Регистрационное производство

Регистрация – акт официального признания законности тех или иных действий. Так, органы юстиции осуществляют государ­ственную регистрацию нормативных актов органов исполнитель­ной власти, уставов общественных и религиозных объединений, юридических лиц и прав на недвижимость.

Регистрации подлежат нормативные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, и носят межведом­ственный характер.

Для регистрации общественных объединений в органы юсти­ции подаются: заявление, устав, сведения об учредителях и т.п. Документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции). Общественное объединение вправе не регистрироваться; в таком случае оно не приобретает права юридического лица. Органы юстиции принимают решение зарегистрировать общественное объединение и выдают ему свидетельство о регистрации. Отказ в государственной регистрации воз­можен пo причинам противоречия устава Конституции РФ консти­туциям (уставам) субъектов РФ, а также законодательству об об­щественных объединениях; непредставления всех необходимых документов или представления недостоверной информации и т.п.

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. уста­навливает, что регистрация является юридическим актом призна­ния и подтверждения государством возникновения или прекраще­ния прав на недвижимость.

Регистрация проводится регистрационными палатами, являю­щимися учреждениями юстиции. Установлено, что регистрация осуществляется не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для регистрации. Реги­страция является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В настоящее время осуществляется регистрационный учет граждан.

Правительство РФ утвердило 17 июля 1995 г. Правила реги­страции и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ. В связи с узаконе­нием свободы передвижения, выбора места пребывания и житель­ства, была отменена прописка и выписка граждан. Ее заменил регистрационный учет, осуществляемый по месту жительства или пребывания органами внутренних дел или местной администра­цией.

Если гражданин изменил место жительства, он обязан в тече­ние семи дней с момента прибытия на новое место жительства обратиться в органы регистрационного учета с заявлением и соот­ветствующими документами для оформления регистрации. Реги­страция временного пребывания граждан (гостиница, санаторий и т.п.) осуществляется в том же порядке, но в течение трех дней.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какой порядок установлен для подготовки к изданию нормативных правовых актов управления?

2. В чем юридическая сущность лицензионного производства?

3. Что означает государственная регистрация тех или иных действий?

Глава 17. ЮРИСДИКЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Производство по жалобам

Жалобы всегда связаны с представлением жалобщика о том, что его права или законные интересы нарушены или ущемлены действиями или правовыми актами должностных лиц органов ис­полнительной власти. Для установления правомерности либо не­обоснованности такого рода обращений граждан, а также в интере­сах защиты их субъективных прав предусматривается специаль­ное производство. Его предметом является прямо выраженный спор о праве административном.

Нормативный правовой материал по этому виду производства чрезвычайно разобщенный. Конституция РФ предусматривает лишь судебное обжалование решений и действий (или бездейст­вия) исполнительных органов и должностных лиц (ч. 2 ст. 46). Но существует и административный порядок обжалования этих же действий и решений.

Он, к сожалению, в самой общей форме определяется действу­ющим и в наши дни Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граж­дан» от 12 апреля 1968 г. Конституция РФ, не говоря прямо о жалобах граждан, адресуемых в административном порядке, тем не менее закрепляет их право обращаться лично, а также направ­лять индивидуальные и коллективные обращения в государствен­ные органы (ст. 33). Очевидно, что жалоба является одной из форм подобного обращения.

Общие правила административного производства по жалобам следующие. Жалобы подаются в исполнительный орган (долж­ностному лицу), к непосредственному ведению которого относится разрешение поставленного гражданином вопроса об оспаривании правомерности действий или решений подчиненного ему (ниже­стоящего) должностного лица или органа. Запрещается направ­лять жалобы для разрешения тем должностным лицам, чьи дейст­вия являются предметом жалобы. В некоторых случаях преду­сматривается обжалование по команде, т.е. через то должностное лицо, чьи действия обжалуются; последний обязан передать ее в вышестоящую инстанцию со своими объяснениями (например, это установлено для военнослужащих). Если жалоба поступила в орган, не компетентный разрешить ее, он обязан в пятидневный срок направить жалобу компетентному органу с уведомлением об этом гражданина.

Для рассмотрения жалобы установлен месячный срок со дня ее поступления. Если жалоба не требует дополнительной проверки, она должна быть разрешена безотлагательно, но не позднее 15 дней. Для некоторых категорий граждан установлены более ко­роткие сроки разрешения их жалоб (например, жалобы военнослу­жащих разрешаются в семидневный срок).

Жалоба подлежит проверке, т.е. требуется расследование, изу­чение содержащихся в ней сведений. При необходимости в допол­нительной проверке ее рассмотрение может быть в порядке исклю­чения продлено до двух месяцев. В подобных случаях для провер­ки изложенных в жалобе фактов может назначаться ответствен­ный работник, который истребует все необходимые для вынесения объективного решения материалы. Решение по жалобе должно быть мотивированным, положительное решение – обоснован­ным, а исполнение решения – организованным. Оно своевремен­но сообщается гражданину.

