И.о. заместителя руководителя Секретариата Государственного Собрания РеспубликиБашкортостан
Идея разделения властей в организации и осуществлении государственной власти имеет многовековую историю. Исторический процесс совершенствования государственно-правовых форм, направленный на демократические преобразования государственного устройства, привел человечество к необходимости организовать государственную власть по принципу ее разделения. Такая необходимость, взвешенная и выверенная временем, приобрела форму доктрины, сформулированной в эпоху просвещения учеными XVII века англичанином Джоном Локком и французом Шарлем Монтескье, получившей свое первое юридическое закрепление в Конституции США 1787 года.
Смена нескольких «поколений» конституций связана со стремлением к демократизации общества, ориентированного на общечеловеческие ценности.
Надо отдать должное правоведам, стоявшим у истоков Конституции Республики Башкортостан 1993 года, материализовавших исторический опыт демократическогоразвития государственности.Основополагающиепринципы демократических преобразований нашли свое отражение в статье 6 Конституции, которая четко определила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную приусловии ихсамостоятельности и единства,
Особенность рассматриваемого нами принципа государственного устройства заключается в том,что он составляет первичную и основополагающую нормативную базу для остальных положений Конституции, иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан. В них закрепляются юридические и иные гарантии принципа разделения власти, устанавливается компетенция органов государственной власти Республики Башкортостан, порядок принятия ими нормативных правовых актов, закрепляется система сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие, обеспечивается взаимодействие властей как единого государственного механизма.
Анализ конституционного разделения властей высвечивает две плоскости вопроса: горизонтальную и вертикальную-
По горизонтали - это вопросы разделения властных полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвямивласти.
По вертикали - вопросы разделения государственно-властных полномочий между федеральным центром и органами государственной вла' сти республики.
В силу Конституции Республики Башкортостан (статьи б, 7) орга нами, олицетворяющими законодательную, исполнительную и судебнуя власти, являются Государственное Собрание Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан, Кабинет Министров Республик! Башкортостан, суды Республики Башкортостан.
Принцип разделения властей требует строгого разграничения компетенции государственных органов, что получило свое закрепление s Конституции, предусмотренных ею законах и других нормативных правовые актах республики.
Так, глава VIII Конституции «Организация государственной власти) закрепляет в своих статьях статус Президента Республики Башкортостан основы организации и деятельности, компетенцию Государственного Собрания и Кабинета Министров Республики Башкортостан, В главе XII определены основы судебной системы республики.
Краткая характеристика каждой ветвивласти, основанная на конституционных нормах, может быть следующей.
Государственное Собрание Республики Башкортостан (статьи 79-90) - высший представительный и законодательный орган Республики Башкортостан. Государственное Собрание принимает Конституцию, вносит в нее изменения и дополнения, принимает кодексы и законы Республики Башкортостан; совместно с Президентом определяет внутреннюю в внешнюю политику Республики Башкортостан; утверждает государственный бюджет, осуществляет контроль за его исполнением; дает согласи Президенту на назначение Премьер-министра; принимает постановления о проведении выборов Президента, депутатов Государственного Собрание представительных органов местной власти; избирает Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды; назначает Прокурора и Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека. По Конституции Государственное Собрание наделено и многими другими полномочиями.
Президент Республики Башкортостан (статьи91-99) - глава республики (государства)и ее высшее должностное лицо, Институт Президента-принципиально новый у нас институт власти. Президент избирается гражданами республики наоснове всеобщегоравного прямого избирательного права при тайном голосовании.
Личность Президента неприкосновенна и охраняетсязаконом.
Согласно конституционным нормам Президент Республики Башкортостан избирается непосредственно ее гражданами, и в этом смысле он является единственным всенародно избранным должностнымлицом республики. Выборы Президента населением определяют чрезвычайно важную роль данного института власти в государственной жизни.
Кабинет Министров Республики Башкортостан - Правительство Республики Башкортостан (статьи 100-107) формируется Президентом и действует как коллегиальный орган. В Конституции в общем виде решены вопросы компетенции Правительства, о юридических способах ее реализации, его взаимоотношении с Государственным Собранием и Президентом Республики Башкортостан. Детально эти вопросы нашли свое отражение в Законе Республики Башкортостан о Кабинете Министров Республики Башкортостан.
