Ассоциация -некоммерческая организация, состоящая из доброволь­но объединившихся компаний. Создается для содействия и защиты интересов своих членов.

Теория управления

Словарь

1. Авторитет- влияние или способность лидера побуждать других к доб­ровольному и сознательному подчинению, а также к ответственному ис­полнению возложенных на них обязанностей.

2. Алгоритм – 1) набор инструк­ций, процедур и техник, за­дающих последовательность действий, нацеленных на получение искомой инфор­мации; 2)точное предписание исполнителю совершить определенную последовательность действий для достижения поставленной цели за конечное число шагов.

3. Американское общество инженеров-механиков - ASME).Собрание общества в 1888 г. рассматривается как исходный момент в истории американского менеджмента в качестве автономного и систематиче­ского направления теории и практики менеджмента

4. Анализ (от лат. analysis - разложение) - 1) расчлене­ние (мысленное или реаль­ное) объекта на элементы в противоположность синтезу; 2) научное исследование.

5. Анализ документов - один из основных методов сбора данных в социологиче­ских исследованиях, кото­рый направлен на получение надежной социальной инфор­мации, зафиксированной в документах.

6. Анализ внешней среды - процесс стратегического планирования, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей.

7. Анализ макросоциальный- уровень анализа, опирающийся на идею отом, что общественная жизнь - целое (единое), и ориентирующийся на изучение крупных социальных систем, общностей, процессов.

8. Анализ микросоциальный- уровень анализа, основанный на исследовании социального поведения, мотивации действий, социализации личности и т. п.

9. Анализ корреляционный - количественное изучение статистических связей между признаками соци­альных объектов.

10. Анализ факторный - многомерная методика, в которой соотноше­ния (или корреляции) между большой совокупностью наблюдаемых пе­ременных объясняются в терминах небольшого числа переменных, на­зываемых факторами. (найти другое определение в УР)

11. Аналогия - 1) сходство объектов в каких-либо свой­ствах, 2) вид умозаключения, при котором знания, полу­ченные при изучении како­го-либо объекта, экстраполи­руются на менее изученный, сходный с первым по суще­ственным свойствам объект.

12. Аристократия(др. греч. aristokratia – aristo - наилучший + krato - могущество, власть) - 1) высший, привилегированный слой общества, богатая или родовитая знать; 2) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати; 3) высшее, привилегированное общественное сословие.

Ассоциация -некоммерческая организация, состоящая из доброволь­но объединившихся компаний. Создается для содействия и защиты интересов своих членов.

14. Биржа - учреждение, в рамках которого функционирует регулярно действующий рынок по торговле определенными товарами, непосред­ственно не выносимыми на рынок, имеющими четкие качественные и количественные характеристики, подтверждаемые документами. Цены на бирже устанавливаются на основе спроса и предложения

15. Бюрократия (от франц. вureau - бюро, канцелярия и греч. кratos - сила, власть, господство) - 1) специфическая форма управленческих структур и отношений; 2) со­циальный слой, непосред­ственно осуществляющий функцию управления обще­ством; 3) - тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника. 4) тип организации, управление в которой основано на безличных, письменных инструкциях и иерархии, проводящей явное различие между «ведомством» и должностными лицами, а официальные должности заполняются на основе формальной квалификации. 5)Направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчинённым). 6) «Специфическое явление – система организаций с ярко выраженным разделением функций, четкими нормами и правилами, формализованным характером отношений, иерархическим строением и управленческой структурой» (Вебер). 7) обозначение неэффективных организаций из-за громоздких правил, «бюрократизма» и процедур, растрачивающих время.

16. Верификация (от лат. Verificare - проверять) - проверка, подтверждение тео­ретических положений, уста­новление их достоверности.

17. Вероятность - степень воз­можности появления какого-либо определенного события в тех или иных условиях.

18. Власть – 1) способность или возможность оказывать определяющее воз­действие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств. В иерархической модели управления власть осуществляется в основном следующими средствами: с помощью поощрений, наложений взысканий, наделения ограниченными и контролируемыми полномо­чиями, с помощью авторитета профессиональных знаний управляю­щего и личностных достоинств управляющего, благодаря которым он пользуется уважением сотрудников.Власть -отношения господства и подчинения, при которых одни индивиды и/или группы обладают способностями и возможностями оказывать воздействие на других людей, навязывать им свою волю вопреки их оппозиции по отношению к властным структурам.Власть -такая форма орга­низации общественных отно­шений, которая при опреде­ленных условиях позволяет одному индивиду или группе влиять на поведение другого индивида или группы, неза­висимо от их согласия или не­согласия.

