Глава 1. негласный надзор в законодательной системе российской империи

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В последние годы исследователи всё чаще обращаются к изучению исторического опыта правоохранительных органов России. Совместно с этим тема реформирования правоохранительной системы стала значимой в глазах общества и государства.

Современная система государственного регулирования и охраны общественного порядка немыслима без существования надзорной деятельности. Именуемая административной, она выполняет ряд функций, таких как обеспечение законности и правопорядка, предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, а так же получение информации о состоянии и законности и безопасности в соответствующих областях. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"[1] в пункте 26 статьи 12 предписывает служащим полиции осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно. Закон, являясь острым дискуссионным пунктом, несомненно притягивает внимание исследователей таких областей знаний, как история и юриспруденция, тем самым, становится возможным рассуждать о способах и возможностях модернизации правоохранительной системы с целью широкой профилактики преступности.

Объектом исследования является полиция Тобольской губернии как элемент правоохранительной системы. Предметом – деятельность по осуществлению негласного надзора за лицами, признанными политически неблагонадёжными и лицами, совершившими государственные преступления.
Проблемы и способы осуществления модернизации правоохранительной системы в дореволюционные годы также находились в центре внимания. Полиция использует надзор как метод предупреждения возможных преступлений с давних времён. В XIX веке полиция осуществляла надзор в нескольких формах: гласный и негласный; временный и пожизненный. В «Положении о полицейском надзоре», принятом 1 марта 1882 года, главное понятие исследования «негласный полицейский надзор» определялся как мера предупреждения преступных деяний против существующего государственного порядка, учреждающейся над лицами, вредными для общественного спокойствия. Позже было добавлено определение «негласного полицейского надзора» как одной из мер предупреждения государственных преступлений посредством наблюдения за лицами сомнительной политической благонадёжности[2]. И в XIX веке велись дискуссии о неоднозначности существования такой системы, которая проявлялась в бумажной волоките, вызванной ошибочными действиями или бездействием полицейских, которые, зачастую, не имели полного представления о круге своих полномочий.
Хронологические рамки исследования обусловлены положением полиции в пореформенной России в период с 1882 по 1904 годы. Нижняя граница исследования определена 1882 годом, что ознаменовано узаконением и началом действия негласного полицейского надзора на территории Российской империи. Другой важной датой исследования является 1889 год как дата начала действия на территории Сибири «Положения о негласном полицейском надзоре» от 1 марта 1882 г. Хронологические рамки исследования ограничиваются принятием циркуляра «Об отмене положения о негласном надзоре» от 10 января 1904 г.
Территориальные рамки исследования соответствуют территориальным границам Тобольской губернии в обозначенный период.
Историография. Полиция, её государственные функции и полномочия в регионах всегда вызывали интерес исследователей в силу немалого количества особенностей функционирования на местах, широкой базы полномочий, разнообразия законов, однако в то же время огромного количества злоупотреблений, взяточничества и бумажной волокиты.
