Тема 2.14. Социально-экономические отношения России и Казахстана на современном этапе.

Декларация по вечной дружбе и союзничестве между России и Казахстаном в 1998 г. Роль Казахстана в принятий дипломатических решений в отношений «внутрисирийского конфликта».

ДЕКЛАРАЦИЯ

МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ КАЗАХСТАН и РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

О ВЕЧНОЙ ДРУЖБЕ и СОЮЗНИЧЕСТВЕ,

ОРИЕНТИРОВАННОМ в XXI СТОЛЕТИЕ

г. Москва, 6 июля 1998 года

Мы, Президент Республики Казахстан и Президент Российской Федерации,

всесторонне обсудив состояние и перспективы развития отношений между двумя странами в широком международном контексте на пороге XXI века,

опираясь на исторически сложившиеся традиции и позитивные ценности тесных дружественных связей народов Казахстана и России, их стремление к всестороннему сотрудничеству, сближению и интеграции,

будучи убежденными, что укрепление добрососедских отношений, многопланового взаимодействия между Казахстаном и Россией отвечает коренным интересам народов двух государств, служит делу международного мира и безопасности,

подтверждая приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинского Заключительного акта и других документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, общепризнанным нормам международного права, а также международным стандартам в области прав человека,

стремясь к широкомасштабному сотрудничеству в рамках Содружества Независимых Государств и исполненные решимости соблюдать обязательства, вытекающие из участия Республики Казахстан и Российской Федерации в Содружестве,

принимаем настоящую Декларацию и торжественно заявляем:

Республика Казахстан и Российская Федерация связаны вечной дружбой. в преддверии XXI столетия они обязуются беречь и укреплять эту дружбу - гарантию национальной безопасности, политической стабильности, межнационального согласия и процветания обоих государств.

Республика Казахстан и Российская Федерация подтверждают свою приверженность Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 25 мая 1992 года, рассматривают его как незыблемую правовую основу нынешнего и последующего развития и углубления всесторонних связей, союзнического взаимодействия двух братских государств и народов.

Республика Казахстан и Российская Федерация строят свои отношения на основе широкомасштабного сотрудничества и взаимного доверия, уважения независимости, суверенитета, территориальной целостности и нерушимости государственных границ, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, принципов невмешательства во внутренние дела друг друга, равноправия и взаимной выгоды.

Республика Казахстан и Российская Федерация как добрые соседи обязуются всемерно учитывать законные интересы друг друга в политической, экономической, военной и других областях.

Республика Казахстан и Российская Федерация будут тесно сотрудничать и сфере внешней политики, совместно добиваясь улучшения обстановки и обеспечения мира и безопасности на евразийском пространстве и во всем мире. Они исходят из того, что в условиях формирующегося многополярного мира необходимо преодолеть блоковые подходы, избежать проведения новых разделительных линий в международных отношениях.

Республика Казахстан и Российская Федерация будут совместно принимать все доступные им меры для устранения угрозы или противодействия актам агрессии против них со стороны любого государства или группы государств и в случае необходимости окажут друг другу соответствующую помощь, включая военную в порядке осуществления права на коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

Республика Казахстан и Российская Федерация будут расширять взаимовыгодное сотрудничество в торгово-экономической, инвестиционной и научно-технической областях, добиваясь углубления экономической интеграции двух стран и создания условий для формирования единого экономического пространства, с учетом договоренностей в рамках СНГ.

Республика Казахстан и Российская Федерация будут эффективно взаимодействовать в развитии топливно-энергетических комплексов двух стран, а также в области экспорта энергоносителей на мировые рынки.

Республика Казахстан и Российская Федерация будут развивать научно-техническое сотрудничество на представляющих взаимный интерес приоритетных направлениях науки, техники, новых технологий.

Республика Казахстан и Российская Федерация создадут необходимые правовые, экономические и организационные условия для формирования общего рынка труда, функционирующего на основе регулирования трудовой миграции, эффективной системы создания рабочих мест, сохранения и развития кадрового потенциала.

