Натуралистическая школа конфликтологии: основные идеи и ведущие представители.
1. Гераклит
На первый взгляд, Гераклит Эфесский продолжал традиции Милетской школы. Первоначалом мира он считал огонь. Но огонь у Гераклита - это не обыкновенный огонь. Это метафора всеобщего изменения: "Всё обменивается на огонь, и огонь - на всё, подобно тому, как золото на товары, а товары - на золото". С подвижностью огня связана самая важная мысль Гераклита о том, что всё в мире находится в движении, всё изменяется. Здесь он обращается к другой метафоре, сравнивая мир не с огнём, а с рекой, в которую нельзя войти дважды. Почему? Потому что во второй раз и вода, в которую вошел человек, будет уже другой, и сам он уже изменится по сравнению с собою прежним.
Позже эта главная идея Гераклита была выражена в афоризме "всё течёт". Но это всеобщее изменение происходит, согласно Гераклиту, не хаотично, а согласно определенному мировому закону, или логосу (греческий термин "логос" многозначен и может переводиться и как "речь", "слово", и как "знание", и как "закон").
Всё меняется по той причине, согласно Гераклиту, что всё состоит из противоречий, из противоположностей. Поэтому главный закон мироздания - борьба, конфликт. "Война - отец всех, царь всех". "Вражда - обычный порядок вещей, и ... всё возникает через вражду".
Вместе с тем Гераклит отнюдь не абсолютизировал конфликт. Если бы конфликт был абсолютен, то вещи не смогли бы существовать. Борьба противоположностей не исключает, а, напротив, подразумевает их единство, которое Гераклит называл гармонией ("тайная гармония лучше явной"), и негодовал на тех, кто не понимал, "как враждебное находится в согласии с собой: перевёрнутое соединение (гармония), как лука и лиры".
Доктрина вечного изменения, происходящего благодаря борьбе противоположных начал, имела немало сторонников.
2. Гарольд Лэсвилл
Заметки о государстве- гарнизоне
Всё гос-во находится во враждебном состоянии. Государство — крепость
Японцы вели свою жизнь очень близко к Лэсвиллу
3. Антон Керсновский
Войну ведут не для того,чтобы убивать,а для того,чтобы побеждать. Война приводит к миру.
Нападают лишь на слабых,но на слабых,которые показывают что они сильные нападают реже,чем на сильных,не умеющих показать свою силу. Следовательно авторитет — главная вещь.
4. Вагтс:
Широко обсуждался в научном мире и вопрос — где лежит граница между милитаризмом и естественным стремлением государства обеспечить свою безопасность. Американский исследователь Альфред Вагтс в своей знаменитой «Истории милитаризма» ответил на него так: «Это различие носит фундаментальный, определяющий характер. Военный подход — это прежде всего стремление сконцентрировать людские и материальные ресурсы, с тем чтобы максимально эффективно решать конкретные задачи. Милитаризм же представляет собой совокупность обычаев, представлений и интересов, которые хоть и связаны с войнами и армиями, но неизменно претендуют на гораздо большее, чем просто удовлетворение военных потребностей. Отказываясь от научного подхода, милитаризм опирается на подход кастовый и культовый, на власть и веру. Армия, устроенная так, что служит не целям подготовки к возможной войне, а интересам военных, является по своей сути милитаристской» [8].
Вагтс подчеркивал, что носителями милитаристского мышления отнюдь не обязательно являются военные: «Гражданский милитаризм следует определить как безоговорочное принятие военных ценностей, манер, принципов и отношений. Приоритет отдается военным соображениям. Героическое обнаруживается преимущественно в военной службе и в военных действиях, в подготовке к которым и состоит главный интерес государства и на которые должны расходоваться главные ресурсы... Как и милитаристы в военной форме, милитаристы гражданские презирают гражданскую политику, парламентаризм, партии и т. п.»