Экономический рост ФРГ и его причины

Экономический рост ФРГ и его причины - student2.ru

Экономический рост

ФРГ

                   
Кредиты   Отсутствие   Незначитель-   Широкое   Восстановле-
по плану   затрат на   ные военные   использование   ние и рекон-
Маршалла   содержание   расходы   дешевой   струкция про-
    колониального         рабочей   мышленности
    аппарата         силы   на новой тех-
    управления             нической
                  основе
                   

“Экономическое чудо” способствовало сокращению безработицы и увеличению отчислений государства на социальные нужды. Уже в начале 60-х годов социальные затраты государства превысили 40% всех бюджетных расходов.

В стране наблюдалась ощутимая социальная дифференциация. Поэтому правительство К. Аденауэра вынуждено было встать на путь активной социальной политики. Только в первое десятилетие существования ФРГ было принято более 50 законов по расширению социальной защиты. Особое место среди них занимала пенсионная реформа. Индексация пенсий осуществлялась в зависимости от экономического развития и роста заработной платы. Теперь пенсия гарантировала прожиточный минимум в старости.

Для снижения социального противостояния правительство Аденауэра способствовало созданию советов предприятий, в которых должно было быть равное представительство рабочих и предприни-мателей. В 1951 г. эта норма закрепилась законодательно.

Во внешней политике К. Аденауэр придерживался концепции западноевропейской интеграции. В октябре 1949 г. Западная Германия вступила в Организацию европейского экономического сотрудничества, в 1952 г. подписала Общий договор о создании Европейского обо-ронительного сообщества (ЕОС), в 1955 г. вступила в НАТО.

Между тем К. Аденауэр отказывался признать ГДР и сохранял напряженные отношения с другими социалистическими странами Восточной Европы и СССР.

Аденауэр Конрад (1876—1967)

Родился в Кельне в семье крупного чиновника. Обучался в университетах Мюнхена, Фрейбурга и Кельна. Получил юридическое образование, стал прокурором, затем адвокатом. В 1917 г. был обербургомистром Кельна и членом Прусской палаты господ. В 1923 г. выступил за отторжение от Германии наиболее развитой Рурской промышленной области и создание сепаратной Рейнской республики. Во время нацистской диктатуры политической деятельностью не занимался. В 1945 г. вернулся в большую политику. В мае был вновь избран обербур-гомистром Кельна, возглавил Христианско-демокра-тический союз. В 1949—1963 гг. — канцлер ФРГ. В 1951—1955 гг. являлся также министром иностранных дел.

ХДС/ХСС у власти. Стиль управления К. Аденауэра вызывал не-приятие у немецких обывателей, их раздражало высокомерие канцлера, его нетерпимость к чужому мнению. 15 октября 1963 г. на заседании бундестага федеральным канцлером был избран Людвиг Эрхард.

Канцлерство Л. Эрхарда совпало с оживлением западногерманской экономической конъюнктуры. Это позволило повысить выплаты жертвам войны и пособия на детей, введенные в середине 50-х годов. Был понижен подоходный налог, внедрен не облагаемый налогом минимум оплаты труда и повышены дотации на аренду жилья.

Однако в 1966 г. в стране начался экономический спад. Эрхарда обвинили в нерешительности и отсутствии политической воли перед лицом экономических трудностей. Критическую оценку получила и внешняя политика канцлера, который пытался следовать в фарватере американской политики, что привело к ухудшению отношений с Францией и социалистическими странами Восточной Европы. Уход

Л. Эрхарда с поста канцлера был предрешен.

В декабре 1966 г. был образован альянс, получивший название “Большая коалиция”, в которую вошли СвДП, ХДС/ХСС и СДПГ.

