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);
– военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора(НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);
– профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);
– различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный Институт Мира;
– религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК);
– Международный Красный Крест (МКК) – организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;
– экологические организации: Гринпис и др.
Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.
В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:
– ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);
– МОТ (Международная Ассоциация Труда);
– МВФ (Международный Валютный Фонд);
– ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);
– МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);
– ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);
– Международный суд.
Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации.
2. Внешняя политика.
Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с такой категорией, как «внешняя политика». В конечном итоге международные отношения складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются основными участниками международных отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены каких-
либо организаций.
Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определенные методы и способы их реализации.
Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами:
• политическими,
• экономическими,
• военными,
• информационно-пропагандистскими.
К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия – это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных
конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.
Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Действенными экономическими средствами являются эмбарго,или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.
К военным средствам внешней политики относятся военная мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения,моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. К косвенным военным средствам относится гонка вооружений, включающая испытание новых видов оружия, учения, маневры, угрозу применения силы. Например, военные расходы всего мира в последнее время составляли 1000 млрд. долларов в год, более
половины ученых мира работали над созданием новых видов оружия массового поражения.
К военным средствам внешней политики следует отнести разведку и шпионаж. Сегодня здесь применяются новейшие достижения науки и техники, от многотонных космических кораблей до микроаппаратов. Особое развитие в последние десятилетия получил промышленный шпионаж. Пропагандистские средства включают в себя средства массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со
стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости – антипатии и осуждения по отношению к другим государствам.
3. Современные тенденции развития международные отношений.
Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.
Первая тенденция развития современных международных отношений рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают
новые центры. На мировую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постиндустриальные государства – так называемые «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мировой политике сильнее всего заявит о себе Китай.
Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация (С1оЬе – земной шар), заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национального государств, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований. На этой основе формируется все
более взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его частях, независимо от воли, намерений участников таких процессов.
Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению.
Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на четыре основные группы: политические, экономические, экологические, социальные.
Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, – появление, быстрое накопление и совершенствование оружия массового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире. Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становится международный терроризм, среди различных форм которого наиболее
опасной является государственный терроризм. К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решаемой группе экологических проблем следует отнести проблемы сохранения окружающей среды. Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономическими – с проблемами роста общественного производства, и возрастанием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, научно обоснованный подход к их использованию.
Разнообразны и социальные проблемы. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный характер и стали одной из глобальных проблем. Следующая проблема различие в уровне жизни народов развитых и развивающихся стран. Слаборазвитые страны нередко посещает голод, в результате которого гибнет большое количество людей. Глобальные проблемы возникли на стыке взаимоотношений человека, общества и природы. Все они органически взаимосвязаны между собой, и поэтому их решение требует комплексного подхода.
Появление глобальных проблем сказалось на всей системе международных отношений.
Четвертой тенденцией современных международных отношений является усиление разделения мира на два полюса – полюса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет
на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания. На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран: государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия.
В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый «золотой миллиард». В этих странах уровень жизни рядового гражданина по историческим меркам весьма высок (от 10 до 30 тысяч долларов ежегодного дохода), продолжительность жизни не менее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только благодаря наличию высокоразвитой наукоемкой экономики.
На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки и стран Востока. В них более 80 млн. человек.
Пятой тенденцией стало то, что как во внутренней, так и в международной жизни политика все больше опирается на начала сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях. Шестой тенденцией стала демократизация как международных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблюдается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием
«холодной войны» даже в условиях самых авторитарных режимов значительно сузились возможности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения государством личной свободы граждан, их естественных и политических прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их решений, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни. Спутниковая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная почта, глобальная сеть Интернет, делающая возможным почти мгновенное распространение и получение необходимой информации едва ли не по всем интересующим современного человека.
Тема 2.16. Развитие науки и культуры во второй половине XX - в начале XXI века.Развитие общественной мысли. Деятели науки. Развитие экономичес