Говоря о дореволюционной историографии, стоит уделить внимание ряду авторитетных работ. Профессор И.Т. Тарасов[3], анализируя положение дел в Российской империи после реформ, пришёл к выводу, что не все нововведения и новшества в полиции были полноценно воплощены. Предпосылки, итоги и возможности дальнейшего реформирования полиции представлены в работе В.Я. Фукса[4] на основе анализа законодательной базы о полиции. Особое внимание следует обратить на труд 1913 г. Е.В. Белецкого и П.Н. Руткевича[5], описывающего изменения, происходившие в организации полицейского ведомства.
Также для изучения данной темы необходимо сделать акцент на произведениях очевидцев событий. Д.А. Дриль[6] в своей работе детально описал систему ссылки в Сибирь и сделал важные выводы о развитии полицейской системы при помощи сравнения с государствами запада. Американский журналист Дж. Кеннан был заинтересован в правоохранительной системе Российской империи и сибирской ссылкой в частности. В его труде «Сибирь!»[7] были раскрыты многие несовершенства работы местной полиции. Другой важной фигурой является А.А. Лопухин[8]. Будучи директором департамента полиции, он обладал возможностью описать положение дел правоохранительных органов с максимально объективных позиций. Другой автор, писавший свои труды, будучи звеном государственной системы, Н.Я. Новомбергский[9], в своей работе выявил причины распространения преступности в Сибири и несовершенства полицейской системы.
Во второй половине XX века интерес к изучению общей полиции возрос. Одним из ярчайших произведений являлся труд Н.П. Ерошкина, который на основании анализа широкой законодательной базы, изложил историю общей и политической полиции России. 70-80е годы XX века ознаменовались появлением широкого спектра работ, посвящённых истории правоохранительных органов. Характерной особенностью данного периода явилось начало исследования полиции совместно с судом и судебной системой, ярким примером такого подхода явился труд Т.У. Воробейковой и А.Б. Дубровиной[10].
Тема полицейского надзора стала особенно популярна после 90х годов XX века в ключе активного изучения процесса и результатов реформирования полицейской и судебной систем, которые привели к расширению масштабов политической ссылки, и, как следствие, к увеличению числа поднадзорных. Следует отметить работы М.И. Сизикова[11], А.М. Беда и А.В. Борисова[12], которые на основе анализа большого количества исторических источников видели недостатки функционирования полицейской системы как следствия социально-экономической нестабильности общества. В недавнее время среди исследователей возрос интерес к изучению отдельных функций полиции, в том числе к осуществлению негласного надзора. Понятия гласного, негласного надзора и их функций, осуществляемых полицией в отношении ссыльных и лиц сомнительной политической благонадёжности были рассмотрены в статье В.Н. Максимовой[13] и в статье С.Н. Токаревой «Политический надзор в Российской империи»[14]. Содержание отношений поднадзорных и полицейских с эпизодами из реальной практики применения положений законодательства достаточно полно представлены в статье С.Н. Токаревой[15]. Место полицейского надзора среди полномочий общей полиции и корпуса жандармов, эффективность его применения описаны в работе «Три века российской полиции» авторов А.В. Борисова, А.Я. Малыгина и Р.С. Мулукаева[16]. Деятельность и развитие аппарата полицейского управления, пореформенные изменения полиции отражены в работе П.А. Сунгурова[17]. Несмотря на значительное количество литературы и высокую степень изученности данного вопроса, тема полиции, её полномочий и функций кажется неисчерпаемой и бесконечно многообразной для исследователей.
Целью исследования является изучение процедуры осуществления полицейского негласного надзора на территории Тобольской губернии в конце XIX-начале XX вв. Для выполнения цели были определены следующие задачи исследования:





1. Проанализировать законодательную базу, согласно которой осуществлялся негласный полицейский надзор;

2. Охарактеризовать полномочия полиции по отношению к поднадзорным;

3. Изучить степень эффективности негласного полицейского надзора как меры предупреждения преступных деяний против существующего государственного порядка.

Источниковую базу исследования составили опубликованные и неопубликованные документы. Основная часть материалов, в том числе впервые вводимых в научный оборот, извлечены из фондов Государственного архива Тюменской области (ГАТО).
К первой группе отнесены нормативные акты, регламентирующие деятельность полиции и устанавливающие содержание преступлений и норму наказаний за их совершения. Так, согласно расширенному и содержательному документу, «Уложению о наказаниях уголовных и исправительных» от 15 августа 1845 г.; «Правила о полицейском надзоре» от 12 мая 1867 г.; «Положение о полицейском надзоре, учреждаемом по распоряжению административных властей» от 12 марта 1882 г.; «Циркуляр об отмене положения о негласном надзоре» от 10 января 1904 г. и др. Все указанные нормативно-правовые акты были включены в Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ) и Свод законов Российской империи. Изучение этой группы документов помогает объективно оценить положение дел в государстве и увидеть государственный курс в реформировании полицейской системы.
Вторая группа источников представлена делопроизводственными материалами полицейских органов Тобольской губернии (ГАТО, Ф. И-239), она включает в себя рапорты, распоряжения, циркуляры, прошения, отчёты, переписку полицейских чинов и т.п. Делопроизводственная документация как никакая другая группа источников освещает реальное положение дел в деятельности полиции.
Третья группа источников содержит в себе статистические и справочные публикации, такие как «Адрес-календари», «Календари», которые отражают изменения в полицейском устройстве и общественной среде.
Четвёртая группа источников содержит в себе воспоминания современников-путешественников или государственных деятелей. В неё включены Д.А. Дриль, А.А. Лопухин, Дж. Кеннан, Н.Я. Новомбергский, Л.Г. Дейч[18].
Для характеристики источниковой базы стоит сказать, что она является информативной и позволяет осветить положение дел в полиции со многих ракурсов.
Научная новизна состоит во включении в исследование ряда архивных материалов, не рассматриваемых ранее в других исследованиях.
Практическая и теоретическая значимость исследования. Текст и выводы работы, новые привлечённые источники могут служить вкладом в копилку исторических и юридических исследований о Сибири и Тобольской губернии в частности. Кроме того, отечественный опыт развития полиции, её функций и законодательства являются актуальными для решения настоящих проблем в сфере государственного управления и регулирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведённого исследования была рассмотрена законодательная база о негласном надзоре в Российской империи, изучены полномочия полиции по отношению к поднадзорным и негласный надзор был рассмотрен с точки зрения эффективности в деятельности полиции Российской империи и Тобольской губернии в частности.
Негласный надзор был законодательно установлен в 1882 и просуществовал до 1904 года. Прекращение деятельности по реализации процедуры негласного надзора было связано прежде всего с признанием неэффективности такой меры вследствие того, что большое количество лиц, не признанных политически неблагонадёжными и не имевших судимости по преступлениям против государства, состояли в списках поднадзорных. Кроме того, имели место трудности в работе полиции: поднадзорные часто исчезали из поля зрения ответственных лиц, не всегда удавалось собирать сведения о поднадзорных. Кроме того, численность чинов полиции была недостаточной для тщательного контроля всех поднадзорных.
Негласный надзор как мера предотвращения государственных преступлений и охраны правопорядка показала себя с двух противоположных сторон, однако для Тобольской губернии такая мера имела исключительное значение в силу географических особенностей Сибирского региона, которые определяли его назначение и роль в огромной Российской империи. Негласный надзор выполнял ряд значительных функций по контролю деятельности и сношений бывших осуждённых и предотвращению возможных преступлений, однако недостаточно проработанная регламентация и законодательная база не смогли обеспечить достойного функционирования для такой системы. В работе изучены лишь некоторые аспекты этой темы, негласный полицейский надзор, безусловно, является необходимым к дальнейшему изучению.

Законодательные акты

1.1. Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. 2-12. Спб.

1.2. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, с приведением статей других томов Свода законов, на которые сделаны ссылки и указания в этом уложении (изд. 1866 г.). .Москва. 1867. С. 79-81.

1.3. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016). "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900. Справочно- правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200988&dst=0&profile=0&mb=LAW&div=LAW&BASENODE=&SORTTYPE=0&rnd=261745.72532577&ts=168222884015248254303830366&SEARCHPLUS=%E7%E0%EA%EE%ED%20%EE%20%EF%EE%EB%E8%F6%E8%E8&SRD=true#0 (дата обращения 03.05.2017).


2. Делопроизводственная документация

2.1. Положение о полицейском надзоре Министерства Внутренних Дел от 1 марта 1882 г. ГАТО. Ф. И-239.Оп. 1. Д. 8. Л. 3-5.

2.2. Циркуляр МВД об установлении негласного надзора № 1365 от 5 апреля 1882 г. ГАТО. Ф. И-239.Оп. 1. Д. 8. Л. 19.

2.3. Циркуляр МВД об установлении негласного надзора № 2374 от 20 апреля 1882 г. ГАТО. Ф. И-239.Оп. 1. Д. 8. Л. 20.

2.4. Циркуляр МВД № 2487 от 9 апреля 1882 г. ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 1-3.