В основу экономической политики правительства “Большой коалиции”, которое возглавил Курт Кизингер, была положена концепция министра экономики, социал-демократа Карла Шиллера, получившая название политика глобального регулирования. Ее сущность сводилась к соединению рыночных механизмов и принципов планирования. В рамках этого подхода был провозглашен лозунг: “Конкуренция насколько возможно, планирование насколько необходимо”. В мае 1969 г. была проведена финансовая реформа, по-новому регулирующая бюджетно-финансовые отношения между центром и регионами. Был принят Закон о занятости и улучшении медицинского страхования. Во внешней политике К. Кизингер продолжил курс на дальнейшую европейскую интеграцию. Происходит некоторое улучшение отношений с восточноевропейскими странами и СССР.

Период правления К. Кизингера совпал с общественно-полити-ческим кризисом конца 60-х годов. В 1967—1968 гг. Германию захлестнула волна студенческих выступлений. Молодежь не устраи-вала система ценностей, утвердившихся в обществе, и состояние обра-зования. Кризис повлек раскол “Большой коалиции”.

29 сентября 1969 г. выборы в бундестаг принесли победу социал-демократам, которые вступили в коалицию с СвДП. Было сформировано правительство во главе с лидером Социал-демократической партии Вилли Брандтом.

Правительство В. Брандта. Одним из первых шагов нового кабинета стала политика в области образования. За счет средств предпринимателей увеличилось число мест в системе профтехобразования. Федеральные законы 1969—1971 гг. вводили бесплатное обучение в вузах. Впервые была создана система стипендий. Это привело к увеличению студентов почти в два раза, что составило около 600 тыс. человек (1972 г.). Сильное впечатление на общественность произвела избирательная реформа, в результате которой возрастной ценз был снижен с 21 года до 18 лет.

Активная социальная политика В. Брандта способствовала улучшению материального положения категорий населения с низкими доходами. Страхование от несчастных случаев стало распространяться на детей дошкольного возраста, школьников и студентов. Принимались меры по профилактике заболеваний, улучшению качества медицинских услуг. Была расширена помощь инвалидам и принят Закон об охране труда. Проводились меры по улучшению пенсионного страхования.

Большим авторитетом пользовалась внешняя политика правительства В. Брандта, провозгласившего курс на новую восточную политику. Она предполагала приверженность политике разрядки международной напряженности и отказу от применения силы. Одним из первых шагов правительства стало присоединение ФРГ к Договору о нераспространении ядерного оружия. Произошла нормализация отношений ФРГ с СССР и другими социалистическими странами, включая ГДР.

Но политика правительства Брандта подвергалась резкой критике со стороны оппозиции в бундестаге. Она была названа “социалистическим экспериментом”, который ведет страну к краху. Положение

В. Брандта становилось неустойчивым и в результате ближневосточного кризиса 1973 г., итогом которого стал рост цен на нефть. Возникшая ситуация очень болезненно отразилась на экономическом положении ФРГ. Последней каплей, окончательно ослабившей позиции

В. Брандта, стал так называемый “шпионский скандал”. Он был связан с одним из референтов канцлера Гюнтером Гийомом, который оказался агентом разведки ГДР. Брандт взял на себя ответственность за инцидент и подал в отставку.

Коль Гельмут Йозеф Михаэль

Родился в 1930 г. в семье чиновника. В 1946 г. вступил в члены ХДС. Доктор философии. В 1963—1969 гг. руководил парламентской фракцией ХДС. В 1966 г. — председатель земской организации ХДС. В 1969 г. становится премьер-министром Рейнланд-Пфальца, изби-рается заместителем председателя ХДС, в 1973 г. — председателем Федерального ХДС. В 1976—1982 гг. возглавляет фракцию ХДС/ХСС в бундестаге. В 1982 — 1998 гг. — Федеральный канцлер ФРГ. Главным достижением политики Г. Коля было объединение ГДР и ФРГ в единое государство 3 октября 1990 г.

Внутренняя и внешняя политика ФРГ в 70-х годах. В мае 1974 г. новое правительство возглавил заместитель председателя СДПГ Гельмут Шмидт.