19. Власть в организации – 1) ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия части людей в организации на выполнение заданий; 2) обоснование властных полномочий, которы­ми должны быть наделены руководители организации. Они определя­ют круг ответственности исполнителя перед вышестоящим руководи­телем (и круг санкций), обеспечивают профессиональную экспертизу всех принимаемых решений, обусловливают признание исполнителя­ми и руководителями обязательных для них решений и целей. (Власть в учреждении делегируется посредством описания должностных обязанностей, номенклатуры должностей, стандартных процедур работы и прочих руководящих документов).

20. Власть и управление (связь и различие): власть является ресурсом управления, а управление - условием осуществления власти; их взаимодействие обеспечивает эволюционное изменение социального порядка; разрыв между ними чреват как нарастанием застоя, так и революционным переворотом.

21. Власть легитимная -узаконенное право оказывать воздействие на других, получаемое из разных источников. Чаще всего возникает из системы законодательства (рациональная), из незыблемых традиций и обычаев (традиционная), за счет личного мужества или хороших ма­нер (харизматическая)

22. Власть, основанная на вознаграждении, - власть, основанная на убежденности исполнителя, что лицо, оказывающее влияние, имеет возможность удовлетворить его активную потребность или доставить ему удовольствие.

23. Власть, основанная на принуждении, - влияние, основанное на вере исполнителя, что оказывающий влияние может наказать его или ее, затруднив удовлетворение насущных потребностей исполнителя.

24. Влияние - поведение какого-либо человека, которое изменяет отношение и чувства к нему других людей.

25. Гибкость (управленческая) - широкий кругозор, способность выходить за рамки стереотипов, принимать неожиданные, неочевидные решения. Подробнее >>

26. Гигиенические факторы (согласно двухфакторной теории Герцберга) это факторы, лежащие в среде, окружающей сферу деятельности человека. Их отсутствие может вызвать неудовлетворенность, но не может активно мотивировать поведение.

27. Гипотеза (от греч. Hypothesis - предположение) – 1) пред­положение о взаимосвязи между независимой и зави­симой переменными, требую­щее верификации; 2) научно обоснованное предположение о закономерной связи и причиной обусловленности определенных явлений. 3) это такое умозаключение, которое пытается проникнуть в сущность еще не­достаточно изученной области общества. 4) В научной работе - любое утверждение, предложение или предположение, которое служит как предварительное oобъяснение определенных фактов. (Гипотеза всегда представляется таким образом, чтобы она могла быть подвергнута эмпирической проверке и затем или подтверждена или отклонена в результате доказательства).

28. Горизонтальное распределение труда - разделение работы в организации на составляющие компоненты.

29. Группа -два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его влияние.

30. Делегирование – 1) передача задач и прав получателю, который принимает на себя ответственность за них; 2) передача определенной части прав и обязанностей вниз по иерархической лестнице.

31. Детерминанта (от лат. determinans - определяющий) - фактор (или элемент), обусловлива­ющий то или иное явление.

32. Децентрализация административная - процесс, в ходе которого происходит рассредоточение власти от центра к периферийным облас­тям (властные полномочия передаются региональным и муниципаль­ным органам власти). Осуществляется в формах деконцентрации, деле­гирования и передачи полномочий (функций).

33. Деятельность – 1) специфи­ческая форма отношения че­ловека к окружающему миру и самому себе, выражающа­яся в целесообразном изме­нении и преобразовании мира и человеческого созна­ния. (Деятельность как про­цесс предполагает наличие цели, средств и результата); 2) специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира. (Цель деятельности определяется потребностями личности или общества. Исходя из вида потребности, различают материальную и духовную деятельность.

34. Деятельность научная- интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем; для обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

35. Деятельность предпринимательская -(по законодательству РФ) - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

36. Деятельность совместная - совокупность последовательных действий людей, направленных на решение общей задачи,

37. Деятельность социальная - направленные изменения, которые осуще­ствляет организованная группа людей для обеспечения своей целост­ности и равновесия с окружающим миром. (Ее спецификой является то, что она, во-первых, является атрибутом кооперативных объеди­нений людей; во-вторых, сосредоточена на выполнении общих фун­кций; в-третьих, включает в себя идеальное и, в-четвертых, осуще­ствляется искусственно созданными средствами).

