Национально-освободительное движение 1905-1908 гг

Закон о распределении Бенгалии вступил в силу с 15 октября 1905 г. В Бенгалии этот день был объявлен днем национального траура. В Калькутте — столицы Британской Индии — состоялась огромная демонстрация протеста. Ее участники поклялись добиться воссоединения родины. Развернулась агитация за бойкот иностранных товаров. Создавались организации национальных волонтеров, которые пикетировали английские торговые предприятия. Был выдвинут лозунг «свадеши» (собственное производство), которое предусматривало бойкот английских товаров и поддержания отечественных промышленных и торговых предприятий. Вскоре этот лозунг подхватили и в других районах Индии.

Итак, стихийно начатый движение свадеши, хотя и имел экономическое окраску, стал первым в истории Индии массовым Общеиндийский национальным движением. ИНК поддержал бойкот английских товаров как форму протеста против распределения Бенгалии.

Между тем антиколониальное движение распространялось. Во многих городах продолжались массовые митинги и демонстрации. Начались забастовки на промышленных предприятиях, принадлежавших англичанам. Летом 1906 произошло два крупных забастовки железнодорожников Восточно-Индийской железной дороги.

В условиях подъема национально-освободительного движения англичане решили изолировать от антиколониальной борьбы мусульман. С этой целью в декабре 1906 г. при содействии английской администрации была основана Мусульманскую Лигу — вторую Общеиндийский партию, которая представляла интересы всех индийских мусульман. Руководство Мусульманской Лигой объявило о своем лояльном отношении к английским властям.

Происходит радикализация ИНК. Осенью 1906 г. на съезде в Калькутте под давлением «крайних» во главе с Тилака впервые в истории национально-освободительного движения Индии была сформулирована требование «сварадж» (своя власть). Она трактовалось как самоуправление в пределах британской империи вроде самоуправляющихся английских колоний (доминионов). Однако разногласия между «умеренными» и «крайними» по вопросу привлечения масс к национально-освободительного движения и возможности насильственных действий по отношению к британской колониальной администрации остались нерешенными.

В 1908 г. на очередном съезде ИНК произошел раскол. Партийное руководство осталось в руках «умеренных», а «крайние» вышли из состава ИНК.

С целью укрепления позиций «крайних» Тилак совершил ряд агитационных поездок по стране. Его выступления широко освещались всей индийской прессой. Выражение Тилака «индийская конституция — это уголовный кодекс» стало крылатым. Колониальные власти арестовали Тилака, чтобы положить конец деятельности индийских радикалов. В июле 1908 г. он предстал перед судом в Бомбее и был приговорен к 6 годам каторжной тюрьмы. В знак протеста против этого приговора населения Бомбея организовало всеобщая политическая стачка, который длился 6 дней — по числу лет каторги Тилака. После событий в Бомбее произошел спад массового движения.

Подъем национально-освободительного движения в Индии в 1905-1908 гг повлияло на политику английского правительства. В 1909 г. был внедрен ряд новых реформ, направленных на стабилизацию ситуации в Индии (так называемые реформы Морли-Минто). В частности, было введено принцип отдельных выборов для индуистов и мусульман, увеличено количество выборных членов в совещательных органах при администрации и т.д..

1911 новый вице-король Хардинг отменил распределение Бенгалии, а столицу Индии перенесли из Калькутты в «более спокойное» Дели.

Итак, в начале ХХ века национально-освободительное движение превратилось в определяющий фактор общественно-политической жизни Индии, на который британские колонизаторы не могли не считаться.

Китай

С ХVII века власть в Китае сосредоточили в своих руках маньчжуры, которые захватили страну и основали свою императорскую династию Цин. На конец ХIХ века Китайская империя потеряла свое былое могущество и превратилась в полуколонию Запада. Иностранные государства начали распределение ее территории на «сферы влияния». Постарела маньчжурская династия Цин уже не могла противостоять вторжению иностранцев и отстаивать суверенитет страны. Наиболее сознательная часть общества понимала необходимость немедленных изменений. В 1898 г. группа китайских реформаторов с одобрения императора попыталась осуществить реформы, направленные на модернизацию Китая. Однако через ожесточенное сопротивление консервативных кругов эта попытка закончилась полным провалом.

Китай стремительно терял свой суверенитет. Давление со стороны иностранцев усиливался. Страну заполонили католические и протестантские миссионеры, которые распространяли свою идеологию среди китайского населения. Это вызвало протест традиционного китайского общества. На рубеже ХIХ-ХХ веков Северный Китай был потрясен стихийным народным восстанием против иностранцев под руководством тайного общества Ихэтуань (историки часто называют его «боксерским восстанием»). Основным лозунгом, объединившее повстанцев, стал девиз «Поддержим Цин, смерть иностранцам!». Но изгнать иностранцев и восстановить самоизоляцию Китая от внешнего мира не удалось: народное восстание было жестоко подавлено великими державами, а Китай испытал новых унижений. «Боксерское восстание» развеяло иллюзии, которые еще существовали в китайском обществе относительно могущества государства, олицетворенной монархией Цин. Престиж правящей династии был окончательно подорван. Китай вошел в «тупик истории».

Наши рекомендации