В 1974—1976 гг. ФРГ охватил экономический кризис. Страну захлестнула волна безработицы. По разным данным насчитывалось от 1 до 2 млн. безработных. Пособие получали около 70% из них и лишь в течение года. Спад производства составил 11%. В этой ситуации правительство Г. Шмидта вынуждено прибегнуть к жесткому курсу. Значительно сокращаются расходы на социальные программы.

Во внешней политике Г. Шмидт стремился придерживаться баланса между сближением с Востоком, обеспечением национальной безопасности и атлантической солидарностью. ФРГ заняла первое место среди торговых партнеров СССР из числа развитых западных стран. Г. Шмидт внес большой личный вклад в развитие европейского интеграционного процесса.

Вместе с тем ФРГ присоединилась к решению НАТО о размещении на территории Западной Европы американских ракет “Першинг-2” и 464 крылатых ракет.

Политика Г. Шмидта стала подвергаться критике как со стороны консервативных политиков, так и со стороны социал-демократов. На выборах в бундестаг в 1982 г. победу одержали христианские демократы. Новое коалиционное правительство, состоящее из представителей ХДС/ХСС и СвДП, возглавил председатель ХДС Гельмут Коль.

Неоконсерватизм в Германии. Гельмут Коль принадлежал к политикам, стоявшим у истоков неоконсервативной волны. Свою деятельность он начал с корректировки федерального бюджета. Были уменьшены инвестиции в строительство жилья, расходы на заработную плату работникам государственного сектора. Пособия на детей подверглись жесткой дифференциации в зависимости от доходов семьи. Была отменена стипендия для учащихся старших классов школ, а стипендия для студентов переведена на основу ссуды.

Оживление экономики ФРГ было связано с улучшением в 80-х годах мировой экономической конъюнктуры, снижением цен на нефть и усилением интеграционных процессов в европейском сообществе. Все это вело к сокращению дефицита государственного бюджета и увеличению темпов роста ВВП, что позволило правительству Коля увеличить социальную поддержку пенсионерам, детям и инвалидам.

Внешняя политика Г. Коля носила многовекторный характер. Правительство следовало политике дальнейшего европейского строи-тельства, уделяя первостепенное значение франко-западногерманским отношениям. Правительство ФРГ выразило свою солидарность с Великобританией в конфликте с Аргентиной из-за Фолклендских островов. Г. Коль поддержал американскую программу СОИ и позволил США разместить в ФРГ ядерное оружие НАТО.

Изменение с середины 80-х годов характера международных отно-шений отразилось на внешней политике ФРГ. Наблюдается заметное сближение позиций ФРГ и СССР по основным проблемам мировой политики.

С именем Г. Коля связано объединение Германии в октябре 1990 г. Это существенно подняло его авторитет, благодаря чему на выборах 1994 г. он одержал очередную победу. Однако новый срок пребывания у власти принес целый ряд проблем. Это было связано и с объединением Германии, и с увеличением государственного долга, ростом инфляции и спадом производства.

Все это привело к тому, что на выборах 1998 г. победу одержал лидер Социал-демократической партии Герхард Шрёдер. Новое правительство приступило к снижению налогов , начало принимать меры по обеспечению гибкости рынка труда. В 1999 г. правительство Г. Шрёдера объявило о намерении начать реформу образования, предполагая увеличение расходов на эту сферу и повышение ее эффективности.

Во внешней политике Г. Шрёдер продолжал поддерживать интеграционные процессы в Европе. После победы на выборах 2002 г. в бундестаг он заявил, что стратегическим направлением внешней политики ФРГ является предотвращение и урегулирование конфликтов мирными средствами.

Германия на современном этапе развития. Состоявшиеся в ноябре 2005 г. выборы в бундестаг не принесли необходимого большинства ни одной из соперничавших группировок, и они приняли решение пойти на компромисс. СДПГ соглашалась на назначение канцлером представителя от ХДС/ХСС, а в качестве компенсации социал-демократы потребовали предосавления им большего числа министерских мест. После достигнутых договореннотей канцлером стала председатель ХДС Ангела Меркель, а социал-демократам было предоставлено восемь министерских портфелей.