Республика Казахстан и Российская Федерация придают важное значение формированию и развитию объединенной транспортной системы и созданию в этих целях необходимых правовых, экономических и организационных условий для беспрепятственной транспортировки грузов и перевозки пассажиров.

Республика Казахстан и Российская Федерация будут проводить согласованную социальную политику, в этих целях гармонизируют национальные системы охраны здоровья и социальной защиты, предпримут действия по поэтапному выравниванию уровней пенсионного обеспечения, пособий и льгот различным категориям граждан.

Республика Казахстан и Российская Федерация будут настойчиво и целеустремленно работать над совершенствованием Содружества Независимых Государств в целях максимально полного задействования его потенциала при строгом уважении интересов всех государств-участников.

Республика Казахстан и Российская Федерация активизируют также многоплановое сотрудничество в рамках Таможенного союза и Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года.

Республика Казахстан и Российская Федерация считают одной из важнейших задач обеспечение экологической безопасности. Они будут в соответствии с их международными обязательствами и национальными законодательствами стимулировать сотрудничество в этой области путем обмена опытом рационального использования природных ресурсов, внедрения экологически чистых технологий и проведения мероприятий по защите и сохранению окружающей среды.

Республика Казахстан и Российская Федерация обеспечат своим гражданам независимо от этнической принадлежности равные права и свободы без какой-либо дискриминации, ограничений или предпочтений. Этнические казахи, проживающие в многонациональной Российской Федерации, и этнические русские, проживающие в многонациональной Республике Казахстан, были, есть и будут органичными частями казахстанского и российского обществ. Они вносят и будут вносить достойный вклад в развитие обоих государств по пути независимости, демократии и процветания, являются одним из факторов сближения двух стран, прочности казахстанско-российских отношений на стратегическую перспективу.

Республика Казахстан и Российская Федерация будут всемерно способствовать сохранению духовной и культурной близости народов двух стран, углублять взаимные связи в сфере культуры, науки, образования, информации.

Республика Казахстан и Российская Федерация будут содействовать установлению широких контактов между научными, творческими и иными союзами, фондами, действующими в соответствии с их национальными законодательствами.

Республика Казахстан и Российская Федерация, твердо приверженные идеям вечной дружбы и братства народов, учреждают Ассоциацию деятелей культуры и науки "За вечную дружбу между Казахстаном и Россией".

Стороны всемерно поощряют сближение национальных систем образования путем сохранения общего образовательного и интеллектуального пространства на основе формирования межгосударственной стратегии образования и разработки совместных программ обучения студентов и учащихся, подготовки и переподготовки специалистов, признания эквивалентности документов о высшем, среднем специальном и среднем образовании, дипломов о присвоении ученой степени и ученого звания.

Республика Казахстан и Российская Федерация создадут совместные учебные заведения (Казахско-Русский Университет и Русско-Казахский Университет, а также гимназии).

Республика Казахстан и Российская Федерация обеспечат условия для сохранения и укрепления синего культурного пространства на основе исторически сложившихся связей и контактов между творческими союзами и объединениями, деятелями культуры, литературы и искусства, сохранения этнической и языковой самобытности народов.

Президенты Республики Казахстан и Российской Федерации убеждены - ХХI век открывает для обоих государств, видящих историческую цель и задачу в укреплении нерушимой дружбы своих народов, широчайшие перспективы всестороннего развития, подъема экономики и культуры в условиях прочного мира, стабильности и гарантированной безопасности.

Совершено в Москве, 6 июля 1998 года.

