Президент Российской Федерации и исполнительная власть

По Конституции РФ 1993 г. Президент не является главой ис­полнительной власти, каковым он был по ранее действовавшей Конституции.

Являясь главой государства, он наделен существенными полно­мочиями, дающими ему возможность активно влиять на организа­цию и функционирование механизма исполнительной власти.

Прежде всего речь пойдет о его полномочиях по формированию структуры и системы федеральных органов исполнительной влас­ти. В соответствии со ст. 83 Конституции РФ он назначает с согла­сия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; по предложению последнего назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, а также федеральных министров. К компетенции Президента РФ отнесено образование федеральных министерств и иных федераль­ных органов исполнительной власти, назначение руководителей государственных комитетов, федеральных служб и др. Система федеральных органов исполнительной власти также утверждается указами Президента РФ по представлению Председателя Прави­тельства РФ. В настоящее время, как уже отмечалось, она опреде­ляется Указом «О структуре федеральных органов исполнитель­ной власти» от 22 сентября 1998 г.

Президент РФ осуществляет общее руководство деятельностью Правительства РФ и непосредственно руководит работой некоторых федеральных органов исполнительной власти. В их числе: ми­нистерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, национальной политики по на­логам и сборам; службы внешней разведки, железнодорожных войск, безопасности, охраны, пограничная; федеральное агентство правительственной связи и информации. Положения об этих орга­нах утверждаются Президентом РФ.

Президент РФ назначает ряд должностных лиц, имеющих пря­мое отношение к функционированию исполнительной власти. Это лица высшего командования Вооруженных Сил РФ, полномочные представители Президента РФ в субъектах РФ, дипломатические представители РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Пра­вительства, участвовать в формировании его Президиума, прини­мать решение об отставке Правительства.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Во­оруженными Силами РФ, вводит на территории РФ военное и чрез­вычайное положение, руководит Советом Безопасности РФ.

Президент РФ вправе отменять правовые акты Правительства РФ, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Его указами регламентируются мно­гие важные стороны деятельности и механизма исполнительной власти.

В распоряжении Президента РФ имеется создаваемый им в со­ответствии с Конституцией РФ специальный аппарат – Админи­страция Президента РФ. В ее задачи входит обеспечение деятель­ности Президента РФ необходимыми организационными и инфор­мационными условиями. В ее составе действует несколько струк­турных подразделений. Среди них наиболее существенна роль Главного государственно-правового управления и Главного кон­трольного управления. Первое из них ведет юридическую работу: подготовку проектов нормативных указов Президента, обеспече­ние его правовой информацией и т.п. Функции второго связаны с осуществлением контроля за исполнением указов Президента РФ органами исполнительной власти.

Вопросы хозяйственного обслуживания Президента и его Ад­министрации отнесены к ведению Управления делами Президен­та РФ.

Существует ряд органов, действующих непосредственно при Президенте РФ, но отнесенных к числу федеральных органов исполнительной власти. Это, например, Федеральное агентство пра­вительственной связи и информации (ФАПСИ), Государственная техническая комиссия при Президенте РФ.

Президент РФ регламентирует своими указами многие стороны государственной службы. В составе его Администрации вопросы этого профиля отнесены к компетенции Совета по вопросам госу­дарственной службы и Управления по кадровой политике.

Наши рекомендации