Программа нового правительства предусматривала активную борьбу с безработицей, ста-вилась задача стабилизации бюджета и ре-шения социальных проблем. Прежде всего это предоставление равных возможностей для всех слоев общества в получении хорошего образо-вания, высокооплачиваемой работы, поддер-жание достойного уровня жизни, в первую очередь для многодетных семей и малоообес-печенных пенсионеров, сокращение разрыва в доходах и уровне жизни между богатыми и бедными. За период своего пребывания у власти Меркель в определенной степени выполнила свои предвыборные

обещания. Был повышен налог с продаж, сокращены бюджетные расходы, предприняты меры по борьбе с безработицей, стал активнее развиваться рынок занятости. ВВП Германии составил 3,3 трлн. долларов.

В первой половине 2007 г. ФРГ в 12-й раз председательствовала в ЕС под девизом: “Европа достигнет успеха в единстве”. В 2008 г. А. Меркель удалось убедить лидеров стран “Большой восьмерки” в необходимости подписания нового проекта Конституции Евросоюза. Она поддержала планы, нацеленные на блокирование поглощения германских компаний иностранными инвесторами.

27 сентября 2009 г. в ФРГ прошли очередные парламентские выборы. Ангела Меркель осталась на посту канцлера страны.

Приоритетным во внешней политике Германии остается европейское направление, хотя постепенно она приобретает многовекторный характер.

По приглашению А. Меркель в январе 2007 г. ФРГ посетил Президент Казахстана Н. А. Назарбаев. Состоялись переговоры двух лидеров, в ходе которых был обсужден широкий круг вопросов укрепления политического, торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества. В марте 2010 г. в Дрездене было открыто Почетное посольство Казахстана. На церемонии открытия представители двух сторон указывали на наличие потенциальных возможностей для дальнейшего углубления немецко-казахстанских отношений. Подчеркивалось, что такие перспективы открываются в области химической, автомобилестроительной, фармацевтической отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Из “Программы 10 пунктов” Федерального канцлера Г. Коля (28 ноября 1989 г.)

…Воссоединение, т. е. обретение вновь государственного единства, Германии остается политической целью федерального правительства.

... Мы осознаем, что на пути к немецкому единству стоит много трудных вопросов...

Увязывание решения германского вопроса с общеевропейским развитием и отношениями Запад — Восток ... делает возможным органичное развитие. Оно учитывает интересы всех участников и — это наша цель — прокладывает путь мирному и свободному развитию в Европе...

Вопросы:

1.Назовите причины раскола Германии.

2.Почему промышленное развитие Германии в первое послевоенное десятилетие принято называть “экономическим чудом”?

3.Сравните политический курс христианско-демократических и социал-де-мократических правительств.

4.Дайте оценку изменениям во внешней политике ФРГ, произошедшим в начале 70-х годов.

5.Назовите особенности внутренней и внешней политики Г. Коля.

6.Расскажите о политике кабинетов Г. Шрёдера и А. Меркель.

7.Охарактеризуйте немецко-казахстанские отношения на современном этапе.

8. Используя материалы периодической печати, подготовьте сообщение о современном положении ФРГ.

ИТАЛИЯ

Образование республики. После освобождения страны от фашизма и окончания войны перед Италией встал вопрос о будущем политическом устройстве. В 1946 г. был проведен Всенародный референдум. Большинство его участников высказались за республиканское правление. Одновременно с референдумом прошли выборы в Учредительное собрание. Премьер-министром стал лидер Христианско-демокра-тической партии (ХДП) Альчиде Де Гаспери. Было сформировано коалиционное правительство, в которое вошли также коммунисты и социалисты.