За Республику За Российскую Казахстан Федерацию Н. А. НАЗАРБАЕВ Б. Н. ЕЛЬЦИН

В контексте событий, которые произошли в регионе после 11 сентября, роль России в Центральной Азии несколько изменилась, как и изменился весь геополитический расклад, формировавшийся в регионе в последние годы.
В этих условиях одной из важных внешнеполитических задач Казахстана является корректировка тактики и стратегии в отношениях с Россией, которые соответствовали бы современным геополитическим реалиями и долгосрочным интересам нашей страны.
Центральная Азия и Каспий, так называемый в последнее время каспийско-центральноазиатский регион, входят в зону традиционных интересов России.
В этом регионе она всегда имела важные национальные интересы, которые, однако, в разные периоды определялись различными обстоятельствами и факторами.
Ключевые интересы России в этом регионе на современном этапе можно свести к следующему.
Центральная Азия имеет важное значение в контексте обеспечения безопасности России;
важность этого региона для России обусловлена нефтяным фактором, вытекающим из желания сохранить влияние на Каспии.
наш регион для России представляет интерес как территория, где проживают ее соотечественники.
Таковы, на наш взгляд, три доминирующих интереса Российской Федерации в каспийско-центральноазиатском регионе на современном этапе. У нее в этом регионе имеются и другие интересы (торговля, космодром "Байконур", промышленные связи и т.д.), но они в настоящее время в основном носят не столь приоритетный характер.
До последнего времени Россия обеспечивала свои вышеотмеченные интересы без особых усилий. Все страны региона в своем большинстве были тем или иным образом зависимы от РФ.
Но события, произошедшие после сентября прошлого года, внесли достаточно серьезные изменения в геополитическую ситуацию в Центральной Азии, и повлияли на общий расклад сил в регионе.
Одно из произошедших ключевых изменений заключается в том, что наблюдается разлом в сфере традиционных жизненных интересов России, которая сегодня стоит перед необходимостью переосмысления своей центрально-азиатской политики.
В целом к 2001 году в Центральной Азии сложился негласный трехсторонний баланс между интересами России, Китая, США.
Данный баланс можно образно представить в виде треугольника, в верхнем углу которого располагалась Россия, в одном нижнем углу - США, в другом - Китай. Эти страны заняли три стратегические ниши в каспийско-центральноазиатском регионе: военно-политическую, нефтегазовую, товарно-сырьевую.
Российское присутствие в регионе в последние годы обеспечивалось, прежде всего, стратегической военно-политической компонентой. Обострение проблемы экстремизма и терроризма в Центральной Азии, активизация Исламского движения Узбекистана, непримиримой части Объединенной таджикской оппозиции, при непосредственной поддержке талибов, создали в 1999-2001 годах реальную угрозу для стран региона.
В этих условиях только Россия рассматривалась государствами региона как реальный фактор и гарант безопасности. Достаточно вспомнить, что в эти годы особенно активизировались контакты по линии ДКБ, интенсифицировались двусторонние отношения в военной и военно-технической сфере.
В этих условиях ни США, ни Китай не претендовали на роль военно-политической силы в регионе, признавая эту роль за Россией.
Присутствие США в каспийско-центральноазиатском регионе в основном продвигалось через экономические механизмы и инструменты.
Ключевые интересы США в регионе в последние годы концентрировались вокруг нефти. Американское правительство активно лоббировало интересы своих нефтяных компаний в регионе, которые получили одни из самых привлекательных месторождений на Каспии.
При этом США стремились не столько освоить эти месторождения, сколько застолбить их за собой на перспективу.
Тем более что, вкладывая миллиардные инвестиции в Каспий, США одновременно решали ряд политико-стратегических задач в регионе.
Таким образом, США заняли нефтегазовую нишу в нашем регионе, а Россия и Китай в силу экономических обстоятельств не могли с ней конкурировать в этом направлении.
КНР связывает свое присутствие в регионе во многом с развитием своих западных регионов. Это обстоятельство обусловлено двумя моментами.
