Понятие и признаки правового государства. Основные направления формирования правового государства в Российской федерации.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет : педагогический
Кафедра : начального образования
Реферат
По : правоведению
(дисциплина)
Тема : 31
Студентки : Сокур Анастасии
Специальности : начальное образование
курса : 3
группы : 5-1-14
Номер зачетной книжки_____________
Руководитель _____________________
(уч. степень, звание)
_______________________________________
(Ф.И.О.)
г. Симферополь
2015 - 2016
Понятие и признаки правового государства. Основные направления формирования правового государства в Российской федерации.
Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством
Основные признаки правового государства:
1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).
2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.
3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.
4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.
5. Взаимная ответственность государства и личности:
личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.
6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.
7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.
8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).
Для начала следует отметить, что право как социальная категория — это ядро и нормативная основа всей правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. Вообще по характеру права, существующему в данном конкретном обществе, можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, о правовой политике и правовой идеологии государства.
Итак, правовая система — это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государственная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений.
Правовая система — это сложное, многослойное, многоуровневое, динамическое и в то же время иерархическое образование. Вследствие последней особенности в структуре каждой правовой системы можно выделить свои системы и подсистемы, узлы и блоки. При этом следует отметить, что те элементы, которые входят в правовую систему, неодинаковы по своему значению, содержанию, юридической природе, удельному весу в рамках цельной правовой системы, самостоятельности, степени воздействия на иные компоненты и др.
Правовая система — это часть общесоциальной системы. В современном мире существует большое многообразие различных правовых систем. При этом каждая из этих правовых систем отличается какими-либо особенностями. В частности, российская правовая система организована на федеральной основе, иными словами, в каждой республике, а также в ином субъекте Российской Федерации существует своя отдельная правовая система, которая обязательно должна согласовываться с общефедеральной.
Вследствие наличия большого многообразия видов правовых систем в современном мире их принято классифицировать по различным критериям. При этом существуют разные подходы к вопросу о классификации правовых систем. Однако в настоящее время при классификации правовых систем современности опираются в совокупности на следующие три критерия:
1) этно-географический,
2) технико-юридический,
3) религиозно-этический.
При этом в рамках теории государства и права при изучении понятия «правовая система» выделяют следующие правовые категории: национальная правовая система, правовая семья и группа правовых систем.
Национальная правовая система — это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельно взятой страны. Итак, национальная правовая система — это элемент того или иного конкретного общества, отражающий социально-экономические, политические и культурные особенности данного общества. В настоящее время в современном мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. Однако далеко не все государства имеют развитые и особенно в правокультурном смысле самобытные и целостные национальные юридические (правовые) системы.
Правовая семья — это совокупность национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования. Если взять за основу следующие три критерия: 1) юридический, 2) духовный (религия, этика и т. п.), 3) культурно-исторический, — то можно выделить следующие пять основных видов правовых семей, существующих в современном мире:
1. Семья общего (англосаксонского) права. Общее право исторически сложилось в Англии и действовало на всей ее территории в течение X—XIII вв. Данная форма права существовала в виде законодательства и судебных обычаев. Специфика общего права состояла в отсутствии кодифицированных отраслей права, а также в наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов).
Под судебным прецедентом понимался образец аналогичного судебного дела, рассматриваемого аналогичным судом. Ввиду такого распространения судебного прецедента почти все нормы общего (англосаксонского) права носили казуистический (индивидуальный) характер. В рамках общего права особое внимание уделялось процессуальным нормам, форме судопроизводства, источникам доказательств.
Важным отличительным признаком данной правовой семьи является полная самостоятельность судебной власти от любой иной государственной власти, вследствие этого в странах англосаксонского права отсутствовали такие государственные органы, как прокуратура и административная юстиция.
Следует отметить, что помимо общего права в структуру английского права в настоящее время также входят статутное право — законодательство и «право справедливости».
2. Романо-германская правовая семья. Исторические корни данной правовой семьи уходят в эпоху римского права (I век до н. э. — VI век н. э.). В качестве основного источника права в этом случае выступает именно писаное право, т. е. юридические правила (нормы), сформулированные в законодательных актах государства.
Практика использования судебного прецедента у этой правовой семьи весьма своеобразна. Так, судья, по общему правилу, не обязан, но имеет право следовать решению другого суда по аналогичному делу. Однако этот же судья обязан при разбирательстве дела опираться на решения Верховного и (или) Конституционного Суда. Но и при этом даже высшие судебные инстанции не имеют права создавать новые нормы права в своих решениях, они могут осуществлять лишь толкование уже созданных правовых норм. Таким образом, при романо-германской правовой семье судебные решения одного суда не являются образцами для другого суда.
3. Обычно-традиционная правовая семья. К числу стран, входящих в данную правовую семью, относятся: Япония, государства Тропической Африки и др. Отличительной особенностью правовой системы этих стран является традиционное и религиозное регулирование всех сфер общественной жизни.
Иными словами, в странах обычно-традиционной правовой семьи право рассматривается не как результат деятельности государства, а как нечто само собой существующее, созданное Богом либо обществом. При этом в основе обычно-традиционной правовой семьи лежит система обычаев, по которым живет общество, либо какая-либо система вероучения.
4. Религиозная правовая семья. В рамках данной правовой семьи можно выделить две ее разновидности — мусульманская и индусская.
Мусульманская правовая семья. Вообще, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран — это священная книга ислама и всех мусульман, которая состоит из высказываний пророка Магомета. Коран содержит как религиозные наставления, так и нормы нормативно-юридического характера. Сунна — это мусульманское священное предание о жизни пророка, которое состоит из норм-традиций. Иджма — это сборник комментариев либо толкований норм ислама, которые становятся уже юридическими нормами. Характерными чертами мусульманской правовой семьи являются ее архаичность, казуистический характер норм, отсутствие писаного права и систематизированных правовых отраслей.