В декабре 1947 г. была принята новая Конституция. Италия объявлялась республикой.

Весной 1948 г. состоялись выборы в первый республиканский парламент. Победу одержали христианские демократы. Де Гаспери сформировал правительство без коммунистов.

Социально-экономическое и политическое развитие Италии в 50 — 90-х годах. В июне 1948 г. Италия подписала соглашение по принятию плана Маршалла. Американская помощь стала исходным пунктом экономического развития Италии. С 50-х годов началось быстрое хозяйственнное развитие страны, объявленное итальянским “экономическим чудом”. Ежегодный прирост промышленного производства достигал в среднем 10%. Вступление страны в Общий рынок

(1957 г.) расширило возможности сбыта. Хозяйственному росту способ-ствовали также усиление государственно-монополистического регули-рования, наличие крупного государственного сектора. В 1962 г. была начата национализация электроэнергетической промышленности. В ре-зультате было создано Государственное национальное объединение электроэнергетической промышленности. Впервые была национализи-рована целая отрасль. В 1967 г. был введен в действие Национальный пятилетний план. За короткий срок Италия превратилась в одну из высокоразвитых стран мира. Однако мощный экономический подъем имел и обратную сторону.

Иностранные, прежде всего американские, инвестиции наряду с позитивными результатами имели и негативные последствия. Они усиливали зависимость экономики Италии от США. Наряду с этим в итальянской экономике сохранялись серьезные диспропорции. Осо-бенно они проявлялись в отставании сельского хозяйства. Остро стояла проблема юга страны, влачившего полуфеодальное существование. Сохранялся довольно высокий уровень безработицы. Требовала своего решения и жилищная проблема.

Сложившаяся социально-политическая ситуация в стране вынуж-дала ХДП идти на реформы. Одной из них была аграрная реформа 1950 г. Она предусматривала изъятие за выкуп земли у крупных землевладельцев и передачу ее в рассрочку малоземельным и безземель-ным крестьянам. Реформа не могла охватить всех нуждающихся, но часть крестьян смогла улучшить свое положение.

В 1946 г. в Италии была создана неофашистская партия Итальян-ское социальное движение (ИСД ). Первое время власти пытались не замечать ИСД, но в 1960 г. ситуация резко обострилась. Неофашисты пытались провести свой очередной съезд в Генуе. По призыву профсоюзов и компартии в Генуе начались массовые антифашистские демонстрации. Демонстранты требовали отставки правительства. Происходили столкновения с отрядами фашистских боевиков, полицией и войсками. Страна оказалась на грани гражданской войны. Правительство было вынуждено отреагировать на эти события. Фашистский съезд в Генуе не состоялся.

Внешнеполитический курс ХДП был полностью ориентирован на США. Италия участвовала в создании НАТО и предоставила возмож-ность Соединенным Штатам разместить военные базы на своей терри-тории. Италия превращалась в стратегический центр южного фланга НАТО, что ставило под контроль США всю внешнюю политику страны.

Интересам Италии отвечало ее участие в европейской экономической интеграции. Однако, идя на этот шаг, итальянские власти взваливали на свои плечи довольно тяжелую ношу. Открытие таможенных границ для товаров других стран Общего рынка зачастую означало непосиль-ную конкуренцию для итальянских мелких собственников, а закрытие многих устаревших предприятий и введение автоматизации вело к росту безработицы.

Все это способствовало усилению недовольства политикой ХДП различных слоев населения. В самой партии к началу 60-х годов развернулась борьба группировок. Поэтому ХДП была вынуждена отказаться от монополии на власть и прибегнуть к помощи социалистов, чтобы укрепить свою социальную базу.

В 1962 г. христианский демократ А. Фанфани сформировал правительство левого центра, в которое вошли представители ХДП, социал-демократов и республиканцев. Такое название было дано потому, что ХДП считала себя центром в отличие от правых, неофашистов и левых коммунистов.

Левоцентристские кабинеты находились у власти до 1976 г.