Во-первых, одной из ключевых задач Пекина является предотвращение сепаратизма в СУАР КНР. Во-вторых, каспийско-центральноазиатский регион во многом выступает фактором для экономического развития западных провинций Китая. В этом контексте экспорт китайской продукции, в то же время импорт сырьевых товаров, использование минерально-сырьевой, ресурсной базы региона отвечают стратегическим задачам развития СУАР.
Таким образом, к середине 2001 года в каспийско-центральноазиатском регионе в отношениях США, России и Китая сложился определенный баланс по умолчанию:
За Россией - военно-политическое присутствие, прежде всего через инструменты ДКБ, через 201 мотострелковую дивизию; за США - экономическое закрепление в стратегических экономических сферах, прежде всего нефтегазовой; за Китаем - экспорт своих товаров и импорт сырьевых ресурсов.
В этом геополитическом треугольнике Россия все-таки занимала несколько доминирующие позиции. Эта доминанта во многом определялась стратегической военно-политической составляющей, роль которой в международных отношениях традиционно высока.
Однако этот геополитический баланс был нарушен после 11 сентября.
Сегодня США в Центральной Азии становятся не только экономической, но и военно-политической силой, тем самым, начиная занимать нишу, которая до этого была закреплена только за Россией.
В контексте общей мировой ситуации Россия вынуждена мириться с нахождением военных баз США в зоне ее традиционных интересов.
Учитывая все эти обстоятельства, Россия стоит перед необходимостью переосмысления своей политики в Центральной Азии. Дальнейшее продолжение вышеотмеченных тенденций будет иметь для нее достаточно болезненные последствия
* * *
Несмотря на некоторое изменение роли России в Центральной Азии, для Казахстана стратегические интересы в отношении России продолжают сохраняться.
Необходимость активизации отношений с Россией и проведения конструктивного сотрудничества по многим важным для Казахстана направлениям продиктована также и тем, что в случае существенного ослабления России в Центральной Азии это будет чревато отрицательными последствиями. Ситуация в регионе может стать неустойчивой и плохо прогнозируемой.
В целом традиционные интересы Казахстана в отношении России базируются на четырех факторах, имеющих долговременный характер и определяемых такими вечными категориями, как география и история.
Во-первых, поддержание партнерских отношений с Россией необходимо в силу внутриконтинентального расположения Казахстана, для которого выход на мировые рынки является жизненно важным для экономического развития. Россия в этом отношении занимает стратегически важное положение, являясь государством, по территории которого проходят жизненно важные для нас транспортно-коммуникационные артерии.
Во-вторых, Россия является одним из важных субъектов международной системы, имея значительный политический вес и сравнительно большие военно-технические возможности. Российский фактор во многом определяет внешнеполитическую ситуацию вокруг Казахстана, как на региональном, так и на международном уровне.
В-третьих, Россия является важнейшим экономическим партнером РК. Она не только импортирует различную продукцию и технологии в Казахстан, но и является рынком сбыта казахстанской продукции. Около 70% казахстанского производственного потенциала задействовано на экономику России.
В-четвертых, оба государства объединяет историческая общность, духовные и культурные связи. На территории России находится казахская диаспора, насчитывающая 740 тыс. человек. В Казахстане русские являются второй по численности этнической группой, составляя около 30 процентов населения страны.
В этом контексте российское направление внешней политики Казахстана остается одним из приоритетных и стратегических.
* * *
В целом, на современном этапе в российско-казахстанских отношениях обозначаются следующие наиболее приоритетные и перспективные направления сотрудничества:
Взаимная торговля.
Взаимодействие в нефтегазовой и энергетической сфере.
Сотрудничество в сфере транспорта и коммуникаций.
Сотрудничество в культурно-гуманитарной сфере.
Сотрудничество в сфере безопасности.
1) Взаимная торговля.
Интересам обеих стран отвечает увеличение взаимной торговли. Российская Федерация традиционно занимает первое место среди основных торговых партнеров Казахстана, как по экспорту, так и по импорту. Товарооборот в 2001 году с РФ составил 4639,3 млн. долларов США . Следует отметить, что в последние годы наблюдается рост доли Российской Федерации в импорте и уменьшение в экспорте. Удельный вес России в общем объеме казахстанского экспорта последовательно снижается (с 44,5% в 1994 г. до 20,2% в 2001 г.) и увеличивается в импорте (с 36,3% в 1994г. до 45,4% в 2001 г.). В течение нескольких последних лет Казахстан имеет отрицательное торговое сальдо с Российской Федерацией.