Конституционное положение Правительства как органа исполнительной власти Республики Башкортостан имеет ключевое значение для определения статуса Правительства, его прерогатив, структуры, порядка взаимоотношений с республиканскими органами исполнительной власти и органами местного государственного управления.
Судебная власть (статьи 132-141)- важнейший элемент государственности суверенной республики. Суды Республики Башкортостан, осуществляющие судебную власть,в своей совокупностипредставляют судебную систему республики.
Судебную систему Республики Башкортостан составляют: Конституционный суд Республики Башкортостан - высший судебный орган защиты конституционного строя, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства; Верховный суд Республики Башкортостан - высший орган судебной власти, осуществляемой в форме гражданского, административного, уголовного судопроизводства; Высший арбитражный суд Республики Башкортостан - высший экономический судебный орган; местные суды. С принятием Закона Республики Башкортостан «О мировых судьях» в республике вводится также институт мировых судей.
Важно отметить, что в Конституции по-новому решены проблемы соотношения судебной системы Республики Башкортостан в составе федеральной судебной системы.
Однако для осуществления данного конституционного положения необходимо в договорном порядке разрешить возникшиепрактическиевопросы.
Проблема заключается в следующем:имеет ли право на самостоятельное существование судебная система Республики Башкортостан как государство в составе Российской Федерации?
Наличие самостоятельной судебной системыв Республике Башкортостан - свершившийся факт. Республикой принят пакет законов, регламентирующих деятельность всех существующих видов судебных органов, И в этом случае следует исходить из положений Конституции Российской Федерации, которая установила, что государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти в рамках конституционного государственного устройства Федерации (часть 3 статьи 5, часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 77 Конституции российской Федерации), Основываясь на правовой логике, следует, что принципы государственного устройства как у Федерации,так и у ее субъектов должны быть едины, что определяет правомерность наличия судебной системы республик в составе Федерации.
Разумеется, при этом следует учитывать, что федеральные органы судебной власти и органы судебной власти Республики Башкортостан образуют общую судебную систему. Судебная власть должна быть у республик, - это нашло свое закрепление в Договоре от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и орга- — нами государственной власти Республики Башкортостан». :•
Реализация конституционного принципа разделения власти как еди- ь ного государственного механизма возможна только при действии eroJ_ внутренней части, которая состоит из системы сдержек и противовесов. ^1
Продолжая общее освещение исследуемого принципа, рассмотрим « его действие в другой плоскости. Другая плоскость реализации принцип;
разделения государственной власти, закрепленная в конституцией;
нормах, соотносится с федеральной системой государственного устро) ва. Речь идет о разделении властей по вертикали.
Рассматривая конституционный принцип разделения властей в соот^ ношении положений Конституции Российской Федерации (статьи 10,11) и Конституции Республики Башкортостан (статья 5) становится очевидным наличие разграничения властных функций между федеральными и республиканскими органами власти. Скорее всего, это вопрос пределов централизации и децентрализации государственной власти.
Правовая регламентация данного вопроса заложена в конституционных нормах и получила свое развитие в договорных отношениях. Сложность решения вопроса связана с тем, что далеко не все сделано для законодательного решения, с одной стороны, с другой - договорные отноше-
ния еще по-настоящему не развиты.Конечно, все это имеет объективные и субъективные причины.
К объективным можно отнести то, что этот вопрос даже при полной его юридической обеспеченности во многом не может быть решен из-за отсутствия в конечном счете необходимых финансовых ресурсов. Какой бы ни была мотивация государственных деятелей разных уровней при осуществлении властных полномочий, на первый план неизбежно выходят проблемы, связанные с соблюдением пропорций федерального и республиканского бюджетов. • -
Субъективные причины, на наш взгляд, лежат в сознании прошлого. Стереотипы административно-командного управления не позволяют развиваться, существенно тормозя развитие процесса договорных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. В этой связи нам предстоит трудоемкая организационно-правовая работа.