Предыстория цивилизаций Древнего Востока.
Для того, чтобы заниматься этой темой, нужно сразу установить, что ранняя история человечества прошла через каменный век, который делится на 3 стадии палеолит, мезолит и неолит.
Когда появился человек точно неизвестно, но считается, что в среднем это произошло 2,5 млн.лет назад. Следовательно, 2,5 млн.лет назад начался палеолит, т.е. древне-каменный век. Палеолит длился очень долго, закончился где-то к концу XI тыс. до н.э. и дальше наступил второй этап в развитии человечества – мезолит, или средне-каменный век. В Европе он датируется X-V тыс. до н.э., однако на Ближнем Востоке мезолитические датировки несколько иные: там это X-VII тыс. до н.э. В IV тыс. до н.э. начинается неолит, или ново-каменный век. В IV-начале III тыс. происходит процесс, который был назван археологами великая неолитическая революция.
Такова в общих чертах хронология истории человечества до появления первых государств. Предыстория цивилизаций Древнего Востока начинается в конце мезолита. Предпосылки для этой истории создаются ещё в начале мезолита, а вполне проявляют себя народы Древнего Востока уже в конце мезолита.
Начало мезолита - начало X тыс. до н.э. Что в это время происходит? Прежде всего, заканчивается ледниковый период, и этот ледниковый период уничтожает всю мегафауну Земли (в том числе динозавров), и человечество начинает постепенно осваивать новый вид деятельности – оно начинает жать дикие злаки. Предшествовавший период развития человеческого рода был связан исключительно с присваивающим хозяйством: люди присваивали себе то, что естественным образом рождала природа. Они занимались охотой, рыболовством, бортничеством (пчеловодством), собиранием ягод и диких кореньев. И вдруг в X тыс. в трёх регионах земного шара начинается интерес человечества к диким злакам. 3 региона – это Палестина, южная Туркмения и Иранское нагорье. Это 3 первоначальных центра земледелия, но пока ещё присваивающего земледелия, потому что люди в X тыс. до н.э. ещё не умели выращивать злаки, но они уже жали дикие злаки каменными орудиями труда. И вот именно этот интерес к злакам производит переворот во всей жизни человечества, так как появилась возможность оставлять продукты про запас. До этого, когда человечество охотилось или рыбачило, оно не могло надолго запасать продукты. Это означало, что каждый день человек должен был думать о хлебе насущном, и других мыслей ему в голову не приходило. Первостепенный вопрос для людей – это вопрос выживания. Но, когда появляется интерес к злакам, оказывается возможным накапливать зерно, появляются зернохранилища, и появляется возможность, не думать о завтрашнем пропитании, потому что оно у тебя всегда с собой, ты уже имеешь запасы зерна на определённое время. Когда человечество переходит к злаковым, у него появляется чувство перспективы, оно знает своё будущее, знает, что завтра и послезавтра будет пропитание, поэтому мозги у людей освобождаются для мыслей о других вещах. Люди начинают стремиться к роскоши, к обустройству своей жизни, к каким-то изобретениям и т.д. Это очень важный поворотный пункт в развитии всего человеческого сознания, всего мира людей. У человека освобождается пространство мышления для дум о чём-то другом, кроме пищи.
Первый район освоения диких злаков – это Палестина, где существовало поселение Натуф В археологии эта первая стадия в развитии земледелия называется Натуфийский мезолит. Натуфийское поселение существовало в X-IX тыс.до н.э. Люди этого времени сперва жили в пещерах, потом стали появляться жилища, построенные из камня и песка. Одни продолжали жить в пещерах, другие жили в этих первых домах, но самое главное, что в этих жилищах археологами были найдены каменные сосуды, и в этих сосудах было зерно. Стало понятно, что люди уже знали ячмень, полбу, пшеницу-однозернянку, что в это время уже был одомашнен скот. Время одомашнивания овец, коз, коров – это как раз X-IX тыс.до н.э., и оно совпадает с интересом человечества к земледелию.Мы видим, что люди оставляли себе запасы. Человечество этого времени уже знало огонь, поэтому занимались охотой и жатвой диких злаков и пекли лепёшки и жарили мясо, и, таким образом, были сыты.
Для того, чтобы люди научились окультуривать, т.е. выращивать злаки им понадобилось 2 тысячелетия. Только в VIII тыс. до н.э. человечество на Ближнем Востоке переходит к самостоятельному выращиванию ячменя, полбы, пшеницы. С этого времени человек ощущает своё могущество над природой, потому что оказывается, что он сам может производить то, что до этого он брал у естественных сил. Никто не знает, знали ли тогда люди понятие божества. Но об этом речь пойдёт позже.