Удельный вес основных торговых партнеров
в экспорте за 1994-2001годы, в %
Рассматривая структуру экспорта и импорта по группам товарной номенклатуры можно выделить следующие характерные черты.
Экспорт. В течение последних лет изменилась структура экспорта РК в РФ, отдельные товарные группы заняли доминирующее положение.
В настоящее время на четыре товарные группы (диаграмма 3) (топливо минеральное, нефть и нефтепродукты; продукты неорганической химии; зерновые хлеба и руды) приходится около 80% казахстанского экспорта в Россию, тогда как в 1994 г. на указанные группы приходилось 53,3%. В 2001 г. по сравнению с 2000 г. отдельные экспортные поставки имели тенденцию к понижению, так, например, удельный вес экспорта зерна сократился с 12% до 6%; экспорт продуктов неорганической химии сократился с 14% до 13%. Безусловно, на понижение экспорта в Россию, оказывает влияние разница между внутренними ценами и ценами экспортных поставок.
Структура экспорта Казахстана в Россию в 2001 г.
В то же время следует отметить, что уменьшение экспорта произошло не по всем основным группам товарной номенклатуры. Удельный вес экспорта руды возрос с 8% до 10%; а экспорт топлива минерального - с 46% до 47%.
Импорт. Республика Казахстан входит в первую пятерку стран основных торговых партнеров России в импорте. Удельный вес импорта России возрос в общем объеме казахстанского импорта с 36,7% в 1999 г. до 45,4% в 2001 г. Произошли незначительные изменения в группах импортируемой товарной продукции. Так, сократились объемы импорта транспорта, соответственно с 15% в 2000 г. до 11% в 2001 г., наряду с этим отмечается увеличение импорта по таким товарным группам: топливо минеральное (с 17% до 21%), химической продукции (с 14% до 16%), черных металлов и изделий из них (с 11% до 13%) (диаграмма 4).
Структура импорта из России в Казахстан в 2001 году
Анализ экспорта и импорта показывает, что в структуре импорта в отличие от экспорта нет преобладания отдельных товарных групп, он более диверсифицирован, в то же время растет удельный вес продовольственных товаров, продуктов переработки, готовых изделий.
* * *
Из 89 регионов Российской Федерации 72 имеют торгово-экономические связи с Республикой Казахстан. В зависимости от объема товарооборота с Казахстаном эти регионы России можно разделить на ряд групп. Наиболее активными участниками внешнеторговой деятельности с Казахстаном являются первые три группы регионов России (таблица 1).
В целом на 16 регионов РФ из 72 приходится 80% внешнего товарооборота России с Казахстаном. Высокая активность указанных 16 регионов обусловлена более развитой структурой их промышленного производства с преобладанием топливно-сырьевой, нефтехимической и машиностроительной специализаций.
Таблица 1. Основные группы торговых партнеров Казахстана в России
Особенностью транспортно-географических межрегиональных связей регионов России с Казахстаном является направленность взаимных грузопотоков главным образом с Уралом, Западной и Восточной Сибирью, а также с Москвой и Московской областью.
* * *
Важное место в российско-казахстанских связях занимает приграничное сотрудничество, на долю которого приходится 71,5% от общего товарооборота. Наиболее активно развивают торгово-экономические связи с приграничными регионами Казахстана Омская, Оренбургская, Астраханская, Челябинская, Новосибирская области и Алтайский край. Из областей России вывозится готовый прокат черных металлов, трубы стальные, нефтепродукты, электродвигатели, автомобили, лесоматериалы, уголь, обувь, ткани и другие товары. В экспорте многих приграничных субъектов Федерации значительный объем приходится на продукцию нефтехимической промышленности (Волгоградская, Омская, Самарская области, Алтайский край - более 70%).
В российско-казахстанской приграничной зоне действует более 300 совместных предприятий, среди которых такие крупные межгосударственные объединения, как "Казросхром", "Коксохим", автомобильный комплекс на базе УралАза и Кустанайского дизельного завода.
Существенное распространение в торговле с Казахстаном получили бартерные операции (57%). Так, Орский мясоконсервный комбинат отправляет в Казахстан в основном продукцию своего производства и получает взамен сырье для производства этой продукции - живой скот и мясо. АО "Носта" получает из Казахстана каменный уголь и поставляет металлопрокат.
