Регистрационное производство
Регистрация – акт официального признания законности тех или иных действий. Так, органы юстиции осуществляют государственную регистрацию нормативных актов органов исполнительной власти, уставов общественных и религиозных объединений, юридических лиц и прав на недвижимость.
Регистрации подлежат нормативные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, и носят межведомственный характер.
Для регистрации общественных объединений в органы юстиции подаются: заявление, устав, сведения об учредителях и т.п. Документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции). Общественное объединение вправе не регистрироваться; в таком случае оно не приобретает права юридического лица. Органы юстиции принимают решение зарегистрировать общественное объединение и выдают ему свидетельство о регистрации. Отказ в государственной регистрации возможен пo причинам противоречия устава Конституции РФ конституциям (уставам) субъектов РФ, а также законодательству об общественных объединениях; непредставления всех необходимых документов или представления недостоверной информации и т.п.
Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. устанавливает, что регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения или прекращения прав на недвижимость.
Регистрация проводится регистрационными палатами, являющимися учреждениями юстиции. Установлено, что регистрация осуществляется не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для регистрации. Регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
В настоящее время осуществляется регистрационный учет граждан.
Правительство РФ утвердило 17 июля 1995 г. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ. В связи с узаконением свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства, была отменена прописка и выписка граждан. Ее заменил регистрационный учет, осуществляемый по месту жительства или пребывания органами внутренних дел или местной администрацией.
Если гражданин изменил место жительства, он обязан в течение семи дней с момента прибытия на новое место жительства обратиться в органы регистрационного учета с заявлением и соответствующими документами для оформления регистрации. Регистрация временного пребывания граждан (гостиница, санаторий и т.п.) осуществляется в том же порядке, но в течение трех дней.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какой порядок установлен для подготовки к изданию нормативных правовых актов управления?
2. В чем юридическая сущность лицензионного производства?
3. Что означает государственная регистрация тех или иных действий?
Глава 17. ЮРИСДИКЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Производство по жалобам
Жалобы всегда связаны с представлением жалобщика о том, что его права или законные интересы нарушены или ущемлены действиями или правовыми актами должностных лиц органов исполнительной власти. Для установления правомерности либо необоснованности такого рода обращений граждан, а также в интересах защиты их субъективных прав предусматривается специальное производство. Его предметом является прямо выраженный спор о праве административном.
Нормативный правовой материал по этому виду производства чрезвычайно разобщенный. Конституция РФ предусматривает лишь судебное обжалование решений и действий (или бездействия) исполнительных органов и должностных лиц (ч. 2 ст. 46). Но существует и административный порядок обжалования этих же действий и решений.
Он, к сожалению, в самой общей форме определяется действующим и в наши дни Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г. Конституция РФ, не говоря прямо о жалобах граждан, адресуемых в административном порядке, тем не менее закрепляет их право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы (ст. 33). Очевидно, что жалоба является одной из форм подобного обращения.
Общие правила административного производства по жалобам следующие. Жалобы подаются в исполнительный орган (должностному лицу), к непосредственному ведению которого относится разрешение поставленного гражданином вопроса об оспаривании правомерности действий или решений подчиненного ему (нижестоящего) должностного лица или органа. Запрещается направлять жалобы для разрешения тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы. В некоторых случаях предусматривается обжалование по команде, т.е. через то должностное лицо, чьи действия обжалуются; последний обязан передать ее в вышестоящую инстанцию со своими объяснениями (например, это установлено для военнослужащих). Если жалоба поступила в орган, не компетентный разрешить ее, он обязан в пятидневный срок направить жалобу компетентному органу с уведомлением об этом гражданина.
Для рассмотрения жалобы установлен месячный срок со дня ее поступления. Если жалоба не требует дополнительной проверки, она должна быть разрешена безотлагательно, но не позднее 15 дней. Для некоторых категорий граждан установлены более короткие сроки разрешения их жалоб (например, жалобы военнослужащих разрешаются в семидневный срок).
Жалоба подлежит проверке, т.е. требуется расследование, изучение содержащихся в ней сведений. При необходимости в дополнительной проверке ее рассмотрение может быть в порядке исключения продлено до двух месяцев. В подобных случаях для проверки изложенных в жалобе фактов может назначаться ответственный работник, который истребует все необходимые для вынесения объективного решения материалы. Решение по жалобе должно быть мотивированным, положительное решение – обоснованным, а исполнение решения – организованным. Оно своевременно сообщается гражданину.
