Теоретические подходы к проблеме происхождения государства и права. сударством становятся тысяцкие и сотские
сударством становятся тысяцкие и сотские. Племенной совет старейшин и племенная сходка-вече теряют свое прежнее значение.
В Египте и Вавилоне образование государства сопровождается созданием неограниченной власти царя, опирающегося на предоставленное в его распоряжение чиновничество и вооруженную силу. В Афинах оно выражается в замене родового совета старейшин ареопагом, а родоплеменного вождя, базилевса, — архонтами, в разделении всего населения на четыре разряда поимущественному цензу, в появлении армии и полиции. В Риме оно выражается в превращении родоплеменного совета старейшин в орган представительства знати, сенат, а родоплеменного вождя-рекса — в царя, разделении населения на разряды поимущественному положению граждан, организации постоянных вооруженных отрядов.
У франков племенной вождь, конунг, превратился в наследственного монарха, короля франков, народные собрания — в военные смотры, «мартовские поля», а наряду с этим появились государственные органы управления в центре и на местах (мажордомы, маршалы, герцоги, графы и др.).
Право, будучи выражением воли новой властвующей знати, групп людей, класса, возникает вместе с государством. Создается система норм поведения, выполнение которых обеспечивается применением государственного воздействия. Эти нормы регулируют общественные отношения нового общества.
В догосударственном обществе нет особого аппарата для систематического применения власти, нет, следовательно, и норм права. Однако и здесь складывается определенный порядок, вырабатываются определенные правила поведения (мононормы), регулирующие взаимоотношения в обществе. Правила эти нигде не записаны, они составляются из неписанных обычаев. Не нужно думать, что правил, регулирующих поведение первобытного человека, немного. В действительности все стороны жизни человека в догосударственном обществе детально нормируются сложным комплексом норм, которые являются одновременно и правилами общежития, и предписаниями религии, и требованиями приличия и нравов. Кроме того, это всякого рода признаваемые всеми мифы, запреты, дозволения, ритуалы и обряды.
Несмотря на отсутствие государственного принудительного воздействия, правила эти строго соблюдаются. Их выполнение обеспечивается силой привычки, традиции, авторитетом, уважением, которым пользовались старейшины рода, и т.п. Всякие конфликты, раздоры, споры и столкновения между людьми легко улаживаются коллективом тех, кого они касаются.
Воспитание, унаследованные наклонности, создавшиеся с детства привычки, а также сила общественного мнения оказывают
свое могущественное воздействие. Всякое отступление от обычного, твердо установленного образца поведения вызывает резкую реакцию общества и болезненно отражается в сознании самого нарушителя. У члена догосударственного общества нет стимула к тому, чтобы отступать от вековых обычаев. Вследствие имущественного равенства нет противоположности частных интересов, антагонизма отдельных групп общества, противоречия между интересами личности и интересами общественного целого. Все это вырабатывает в человека чувство солидарности с остальными членами общества, его преданность интересам коллектива.
Правила поведения, существующие в догосударственном обществе, не навязаны сознанию первобытного человека извне. Они с детских лет живут в его сознании, и он не испытывает их как нечто ограничивающее проявление его собственных сил, противоречащее его личным интересам. Он не чувствует потребности отступать от этих правил, вести себя иначе, чем предписано обычаями общества. Старые обычаи этого общества были правилами, созданными в интересах всего коллектива. Появившиеся в результате разложения первобытно-общинного строя лидеры, элита, знать и пр. вместо старых обычаев устанавливают правила, выражающие одну только их волю, а не волю всего коллектива.
В отдельных случаях обычаи первобытно-общинного строя не исчезают с образованием государства, а изменяются, приобретая не только новую форму (принуждение, обеспечивающее их соблюдение), но и новое содержание, отвечающее интересам новых лидеров, знати. В соблюдении этих правил заинтересованы теперь далеко не все члены общества. Интересам большинства населения противоречат правила, которые продиктованы, навязаны обществу его верхушкой, выделившейся в процессе дифференциации общества. Господствующие группы людей не могут рассчитывать на добровольное соблюдение этих правил всеми членами общества. Вот почему теперь недостаточно тех средств воздействия на человека, которые обеспечивали прочное воздействие обычаев на сознание людей.
Становится необходимым систематическое применение власти для того, чтобы обеспечить соблюдение этих правил всеми членами общества. Появляется особый орган государства — суд и специальные должностные лица, которые привлекают к суду нарушителей правовых норм, налагают на них штрафы, взимают налоги и поборы с населения, казнят тех, кто допустил особенно тяжкое нарушение установленных правил. Через посредство суда, санкционирующего обычаи, господствующие группы людей начинают создавать и навязывать обществу новые нормы права, вырабатываемые судебной и иной практикой.
II. Проблемы теории государства
Глава
Позднее появляется закон как прямое, закрепленное в письменном акте предписание государственной власти, издаваемое в интересах нового общества. Первоначально законы были главным образом записью обычаев, уже приспособленных к новым условиям, и записью судебной практики. Они содержали также предписания относительно правил поведения, налогов, сборов и пр., которые должны были взиматься в пользу государства чиновниками, назначаемыми для целей суда и наказания.
Писаное право чаще всего появляется при самом образовании государственного аппарата. Таковы законы Солона в Афинах, законы XII таблиц в Риме, «Салическая Правда» в государстве франков. На этой ступени развития общества возникает потребность охватить правовыми правилами повторяющиеся изо дня в день процессы производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы люди подчинялись общим условиям труда. Эти правила, вначале выражающиеся в обычаях, становятся законами. Вместе с законами возникают и органы, которым поручается его соблюдение, — публичная власть, государство.
Социальный характер норм права, вытеснивших собой старые родовые обычаи первобытно-общинного строя, бьш ярко и открыто выражен в них. С появлением частной собственности и расслоения людей правила поведения отражают и закрепляют общественное неравенство. Так, обычай замещения общественных должностей членами определенных семей превратился в право знатных и богатых на исключительное занятие высших должностей в государстве. Задолженность невольников-бедняков богатым привела не только к закладу земли и обезземеливанию крестьян, но и породила право закабаления свободных должников и даже право задолжавших отцов продавать своих детей за границу в неволю. Это право было закреплено обычаями, а позднее открыто выражено в законе. Нормы права стали охранять собственников и дали неодинаковую оценку интересам имущих, малоимущих и неимущих людей.
Что касается большого многообразия теорий (школ) происхождения государства и права, то оно вполне естественно. Они по-разному трактуют происхождение государства и права: под воздействием разных объективно-исторических факторов (историческая теория), в результате соединения родов в племена, племен в союзы, а затем в государство (патриархальная теория), из права собственности князей на землю (патримониальная теория), в результате заключения общественного договора (договорная теория), раскола общества на классы, появления частной собственности, насилия (марксистская теория), вследствие завоевания территорий (теория насилия), в результате переживаний людей и эмоций (психологическая теория) и др.