Значение законности для процесса реализации исполнительной власти

Конституционный принцип законности (ст. 15) имеет особое значение для государственно-управленческой деятельности, в про­цессе которой реализуется исполнительная власть. Это определя­ется многими факторами, из которых на первый план выдвигается сам характер этого вида государственной деятельности. Она на­столько многообразна, что не оставляет вне поля своего внимания буквально все проявления государственной и общественной жизни. В любой области экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности действуют, причем повседневно, те или иные органы исполнительной власти и пред­ставляющие их должностные лица. Они постоянно взаимодейству­ют с гражданами и их различными объединениями, с государст­венными и негосударственными предприятиями и учреждениями, наконец, с другими государственными органами.

Очевидно, что такого рода взаимодействие может быть резуль­тативным только при условии строгого и неуклонного соблюдения исполнительными органами (должностными лицами) требований законодательства. В этом важнейшая гарантия реальной защи­щенности прав и законных интересов всех, кто по тем или иным причинам является участником отношений с этими органами и лицами. Таким образом, прежде всего законность предполагает, что субъекты исполнительной власти при осуществлении возло­женных на них функций и использовании предоставленных им полномочий должны следовать букве и духу закона.

Особая значимость такого требования, предъявляемого к государственно-управленческой деятельности, проявляется в том, что в управленческих отношениях, где ее субъекты выступают в роли управляющих, т.е. имеющих возможность в той или иной степени диктовать свою волю, задействованы десятки миллионов людей, сотни тысяч различного характера предприятий, учреждений и организаций. Именно в силу этого обеспечение правомерности рас­порядительных действий таких субъектов является необходимым условием недопущения административного произвола и иных бюрократических извращений.

Нельзя не учесть и тот факт, что органы исполнительной влас­ти вправе самостоятельно творить нормы права, т.е. осуществлять нормотворческую деятельность. В условиях верховенства Консти­туции РФ и законов очевидно, что установление ими юридически обязательных правил поведения в сфере государственного управ­ления должно непременно базироваться на прочном правовом фундаменте – на основе и во исполнение закона. Впрочем, оче­видно, что таковой фундамент призван определять все варианты практической реализации исполнительной власти, ибо централь­ной задачей этой ветви государственной власти является исполнительство, т.е. проведение в жизнь требований действующего законодательства.

Как известно, субъекты исполнительной власти и их предста­вители (должностные лица) наделены, хотя и в различном объеме, полномочиями по внесудебному, т.е. собственно административ­ному, принуждению.

Административная юрисдикция в состоянии обеспечить свои предупредительные, пресекательные и наказательные цели лишь при условии строгого соблюдения при применении соответствую­щих мер требований материального и процессуального права.

В сфере государственного управления функционирует на ее раз­личных уровнях (РФ, ее субъекты, предприятия и организации и т.п.) самое большое число государственных органов и должност­ных лиц. Ни система представительных органов, ни система судеб­ных или прокурорских органов не в состоянии конкурировать в этом смысле с ними. Поэтому существенное значение приобретает проблематика внутренней организации системы исполнительной власти, т.е. такое построение взаимоотношений между вышестоя­щими и нижестоящими ее звеньями (распределение компетенции, полномочий и ответственности), которое обеспечивало бы их сла­женную, эффективную и результативную работу. Ясно, что и в данном случае следование правовым требованиям является непре­менным условием управленческой дисциплины, в основе кото­рой – принцип законности.

В современных условиях законность государственно-управлен­ческой деятельности приобретает новое качественное содержание в связи с широкой масштабностью негосударственных форм кол­лективного и индивидуального предпринимательства. Использо­вание исключительно правовых, т.е. основанных на законодатель­стве, средств регулирующего воздействия на эту категорию управ­ляемых может способствовать развитию их инициативы и актив­ности в решении общественно значимых задач.

Наконец, говоря о значении принципа законности для процесса реализации исполнительной власти, следует учитывать и совре­менное выражение федерализма в сфере государственного управ­ления. В этой связи актуальна проблема правильного сочетания федерального административного законодательства и такого же законодательства, самостоятельно формируемого на уровне субъ­ектов РФ. Это, в частности, означает строгое следование нормам, закрепленным в ст. 71–73 и 76 Конституции РФ, обеспечение реального единства системы исполнительной власти, правомер­ности взаимной передачи полномочий.

В этом же плане можно говорить и о запрете на ограничение прав исполнительных органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов исполнительной власти, но так или иначе постоянно контактируют с ними.

Таким образом, в обобщенном виде проблема законности и ее обеспечения в процессе реализации исполнительной власти явля­ется конкретным проявлением подзаконности государственно-уп­равленческой деятельности.

Наши рекомендации