В этот период люди массово переселяются из пещер в собственные жилища. Появляется понятие “дома”, и с VIII тыс. до н.э., может даже раньше с IX тыс. до н.э. можно уже говорить о земледельческих посёлках.
Колоссально интересный материал по позднему мезолиту даёт нам современная Турция, в особенности граница между Турцией и Сирией. Сейчас я расскажу о новейших находках, о которых едва ли написано по-русски, но которые переворачивают наши представления, о том, как развивалось человечество.
На территории Малой Азии есть 2 поселения. Одно называется Гебёкли-Тепе, другое называется Невали-Чори. Оба эти поселения были открыты только в 90-х гг. XX в. немецкими экспедициями. Оказалось, что на территории поселений Гебёкли-Тепе и Невали-Чори уже существовали первые в мире святилища, культовые сооружения. И произошло это уже в IX тыс. до н.э. Если бы вы пришли в эту аудиторию 20 лет назад, вам бы сказали, что первые храмы появляются только с развитием первых государств, но теперь мы знаем, что это не так: первые культовые сооружения появляются за 5 тысячелетий до первых государств, и первое известное нам культовое сооружение это Гебёкли-Тепе.
Что оно собой представляет? Это святилище, расположенное в некотором отдалении от посёлка. В посёлке тогда, в IX тыс. до н.э., жили преимущественно охотники и люди, которые умели жать дикие знаки. Но святилище у них уже было. Оно представляет собой галерею, в которой друг напротив друга стоят каменные стелы Т-образной формы. На них изображены львы, змеи, лисы, дикие быки, причём изображены в разной последовательности. Эта галерея выводит к чему-то вроде алтаря в центральной части, где мы видим изображение человеческой фигуры из камня, причём это туловище с 2-мя головами, повёрнутыми в разные стороны. Это изображение некого двуглавого божества или духа. Нет никакого сомнения в том, что это культовое святилище, потому что “львиная галерея”, как её сейчас называют, расположена достаточно далеко от основного поселения, то есть это святое место. На территории галереи обнаружены каменные сосуды с зерном, очевидно, что зерно приносилось в жертву. Возможно, самое интересное состоит в том, что если сравнить форму львиных стел с формой священных мест в последующих земледельческих поселениях VI-V тыс., то окажется, что эта Т-образная стела является маркером сакрального пространства, куда не может зайти обычный человек. В человеческих жилищах под Т-образными стелами находились погребения предков. Следовательно, Т-образные львиные стелы Гебёкли-Тепе – это такое священное пространство, куда, может быть, мог входить и не каждый. В любом случае, это огороженное пространство, и оно явно что-то означает, потому что расположение животных на разных стелах разное (разные комбинации: лев, змея, лиса, бык, где-то змея, лев, бык, лиса и т.п.). И археолог, который копал это место, Клаус Шмидт, даже предположил, что перед нами что-то вроде протописьменности. Это, скорее всего, не так, есть какая-то символика, но комбинация четырёх знаков слишком мала, для того, чтобы составлять письменность. Таким образом, это первое известное нам культовое сооружение, в котором до сих пор ведётся большая археологическая работа, и теперь мы знаем, что конец IX тыс. до н.э. – это время появления первых культовых сооружений, первых святилищ. И ведь это ещё не земледельческое общество, это ещё охотники, которые только-только научились жать дикие злаки, это ещё докерамический период (использовали каменные сосуды), а святилище уже было. Вы можете представить, насколько развитым было уже человеческое сознание в мезолите, если появляется такая символическая система, как святилище для поклонения силам первичного мира.
Соседнее поселение с Гебёкли-Тепе – это Невали-Чори (IX-начало VIII тыс. до н.э.). Там мы находим ещё более удивительные вещи- это статуи людей с головами птиц, двухголовых богов, людей со скрещёнными на груди руками, и всё это, представьте себе, из камня. Это, конечно, тоже какие-то культовые статуэтки, и они найдёны на территории земледельческого поселения.
Ещё одно важное поселение, которое также находится на территории Малой Азии – Челеню-Тепеси. Оно расположено недалеко от Невали-Чори, и оба эти поселения характеризуются одной важной чертой: в них обнаружены маски, сделанные из черепов. И точно такие же маски были обнаружены в Палестине, на территории поселения Иерихон. Все эти маски датируются концом VIII тыс. до н.э.