2.5. Циркуляр МВД № 165 в дополнение к распоряжению от 1 марта 1882 г. ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 41-43.

2.6. Циркуляр МВД от 1 декабря 1889 г. № 4113. ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 41-43.

2.7. Указ МВД от 18 января 1881 г. №24. ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 121-123.

2.8. Положение МВД " Ввиду устранения недоразумений" № 365 от 16 октября 1894 г. ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 145.

2.9. Положение Департамента Полиции от 26 июня 1906 г. № 4890. ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 193.

2.10. Распоряжение Тобольского губернатора Афанасьева от 29 мая 1889 г. № 437. ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 109.

2.11. Список сведений для распоряжения Тобольской губернии. 1890 г. ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 120.

2.12. Распоряжение Тобольского губернатора Афанасьева от 16 августа 1890 г. № 1014. ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 141.

2.13. Распоряжение Тобольского губернатора Афанасьева № 177 от 4 марта 1891 г. ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 126.

2.14. Распоряжение МВД № 236 от 26 апреля 1903 г. ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 147-186.


3. Литература

3.1. Беда A.M., Борисов А.В. Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995.

3.2. Бекетов О. И. Полицейский надзор: теоретико-правовое исследование. Омск. 2009. 223 с.

3.3. Белецкий Е.В., Руткевич П.Н. Образование и развитие полицейских учреждений в России. Исторический очерк. СПб., 1913.

3.4. Борисов А.В., Малыгин А.Я., Мулукаев Р.С. Три века российской полиции. Москва. 2016. 608 с.

3.5. Воробейкова Т.У., Дубровина А.Б. Преобразование административно-полицейского аппарата, суда и тюремной системы России во второй половине XIX века. Киев, 1973.

3.6. Гермизеева В.В. Структура Тобольского губернского управления (1895-1917 гг. ) // Омский научный вестник. 2007. № 4. С. 28-32.

3.7. Зырянов С.М. Административный надзор полиции и полицейский надзор: соотношение правовых категорий. // Журнал Российского права. 2012. № 1. С 46-54.

3.8. Иванов А.А. Уголовная ссылка в Сибирь в XVII-XIX вв. : Численность, размещение, использование в экономике региона. // Гуманитарные исследования в Восточной сибири и на Дальнем Востоке. 2014. № 1. С. 42-48.

3.9. Киикова Л.К. Функции полиции и борьба с преступностью в конце XIX века. // История государства и права. 2007. № 15.

3.10. Коновалов И.А. Организационно-правовое развитие полиции в Сибири во второй половине XIX в. // Вестник Омского университета. 2012. № 1. С. 18-25.

3.11. Коновалов И.А. Организационно-правовое развитие полиции в Сибири в конце XIX начале ХХ в. // Вестник Омского университета. 2013. № 4. С. 24-37.

3.12. Коновалов И.А. Регламентация взысканий, применяемых к служащим полиции в XIX в. // Вестник Омского университета. 2015. № 2. С. 36-41.

3.13. Коновалов И.А. Сибирский жандармский округ: структура, полномочия и деятельность. // Вестник Омского университета. 2014. № 4. С. 25- 34.

3.14. Коподеев Е.В. Изменения в системе полицейского надзора за ссыльными в Сибири в конце XIX- начале XX вв. // Юридические науки. 2013. № 4. С. 20-32.

3.15. Личев Р.И. Сотрудничество политической и общей полиции Тобольской губернии в начале XX века. Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2012. № 2. С. 126-133.

3.16. Максимова В.Н. Изменения в системе полицейского надзора за ссыльными в Сибири в конце XIX- начале XX вв. // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2013. № 4 (14). С. 77-82.

3.17. Петров А.В. Место полиции Урала и Сибири в системе полицейских учреждений в России. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 3. 185-193.

3.18. Петрова В.П., Сунгуров П.А. Криминальная ситуация в Тобольской губернии (последняя треть XIX века) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2012. № 2. С. 121-126.