Индусская правовая семья. Данная правовая семья охватывает практически все народы, имеющие индийские корни. Индусское право тесно связано с религией — индуизмом. Содержание права составляют обряды, верования, различные идеологические ценности — мораль, философия. Особенное внимание при регулировании общественного поведения уделяется институтам семьи, наследства, социальному положению человека.
5. Славянская правовая семья. Данная правовая семья характеризуется яркой самобытностью, которая обусловлена глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов. Славянская правовая семья характеризуется органической целостностью, единством права и государства, коллективным характером ведения хозяйства. Право этой семьи тесно связано с православным христианством, вследствие чего содержание права несколько сходно с содержанием Библии.
Ведущим элементом славянской правовой семьи является российская правовая система. Историческими, региональными и юридическими источниками современного российского права выступают два противоположных законодательных массива: право Российской империи и советское право. В результате слияния этих правовых массивов российское право пришло в сложное состояние, которое является переходным этапом в процессе эволюции.
Сферой влияния российской правовой системы продолжает оставаться территория бывшего Союза Советских Социалистических Республик. При этом право Российской Федерации — это сердцевина своеобразной юридической экосистемы.
В рамках той или иной конкретной правовой семьи могут существовать более дробные элементы — группы правовых систем. Так, например, внутри романо-германской правовой семьи выделяют следующие группы правовых систем: романское, каноническое и германское право. В рамках англосаксонской правовой семьи существуют правовая система Англии, США и группа правовых систем бывших колониальных владений Великобритании. И наконец, в состав славянской правовой семьи входят следующие группы правовых систем: российское право и западно-славянское право.
Для начала следует отметить, что правовое государство — это такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания государственной власти путем установления правовых норм в целях недопущения злоупотреблений.
Таким образом, в идее правового государства можно выделить два главных элемента:
1) свобода человека, наиболее полное обеспечение его прав и свобод;
2) ограничение государственной власти правовыми нормами.
Вообще, права человека и правовое государство характеризуются общими закономерностями возникновения, функционирования и развития. Основным соединяющим элементом цепи государство—человек должно быть право. В условиях демократического государства устанавливается верховенство права над государственной властью.
В сущности правового государства целесообразно выделить две основные стороны (принципа):
1) социальная сторона — данный принцип выражается в наиболее полном обеспечении прав и свобод человека и гражданина;
2) формально-юридическая сторона — выражается в последовательном связывании посредством права политической власти, в формировании для государственных структур режима правовых ограничений.
Относительно социальной стороны правового государства в ст. 2 Конституции Российской Федерации указывается, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью. Таким образом, в правовом государстве, каким является и Российское государство, права человека и гражданина являются первичными, естественными, а возможность отправления, реализации функций государственной власти становится вторичной, производной.
Что касается формально-юридической стороны правового государства, то она реализуется с помощью следующих способов и средств:
1) система «сдержек и противовесов». Государственная власть ограничивается самими правами и свободами человека и гражданина, т. к. они положены в основу принципа «сдержек и противовесов»;
2) разделение власти. Для утверждения политической свободы, в целях обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью необходимо разграничивать государственную власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. При этом деятельность соответствующих государственных структур должна ограничиваться только их компетенцией (законодательной, исполнительно-распорядительной либо судебной);
3) федерализм. Федеративное устройство дополняет горизонтальное деление государственной власти на три ветви еще и разделением ее по вертикали на исключительную общефедеральную власть, власть субъектов Российской Федерации и совместную власть Российской Федерации и ее субъектов. Тем самым федеративное устройство становится средством «двойной безопасности» прав и свобод человека и гражданина;
4) верховенство закона и его господство в общественной жизни. Законодательство принимается либо самим народом, либо депутатами, которые в сущности выступают также от имени народа. При этом закон не может быть отменен актами исполнительно-распорядительной государственной власти;
5) взаимная ответственность государства и личности. В данном случае государственно-правовая доктрина, провозглашенная в Конституции Российской Федерации, опирается на теорию общественного договора, согласно которой государство и отдельно взятая личность являются равными партнерами, заключившими своеобразное соглашение о сотрудничестве.
Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушения или невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей. Применение мер государственного принуждения к личности также должно носить правовой характер, то есть условия применения данных мер должны быть оговорены и закреплены в юридическом акте.
Кроме рассмотренных выше двух основных сторон (принципов) правового государства, можно выделить и некоторые второстепенные принципы, обеспечивающие реализацию первичных. К числу таких принципов можно отнести следующие принципы: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.
Вообще, основная идея правового государства состоит во взаимном управлении гражданского общества и государства. Несмотря на то что в ст. 1 Конституции Российской Федерации указывается, что Россия — это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, все же на современном этапе развития правовое государство для Российского государства — это лишь цель.
Процесс становления правового государства на территории Российской Федерации происходит наряду с формированием гражданского общества. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование отношений собственности. В современном периоде Россия находится в состоянии правового кризиса, т. к. налицо бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, бюрократизм и т. д. Данные явления являются препятствием на пути к признанию Российского государства правовым.
Вообще, правовое государство — это скорее идеальный тип, лозунг, конституционный принцип ряда мировых государств. Даже если бы было возможно признать пригодной для России концепцию правового государства западного образца, все равно нужно будет сделать множество оговорок. Российской народ был исторически привержен к сильному государству, он расценивает право как некий социальный инструмент в руках государства. Вследствие этого налицо низкая правовая активность населения (проведение референдума, выборов), безынициативность.
Следует отметить, что в силу особенного евразийского расположения Российское государство создает свой специфический образ правового государства.