Значительный опыт взаимного экономического сотрудничества с приграничными областями Казахстана накоплен в Оренбургской области, а также Павлодарской области Казахстана с приграничными областями России. В настоящее время 18% Оренбургского экспорта и более 40% импорта приходятся на Казахстан.
Наиболее крупным внешнеторговым партнером Республики Башкортостан, Алтайского и Красноярского краев, Кемеровской, Иркутской, Омской, Оренбургской, Свердловской и Челябинской областей является Павлодарская область Казахстана.
* * *
В целом перед Казахстаном во взаимной торговле с Россией стоит ряд перспективных задач, решение которых будет определенным образом влиять на общую экономическую ситуацию в стране.
Одной из важных задач является изменение торгового сальдо Казахстана с РФ из отрицательного в положительное. Кроме того, желательно постепенное изменение структуры товарооборота в выгодном для РК направлении.
Исходя из интересов двух государств, целесообразно в ближайшей перспективе рассмотреть комплекс мер по укреплению связей приграничных регионов. Необходимость создания правовой основы развития приграничных регионов не вызывает сомнений. На наш взгляд, необходимо ускорить разработку определяющих законов. В их числе Законы "О государственной поддержке социально-экономического развития приграничных территорий РК", "О свободных экономических зонах", "О приграничной торговле". Следует также ускорить ратификацию четырехстороннего Соглашения об основных принципах приграничного сотрудничества государств - участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года.
Очевидным также является наличие потенциальных и взаимовыгодных возможностей России и Казахстана в плане использования оптимальных форм специализации, концентрации производственного и финансового капитала, использования эффективных финансовых инструментов, организации оптимальных товарных, финансовых и транспортных потоков. В этой связи особую актуальность в развитии казахстанско-российских связей приобрели проблемы синхронизации законодательной и нормативной базы стран. Было бы целесообразно осуществить поэтапный переход на взимание НДС по месту назначения в казахстанско-российской торговле, начав его с машин, оборудования, транспортных средств.
Не менее важной представляется скоординированная маркетинговая стратегия Казахстана и России на международных рынках, где вполне возможно сохранение и укрепление общих позиций. Приоритетным направлением представляется совершенствование организационных форм деятельности казахстанских и российских товаропроизводителей на мировых рынках. Ими могут стать картельные соглашения.
Одним из важных инструментов укрепления двусторонних связей могло бы стать создание условие для расширения контактов между предприятиями, создание совместных предприятий. По официальным данным (2000 г.) в республике активно работают 220 совместных российско-казахстанских предприятий и 88 предприятий со 100-процентным российским капиталом. Большинство СП в республике, в том числе и российско-казахстанские СП, имеют торгово-посредническую направленность. Однако в отличие от других государств российско-казахстанские СП производственной направленности охватывают значительно более широкий спектр сфер деятельности - от добычи и переработки природных ресурсов до продукции высокой степени переработки, что в определенной мере подтверждает эффективность работы российско-казахстанских СП. Вместе с тем российско-казахстанские СП пока еще не играют той роли, которую они могли бы играть в развитии торгово-экономического сотрудничества. Поэтому в этом направлении целесообразна активная поддержка со стороны государственных структур.
2) Сотрудничество в нефтегазовой и энергетической сфере.
Данное направление сотрудничества между двумя странами является одним из перспективных.
Структура казахстанского экспорта нефти по странам в 2001 году характеризуется снижением доли поставок в страны СНГ (17%) и расширением географии экспорта нефти в страны дальнего зарубежья (83%) (диаграмма 5).
Показатели экспорта нефтепродуктов в 2001 году существенно изменились по сравнению с 2000 годом. Наряду с экспортом Казахстан осуществляет импорт нефтепродуктов. Причем, 98% всего ввозимого объема нефтепродуктов приходится на Российскую Федерацию.
