Интерпретационный акт конкретизирует предписания, ориентирует на то, как необходимо понимать и применять существующие нормы;
3) акт толкования не имеет самостоятельного значения и должен действовать в единстве с нормами, которые он толкует;
4) он обращается к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;
5) акт толкования имеет государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями.
Акты толкования делят:
1) по отраслям права;
2) в зависимости от субъекта издания;
3) в зависимости от внешней формы;
4) по юридической значимости;
5) в зависимости от органов, дающих толкование;
6) в зависимости от характера толкуемых правовых норм;
7) по своей юридической природе;
8) по структурным элементам.
Так, по отраслям права можно выделить акты толкования: 1) конституционно-правовые; 2) уголовно-правовые; 3) административно-правовые.
В зависимости от субъектаиздания интерпретационного и нормативно-правового акта они могут быть: 1) аутентичными (акт принимает и толкует один и тот же субъект); 2) легальными (норму права толкует субъект, который на это имеет право, например Верховный Суд РФ толкует законы, которые принимает парламент).
В зависимости от внешней формы акты толкования могут быть: 1) письменными, которые имеют определенные реквизиты: кто издал акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступает в действие; 2) устными.
По юридической значимости можно выделить акты:
1) нормативного толкования. Акты нормативного толкования имеют общеобязательный характер, так как распространяются на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение; 2) казуальные, которые относятся к конкретному случаю.
В зависимости от органов, дающих толкование, различают акты:
1) органов государственной власти;
2) органов управления;
3) судебных, прокурорских органов и т. д.
В зависимости от характера толкуемых норм интерпретационные акты могут быть:
1) материальные;
2) процессуальные.
По своей юридической природе различаются интерпретационные акты: 1) акты правотворчества; 2) акты правоприменения.
По структурным элементам можно разделить интерпретационные акты: 1) на акты толкования гипотезы; 2) акты толкования диспозиции; 3) акты толкования санкции; 4) комплексные акты толкования.
Акты толкования не имеют самостоятельного значения в процессе толкования правовых норм, хотя именно акты толкования вносят значительный вклад в единообразие практики реализации правовых норм.
65. Способы и объем толкования правовых норм
Способ толкования – это совокупность однородных приемов, а также средств толкования, которые направлены на установление содержания правовых норм и уяснение выраженной в них воли законодателя для практической реализации правовых норм.
Главными способами толкования считают следующие:
1) грамматический;
2) систематический;
3) историко-политический;
4) логический;
5) специально-юридический;
6) телеологический;
7) функциональный.
Все эти способы действуют в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга.
Грамматический (языковой, текстовый) способ толкования состоит в уяснении смысла правовых норм на основе анализа текста нормативно-правового акта. При его использовании определяют значение отдельных понятий (например, «конституционный строй», «правосубъектность», «правопорядок» и т. д.) и оценочных понятий («существенный вред», «если необходимо», «если целесообразно» и т. п.). С помощью этого способа проводят синтаксический или стилистический анализ текста нормативно-правовых актов.
Систематический способ толкования состоит в уяснении содержания и смысла правовых норм в их взаимосвязи с иными нормами. При этом учитывается их место и роль в законном нормативном акте, отрасли, праве в целом. Таким образом, чтобы узнать действительное содержание правовых норм, нужно установить их логическую связь с другими нормами, прежде всего теми, которые являются близкими по содержанию толкуемым и характеризующим ее. Данный способ толкования также способствует выявлению юридических коллизий.
Историко-политический способ толкования учитывает при уяснении смысла правовой нормы историческую и политическую обстановку, в которой она принималась, задачи и цели, которые ставил законодатель при ее издании. Большое значение в историческом толковании имеют альтернативные проекты, вносимые поправки, публикации в печати при обсуждении проекта, протоколы заседаний законодательного органа и т. д. Они становятся источниками, из которых можно почерпнуть информацию об обстановке, а также причинах, которые вызвали принятие нормативного акта.
Историко-политический способ используют в тех случаях, когда толкованию подвергается нормативно-правовой акт, действующий в течение длительного времени.
Логический способ толкования применяется с использованием правил формальной логики для уяснения смысла, а также содержания нормы права, ее соотношения с иными нормами, устранения неясностей, возникших при грамматическом толковании норм права.
