Управление в области безопасности

Обеспечение защищенности жизненно важных интересов лич­ности, ее прав и свобод, материальных и духовных ценностей об­щества, а также конституционного строя, суверенитета и террито­риальной целостности государства – таково основное содержание государственно-управленческой деятельности в сфере безопаснос­ти. Именно так оно определено. Законом «О безопасности» от 5 марта 1992 г.

В этой сфере функционирует система органов исполнительной власти, специально предназначенная для предупреждения и уст­ранения внешних и внутренних угроз интересам страны. Действу­ет она, обеспечивая как политическую, так и экономическую без­опасность.

Разработка и проведение единой государственной политики в данной сфере отнесены к компетенции Президента РФ, возглавляющего Совет Безопасности РФ. Данный конституционный орган, в частности, готовит оперативные решения по предотвращению чрезвычайных ситуаций, предложения по введению или отмене чрезвычайного положения, а также по координации деятельности всей системы исполнительной власти в области обеспечения без­опасности.

В числе органов специальной компетенции наиболее значи­тельная роль отведена Федеральной службе безопасности РФ (ФСБ России). Она является органом исполнительной власти, непосред­ственно реализующим основные направления государственной по­литики и осуществляющим государственное управление в сфере обеспечения безопасности РФ, а также координирующим контр­разведывательную деятельность.

ФСБ выявляет, предупреждает и пресекает разведывательную и иную деятельность спецслужб иностранных государств, направ­ленную на нанесение ущерба безопасности РФ; защищает сведе­ния, составляющие государственную тайну; ведет борьбу с органи­зованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия; пресекает террористическую и диверсионную деятельность, руководит военной контрразведкой и т.д.

ФСБ подчиняется непосредственно Президенту РФ, который назначает и освобождает от должности ее руководителя – дирек­тора.

ФСБ и ее территориальные органы (управления и отделы) впра­ве на основании решений судебных органов использовать такие методы работы, которыми может быть нарушена тайна переписки, почтовых, телеграфных, телефонных сообщений граждан. В пре­делах своих полномочий они также обеспечивают безопасность объектов оборонного комплекса, атомной промышленности и энер­гетики, транспорта и связи, а также в сфере космических исследо­ваний; руководят подразделениями спецназа.

Федеральная служба внешней разведки РФ (СВР России) дей­ствует на основе Федерального закона «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. Ее задачи: добывание и обработка информации о действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, затрагивающих жизненно важные интересы РФ; на­блюдение за распространением ядерного оружия как средства мас­сового уничтожения; координация работы служб внешней развед­ки других федеральных органов исполнительной власти (напри­мер, военной разведки); обеспечение безопасности сотрудников уч­реждений РФ за границей, включая членов их семей; организация защиты государственной тайны в этих учреждениях; осуществле­ние промышленной разведки и т.д.

Федеральная служба охраны РФ (ФСО России) действует на основе Федерального закона «О государственной охране» от 27 мая 1996г.

Основное содержание ее деятельности – обеспечение безопас­ности лиц, подлежащих государственной охране. Это Президент РФ; лица, занимающие государственные должности катего­рии «А»; главы иностранных государств и правительство во время пребывания их на территории РФ; иные лица в соответствии с распоряжениями Президента РФ.

Реализуя свои задачи, ФСО обеспечивает также защиту охраня­емых объектов (зданий, сооружений и т.д.), участвует в борьбе с терроризмом; координирует деятельность в сфере государственной охраны (например, органов внутренних дел).

В составе ФСО – Служба безопасности Президента РФ, Прези­дентский полк.

Федеральное агентство правительственной связи и информа­ции при Президенте РФ (ФАПСИ России) призвано обеспечивать Президента, Правительство и другие органы исполнительной власти РФ и ее субъектов специальными видами связи и информа­ции, инженерно-техническую безопасность шифрованной связи и безопасность президентской и правительственной связи в стране и в учреждениях РФ за рубежом; информационную безопасность и защиту информационных ресурсов; руководство войсками прави­тельственной связи, частями радиоразведки и т.д.

Федеральная пограничная служба РФ (ФПС России) обеспечи­вает государственную пограничную политику, безопасность РФ на ее Государственной границе.

ФПС организует защиту Государственной границы, территори­ального моря, континентального шельфа и исключительной эко­номической зоны РФ; обеспечивает охрану биологических ресур­сов моря; организует на основе двусторонних соглашений защиту государственных границ стран – участников СНГ; руководство пограничными войсками, а также органами пограничной службы; координацию деятельности органов исполнительной власти в об­ласти защиты Государственной границы; осуществляет государст­венный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов и борьбу с браконьерством на морских рубежах; организует про­пуск лиц, грузов, товаров, транспортных средств и животных через Государственную границу и т.д.

В системе пограничной службы – органы пограничного кон­троля, пограничной стражи и морской охраны; пограничные окру­га и региональные управления; пограничные войска; органы раз­ведки, контразведки, оперативно-розыскной деятельности.

Директор ФПС является Главнокомандующим пограничными войсками.

Наши рекомендации