Что же это такое? Ответить на этот вопрос позволяет памятник, который был обнаружен археологами в Челеню-Тепеси, который называется “дом черепов”. В этом помешении, сложенном из камня, хранились очень многочисленные черепа предков, на основе котрых были созданы изображения их лиц. Этим черепам приносились постоянные жертвы. Хорошо понятно, что в “дом черепов” попадали далеко не все черепа умерших, а только какие-то избранные черепа., потому что недалеко от этого поселения были обнаружены обычные погребения людей в жилищах, как это всегда было в эпоху мезолита. Таким образм, только отдельные, избранные черепа относились в специальные помещения. В чём суть этих портретов на черепах? Суть их том, что это первый способ увековеченья памяти о человеке, когда берётся череп умершего и на его костяке, на его каркасе из глины лепится образ этого человека, потом присыпается охрой, в глазницы вставляются какие-нибудь камешки, и получается портрет. Это первый известный человечеству способ портретирования личности. А портретирование личности, конечно, связано с выдающимся значением этой личности. Поэтому и неудивительно, что черепов в Челеню-Тепеси так мало, ведь и древние художники делали скульптуру не с каждого человека, а только с особо значительных людей. Ровно тоже самое мы видим и здесь. Это означает, что сущствовала технолигия, при которой мёртвое тело высушивалось, потом от него отделялась голова, затем проводилась процедура, при которой мясо отставало от костей, и уже на этой основе, практически на голом черепе делался скульптурный портрет. То есть уже в VIII тыс. появляется необходимость портретирования особо выдающихся личностей, причём это происходит повсеместно в земледельческих посёлках как в Малой Азии, так и в Палестине. Это довольно интересный момент. Все эти портреты мы обнаруживаем исключительно в земледельческих поселениях: устанавливается какая-то связь между землёй и погребёнными в ней людьми. Они начинают восприниматься как силы, связанные с плодородием земли. Поэтому становится необходимым погребать каждого человека в земле, приносить ему жертвы, для того, чтобы этот человек обеспечивал живых людей из своего рода новым урожаем злаков. Так появляется представление о связи между нижним и верхним мирами, между мёртвыми и живыми, возникает живая память. И это, заметьте, ещё VIII тыс., когда люди только-только начинают окультуривать злаковые растения.
Следующее VII тыс. было поворотным пунктом в развитии земледельческой цивилизации. Поселение Иерихон, о масках которого я уже говорил, были построены крепостная стена и башня. Стена была построена вокруг глинобитных домов. Материалом для неё стал бутовый камень, она была укреплена круглой 8-ми метровой башней с внутренней лестницей из 22 каменных ступеней (толщина стены=1,75 м, первоначальна высота стены точно не известна, так как до археологов дошло только 6 м, но, вероятно, она была выше). За пределами этой стены VII тыс. были обнаружены специальные ниши, а в них гипсовые маски. Которые надевались на черепа умерших. Это следующий шаг в развитии “технологии памяти”, когда маски делались не из черепов, а на их основе из гипса и потом надевались на черепа (иерихонские технологии VII тыс.). И опять-таки это были какие-то избранные люди, так как большая часть иерихонских жителей захоранивалась под полами домов. Иерихонская башня – это первая в мире стена, которой было обнесено земледельческое поселение, это колоссальный шаг вперёд. Для чего она была построена? Для того, чтобы предохранять зерновые запасы от нападения соседних племён, которые ещё не знали земледелия. Отсюда мы получаем первое представление о функции города. Это ещё не города, но первые его функции в этих городах уже появляются – это защита зерновых запасов, от их похищения (для того, чтобы не похитили – нужно огораживаться, и создаются высокие каменные стены).
Тогда же в VII тыс. в Малой Азии появляется поселение Чатал-Гуюк, которое замечательно во многих смыслах.Во-первых, это такое поселение, в котором впервые хозяйственная часть и кухня вынесены из жилища. До этого все жилища были прокопченные, там находился очаг, где крутили как на огромном вертеле, убитых животных, там готовилась еда, то есть там царила страшная антисанитария. В Чатал-Гуюке жилища чистые. Люди начинают убирать свои помещенияи, выносят все хозяйственные инструменты, весь пищевой цех, на улицу. По-видимому, появляется представление о гигиене. Найдены каменные сосуды, явно предназначенные для воды – люди начинают мыться. Второй особенностью Чатал-Гуюка евляется то, что посёлок с маленькими улочками сходится к центру. А в центре стоит большой алтарь, к которому прикреплена голова быка. Около этой бычьей головы археологи нашли как остатки жертвенной трапезы, кости коз, овец, та и зёрнышки ячменя. Очевидно, что этому божеству, которое почиталось в виде быка, приносились как животные, так и растительные жертвы. “Бычего алтаря” до этого не было нигде, он впервые появляется в Чатал-Гуюке в VII тыс. Третья особенность Чатал-Гуюка – это большое количество каменных и глиняных статуэток с изображением, так называемой, Богини-матери. Это название условно, так как на самом деле мы не знаем кто она такая. Такие памятники ещё называют неолитические Венеры. Это изображение полногрудой женщины, которая сидит в кресле, подлокотники которого изображают маленьких леопардов, и, сидя в кресле, рожает младенца. В археологии принято считать, что это статуэтки богинь плодородия. Они найдены в большом количестве жилищ именно в Чатал-Гуюке, и, вполне вероятно, что это статуэтки некой богини, помогающей при родах. Больше мы об этом ничего знать не можем, так как письменности тогда не существовало.
Чатал-Гуюк преподносит нам много загадок. Одну из них хотели бы разгадать, но никто пока не может: под основаниями жилищ (прямо под фундаментами) в Чатал-Гуюке найдены десятки тел, с отрубленными головами. Что сие означает? Есть много трактовок: возможно, они убивали пленных воинов и бросали их тела под основанеи домов, возможно, существовали человеческие жертвоприношения и брали кого-то из своих. В любом случае, факт осаётся фактом: почти все жилища Чатал-Гуюка под своим фундаментом имеют труп человека без головы. Возможно, они не начинали строить дом, пока они кого-то не убьют и не положат под основание. Пока это просто археологический факт, а потом уже антропологи могут накрутить вокруг этого факта что угодно. Почему эти люди без головы и куда подевались их черепа? Неизвестно, на территории Чатал-Гуюка черепа не обнаружены, и масок, сделанных на основе черепов мы тоже там не видим.
Чатал-Гуюк является новым шагом в развитии земледельческой цивилизации, и вот почему. Предыдущие поселения, о которых мы говорили либо мезолитические, когда люди ещё не умели выращивать злаки, либо поселения так называемого докерамического неолита, когда люди используют только каменные сосуды и не используют глиняной посуды. Чатал-Гуюк характерен тем, что в нижних его слоях (нач. VII тыс. до н.э. - докерамический неолит), ещё существует каменная посуда, а верхних слоях уже есть керамика. То есть, по-видимому, в эпоху Чатал-Гуюка, а , может быт, и в самом Чатал-Гуюке люди научились изготовлять глиняную посуду, появилась керамика. Появилось промышленное производство таких сосудов, появились мастерские по их изготовлению, то есть, фактически, изготовление керамики позволяет постепенно заняться не только производством, но и продажей керамических изделий, постоянно увеличивать эту продажу, и керамика способствует развитию как ремесла, так и торговли. В Чатал-Гуюке сделали колоссальный шаг вперёд.
Тем не менее в VI тыс. они были вынуждены уйти из своего поселения. Предполагают, что это связано с изменением климата или нападением более сильного и могущественног соседнего племени. Нам про это ничего не известно, но скорее всего первый вариант – изменение климата и неблагоприятные условия для земледенлия. Что интересно, архелогия показывает, что после Чатал-Гуюка в VI тыс. до н.э. земледельцы перемещаются на восток – они идут из Малой Азии в Сирию и северную Месопотамию, и именно там в VI-IV тыс. до н.э. появляются земледельческие поселения нового типа.