3.19. Сизиков М.И. История полиции России (1718-1917 гг.): Полиция Российской империи XIX - начала XX века. М., 1992.

3.20. Сунгуров П.А. Коррупция в органах полиции Тобольской губернии (последняя четверть XIX - начало XX в.). // В мире научных открытий. 2012. № 4.2. С. 202-212.

3.21. Сунгуров, П.А. Организация и деятельность тюменской полиции во второй половине XIX - начале XX века. // Сборник научных трудов: Теория и практика государственного и муниципального управления. -Тюмень. 2010. С. 61-66.

3.22. Сунгуров П. А. Полиция Тобольской губернии в 1867-1917 годах: автореф. дис. канд. ист. наук. Тюмень. 2014.- 271 с.

3.23. Сунгуров, П.А., Крестьянников Е.А. Положение полицейских чиновников Тюменского края во второй половине XIX в. // Тюменский исторический сборник. Тюмень. 2009. С. 220-224.

3.24. Тарасов И.Т. Полиция в эпоху реформ. М., 1885.

3.25. Токарева С.Н. Полицейские и поднадзорные: российское законодательство и практика полицейского надзора в Курской губернии (конец XIX начало XX вв.) // Новый исторический вестник. 2013. № 1. С. 28-56.

3.26. Токарева С.Н. Полицейские и поднадзорные: российское законодательство и практика полицейского надзора. // Сибирская ссылка. № 8 (20). С. 29-48.

3.27. Токарева С.Н. Полицейский надзор в Российской империи // Вопросы истории. № 6. 2009. С. 94-104.

3.28. Фукс В.Я. Суд и полиция. Ч. II. М. 1889.

3.29. Храмцов А.Б. Проблемы взаимодействия органов городского самоуправления и полиции в 1867-1917 гг. (на примере г. Тюмени) // Вестник Томского университета. 2015. № 1. С. 23-29.

3.30. Шитова Т.В. Полиция в административно-правоохранительной системе Сибири в XIX - начале XX вв.: автореф. дис. канд. юр. наук. М. 2001.



4. Источники личного происхождения

4.1. Дейч Л.Г. 16 лет в Сибири. Женева, 1905.

4.2. Дриль Д.А. Ссьшка во Франции и России. Из личных наблюдений во время поездки в новую Каледонию, на о.Сахалин, в Приамурский край и Сибирь. СПб., 1899.

4.3. Кеннан Г. Сибирь! СПб., 1906.

4.4. Лопухин A.A. Из итогов служебного опыта: настоящее и будущее русской полиции. М., 1907.

4.5. Новомбергский Н.Я. По Сибири. СПб., 1903.


5. Статистические издания

5.1. Адрес-календарь лиц, состоящих на государственной и общественной службе в Тобольской губернии к 1 января 1887 года. Тобольск, 1886. 12 с.

5.2. Адрес-календарь лиц, состоящих на государственной службе и общественной службе в Тобольской губернии к 1 января 1889 года. Тобольск. 1888. 24 с.

5.3. Календарь Тобольской губернии на 1891 год. Тобольск. 1890. 354 с.

5.4. Календарь Тобольской губернии на 1892 год. Тобольск. 1892. 225 с.

5.5. Календарь Тобольской губернии на 1895 год. Тобольск. 1894. 183 с.

5.6. Календарь Тобольской губернии на 1897 год. Тобольск. 1897. 217 с.

5.7. Календарь Тобольской губернии на 1900 год. Тобольск. 1899. 180 с.

[1] Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016). "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900. Справочно- правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200988&dst=0&profile=0&mb=LAW&div=LAW&BASENODE=&SORTTYPE=0&rnd=261745.72532577&ts=168222884015248254303830366&SEARCHPLUS=%E7%E0%EA%EE%ED%20%EE%20%EF%EE%EB%E8%F6%E8%E8&SRD=true#0 (дата обращения 03.05.2017).

[2] ГАТО. Ф. И-239.Оп. 1. Д. 8. Л. 41-44.

[3] Тарасов И.Т. Полиция в эпоху реформ. М., 1885.

[4] Фукс В.Я. Суд и полиция. Ч. II. М., 1889.

[5] Белецкий Е.В., Руткевич П.Н. Образование и развитие полицейских учреждений в России. Исторический очерк. СПб., 1913.

[6] Дриль Д.А. Ссьшка во Франции и России. Из личных наблюдений во время поездки в новую Каледонию, на о.Сахалин, в Приамурский край и Сибирь. СПб., 1899.

[7] Кеннан Г. Сибирь! СПб., 1906.

[8] Лопухин A.A. Из итогов служебного опыта: настоящее и будущее русской полиции. М., 1907.

[9] Новомбергский Н.Я. По Сибири. СПб., 1903.

[10] Воробейкова Т.У., Дубровина А.Б. Преобразование административно-полицейского аппарата, суда и тюремной системы России во второй половине XIX века. Киев, 1973.

[11] Сизиков М.И. История полиции России (1718-1917 гг.): Полиция Российской Империи XIX - начала XX века. М., 1992.

[12] Беда A.M., Борисов А.В. Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995.

[13] Максимова В.Н. Изменения в системе полицейского надзора за ссыльными в Сибири в конце XIX- начале XX вв// Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2013. № 4 (14). С. 77-82.

[14] Токарева С.Н. Полицейский надзор в Российской империи// Вопросы истории. № 6. 2009. C. 94-104.

[15] Токарева С.Н. Полицейские и поднадзорные: российское законодательство и практика полицейского надзора// Сибирская ссылка. №8 (20).

[16] Борисов А.В., Малыгин А.Я., Мулукаев Р.С. Три века российской полиции. М., 2016. 608 с.

[17] Сунгуров П.А. Полиция Тобольской губернии в 1867-1917 годах. Тюмень. 2014.- 271 с.

[18] Дейч Л.Г. 16 лет в Сибири. Женева, 1905.

[19] Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, с приведением статей других томов Свода законов, на которые сделаны ссылки и указания в этом уложении (изд. 1866 г.). М., 1867. С. 79-81.

[20] Там же. С. 82-88.

[21] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 3-5.

[22] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 104.

[23] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 1-3.

[24] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 1-3.

[25] Там же. Л. 19.

[26] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 109.

[27] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 51.

[28] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 3-5.

[29] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 41-43.

[30] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 41-43.

[31] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 3-5.

[32] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 121-123.

[33] Там же.

[34] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 132-134.

[35] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 1-3.

[36] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 141.

[37] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 187-189.

[38] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 190.

[39] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 193.

[40] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 104.

[41] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 1-3.

[42] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 109.

[43] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 51.

[44] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 120.

[45] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 141.

[46] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 126.

[47] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 132-134.

[48] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 147-186.

[49] ГАТО. Ф. И-239. Оп. 1. Д. 8. Л. 147-186.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В последние годы исследователи всё чаще обращаются к изучению исторического опыта правоохранительных органов России. Совместно с этим тема реформирования правоохранительной системы стала значимой в глазах общества и государства.

Современная система государственного регулирования и охраны общественного порядка немыслима без существования надзорной деятельности. Именуемая административной, она выполняет ряд функций, таких как обеспечение законности и правопорядка, предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, а так же получение информации о состоянии и законности и безопасности в соответствующих областях. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"[1] в пункте 26 статьи 12 предписывает служащим полиции осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно. Закон, являясь острым дискуссионным пунктом, несомненно притягивает внимание исследователей таких областей знаний, как история и юриспруденция, тем самым, становится возможным рассуждать о способах и возможностях модернизации правоохранительной системы с целью широкой профилактики преступности.

