Русские княжества и земли в период раздробленности
1. Владимиро-Суздальская земля.
2. Галицко-Волынская земля. 3. Великий Новгород.
-------------------------------------------------------
1. История Северо-Восточной Руси, расположенной в бассейне Оки и Верхней Волги, вызывает интерес потому, что именно эта земля позже стала ядром Московского государства. Здесь развивалось пашенное земледелие, появились монастырские и боярские вотчины. На северо-востоке, который сравнительно поздно подвергся славянской колонизации (с X в.), наряду со старыми городами (Ростов, Суздаль), появлялись новые: Владимир-на-Клязьме, Переяславль-Залесский, Галич. Под 1147 г. летопись впервые упомянула Москву. Переселенцы с юга и северо-запада Руси — земледельцы и ремесленники — ускоряли освоение этой глухой окраины, приносили с собой не только передовые приемы хозяйствования, но и географические названия. Торговые пути простирались через Новгородские земли на запад и через Волжскую Булгарию на восток и юго-восток.
Ростово-Суздальская земля вышла из-под власти Киева в 30-х гг. XII в. при младшем сыне Владимира Мономаха Юрии Долгоруком. Центр своего княжества он перенес из Ростова в Суздаль и, опираясь на поддержку боярства и союз с Галицким княжеством, после нескольких неудач все же «сел на киевский стол» в 1155 г. В дальнейшем власть на северо-востоке переходит к старшему сыну Юрия Андрею Боголюбскому (1157-1174). Столица была перенесена во Владимир, который ранее считался «пригородом» старых городов. Стремление к самовластию, репрессии против бояр и ряд военных неудач привели к организации против него заговора. В 1174 г. заговорщики убили князя в его замке Боголюбове. В 1176—1212 гг. здесь правит Всеволод Большое Гнездо, который значительно укрепил Владимирское княжество, усилил дружину, подчинил влиянию Новгород и Рязань, предпринял поход на Волжскую Булгарию. В результате в Северо-Восточной Руси окончательно утвердилось первенство Владимиро-Суздальского великого князя и самодержавной традиции Андрея Боголюбского.
Но центробежные процессы развивались и после смерти Всеволода. Вновь начались междоусобицы, ослабившие княжество. В результате борьбы Всеволодовичей к власти приходит его сын Юрий (1218— 1238), ставший последним правителем Владимиро-Суздальского княжества и погибший в годы монгольского нашествия.
2. Галицко-Волынская земля — юго-западная окраина Руси. Она отличалась плодородными почвами и благоприятным климатом. Поэтому здесь рано появилось пашенное земледелие, а затем — частное землевладение. Обширные боярские вотчины дали местным боярам силу для борьбы с княжеской властью за свои привилегии. Если на северо-востоке княжеская власть полностью подчинила себе боярство, а в Новгороде боярство практически стало самостоятельным, сведя роль князя к минимуму, то в Юго-Западной Руси долго продолжалось соперничество этих двух сил.
Галицкое княжество достигло наибольшего могущества при Ярославе Осмомысле (1153—1187). В 1199 г. Галиция была объединена с Волынью в единое Галицко-Волынское княжество во главе с князем Романом Волынским (Галицким). Роман упорно стремился подчинить себе мятежных галицких бояр. После его смерти Галицко-Волынскую землю охватили усобицы, в которых активно участвовали венгры, поляки, князь Мстислав Удалой из смоленского княжеского рода. Лишь во Владимире-Волынском удержались сыновья Романа.
3. Владения Новгорода простирались от Финского залива до Урала и от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги.
Удобное географическое положение превращало Новгород в крупнейший торговый центр, поставляющий европейским странам пушнину, мед, кожи, продукты морского промысла. Торговлю организовывало купечество, но продукцию оно получало из боярских промысловых сел. Бояре контролировали и высокоразвитое ремесленное производство. При этом, в отличие от остальных русских земель, новгородское боярство происходило не из верхов княжеской дружины, а из местной племенной знати, сформировавшись как наследственная аристократия еще в догосударственный период. В Новгороде так и не появилась собственная княжеская династия.
Высшим органом власти было вече, которое выражало интересы верхов города и являлось основой аристократической системы правления. Вече выбирало посадника, который происходил из наиболее знатных бояр и выполнял функции главы исполнительной власти, тысяцкого, ведавшего сбором налогов, руководившего ополчением ногородцев, а также контролировавшего торговлю, и владыку главу новгородской церкви (им был епископ, потом архиепископ), обладающий некоторыми светскими полномочиями: судебными, финансовыми, внешнеполитическими; председательствуя на заседаниях совета господ и благословляя открытие вечевых собраний, он тем самым как бы выполнял функции главы государства).
Князей новгородцы приглашали. Князь являлся не только верховным военачальником, но и высшей судебной инстанцией. Он считался символом единства Новгородской земли, связующим с остальной Русью. С ним заключался «ряд», ограничивающий круг полномочий князя служебными функциями — военными, полицейскими, арбитражными. При этом он не имел права вмешиваться во внутренние дела городского управления, приобретать земельную собственность сменять должностных лиц, вершить расправу без суда, а в случае нарушения соглашения князь изгонялся из Новгорода.