Если гражданин не согласен с решением по жалобе, т.е. она не удовлетворена, он вправе обжаловать это решение в административном порядке в вышестоящий исполнительный орган или в суд.
Нарушение порядка рассмотрения жалоб граждан влечет за собой дисциплинарную ответственность должностных лиц.
Некоторые особенности обжалования в административном порядке установлены, например, КоАП, где предусмотрен альтернативный порядок обжалования постановлений о наложении административных взысканий – либо в орган управления, либо в суд. После административного рассмотрения жалобы возможно обращение с жалобой в суд.
В настоящее время судебное обжалование осуществляется на основе Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободу граждан» от 27 апреля 1993 г. (ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970).
Такого рода действия и решения могут быть обжалованы гражданами также в органы прокуратуры.
Решение по жалобе в пользу заявителя по общему правилу влечет за собой отмену или изменение обжалованного действия (решения), а также ответственность должностного лица, чьи действия были признаны в административном или судебном порядке неправильными.
Дисциплинарное производство
Его суть заключена в применении к лицам, совершившим правонарушение в виде дисциплинарного проступка, предусмотренных нормами права дисциплинарных взысканий. В отношении государственных служащих речь идет о совершении ими служебных проступков (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по должности).
Производство по наложению дисциплинарных взысканий на служащих в настоящее время регламентировано многими нормативно-правовыми актами, что предопределено наличием различных форм государственно-служебных отношений (собственно государственная служба, военная служба, служба в органах внутренних дел, в органах налоговой полиции и т.п.). Кроме того, на государственных служащих распространяются в соответствующих случаях нормы трудового законодательства и правила внутреннего трудового распорядка. Важное значение для правового регулирования дисциплинарного производства имеет Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 6 июня 1996 г.
Общее, что характерно для дисциплинарного производства независимо от специфического характера службы, заключается в том, что дисциплинарное взыскание налагается лицом (руководителем) или органом, назначившим (имеющим право назначать) совершившего служебный проступок на должность. Объясняется это тем, что дисциплинарное взыскание может быть наложено, как правило, в порядке служебного подчинения, т.е. руководителем, обладающим в отношении подчиненных работников дисциплинарной властью. Налицо, следовательно, специальный субъект применения этой власти.
Порядок дисциплинарного производства в обобщенном виде следующий. Взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Днем обнаружения проступка является день, когда должностному лицу, налагающему взыскание, стало об этом известно.
Указом Президента РФ также установлено, что руководители федеральных органов исполнительной власти и главы исполнительной власти субъектов РФ обязаны рассматривать не позднее трех дней сообщения, опубликованные в средствах массовой информации, в том числе в теле- и радиопередачах, о нарушениях подчиненными должностными лицами и работниками законов, а также служебных обязанностей. Не позднее трех недель с момента опубликования материалов необходимо сообщать средствам массовой информации итоги рассмотрения дел. До применения дисциплинарного взыскания с работника должно быть затребовано письменное объяснение, а также обеспечена возможность личного приема привлекаемого к ответственности руководителем.
Государственный служащий, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на месяц) отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности.
При необходимости проводится служебная проверка указанных в объяснениях сведений с вынесением заключения по результатам проверки. Возможно также проведение ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности.
Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а при расследовании (проверке) – не позднее одного года со дня его совершения. За каждый проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
При наложении взыскания учитываются: характер проступка; обстоятельства, при которых он совершен; прежнее поведение служащего; соответствие степени вины и тяжести совершенного проступка. Не может быть наложено дисциплинарное взыскание за деяния, совершение которых наказуемо в ином порядке.
Дисциплинарное взыскание налагается прямым начальником в устной (замечание, выговор) или письменной форме. Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) служащему, подвергнутому взысканию, под расписку. В военизированных службах взыскание может быть объявлено перед строем или на совещании.
Дисциплинарное взыскание считается снятым, если в течение года со дня его наложения служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Руководитель, применивший взыскание, может снять его досрочно по собственной инициативе, по ходатайству трудового коллектива при условии добросовестного поведения работника. Меры поощрения во время действия взыскания не применяются.
Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца.
Приказ (решение) о наложении дисциплинарного взыскания может быть обжалован по команде (административный порядок) или в суд. Для обжалования установлен трехмесячный срок.