Снижение акцизных ставок на импортируемый бензин с 80 до 31 Евро за тонну в 2001 г. и падение в последнее время мировых цен на нефть способствовало увеличению поставок российской нефти на внутреннюю переработку. Экспорт нефтепродуктов в страны СНГ стал более привлекательным для России, чем поставка нефти на мировой рынок, поскольку, например, в Казахстане цены на те же виды нефтепродуктов значительно выше российских.
Казахстан более чем на 50% зависит от России в отношении поставок сырой нефти на свои НПЗ. Шымкент и Павлодар получают западносибирскую нефть по трубопроводу из Омска. Павлодарский НПЗ на 100% зависит от западносибирской нефти. Шымкент обычно работает на 75% на западносибирском и на 25% на сырье Кумкольского месторождения. Сегодня зависимость от западносибирской нефти Шымкентского "Оргсинтеза" снижена наполовину за счет использования актюбинской нефти, транспортируемой железнодорожным транспортом с запада Казахстана. Из-за снижения добычи нефти на западносибирских месторождениях, непрохождения проплат и взаимной задолженности вопрос обеспечения нефтью Павлодарского и Шымкентского НПЗ не раз приобретал критический характер, а коэффициент использования мощностей этих предприятий часто опускался ниже 0,5.
К основным проблемам Павлодарского НПЗ относится его технологическая зависимость от России: производственный цикл предприятия рассчитан на потребление западносибирской нефти с низким содержанием серы и парафина. Перспективы флагмана казахстанской нефтепереработки осложняет его соседство с российскими заводами-конкурентами: Омским, Орским, Уфимским, Волгоградским нефтеперерабатывающими предприятиями (являясь вертикально-интегрированными, они имеют стабильный доступ к сырой нефти, к тому же по льготным ценам), которые могли бы при желании полностью удовлетворить потребности северного Казахстана в нефтепродуктах.
* * *
В нефтегазовой отрасли сотрудничество развивается также по линии совместной разработки казахстанских месторождений. Россия в проектах по недропользованию на территории Республики Казахстан, как можно видеть из диаграммы 6, занимает четвертое место и составляет 6%. Российские инвестиции в минерально-сырьевом комплексе (МСК) Казахстана составили в 2000 году 32,2 млн. долларов, в том числе в разведку углеводородного сырья (УВС) 3,5 млн. долларов, в добычу твердых полезных ископаемых (ТПИ) - 28,7 млн. долларов.
Инвестиции в УВС представлены двумя российскими инвесторами - АНК "Башнефть" и ОАО "ЛУКОЙЛ". В нефтяной отрасли Казахстана компания "ЛУКОЙЛ" представлена в таких крупных проектах, как Тенгиз и Карачаганак. Кроме того, "ЛУКОЙЛ" готов расширять свое присутствие в Казахстане, вести не только разработку готовых месторождений, но и разведочные работы.
Большую заинтересованность по отношению к Казахстану выражает крупная нефтяная российская компания "ЮКОС", которая получила участок для разработок в Северо-Казахстанской области.
Диаграмма 6
В сфере ТПИ Казахстана российские инвесторы представлены такими крупными компаниями, как РАО ЕЭС (83,9%), ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (10,6%) и НПК "Инвестор" (3,8%).
Казахстанские предприятия также проявляют интерес к российским проектам. Так, "Казахойл" ("Казмунайгаз") ведет переговоры о совместных разработках в Томской области, на месторождении "Комсомольское" в Астраханской области. У казахстанских нефтяников есть намерения разрабатывать месторождения в Архангельской области.
С 2000 года энергосистема Казахстана работает в параллельном режиме с ЕЭС России и объединенной энергосистемой стран Центральной Азии.
Параллельная работа энергосистем значительно повысила качество электрической энергии и надежность электроснабжения потребителей Казахстана, Центральной Азии и Российской Федерации, а также позволила оперативно осуществлять перетоки и транзит электрической энергии и мощности, более рационально использовать энергетические мощности электрических станций. Энергосистема Казахстана и РАО "ЕЭС России" призвана подстраховывать друг друга в случае аварийных ситуаций.
* * *
В целом сотрудничество Казахстана и России в топливно-энергетической сфере имеет заметные перспективы.
Весьма перспективным является проект передачи постоянного тока Экибастуз - Тамбов напряжением 1500 кВ. Этот проект открывает возможность транспорта электроэнергии сибирских электростанций и Экибастузского ТЭКа в центральные районы России и в страны Европы.