При этом применяются разные логические приемы: логический анализ понятий, доведения до абсурда, выводы по аналогии и т. д. Как и при грамматическом толковании, юристы используют материал самой правовой нормы, не выходя за пределы текста закона.
Телеологический (целевой) способ – это уяснение целей издания нормативно-правового акта и с позиций выявленных целей уяснение смысла нормы права, толкование недостаточно ясных, нечетких предписаний нормативно-правового акта. Функциональный способ толкования основан на необходимости учета в процессе уяснения смысла нормы определенных условий и факторов, в которых действует и применяется конкретная норма права.
По объему толкование норм права разделяют:
1) на буквальное;
2) расширенное;
3) ограниченное.
Интерпретационные актыОфициальное толкование находит выражение в специальных интерпретационных актах, которые издают компетентные органы государственной власти (постановления, инструкции и др.). Юридическая сила этих актов зависит от полномочий издающих органов. Интерпретационные акты представляют собой разъяснение содержания правовых норм и, следовательно, они могут действовать только в единстве с теми нормативно-правовыми актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.
Интерпретационные акты в зависимости от их содержания и сферы распространения подразделяются на акты общего и индивидуального характера. Если акты общего действия имеют распространение на все
случаи применения правовых норм, то интерпретационные акты индивидуального характера содержат указания по поводу применения нормы права к конкретным жизненным обстоятельствам
27. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы. Виды юридической ответственности.
Юр. отв-ть– это применение к лицу, совершившему правонарушение, мер гос-го правонарушения, предусмотренных санкцией нарушенной нормы, в установленном для этого процессуальном порядке.
Юр. отв-ть– это обязанность лица подвергнуться мерам гос. принуждения за совершенное правонарушение.
Признаки юр. отв-ти:
1) Всегда связана с гос. принуждением (строго регламентируется законом);
2) наличие вины (обязательное необходимое условие ее наступления);
3)выступает в качестве неблагоприятных последствий для правонарушителя(конкретные лишения для правонарушителя имущ-го или личного плана);
4) основанием для привлечения к юр. отв-ти служит только совершенное правонарушение.
5) специфическое правоотношение – правоохранительное, субъектами которого выступают, с одной стороны – гос-во (в лице специально уполномоченных органов применять меры гос. принуждения), с другой - физ. или юр. лицо, допустившее правонарушение.
6) осущ. в процессуальной форме– соблюдение строго обязательно и которая регулируется действующим законодательством.
Классификация юр. отв-ти:
1) По содержанию санкций, применяемых за совершение правонарушения:штрафная (карательная) и правовосстановительная.
2) По форме осуществления:судебная, административная и др. виды юр. отв-ти.
3) По отраслевому признаку на: конституционная, уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная, материальная и др.
Конституционная отв-ть – основанием наступления служат нарушение К. РФ и др. источников конст. права.
Уголовная отв-ть– наступает только за совершение преступления. Отличается большей степени суровости наказания.
Гражданско-правовая отв-ть– носит имущ. хар-р, возможна отв-ть без вины.
Административная отв-ть– наступает за правонарушения в том случае, если по хар-ру они не влекут уг. отв-ти (предупреждение, штраф, лишение спец. права, дисквалификация, админ. арест и др. наказания.
Дисциплинарная отв-ть– за совершение дисц. Проступка (неисполнение своих тр. обяз-тей)
Материальная отв-ть– состоит в обязанности работодателя возместить работнику или работника возместить работодателю ущерб, причиненный в результате виновного противоправного действия или бездействия.
Цели:
- защита правопорядка;
- воспитание граждан в духе уважения закона;
- общая и частная превенция,т.е. предупреждение совершения правонарушений сос стороны других людей и новых правонарушений со стороны данного лица.
Функции юр. отв-ти:
1) штрафная ф.– характеризует карательную реакцию гос-ва на правонарушения и выражается в наказании виновного лица;
2) правовосстановительная ф.– позволяет взыскать с правонарушителя причиненный вред, убытки, компенсировать потери и т.д.;
3) воспитательная ф.– призвана формировать у субъектов мотивы к правомерному поведению, предупреждать совершение правонурушений.
Принципы: