Особенности административного надзора

При характеристике системы федеральных органов исполни­тельной власти было выделено их специальное звено, действующее под обобщающим наименованием «федеральные надзоры». Одна­ко это не дает оснований для того, чтобы сводить содержание адми­нистративного надзора исключительно к деятельности таких орга­нов.

Административный надзор – значительно более широкое по­нятие.

Как уже отмечалось, это такой вид контрольной (в широком смысле) деятельности, для которого характерно следующее. Во-первых, осуществление соответствующих полномочий в отно­шении объектов (органов, предприятий, учреждений), организа­ционно не подчиненных субъектам надзора; во-вторых, проверка исполнения специально установленных правил и норм. Тем не менее ограничиться этим нельзя, так как чаще всего первый признак характерен в настоящее время почти для всех органов испол­нительной власти. Констатации лишь второго признака явно недо­статочно.

Поэтому важное значение приобретают дополнительные при­знаки, характеризующие конструкцию административного надзо­ра и позволяющие все-таки провести грань между ним и ведомст­венным контролем.

Суть дела заключается в получении ответа на вопрос: какие юридические последствия вызывают действия по контролю и над­зору? Анализ соответствующего нормативно-правового материала позволяет получить следующий ответ.

По результатам контроля возможно применение к должност­ным лицам подконтрольных исполнительных органов, предпри­ятий и учреждений, виновных в совершении неправомерных дей­ствий, мер дисциплинарной ответственности. Именно она полнос­тью соответствует отношениям организационной соподчиненности. Очевидно, что контрольные действия не распространяются на граждан, общественные объединения, иные организации негосударственного характера, на объекты государственной собственнос­ти и иного ведомственного подчинения. Вместе с тем контроль может привести к отмене правовых актов подведомственных орга­нов (должностных лиц).

Юридические результаты надзора иные. Они могут найти свое выражение в применении к поднадзорным объектам исключитель­но мер административного принуждения (предупредительных, пресекательных и наказательных). И это соответствует предмету административного надзора, каковым являются действия по ис­полнению общеобязательных правил, устанавливаемых государ­ством. Эти правила имеют специальный характер и соответствую­щее ему целевое назначение. Например, противопожарные прави­ла. Осуществляя надзор за их соблюдением, полномочные органы не контролируют все стороны деятельности поднадзорного объек­та, что свойственно ведомственному контролю, а лишь состояние его противопожарной безопасности.

Общеобязательных правил достаточно много, что объясняется необходимостью обеспечения общественной безопасности и право­порядка в таких сферах деятельности, которые затрагивают жиз­ненные интересы всех или многих физических и юридических лиц. Именно поэтому границы административного надзора значи­тельно шире, чем у контроля. В частности, его объектом является поведение граждан, что не свойственно ведомственному контролю. С другой стороны, будучи специализированным, административ­ный надзор нередко своим объектом имеет действия ограниченно­го круга поднадзорных предприятий, учреждений и лиц. Так, ор­ганы Госатомнадзора осуществляют надзор за деятельностью таких объектов, которые призваны обеспечивать ядерную и радиа­ционную безопасность.

Субъекты административного надзора уполномочены самосто­ятельно осуществлять административную юрисдикцию в ее про­цессуальном понимании. Иначе говоря, они вправе рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях, совер­шенных в поднадзорной сфере.

Административный надзор характеризует также большое число органов (должностных лиц) с надзорными полномочиями. При этом такие органы могут существовать в виде самостоятель­ных подразделений общей системы органов исполнительной влас­ти (федеральные надзоры и их территориальные органы) либо как структурная часть того или иного органа исполнительной власти. В последнем варианте они встречаются чаще всего. Например, го­сударственный энергетический надзор осуществляется специаль­ным подразделением Министерства топлива и энергетики РФ; санитарно-эпидемиологический – подразделением Министерства здравоохранения РФ; противопожарный – Министерства внут­ренних дел РФ и т.д.

Однако, как это уже отмечалось, по тексту нормативно-право­вых актов, регламентирующих административно-надзорную дея­тельность, не всегда удается четко отграничить надзорные функ­ции от контрольных.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В каких формах выражается контроль органов законодательной власти в сфере государственного управления?

2. Как можно провести различие между ведомственным и надведомственным контролем?

3. Каковы особенности административного надзора?

Наши рекомендации