Основы административно-правового статуса гражданина

Анализ административной правосубъектности различных участников общественных отношений, складывающихся в сфере реализации исполнительной власти, с должной обоснованностью начинается с ознакомления с особенностями административно-правового статуса гражданина. Для этого имеются прочные кон­ституционные основания. Так, ст. 2 Конституции Российской Фе­дерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод чело­века и гражданина – обязанность государства».

Соответственно все звенья системы исполнительной власти призваны обеспечивать имеющимися в их распоряжении средст­вами непреклонное проведение в жизнь этого конституционного принципа. Мало того, права и свободы человека и гражданина оп­ределяют смысл, содержание и применение законов в процессе реализации исполнительной власти (ст. 18 Конституции РФ).

Гражданин России обладает всей полнотой социально-экономи­ческих, политических и личных прав и свобод. Их подробный ана­лиз отнесен к предмету конституционного права. Поэтому в курсе административного права главное внимание сосредоточивается на тех государственно-управленческих средствах, с помощью кото­рых создаются условия, необходимые для реализации и защиты правового статуса личности. Совокупность такого рода средств и дает представление об особенностях ее административно-правово­го статуса.

Общий правовой статус граждан определяется Конституцией РФ, действующим российским законодательством. Это, например, Закон «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 г.; Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г.; Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г.; Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.; Федеральный закон «О защи­те прав потребителей» от 9 января 1996 г.; Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. с изменениями от 18 ноября 1998 г.; Закон «О подоходном налоге с физических лиц» с измене­ниями, последние из которых были приняты 31 декабря 1997 г., и др. Отдельные стороны этого статуса регламентируются также указами Президента Российской Федерации. Так, 18 октября 1996 г. им было утверждено Положение о Комиссии по правам человека при Президенте РФ.

Логично предположить, что одно лишь провозглашение ком­плекса демократических прав и свобод личности, а также их обя­занностей еще не решает полностью проблему правового статуса гражданина. В повседневной жизни этот статус нуждается в прак­тической реализации, а также и к реальных его гарантиях.

В этой связи неизбежна постановка вопроса о роли исполни­тельной власти в обеспечении реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. И для этого имеются все необходимые основания.

Прежде всего с учетом назначения исполнительной власти оче­видно, что сфера государственного управления представляет собой широчайшее поле именно для реализации прав и свобод чело­века, закрепленных действующим законодательством. Ведь основ­ная функция исполнительной власти –исполнение, т.е. проведе­ние в жизнь требований законов.

Далее, механизм исполнительной власти – наиболее много­численная и разветвленная часть государственного аппарата, дей­ствующая повседневно и на самых различных участках обществен­ной жизни. В силу этого именно между соответствующими органа­ми исполнительной власти (должностными лицами) и гражданами складывается множество конкретных административно-правовых отношений, предметом которых часто служит реализация субъек­тивных прав граждан.

Еще один важный момент. Субъекты исполнительной власти регулируют деятельность государственных и негосударственных предприятий и учреждений, в составе которых работают миллио­ны людей. Именно на этих предприятиях и в учреждениях реали­зуются предоставленные гражданам субъективные права в области труда, образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, культуры и т.п.

Наконец, в механизм исполнительной власти включаются спе­циальные правоохранительные органы, одной из центральных задач которых является как контроль за обеспечением конститу­ционных прав и свобод граждан, так и осуществление мер поих защите.

Все это свидетельствует о том, что обеспечение тех или иных прав и свобод граждан в значительной, если не в основной, мере осуществляется в сфере государственного управления. И это дей­ствительно так. Например, для того чтобы получить работу, т.е. реализовать свое право на труд, гражданин должен обратиться к администрации предприятия, учреждения, а зачисление на работу или службу оформляется приказом администрации, т.е. управлен­ческим актом. Получение гражданином пенсии также предполага­ет необходимость его обращения в соответствующие исполнитель­ные органы, правомочные назначать пенсии, и т.п.

Механизм реализации конституционных прав граждан, таким образом, слагается, как правило, из двух обязательных стадий:

а) волеизъявления гражданина;

б) официальной реакции на это волеизъявление со стороны пол­номочного исполнительного органа (должностного лица).

Последней стадии принадлежит решающая роль, так как дан­ный орган правомочен решить возникший по инициативе гражда­нина вопрос в одностороннем юридически властном порядке.

Конечно, нельзя представлять дело таким образом, что субъек­там исполнительной власти принадлежит исключительная роль в реализации конституционных прав и свобод граждан. Другие зве­нья государственно-властного механизма (например, субъекты су­дебной власти), а также и общественные объединения активно уча­ствуют в этом процессе. Тем не менее именно в руках исполнитель­ных органов непосредственно сосредоточены рычаги организаци­онно-правового характера, необходимые для этого.

Если в конституционных нормах общий статус гражданина получает свое политико-юридическое выражение, то администра­тивно-правовые нормы закрепляют их конкретно-юридический статус подобно тому, как нормы иных отраслей права оформляют статус личности, например, в гражданско-правовых, трудовых и иных отношениях. Так происходит- конкретизация общего пра­вового статуса, находящая свое выражение, в частности, в адми­нистративно-правовом статусе гражданина. Последний складыва­ется из совокупности конституционных прав и свобод, а также иных прав, предоставляемых гражданам в сфере государственно­го управления законами и подзаконными актами и гарантирован­ных ими.

Таким образом, во-первых, в сфере действия административно-правовых норм получают свою конкретизацию и детализацию кон­ституционные права и свободы граждан и, во-вторых, эти нормы создают систему их наиболее ощутимых и повседневных гарантий.

Общая характеристика административной правосубъектности граждан была дана в гл. 1 настоящего учебника. Напомним лишь то, что под такого рода правосубъектностью понимается призна­ваемая государством фактическая возможность гражданина быть субъектом конкретных административно-правовых отношений, иметь и практически реализовать субъективные обязанности и права административно-правового характера. Она возникает с мо­мента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание административной право- и дееспособности гражда­нина устанавливаются и изменяются при помощи норм админи­стративного права. При этом правоспособность не может быть от­чуждаема или передаваема. Добровольный отказ от нее не имеет силы. Временное ее ограничение возможно лишь в случаях, преду­смотренных действующим законодательством (например, при со­вершении преступления или административного правонару­шения).

Административная дееспособность граждан предполагает осу­ществление своими личными действиями возлагаемых на них ад­министративно-правовых обязанностей и приобретение прав в сфере государственного управления. Момент возникновения адми­нистративной дееспособности граждан единообразно не определен (в пределах 16–18 лет). Возможно признание лица частично либо полностью недееспособным (душевная болезнь, слабоумие).

В административно-правовых отношениях граждане могут вы­ступать в различной роли.

Такого рода правоотношения могут складываться в связи с:

а) реализацией гражданами принадлежащих им по закону субъективных прав;

б) выполнением возложенных на них законом обязанностей;

в) нарушениями исполнительными органами (должностными лицами) прав и законных интересов граждан;

г) нарушением гражданами их правовых обязанностей в сфере государственного управления.

Наши рекомендации