В целях обеспечения взаимоприемлемого единого налогового режима торговли электроэнергией, энергетическим оборудованием целесообразно осуществить переход стран при взимании косвенных налогов на принцип "страны назначения". В этой связи для повышения эффективности параллельной работы энергосистем важно упрощение таможенных процедур при перемещении электрической энергии через таможенную границу.
Важнейшим фактором развития энергического рынка является углубление сотрудничества в области научных исследований и разработок передовых технологий в производстве энергетического, электротехнического оборудования. В настоящее время все виды оборудования для электростанций производятся в России, Беларуси (Ленинградский металлический завод, Электросила, Белэнергомаш, Уралэлектротяжмаш, Сибэнергмаш и др.). С распадом Союза значительно ухудшились хозяйственные связи между производителями и потребителями энергетического оборудования, что негативно отражается на техническом состоянии энергетических комплексов страны. По этому вопросу целесообразно приятие конкретных мер на уровне Правительства.
3) Сотрудничество в сфере транспорта и коммуникаций.
Сотрудничество в сфере транспорта и коммуникаций - одна из наиболее перспективных областей развития двусторонних отношений между Казахстаном и Россией. Оба государства в контексте развития транспортного сотрудничества имеют друг для друга стратегическое значение, поскольку помимо широкой национальной транспортной сети занимают определяющее географического положение.
Казахстан и Россия тесно связаны транспортными коммуникациями. В этой связи Казахстан чувствительно реагирует на какие-либо изменения по тарифам по грузовым перевозкам по территории России.
Один из ключевых здесь вопросов транспортировка нефти и газа через территорию России.
В целом транспортировка каспийской нефти и в целом нефти - это одна из важнейших сторон российско-казахстанского сотрудничества. Прежде всего это увеличение пропускной способности нефтепровода Атырау-Самара до 15 миллионов тонн нефти в год. Ввод в эксплуатацию КТК обеспечивает экспорт казахстанской нефти на долгосрочную перспективу.
В период с 1995 и до 1999 года Россия предоставляла Казахстану такую квоту, которая не позволяла казахстанским экспортерам задействовать трубопровод Атырау-Самара на полную мощность (при его годовой пропускной способности в 10,5 млн. тонн нефти). И только в 1999 году трубопровод был загружен почти на 100%. Было подписано соглашение об увеличении квоты на транзит нефти в дальнее зарубежье сначала до 5 млн. тонн (23 декабря 1998 года), а затем (25 февраля 1999 года) до 7,5 млн. тонн (квота в ближнее зарубежье осталась прежней - 3,5 млн. тонн). Это решение инициировало появление проекта реконструкции и модернизации трубопровода Атырау-Самара для увеличения пропускной способности сначала до 12 млн. тонн, затем - до 15 млн. тонн.
Этот проект, разработанный транспортными компаниями обеих стран - российской "Транснефтью" и казахстанской "Казахойл", выгоден для обеих сторон. Для "Транснефть" транспортировка казахстанской нефти по своим трубопроводам при том, что для полного использования их мощностей не хватает 20 млн. тонн, приносит дополнительную прибыль.
В настоящее время реализован первый этап реконструкции трубопровода Атырау-Самара - его пропускная способность поднята до 12 млн. тонн. Благодаря этому и была достигнута договоренность с Россией об увеличении транзитной квоты в 2000 году.
Для Казахстана увеличение пропускной способности трубопровода Атырау-Самара и экспорта нефти через Россию открывает перспективный рынок сбыта, каким является Европа. По системе нефтепроводов "Дружба" казахстанская нефть сможет поступать в Германию, Польшу, Венгрию, Словению, Чехию и Словакию, где существует стабильный спрос на нефть. По прогнозам экспертов, к 2010 году Центральная и Восточная Европа будет импортировать порядка 80 млн. тонн нефти в год. В настоящее время более половины объемов импортируемой нефти в этом регионе составляют поставки из стран СНГ, главным образом - из России (51%). Расширив экспортные возможности в этом направлении, Казахстан может стать одним из крупнейших поставщиков углеводородного сырья в европейские страны.
Совместными усилиями Казахстана и России введен в строй Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК). Общая протяженность трубопровода составляет 1580 км, первоначальная пропускная способность 28 млн. тонн/год.

Наши рекомендации