Взаимодействие в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии преступлений.
заключение и реализация договоров о борьбе с преступлениями, представляющие международную опасность
оказание правовой помощи по уголовным делам, включая экстрадицию
разработка международных норм и стандартов, обеспечивающих защиту прав человека в сфере охраны порядка
регламентирование вопросов национальной и международной юрисдикции
признание и использование решений иностранных органов по административным и уголовным делам
взаимодействие в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии преступлений.
Здесь речь всего идет о:
-насильственных преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности
-террарестических актах
-коррупций и деятельности организованной преступности
-незаконном обороте оружия, боеприпасов…
Принципы М С:
-неприменение силы и угрозы силой
-мирное разрешение международных споров
-вмешательство во внутренние дела
-межгосударственное сотрудничество
-суверенное равенство государств
Спец принципы:
-невыдача политических эмигрантов
-неотвратимость наказания
-гуманность
-защита прав граждан за границей
Сказанное позволяет констатировать что в ходе м/ународ-го сотруд-ва в борьбе с преступ-ю госуд-ва и представл-я их правоохр-е органы обязаны учитывать в своей в своей деят-ти как общепринятые принципы так и принципы внутренней уголов-й политикизакрепл-е в констит-ом, уголовном, угол-исполн законод-ве госуд-в.
Статья 457. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи
1. В соответствии со своими международными обязательствами Российская Федерация может исполнять запросы иностранных государств о правовой помощи. Основанием для исполнения таких запросов являются международный договор Российской Федерации, международное соглашение или письменное обязательство на основе принципа взаимности.
2. Направляемый в Российскую Федерацию запрос должен исходить от компетентного органа или должностного лица иностранного государства и быть надлежащим образом оформленным. При получении соответствующим органом, указанным в ч.3 ст.453 УПК, запроса об оказании содействия в производстве процессуальных действий, проведение которых входит в его компетенцию, определяется лицо (или орган), которое будет непосредственно исполнять содержащуюся в запросе просьбу.
3. Процессуальные действия, указанные в запросе иностранного государства, производятся в соответствии с нормами УПК РФ. Положение об использовании при исполнении запроса норм национального законодательства закреплено в международных договорах РФ, международных соглашениях (см. также коммент. к ст.455 УПК).
Статья 464. Отказ в выдаче лица
1. Выдача лица не допускается, если:
1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;
2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;
4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;
5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации;
6) деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства о выдаче, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации не является преступлением.
2. В выдаче лица может быть отказано, если:
1) утратил силу. - Федеральный закон от 17.12.2009 N 324-ФЗ;
2) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;
3) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;
4) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.
3. Если выдача лица не производится, то Генеральная прокуратура Российской Федерации уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа.
ВОПРОС. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью в рамках ООН.
В условиях постоянного роста преступности международное сообщество вынуждено координировать вопросы борьбы с преступностью в рамках межправительственных и неправительственных организаций. На универсальном уровне этими вопросами призвано заниматься ООН.
Международный Суд ООН рассматривает конкретные дела. Например, а 1980 году рассмотрено дело о захвате американских заложников в Иране.
Работа по координации сотрудничества государств по борьбе с преступностью возложена на Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС).В его система функционирует ряд специальных вспомогательных органов. К ним относятся Комиссия по правам человека, Комиссия по наркотическим средствам, по международному терроризму, Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней
Процедура передачи выдаваемого лица иностранному государству
Основанием передачи лица, осужденного судом Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а равно для передачи гражданина Российской Федерации, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы, для отбывания наказания в РФ считаются международный договор РФ с соответствующим иностранным государством либо письменное соглашение Генерального прокурора РФ с компетентными органами и должностными лицами иностранного государства на основе принципа взаимности.
Передача лица осужденного в Российской Федерации, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, допускается до отбытия им наказания в виде лишения свободы по ходатайству осужденного либо его представителя, а также по просьбе компетентного органа соответствующего государства с согласия осужденного.
Передача лица может быть осуществлена только после вступления приговора в законную силу по решению Генерального прокурора РФ или его заместителя, который сообщает о состоявшейся передаче суду, вынесшему приговор. Порядок и форма обращения к государству с просьбой о передаче осужденного предусматривается в двусторонних международных договорах.
По общему правилу обращение составляется в письменной форме и к нему должны быть приложены:
-сведения о личности осужденного (фамилия, имя, отчество, время и место рождения);
-информация о гражданстве осужденного или его постоянном месте жительства.
Юрисдикция Международного уголовного суда
Юрисдикция - установленная законом (или иным нормативным актом) совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т.е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям. Юрисдикция определяется в зависимости от вида и характера разрешаемых дел, территориальной их принадлежности, от участвующих в деле лиц.
В международном праве различают территориальную и личную (национальную) юрисдикцию.
Под территориальной понимается такая юрисдикция государства, которая осуществляется в пределах определенной территории.
Личная (национальная) юрисдикция осуществляется государством в отношении своих граждан, находящихся за пределами его территории, например, в открытом море, в Антарктике.
Формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью может осуществляться в следующих основных формах:
а) оказание взаимной правовой помощи по уголовным делам
б) выдача лиц, совершивших преступления, для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора;
в) передача осужденных к, лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания в государства их гражданства или постоянного места жительства;
г) обмен оперативной, правовой и иной информацией;
д) выполнение поручений по международному розыску;
е) обеспечение прав и свобод граждан данного государства при осуществлении уголовного правосудия в другой стране;
ж) подготовка кадров, обмен опытом работы правоохранительных органов различных государств в борьбе с международной преступностью;
з) предоставление экспертных и консультативных услуг, специальных научно-технических средств и оказание иной материально-технической помощи;
и) совместное изучение проблем преступности и борьбы с ней, прогнозирование и программирование этой деятельности;
к) участие в официальных мероприятиях (конгрессах, совещаниях) и научно-практических конференциях (семинарах, симпозиумах), обсуждающих проблемы международного сотрудничества в предупреждении преступности, борьбе с ней и при обращении с правонарушителями.
Любая из форм международного сотрудничества в борьбе с преступность наполняется конкретным содержанием, дифференцируется и реализуется конкретным субъектом (международной организацией, государством или государственным органом), участвующим в таком сотрудничестве.