ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. 1. Формирование советской государственно-политической системы.

1. Формирование советской государственно-политической системы.

2. Власть и общество в условиях гражданской войны.

3. Политика «военного коммунизма».

4. Нэп: причины введения и его содержание.

5. Национально-государственное строительство. Образование СССР.

6. Индустриализация в СССР: успехи и издержки.

7. Коллективизация сельского хозяйства.

8. «Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система.

9. Международное положение и внешняя политика Советского государства в 20–30-е годы.

10. Утверждение тоталитарного режима.

11. Экономический и политический кризис

12. Международная деятельность СССР в 1939–1941 гг.

13. Вторая мировая война. 1939–1945 гг.

14. Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.

15. Советско-японская война.

16. Образование двух мировых систем.

17. Холодная война: причины, проявления, последствия.

18. Восстановление и развитие экономики в СССР. 1945–1955гг.

19. Общественно-политическая и культурная жизнь в СССР. 1945–1953 гг.

20. Либерализация политического режима в СССР. 1953–1964 гг.

21. Административные и хозяйственные реформы Н.С. Хрущева.

22. Непоследовательность курса на демократизацию. 1956–1964 гг.

23. Атмосфера «оттепели» и ее влияние на литературу и искусство.

24. Внешняя политика СССР. 1953–1964 гг.

25. Реформы середины 60-х годов: цели, сущность, итоги.

26. Нарастание кризисных явлений в обществе. 1965–1985 гг.

27. Правозащитное движение и его роль в отечественной истории.

28. Перестройка: замыслы и реальность.

29. Экономические реформы в СССР. 1985–1991 гг.

30. Политическая реформа: цели и этапы. 1988–1991 гг.

31. Движение за суверенитет республик и его последствия. Внешняя политика СССР. 1985–1991 гг.

32. Становление президентской республики в России.

33. Социально-экономическое развитие России в постсоветский период.

34. Политические партии и общественные движения в постперестроечной России.

35. Основные направления внешней политики Российской Федерации (1991–2007).

Требования к выполнению контрольных работ

Выполнение контрольной работы для студентов заочного отделения является обязательным и осуществляется студентом самостоятельно.

В контрольной работе должно быть представлено изложение основного содержания темы на основе изучения 3-4 источников, рекомендованных преподавателем или подобранных студентом самостоятельно.

Контрольная работа должна включать в себя: план из 3-4 вопросов; содержание с обязательным выделением заголовков в точном соответствии с планом; заключение, в котором в тезисной форме выделяется самое главное в изложенной теме; список литературы, оформленный в соответствии с общепринятыми требованиями.

Все ссылки на дополнительную литературу или материалы интернета даются по ходу изложения содержания темы контрольной работы и являются обязательными с указанием автора источника, названия его работы, выходных данных и цитируемой страницы.

Общий объем контрольной работы - не более 18-20 страниц.

Контрольная работа должна быть написана от руки разборчивым почерком и не содержать орфографических ошибок.

Степень самостоятельности и содержательности выполненной контрольной работы учитывается при выставлении зачета.

Зачет выставляется по результатам работы на семинарских занятиях и защиты контрольной работы.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Россия в 1917 году: смена политических режимов.

2. Социальная и экономическая политика «военного коммунизма».

3. Гражданская война: причины, периодизация, факторы победы большевиков.

4. Новая экономическая политика.

5. Национально-государственное строительство. Образование СССР.

6. Альтернативы развития советского общества в конце 20-х годов.

7. Индустриализация в СССР.

8. Коллективизация и ее социально-экономические последствия.

9. Формирование тоталитарного режима.

10. Причины и периодизация Второй мировой войны.

11. Великая Отечественная война: причины, характер, периодизация.

12. Источники, цена и значение победы СССР в Великой Отечественной войне.

13. Создание антигитлеровской коалиции. Итоги и последствия второй мировой войны.

14. Образование двух мировых систем. «Холодная война»: причины, проявление, последствия.

15. Восстановление экономики в СССР и переход к довоенной внутренней политике. 1945–1955 гг.