Объектом исследования является полиция Тобольской губернии как элемент правоохранительной системы. Предметом – деятельность по осуществлению негласного надзора за лицами, признанными политически неблагонадёжными и лицами, совершившими государственные преступления.
Проблемы и способы осуществления модернизации правоохранительной системы в дореволюционные годы также находились в центре внимания. Полиция использует надзор как метод предупреждения возможных преступлений с давних времён. В XIX веке полиция осуществляла надзор в нескольких формах: гласный и негласный; временный и пожизненный. В «Положении о полицейском надзоре», принятом 1 марта 1882 года, главное понятие исследования «негласный полицейский надзор» определялся как мера предупреждения преступных деяний против существующего государственного порядка, учреждающейся над лицами, вредными для общественного спокойствия. Позже было добавлено определение «негласного полицейского надзора» как одной из мер предупреждения государственных преступлений посредством наблюдения за лицами сомнительной политической благонадёжности[2]. И в XIX веке велись дискуссии о неоднозначности существования такой системы, которая проявлялась в бумажной волоките, вызванной ошибочными действиями или бездействием полицейских, которые, зачастую, не имели полного представления о круге своих полномочий.
Хронологические рамки исследования обусловлены положением полиции в пореформенной России в период с 1882 по 1904 годы. Нижняя граница исследования определена 1882 годом, что ознаменовано узаконением и началом действия негласного полицейского надзора на территории Российской империи. Другой важной датой исследования является 1889 год как дата начала действия на территории Сибири «Положения о негласном полицейском надзоре» от 1 марта 1882 г. Хронологические рамки исследования ограничиваются принятием циркуляра «Об отмене положения о негласном надзоре» от 10 января 1904 г.
Территориальные рамки исследования соответствуют территориальным границам Тобольской губернии в обозначенный период.
Историография. Полиция, её государственные функции и полномочия в регионах всегда вызывали интерес исследователей в силу немалого количества особенностей функционирования на местах, широкой базы полномочий, разнообразия законов, однако в то же время огромного количества злоупотреблений, взяточничества и бумажной волокиты.
Говоря о дореволюционной историографии, стоит уделить внимание ряду авторитетных работ. Профессор И.Т. Тарасов[3], анализируя положение дел в Российской империи после реформ, пришёл к выводу, что не все нововведения и новшества в полиции были полноценно воплощены. Предпосылки, итоги и возможности дальнейшего реформирования полиции представлены в работе В.Я. Фукса[4] на основе анализа законодательной базы о полиции. Особое внимание следует обратить на труд 1913 г. Е.В. Белецкого и П.Н. Руткевича[5], описывающего изменения, происходившие в организации полицейского ведомства.
Также для изучения данной темы необходимо сделать акцент на произведениях очевидцев событий. Д.А. Дриль[6] в своей работе детально описал систему ссылки в Сибирь и сделал важные выводы о развитии полицейской системы при помощи сравнения с государствами запада. Американский журналист Дж. Кеннан был заинтересован в правоохранительной системе Российской империи и сибирской ссылкой в частности. В его труде «Сибирь!»[7] были раскрыты многие несовершенства работы местной полиции. Другой важной фигурой является А.А. Лопухин[8]. Будучи директором департамента полиции, он обладал возможностью описать положение дел правоохранительных органов с максимально объективных позиций. Другой автор, писавший свои труды, будучи звеном государственной системы, Н.Я. Новомбергский[9], в своей работе выявил причины распространения преступности в Сибири и несовершенства полицейской системы.
Во второй половине XX века интерес к изучению общей полиции возрос. Одним из ярчайших произведений являлся труд Н.П. Ерошкина, который на основании анализа широкой законодательной базы, изложил историю общей и политической полиции России. 70-80е годы XX века ознаменовались появлением широкого спектра работ, посвящённых истории правоохранительных органов. Характерной особенностью данного периода явилось начало исследования полиции совместно с судом и судебной системой, ярким примером такого подхода явился труд Т.У. Воробейковой и А.Б. Дубровиной[10].
Тема полицейского надзора стала особенно популярна после 90х годов XX века в ключе активного изучения процесса и результатов реформирования полицейской и судебной систем, которые привели к расширению масштабов политической ссылки, и, как следствие, к увеличению числа поднадзорных. Следует отметить работы М.И. Сизикова[11], А.М. Беда и А.В. Борисова[12], которые на основе анализа большого количества исторических источников видели недостатки функционирования полицейской системы как следствия социально-экономической нестабильности общества. В недавнее время среди исследователей возрос интерес к изучению отдельных функций полиции, в том числе к осуществлению негласного надзора. Понятия гласного, негласного надзора и их функций, осуществляемых полицией в отношении ссыльных и лиц сомнительной политической благонадёжности были рассмотрены в статье В.Н. Максимовой[13] и в статье С.Н. Токаревой «Политический надзор в Российской империи»[14]. Содержание отношений поднадзорных и полицейских с эпизодами из реальной практики применения положений законодательства достаточно полно представлены в статье С.Н. Токаревой[15]. Место полицейского надзора среди полномочий общей полиции и корпуса жандармов, эффективность его применения описаны в работе «Три века российской полиции» авторов А.В. Борисова, А.Я. Малыгина и Р.С. Мулукаева[16]. Деятельность и развитие аппарата полицейского управления, пореформенные изменения полиции отражены в работе П.А. Сунгурова[17]. Несмотря на значительное количество литературы и высокую степень изученности данного вопроса, тема полиции, её полномочий и функций кажется неисчерпаемой и бесконечно многообразной для исследователей.
Целью исследования является изучение процедуры осуществления полицейского негласного надзора на территории Тобольской губернии в конце XIX-начале XX вв. Для выполнения цели были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать законодательную базу, согласно которой осуществлялся негласный полицейский надзор;