Если гражданин не согласен с решением по жалобе, т.е. она не удовлетворена, он вправе обжаловать это решение в администра­тивном порядке в вышестоящий исполнительный орган или в суд.

Нарушение порядка рассмотрения жалоб граждан влечет за собой дисциплинарную ответственность должностных лиц.

Некоторые особенности обжалования в административном по­рядке установлены, например, КоАП, где предусмотрен альтерна­тивный порядок обжалования постановлений о наложении адми­нистративных взысканий – либо в орган управления, либо в суд. После административного рассмотрения жалобы возможно обра­щение с жалобой в суд.

В настоящее время судебное обжалование осуществляется на основе Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободу граждан» от 27 апреля 1993 г. (ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970).

Такого рода действия и решения могут быть обжалованы граж­данами также в органы прокуратуры.

Решение по жалобе в пользу заявителя по общему правилу вле­чет за собой отмену или изменение обжалованного действия (реше­ния), а также ответственность должностного лица, чьи действия были признаны в административном или судебном порядке непра­вильными.

Дисциплинарное производство

Его суть заключена в применении к лицам, совершившим пра­вонарушение в виде дисциплинарного проступка, предусмотрен­ных нормами права дисциплинарных взысканий. В отношении государственных служащих речь идет о совершении ими служеб­ных проступков (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по должности).

Производство по наложению дисциплинарных взысканий на служащих в настоящее время регламентировано многими норма­тивно-правовыми актами, что предопределено наличием различ­ных форм государственно-служебных отношений (собственно государственная служба, военная служба, служба в органах внутрен­них дел, в органах налоговой полиции и т.п.). Кроме того, на госу­дарственных служащих распространяются в соответствующих случаях нормы трудового законодательства и правила внутреннего трудового распорядка. Важное значение для правового регулиро­вания дисциплинарного производства имеет Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 6 июня 1996 г.

Общее, что характерно для дисциплинарного производства не­зависимо от специфического характера службы, заключается в том, что дисциплинарное взыскание налагается лицом (руководи­телем) или органом, назначившим (имеющим право назначать) со­вершившего служебный проступок на должность. Объясняется это тем, что дисциплинарное взыскание может быть наложено, как правило, в порядке служебного подчинения, т.е. руководителем, обладающим в отношении подчиненных работников дисципли­нарной властью. Налицо, следовательно, специальный субъект применения этой власти.

Порядок дисциплинарного производства в обобщенном виде следующий. Взыскание применяется непосредственно за обнару­жением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнару­жения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Днем обнаружения проступка является день, когда должностному лицу, налагающему взыскание, стало об этом из­вестно.

Указом Президента РФ также установлено, что руководители федеральных органов исполнительной власти и главы исполни­тельной власти субъектов РФ обязаны рассматривать не позднее трех дней сообщения, опубликованные в средствах массовой ин­формации, в том числе в теле- и радиопередачах, о нарушениях подчиненными должностными лицами и работниками законов, а также служебных обязанностей. Не позднее трех недель с момента опубликования материалов необходимо сообщать средствам массовой информации итоги рассмотрения дел. До применения дисциплинарного взыскания с работника должно быть затребовано письменное объяснение, а также обеспечена возможность личного приема привлекаемого к ответственности руководителем.

Государственный служащий, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на месяц) отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности.

При необходимости проводится служебная проверка указан­ных в объяснениях сведений с вынесением заключения по резуль­татам проверки. Возможно также проведение ревизии или провер­ки финансово-хозяйственной деятельности.

Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а при расследовании (проверке) – не позднее одного года со дня его совершения. За каждый про­ступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыс­кание.

При наложении взыскания учитываются: характер проступка; обстоятельства, при которых он совершен; прежнее поведение слу­жащего; соответствие степени вины и тяжести совершенного про­ступка. Не может быть наложено дисциплинарное взыскание за деяния, совершение которых наказуемо в ином порядке.

Дисциплинарное взыскание налагается прямым начальником в устной (замечание, выговор) или письменной форме. Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарно­го взыскания с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) служащему, подвергнутому взысканию, под распис­ку. В военизированных службах взыскание может быть объявлено перед строем или на совещании.

Дисциплинарное взыскание считается снятым, если в течение года со дня его наложения служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Руководитель, применивший взыс­кание, может снять его досрочно по собственной инициативе, по ходатайству трудового коллектива при условии добросовестного поведения работника. Меры поощрения во время действия взыска­ния не применяются.

Устное взыскание считается снятым по истечении одного ме­сяца.

Приказ (решение) о наложении дисциплинарного взыскания может быть обжалован по команде (административный порядок) или в суд. Для обжалования установлен трехмесячный срок.

Наши рекомендации