38. Деятельность творческая- деятельность, характеризующаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

39. Деятельность трудовая - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. (Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей).

40. Диверсификация - процесс расширения товарного ассортимента с целью обеспечения большей стабильности результатов и избегания колебаний в получении прибыли, может быть вертикальной, горизон­тальной и конгломератной.

41. Динамика - (от греч. dinamicos - обладающий силой, сильный) - развитие, изме­нение какого-либо явления под воздействием действую­щих на него сил, противопо­ставляемое состоянию отно­сительного равновесия.

42. Доказательство - уста­новление, обоснование истин­ности суждения при помощи логических рассуждений и эмпирических данных.

43. Документ- (от лат. Documentum - свидетельство) – 1) ма­териальный носитель соци­альной информации, создан­ный с целью ее передачи и хранения; 2) источник получения первичной информации, представ­ляющий собой фиксированное свидетельство о каком-либо социальном факте. (Документы обычно разделяют на первичные и вторичные. При работе с ними необходимо четко различать описание событий от их субъективной оценки).

44. Доминирование - актив­ное позитивное поведение в антагонистической среде. Стремление к достижению цели вопреки противодей­ствию среды.

45. Достоверность - 1) обо­снованность, доказатель­ность, бесспорность, истин­ность знания; 2) надежность, объективность инструмента исследования, не допускаю­щая двусмысленности, гарантирующая возможность получения таких же резуль­татов при повторных иссле­дованиях.

46. Единоначалие - принцип построения организации, согласно которому подчиненный должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только перед ним. (В организации сотрудник не может иметь больше одного руководителя, перед которым несет непосредственную ответ­ственность за выполняемую работу. Нарушение единоначалия приво­дит к риску потери координации работ).

47. Закон - 1) необходимая, суще­ственная, постоянно повторя­ющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяю­щая этапы и формы процесса становления, развития явле­ний природы, общества и культуры; 2) система установ­ленных, стандартизирован­ных норм, регулирующих че­ловеческое поведение с целью социального контроля; 3) нор­мативный акт высшего орга­на государственной власти, принятый в законодательно установленном порядке.

48. Закономерность социальная - объективно суще­ствующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и разви­тие общества как целостной социальной системы или его отдельных подсистем.

49. Законность - 1) соответ­ствие действий индивидов и социальных групп установ­ленному в данном обществе правопорядку; 2) легитим­ность, положительная оцен­ка деятельности правителей, политических движений и социальных институтов как в силу их соответствия зако­нам, так и при условии эф­фективности их усилий для достижения общественно зна­чимых целей.

50. Знание теоретическое - системно развитое, обобщен­ное представление о действи­тельности, отображающее ее со стороны всеобщих и не­обходимых характеристик объектов.

51. Знание эмпирическое - разновидность знания, проду­цированного на начальном этапе познавательного процес­са в результате непосредствен­ного контакта исследователя с действительностью путем ее прямого изучения с помощью наблюдения, эксперимента, опроса, анализа документов и т. п.

52. Иерархическая структура- организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне.

53. Иерархия – 1) система после­довательно подчиненных эле­ментов, расположенных в порядке от низшего к высше­му, характеризующая много­уровневые системы; 2) взаимосвязь уровней организации, обусловленная харак­тером используемых в организации технологий. (Увеличивается по мере того, как совершается переход от мелкосерийного производства к массовому и непрерывному. При этом норма управляемости прояв­ляет противоположную тенденцию).

54. Иерархия потребностей Маслоу- подразделение всех потребностей людей на пять групп, осуществленное Абрахамом Маслоу. (Им описаны следующие группы потребностей: физиологические, безопасности, социальные, уважения и самовыражения).

55. Интеграция (от лат. Integration - соединение) – 1) процесс, в результате которого дости­гается единство, целостность и согласованность внутри си­стемы, основанных на взаимо­зависимости отдельных специализированных элементов; 2) состояние сотрудничества, необходимое для координа­ции работы отделов одной организации.