Вторая половина 60-х — 70-е годы характеризовались новым витком борьбы за улучшение уровня жизни. Особенностью этого этапа борьбы явилось широкое участие в ней средних слоев населения. Это были служащие, врачи, преподаватели. В Италии в 60-х годах наблю-дался всплеск радикального студенческого движения. Активизировалось и профсоюзное движение. Его участники требовали ускорения проведения пенсионной реформы, осуществления комплексных мер по массовому строительству дешевого жилья. В 1968—1969 гг. в забастовках участвовало около 20 млн. человек, что составляло почти все трудо-способное население страны.

По размаху, активности и разнообразию форм забастовочной борьбы Италия выделялась среди всех западных стран.

Обострение социально-политической ситуации привело к активизации крайне правых сил. Начиная с 1969 г. резко усиливается деятельность неофашистов, которые открыто становятся на путь террора. Страну захлестнула волна покушений, взрывов, налетов, похищений и убийств прогрессивных деятелей. Правые пытались использовать волну террора для убеждения властей и обывателей в необходимости установления режима “сильной руки”. В это же время наблюдается усиление коррупции в высших эшелонах власти, что свидетельствовало о разложении верхов. Правление ХДП сопровождалось скандальными разоблачениями в коррупции и злоупотреблении властью.

Экономическое развитие Италии этого периода характеризуется частыми спадами и кризисами. Наиболее тяжелым оказался кризис 1974—1975 гг. Острой проблемой этого времени являлась и эмиграция. В 70-х годах из страны ежегодно выезжало по 300 тыс. человек. Причиной массового выезда были экономические трудности. К этому добавилось также массовое переселение из сельской местности в города, что привело к обострению жилищного вопроса.

Создавшаяся обстановка заставила социалистов в 1976 г. разорвать коалицию с ХДП, выйти из правительства и поставить вопрос о досрочных парламентских выборах. Состоявшиеся в июне 1976 г. выборы дали неожиданный результат. Коммунисты получили 34,4 %, социа-листы — 9,6% голосов. Две левые партии вместе опережали правящую ХДП, которая получила 38,7% голосов. Выборы свидетельствовали о популярности коммунистов в стране и ставили перед необходимостью включения их в правительство. Однако этого не произошло. Было сформировано однопартийное правительство, состоящее из предста-вителей ХДП. Премьер-министром стал Джулио Андреотти.

Между тем правые и левые радикалы приступили к новым терак-там. В марте 1978 г. был похищен председатель ХДП Альдо Моро, который высказывался за сотрудничество с коммунистами. Поиски преступников результата не дали. Это вызывало сомнения в возмож-ностях правительства и давало основания считать, что террористы пользуются поддержкой в верхах. Похищение закончилось убийством А. Моро. Ответственность взяла на себя одна из крайне левых группировок “Красные бригады”. Консервативные круги пытались связать их с коммунистами. Однако компартия заявила, что осуж-дение терроризма является ее стратегической линией.

В 1980 г. было создано коалиционное правительство, состоящее из христианских демократов, социал-демократов, социалистов, республиканцев и либералов. С 1983 г. его возглавлял лидер социалистов Беттино Кракси. Выражая интересы консервативных кругов, он приступил к распродаже предприятий государственного сектора, стал сокращать бюджетные расходы на социальные нужды и пытался передать школьное образование, систему пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания в частные руки. Это вызвало мощный протест левой оппозиции, что привело к падению правительства весной 1987 г.

В начале 90-х годов Италию потрясла серия скандалов, в которых оказались замешаны государственные чиновники и политики.

В 1992 г. был произведен арест директора приюта для престарелых М. Кьеза. В ходе следствия выявились факты причастности к коррупционной деятельности как госслужащих, так и функционеров политических партий. Выяснилось, что взятки брались за каждую сделку, и государство выступало как заинтересованная сторона.

