Контроль законодательных органов

Парламентский контроль как правовой институт в РФ не преду­смотрен КонституциейРФ.

Тем не менее в силу своей первичности законодательная власть имеет возможность существенно влиять на организацию и дея­тельность органов исполнительной власти, поскольку они действу­ют на началах под законности.

В чем проявляются контрольные полномочия представитель­ных органов государственной власти?

На федеральном уровне они могут быть обнаружены во взаимоотношениях между Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ. Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правитель­ство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении. В процессе их обсужде­ния Дума и осуществляет контроль за работой Правительства. Вто­ричной стадией такого контроля является рассмотрение федераль­ного закона о бюджете Советом Федерации. В принципе можно признать, что контроль осуществляется при рассмотрении Госу­дарственной Думой любых законопроектов, вносимых в нее Пра­вительством в порядке законодательной инициативы. Особо следу­ет подчеркнуть, что порядок деятельности Правительства РФ оп­ределяется федеральным конституционным законом.

Проявлением контроля является обязательное согласование с Государственной Думой вопроса о назначении Председателя Пра­вительства, отнесение к ведению Думы решения вопроса о доверии Правительству (Дума может выразить недоверие либо отказать в таковом).

Предусмотрена обязанность членов Правительства присутство­вать на заседаниях палат Федерального Собрания по их приглаше­нию и отвечать на поставленные вопросы. Члены Совета Федера­ции и депутаты Государственной Думы направляют Правительст­ву запросы по различным аспектам его деятельности, а комиссии и комитеты палат Федерального Собрания – письменные обраще­ния. В качестве неофициального проявления контроля за деятельностью субъектов федеральной исполнительной власти можно рас­сматривать также парламентские слушания.

Проявлением контрольных полномочий Федерального Собра­ния является деятельность Счетной палаты РФ – постоянно дей­ствующего органа государственного финансового контроля. Пала­та осуществляет контрольно-ревизионную и экспортно-аналити­ческую деятельность, по организации и проведению оперативного контроле за исполнением федерального бюджета, по финансовой экспертизе проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и т.д. Должностными лицами Па­латы являются аудиторы, которые проводят комплексные реви­зии и проверки.

По результатам контрольной деятельности Палата направляет исполнительным органам, руководителям проверяемых предпри­ятий и учреждений представления для принятия мер по устране­нию выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных долж­ностных лиц. Проверяемым объектам (предприятий, учрежде­ний), наносящим прямой непосредственный ущерб, даются обяза­тельные для исполнения предписания. Неоднократность неиспол­нения или ненадлежащее исполнение предписаний может повлечь приостановление всех видов финансовых операций по их счетам. Таким образом, Счетная палата контролирует финансовую дея­тельность не только органов исполнительной власти, но и функци­онирующих в сфере государственного управления юридических лиц.

Аналогично изложенному регламентированы контрольные функции и полномочия органов представительной власти субъек­тов РФ. В некоторых случаях они в определенной степени даже шире, чем на федеральном уровне. Это характерно, например, для Республики Дагестан, где Государственный Совет является не только высшим законодательным, но и исполнительным органом власти.

Московская городская Дума осуществляет контроль за испол­нением законов города. Органы исполнительной власти обязаны в двухнедельный срок по обращению Думы, депутатской комиссии, рабочей группы или фракции, а также депутата предоставлять за­прашиваемую информацию и незамедлительно принимать меры для устранения нарушений и привлечения виновных к ответствен­ности (ст.48 Устава).

Наши рекомендации