16. Либерализация политического режима в СССР. 1953–1964 гг.

17. Административные и хозяйственные реформы Н.С. Хрущева.

18. Непоследовательность курса на демократизацию. 1956–1964 гг.

19. Атмосфера «оттепели» и ее влияние на литературу и искусство.

20. Нарастание кризисных явлений в советском обществе. 1965–1985 гг.

21. Перестройка: понятие, предпосылки, периодизация.

22. Политическая реформа: цели и этапы. 1988–1991 гг.

23. Экономические реформы: цели и этапы. 1985–1991 гг.

24. Распад СССР.

25. Формирование территории Российской Федерации. Проблемы взаимоотношений с субъектами.

26. Становление президентской республики в России.

27. Социально-экономическое развитие России в постсоветский период.

28. Основные направления внешней политики Российской Федерации 1991–2007 гг.

АТТЕСТАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Пояснительная записка

Принадлежность к федеральному компоненту подготовки, проведение промежуточного контроля по учебному плану и объем часов обуславливают необходимость организации аттестационно-педагогических измерений (АПИ) по курсу «История России XX в.». Главная цель АПИ осуществить объективную оценку степени соответствия содержания и уровня подготовки студентов по курсу «Отечественная история» требованиям государственного образовательного стандарта.

Содержание материала по курсу «История России XX в.» на основании анализа ГОС и учебной программы было разделено на 10 дидактических единиц (разделов).

В основу их выделения положена общепринятая периодизация этапов исторического развития нашего Отечества, принцип эволюции государственных и политических институтов, системы власти и управления в Советском Союзе и в Российской Федерации, играющий роль индикатора изменений общественного строя. Дидактические единицы определены также с учетом ключевых социально-экономических и культурных процессов развития российского общества, противоречивого взаимодействия революционного, реформистского, консервативного движений, внешней политики государства, войн.

Для адекватного контроля освоения содержания ГОС по курсу «История России XX в.» АПИ оценивают каждый элемент структуры (дидактическую единицу) на заданном уровне освоения. Оценка каждого раздела проводится в бинарной шкале «освоен – не освоен». Для повышения надежности оценки освоения каждой дидактической единицы АПИ строятся как совокупность групп из 3 заданий по каждой контролируемой дидактической единице. Критерий освоения дидактической единицы задан, как верное решение 2 заданий из 3 по каждому разделу. Задания призваны отразить разные аспекты истории – экономику, социальные отношения, внутреннюю и внешнюю политики и т.д.

Поскольку АПИ представляют собой массовые измерения, требующие соответствующей технологии подготовки, проведения, обработки и анализа результатов в кратчайшие сроки, постольку решению этой задачи в наибольшей степени соответствуют тестовые технологии контроля учебных достижений.

18. Дидактическая единица ГОС: Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия

Содержание дидактической единицы (темы заданий): Предпосылки гражданской войны: разгон Учредительного собрания, Брестский мир, продовольственная диктатура в отношении крестьянства, восстание чехословацкого корпуса. Вмешательство иностранных государств. Создание Красной Армии. Белые и красные. Советско-польская война. Причины победы большевиков в гражданской войне. Российская эмиграция.

Политика «военного коммунизма»: национализация предприятий, всеобщая трудовая повинность, продовольственная развёрстка, свёртывание товарно-денежных отношений. Крах «военного коммунизма». Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание.

Уровень деятельности по ГОС:знать и уметь

Норма освоения (зачёта) дидактической единицы: 2

ЗАДАНИЕ.

Тремя характерными чертами политики «военного коммунизма» являлись

Варианты ответов:

¨ Ускоренная национализация всех отраслей промышленности

¨ Открытие бирж труда с целью привлечь к делу обеспечения фронта безработное население

¨ Отмена платы за жильё, коммунальные услуги и транспорт

¨ Всеобщая трудовая повинность

¨ Свобода рыночной торговли

¨ Рост жизненного уровня населения

ЗАДАНИЕ.

Наши рекомендации