С 1992 по 1994 г. в Италии под руководством судьи Ди Пьетро проводилась кампания “Чистые руки”. За этот период судебному преследованию подверглись более 2 тыс. чиновников, парламентариев и партийных функционеров разного уровня. Это вызвало кризис власти, и президент страны О. Л. Скальфаро в марте 1994 г. провел досрочные парламентские выборы. Победу на них одержала созданная крупнейшим телемагнатом Сильвио Берлускони коалиция “Альянс свободы”. С. Берлускони был избран премьер-министром. Однако замешанный в новом коррупционном скандале он был вынужден в декабре 1994 г. подать в отставку. О. Л. Скальфаро поручил министру финансов Л. Дини сформировать новое правительство. Но и оно было недолговечным — в январе 1996 г. ушло в отставку.

В апреле 1996 г. состоялись очередные парламентские выборы. Победу на них одержал левоцентристский блок “Оливковое дерево”. Премьером стал его организатор, профессор экономики Романо Проди. Левоцентристская коалиция просуществовала до 2001 г. За это время ей удалось пополнить государственную казну на 60 млрд. долларов за счет выручки от приватизации государственных предприятий. Был создан 1 млн. рабочих мест, проведена реформа вооруженных сил, введена служба по контракту. Италия вошла в группу стран, переходящих на единую валюту — евро.

Однако большая/ часть обещаний левоцентристов так и осталась невы-полненной. Поэтому на выборах, состоявшихся 13 мая 2001 г., победу одержал новый альянс “Дом свободы”, созданный С. Берлускони.

Имея значительное превосходство в обеих палатах парламента, Берлускони впервые за долгие годы получил возможность править страной весь отпущенный ему срок — 5 лет. Новое правительство заявило, что будет принимать меры по совершенствованию конституционного строя, усилит борьбу с коррупцией и бюрократизмом и примет все меры для сокращения безработицы, достигшей в 2002 г. 9%. Помимо этого Берлускони дал обещание провести давно назревшую пенсионную реформу и реформу школьного и высшего образования, совершенствовать налоговую систему и оказывать финансовую поддержку мелкому и среднему бизнесу. Однако на деле выполнить предвыборные обещания оказалось крайне нелегко.

Выражая интересы крупного капитала, итальянскому премьеру было непросто удовлетворить интересы всех слоев общества. И вскоре правительство столкнулось с недовольством широких масс населения.

В апреле 2002 г. более 2 млн. итальянцев вышли на улицы городов, выражая свой протест против стремления правительства реформировать трудовое законодательство 1970 г. Если бы это удалось осуществить, то предприниматели без особого труда могли бы увольнять рабочих и снижать заработную плату. В ноябре того же года 600 тыс. римлян провели в центре города митинг против судебной реформы, призванной защитить премьер-министра от обвинений в коррупции.

В 2003 г. прошли новые массовые акции протеста. Недовольство итальянцев вызывал и внешнеполитический курс Берлускони: после терактов 11 сентября 2001 г. страна оказывала активную поддержку США в Афганистане, а затем в Ираке.

Современное развитие Италии.

Сегодня Италия — высокоразвитая в промышленном отношении страна. На основе новейших технических достижений обновились крупные предприятия машиностроения, химической промышленности и ряда других отраслей, были построены новые заводы. Однако наряду с крупными современными заводами для Италии характерно наличие множества мелких слабомеханизи-рованных предприятий.

Социальный состав населения характеризуется большим удельным весом городского и сельского пролетариата, крестьян-бедняков, ремесленников и кустарей. Сильные позиции в Италии занимает крупный бизнес. Итальянские монополии увеличивают свой капитал в результате слияния и установления связей с транснациональными компаниями.

Для страны характерна массовая эмиграция. Ее ежегодно покидают десятки тысяч человек. Причиной тому являются тяжелые условия жизни крестьян, безработица и низкая заработная плата рабочих. Жизненный уровень итальянских трудящихся является самым низким среди развитых капиталистических стран Европы.