2. Охарактеризовать полномочия полиции по отношению к поднадзорным;

3. Изучить степень эффективности негласного полицейского надзора как меры предупреждения преступных деяний против существующего государственного порядка.

Источниковую базу исследования составили опубликованные и неопубликованные документы. Основная часть материалов, в том числе впервые вводимых в научный оборот, извлечены из фондов Государственного архива Тюменской области (ГАТО).
К первой группе отнесены нормативные акты, регламентирующие деятельность полиции и устанавливающие содержание преступлений и норму наказаний за их совершения. Так, согласно расширенному и содержательному документу, «Уложению о наказаниях уголовных и исправительных» от 15 августа 1845 г.; «Правила о полицейском надзоре» от 12 мая 1867 г.; «Положение о полицейском надзоре, учреждаемом по распоряжению административных властей» от 12 марта 1882 г.; «Циркуляр об отмене положения о негласном надзоре» от 10 января 1904 г. и др. Все указанные нормативно-правовые акты были включены в Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ) и Свод законов Российской империи. Изучение этой группы документов помогает объективно оценить положение дел в государстве и увидеть государственный курс в реформировании полицейской системы.
Вторая группа источников представлена делопроизводственными материалами полицейских органов Тобольской губернии (ГАТО, Ф. И-239), она включает в себя рапорты, распоряжения, циркуляры, прошения, отчёты, переписку полицейских чинов и т.п. Делопроизводственная документация как никакая другая группа источников освещает реальное положение дел в деятельности полиции.
Третья группа источников содержит в себе статистические и справочные публикации, такие как «Адрес-календари», «Календари», которые отражают изменения в полицейском устройстве и общественной среде.
Четвёртая группа источников содержит в себе воспоминания современников-путешественников или государственных деятелей. В неё включены Д.А. Дриль, А.А. Лопухин, Дж. Кеннан, Н.Я. Новомбергский, Л.Г. Дейч[18].
Для характеристики источниковой базы стоит сказать, что она является информативной и позволяет осветить положение дел в полиции со многих ракурсов.
Научная новизна состоит во включении в исследование ряда архивных материалов, не рассматриваемых ранее в других исследованиях.
Практическая и теоретическая значимость исследования. Текст и выводы работы, новые привлечённые источники могут служить вкладом в копилку исторических и юридических исследований о Сибири и Тобольской губернии в частности. Кроме того, отечественный опыт развития полиции, её функций и законодательства являются актуальными для решения настоящих проблем в сфере государственного управления и регулирования.

ГЛАВА 1. НЕГЛАСНЫЙ НАДЗОР В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Наши рекомендации