Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
К.К.Яушев,
обозреватель газеты «Кызыл тан»
Конституция Республики Башкортостан кроме функций установления правил взаимоотношений гражданина и государства, гражданина с другими субъектами права выполняет функцию сохранения этносов, проживающих в республике и прежде всего башкирского народа.Другой государственности или иной организованной общности у башкир нет. В этом, пожалуй, наиболее принципиальное отличие Конституций Республики Башкортостан,как и Конституций других национальных республик Российской Федерации, от Конституциймононациональных (илиблизкихк. мононациональному) государств.
Следует специально остановиться на некоторых положениях Конституции Республики Башкортостан, связанных с функцией сохранения этнических особенностей населения республики в условиях сегодняшних реалий общественно-политической жизни России.
Объявление суверенитета республики во многом было продиктовано этими соображениями, хотя, естественно, имелись и экономические интересы. Несостоятельны и изначально неверны обвинения в сепаратизме, выдвигаемые определенными кругами в Москве в адрес руководства республики. При наличии государственности суверенитет выступает как гарант сохранения наций, Конституция - правовой механизм реализации суверенитета, а воля граждан - гарант сохранения суверенитета.
Декларация о государственном суверенитете республики, все ее идеи и принципы полностью вошли в текст Конституции Республики Башкортостан. Более того, подписание Федеративного договора укрепило основы суверенитета республики, благодаря юридически признанному Приложению к Федеративному договору. Таким образом Приложение к Федеративному договору от Республики Башкортостан явилось второй составной частью будущей Конституции нового Башкортостана. Третьим фактором, укрепившим суверенитет республики в рамках новой Конституции Республики Башкортостан, явилось введение поста Президента Республики Башкортостан,
Подытоживая сказанное, можно констатировать, что Конституция Республики Башкортостан, как и ее суверенитет - не цель, а средство, точнее, правовой механизм сохранения этносов, живущих в тесном соприкосновении с иной культурной средой.
Как же решается вопрос защиты суверенитета республики Конституцией Республики Башкортостан? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим некоторые факторы, направленные на ослабление суверенитета.
Как уже было сказано, основные проблемы в реализации суверенитета республики возникают из-за неопределенности формы государственности самой России, что приводит к некоторым нестыковкам Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан, Во-первых, Конституция Российской Федерации не совсем четко определяет понятие «Россия» или «Российская Федерация». Как, например, понимать «Договор Челябинской области с Российской Федерацией»? Еще больше запутывает дело понятие «федеральный центр», или «Центр». По крайней мере так называемый центр ведет себя не как нанятая на службу группа чиновников, а как некий всемогущий 90-й субъект. Такое положение закреплено в статьях 4 (пункт 2), 15 (пункт 1), 76 (5,6), 88 Конституции Российской Федерации. Реакция Центра на известные высказывания президента Калмыкии К.Илгомжинова еще раз показывает, что чиновников Центра и российских государственников не устраивает наличие суверенных республик в Российской Федерации- Они не считают сложившееся государственно-территориальное устройство оптимальным для России-. ской Федерации. Отсюда и требования пересмотра Конституций республик, отсюда и разговоры о губернизации России, отсюда и призывы об уменьшении числа субъектов Российской Федерации за счет объединения республик и российских областей. В настоящее время под лозунгом «уравнивания прав субъектов» Центр практикует метод ползучей десуве-, ренизации республик, урезая шаг за шагом их права и полномочия.
В сложившихся условиях защита Конституции является одновременно и защитой провозглашенного государственного суверенитета. Конституция Республики Башкортостан позволяет вести планомерную работу по усилению основ федерализма в России и укреплению прямых экономических связей республики с другими субъектами Российской Федерации и зарубежными странами, что также позволяет укрепить основы суверенитета. Однако, как было уже сказано, главной опорой суверенитета является воля многонационального народа республики. Для того, чтобы народ защищал суверенитет, необходимо, чтобы каждый этнос считал Башкортостан родным домом, а себя - равным в сотрудничестве народов Республики Башкортостан и Российской Федерации. Конституция республики принята от имени многонационального народа и во всех статьях подтверждает их равноправие во всех областях. Правда, наличие статьи 69, где говорится, что Республика Башкортостан образована в результате реализа-
ции права башкирской нации на самоопределение, некоторыми политиками трактуется как придание особых прав башкирскому народу. Однако при внимательном изучении Конституции ясно, что эта статья - скорее дань уважения многим поколениям башкир, которые при помощи дипломатии, а когда надо и силы закладывали основы сегодняшней государственности. Более того, статья 3 провозглашает, что «носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Республике Башкортостан является ее многонациональный народ». А статьи 20,36,53 закрепляют равенство всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и т.д. Статьи 33, 35, 36 гарантируют равноправие языков народов Республики Башкортостан. Кстати, такое же положение было закреплено и в Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан. В условиях Башкортостан языковой вопрос может выступать детонатором деструктивных процессов, так и самым сильным, укрепляющим суверенитет фактором.
Межнациональный мир и согласие, а также экономическое процветание - самые сильные защитники суверенитета Башкортостана, позволяющие претворять в жизнь идеи и планы, а, следовательно, защищать суверенитет Республики Башкортостан.