56. Информация(от лат. informatio - ознакомление, разъяснение, представление, поня­тие) – 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи, а в математике и кибернетике используется как количественная мера устранения неопределенности (энтропии) в результате получения сообщений; 2) идеальное содержание коммуникативной деятель­ности, которая имеет самостоятельную форму существования в виде сигналов и знаков; 3) мера активности отражения разнообразия в лю­бых объектах и процессах (живой и неживой природы). (Дезинформация - сигнальное воздействие, имеющее дисфунк­циональный характер). (Качественная система сбора и анализа информации позволяет развить технологию управления за счет делегирования обратных связей. Прежде чем собирать информацию, необходимо решить, какие данные нужны и как они будут обрабатываться и анализироваться. Важно, чтобы данные регистрировались в простой и доступной для дальнейшего использования форме).

57. Кибернетика- наука об управлении, связи и переработке информации. Основным объектом исследования кибернетики являются абстрактные кибернетические системы: от компьютеров до человеческого мозга и человеческого общества. В зависимости от области применения различают политическую, экономическую и социальную кибернетику.

58. Классическая школа управления- подход к управлению, сложившийся на раннем этапе и основанный на идентификации общих принципов для их рационального использования в организации. Теоретики классической школы полагали, что можно отыскать лучшую систему организации путем определения основных функций данного бизнеса.

59. Классификация - упоря­дочивающее распределение объектов (или их элементов) по общим (объединяющим) и различающим признакам, особым случаем которого вы­ступает их стандартная груп­пировка по классам и под­классам, позволяющая уста­навливать градации объектов.

60. Коммуникация(от лат. Communlcatio - обмен, связь, разговор) - 1) процесс передачи информации, включающий адресанта, каналы, кодирование, расшифровку, содержание, эффективность, контроль, ситуацию, намерение, адресата; 2) акт общения между людьми посредством передачи символов, целью которого является взаимопонимание; 3) обмен информацией любого вида между различными системами связи (обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми); 4) обмен интеллектуальной или эмоциональной ин­формацией в знаковой форме, необходимой людям для совместной деятельности. Она обычно рассматривается как процесс, тогда как информация - это сведения, передающиеся в ходе данного процес­са и которыми обмениваются люди. Коммуникации имеют идеоло­гические и материальные виды. В повседневной жизни обычно выделяют: вербальную, письменно-речевую, невербаль­ную и электронную.

61. Коммуникаций классификация пока не имеет устоявшихся решений. Обычно ее подразделяют на межличностные (формальные и нефор­мальные) и межсистемные (внешние и внутренние). В свою оче­редь внутренние коммуникации включают связи горизонтальные (между подразделениями одного уровня управления) и вертикаль­ные (между уровнями управления). Аналогично вертикальные ком­муникации идут по нисходящей линии (от руководителя к испол­нителю) и по восходящей (от исполнителя к руководителю). По характеру восприятия информации коммуникации распадаются на непосредственные (в которых цель сообщения заложена в тексте), опосредованные (когда информация требует догадок) и смешанные (совмещающие признаки первых двух). Граждан.

62. Коммуникация вербальная — это передача информации при каком-либо взаимодействии с помощью знаков в виде речевого общения. Граждан.

63. Коммуникация невербальнаяесть система символов, знаков, кодов, использующихся для передачи какого-либо сообщения. Это такая система социально обусловленного поведения, в структуре которой преобладают непроизвольные, неосознаваемые комплексы движе­ний (жесты, взгляды, позы, походка и пр.), связанные с изменя­ющимися психическими состояниями человека. Граждан.

64. Коммуникация социальная - обмен информацией между различными системами посредством символов, знаков и образов.

65. Коммуникация электронная -это эффективная и продуктивно работа­ющая на базе цифровых IT-технологий система оказания услуг на­селению и государству. В качестве основных средств здесь исполь­зуются сетевые компьютеры, электронная почта, сотовые телефоны, факсимильные аппараты, модемы, системы проведения видеокон­ференций и др. С их помощью создается государственное и соци­альное управления с электронными средствами производства, на­копления, обработки, передачи и распространения информации. Граждан.

66. Компетенция- (competo лат. - добиваюсь; соответствую, подхожу) свойство личности, качество или профессиональный навык сотрудника. Подробнее >>

Наши рекомендации