В апреле 2005 г. коалиция “Дом свободы” потерпела сокрушительное поражение на региональных выборах, и Берлускони в соответствии с Конституцией вынужден был уйти в формальную отставку. Всеобщие выборы в апреле 2006 г. также закончились поражением коалиции “Дом свободы”. Хотя факт победы левоцентристов был подтвержден конституционным судом и даже некоторые сторонники Берлускони призывали своего ли-дера признать поражение, политик покидал свой пост весьма неохотно. Лишь 2 мая 2006 г. он наконец подал официальное прошение об Р. Проди отставке.

В 2006 г. к власти в стране пришло правительство Р. Проди. В это же время состоялись выборы президента республики. Им стал один из старейших лидеров бывшей Итальянской коммунистической партии Джорджо Наполитано. Однако в начале 2007 г. в Италии разразился очередной политический кризис. Р. Проди подал в отставку. Но коалиция высказалась за его возвращение на прежний пост. Она согласилась принять 12 требований премьера, одним из которых являлось сохранение итальянского присутствия в Афганистане. Позиция Проди не являлась случайностью, поскольку весь послевоенный период Италия выступала в качестве неизменного партнера США.

На выборах, состоявшихся 13—14 апреля 2008 г., новая партия Берлускони “Народ свободы” и ее союзники по правоцентристской коалиции одержали победу и получили большинство в обеих палатах парламента. Однако новое премьерство Берлускони не способствовало улучшению политической ситуации в стране. Широкие слои населения Италии продолжали быть недовольны социально-экономической политикой премьера. Это проявилось в целом ряде выступлений итальянских трудящихся. 12 марта 2010 г. по призыву Всеобщей итальянской конфедерации труда прошла всеобщая забастовка против социально-экономического курса итальянского премьера. А на следующий день в Риме состоялась массовая манифестация протеста, в которой приняло участие 200 тыс. человек. Манифестанты обвиняли премьера в свертывании демократии, подавлении свободы и углублении экономического кризиса в Италии. Массовые демонстрации протеста прошли также в Болонье и Милане. Представители оппозиционных партий призвали левые силы объединить свои усилия в С. Берлускони борьбе против режима Берлускони.

Во второй половине 2010 г. происходило ухудшение социально-экономического положения страны. В январе 2011 г. недовольство политикой властей выплеснулось на улицы. 29 января 2011 г. по всей Италии прошли массовые выступления рабочих и студентов, организованные по инициативе трудового коллектива завода “Фиат”. Демонстранты требовали улучшения условий труда, отставки премьер-министра С. Берлускони, протестовали против реформы образования.

“Против попыток возрождения фашизма, за обеспечение нормального функционирования демократических институтов, за дальнейшее развитие демократии в Италии”

(Из доклада Генерального секретаря ИКП Э. Берлингуэра 18 марта 1975 г.)

Предлагаемая компартией политика широкого демократического и народного единства не препятствует укреплению единства рабочего класса и его партии, а, напротив, благоприятствует ему. Именно поэтому коммунисты предлагают Социалистической партии переосмыслить отношения между двумя партиями. Предлагая социалистам открыть по этому поводу дискуссию, коммунисты отвер-гают всякую сектантскую полемику, ибо она отразила бы незрелую и ошибочную оценку той обстановки и тех отношений, которые должны существовать внутри рабочего и демократического движения, а также потому, что они считают Социалистическую партию живой и важной силой итальянского рабочего и демократического движения.

Вопросы:

1.Охарактеризуйте политическое положение Италии после Второй мировой войны.

2.Что представляло собой итальянское “экономическое чудо”?

3.Раскройте особенности правления левого центра.

4.Какие новые черты появились в экономическом и политическом развитии Италии с середины 60-х годов?

5.Расскажите о политической жизни Италии в конце 90-х годов ХХ в. — начале ХХI в.

Наши рекомендации