VI-IV тыс. до н.э. – это уже поздний мезолит и ранний неолит. Этот период в развитии человечества характеризуется тем, что появляется большое количество разновидностей керамики – монохромной (чёрный рисунок на белой посуде) и полихромной (3-4 цвета, среди которых преобладают красный, коричневый, чёрный, иногда, в редких случаях, жёлтый). Синего или голубого нет в принципе, так как человечество очень долго не знало эти цвета (впоследствии голубой узнают как лазуритовый, из соответствующего камня, и синий цвет индиго появится очень поздно, только в сер. II тыс. о чём пойдёт речь позже: финикийцы научатся выделять цвет индиго из морских водорослей). Появление полихромной керамики свидетельствует уже о том, что можно рисовать на глиняной посуде картины. Сначала появляются геометрические узоры (квадраты, зигзагообразные линии), а потом начинают изображать и козлов с ветвистыми рогами, и баранов, то есть открывается простор для изобразительного искусства внутри керамического производства, и, следовательно, индивидуальные керамические школы (в каждом поселении своя школа и свой вид посуды). Это означало появление разнообразий рыночных предложений: каждая керамическая школа торгует своей продукцией, и возникает конкуренция разных посёлков. Если говорить об этих посёлках, то это, в первую очередь, такие поселения в северной Месопотамии как Телль-Халаф (?), Хасунна (?), Самарра (?). (VI-V тыс. до н.э.). Керамика Хасунны имеет сложный изысканный геометрический узор, а Самарра уже изображает на сосудах различные хитрые сюжеты, например, птиц, женщин с развевающимися волосами, женщины, рядом с которыми изображаются скорпионы, или в сопровождении змей. На керамике Самарры очень часто можно видеть солнечные розетки, то есть изображение солнца. Поздняя Самарра – это сосуды с изображением свастики. То есть это уже очень сложные прихотливые рисунки, которые имеют какой-то сюжет. На территории земледельческих поселений типа Хасунны или Самарры были обнаружены остатки гончарных печей и дома, в которых жили гончары, самые уважаемые люди в то время, потому как они были самыми богатыми и самыми талантливыми. В борьбе между Хасунной и Самарой, конечно же, побеждает Самарра с её полихромной и сюжетной керамикой, а не только геометрическая. Продаются расписные блюда, сосуды и кубки, разукрашенные художниками, и постепенно в человеке начинает формироваться творческое начало.
Одновременно с керамикой развивается скульптура. Возникают культовые мужские статуэтки. На них изображаются мужчины, головы которых похожи на фаллосы, руки скрещены на груди, а в глазницах обязательно зёрна ячменя. Это какие-то духи-хранители, что-то связанное с земледельческими культами. Их статуэтки обнаруживаются в погребениях, и тут нужно сказать о второй их особенности этого периода (VI-IV тыс. до н.э.) – изменяется тип погребения. Если раньше людей хоронили под полами домов и ставили на месте их погребения T-образную стелу, означающаю, что дальше начинается сакральное пространство и туда входить нельзя, и чуть позже появился обычай “кормить” предка, и ему под пол сливались и ссыпались различные продукты (в пол вставлялись глиняные трубочки и туда отправлялось масло, молоко, пиво и т.д.), то на подходе к неолиту такие погребения сменяются погребениями кладбищенского типа и выносятся за пределы посёлков. Людей хоронят в скорченном виде, как говорят антропологи, в позе эмбриона, или стоя. Рядом с умершим распологали небольшие статуэтки, например глиняные модели лодочек: по-видимому, считалось, что путешествие в загробный мир проходит по воде. Но в некоторых посёлках мы видим, что кладбище действительно отделено от основного поселения водой и мёртвых перевозили за реку, так что вероятно, что это реалистическое представление и умерший мог действительно попадать на кладбище через водную преграду. В могилу также клали удлинённые фигурки мужчин с фаллосообразными головами и скрещенными на груди руками. В этот же самый период появляются святилища новой формы. Они расположены на искусственной платформе с чередующимися выступами и с нишами внешних стен. Эти платформы были пока одноэтажными (одна ступень). Святилища были прямоугольны в плане, внутри их располагается крытая галерея, но в ней не были обнаружены никакие статуи, по-видимому, их там и не было. В галерею мог входить не каждый, жертвоприношения проводились во дворике и входа в галерею. Это говорит о том, что большая часть людей всё-таки не доходила до этого святая святых этого культового сооружения.
V-IV тыс. до н.э. – это рубеж между поздней первобытностью и появлением первых государств. В это время происходит целый ряд событий, которые английский археолог Чайлд назвал “великая неолитическая революция”.
Что же это за события?
1) На Ближнем Востоке было изобретено колесо. Это одно из величайших событий в истории человечества. До этого могли пользоваться санями волокушами или несли всё на себе. Колесо позволило преодолевать расстояния за кратчайшие промежутки времени. Оно было известно только на Ближнем Востоке. Например, Древний Египет его не знал, и в эпоху великих пирамид коселом ещё никто не пользовался (существовали подъёмные сооружения, сани и т.д., но колёсных экипаже не было). Изобретение колеса – первый момент неолитической революции. Появились колесницы, колёсные экипажи, в которые были запряжены мулы – это сразу выделяет земледельцев Ближнего Востока из всех людей.
2) Изобретение гончарного круга. Это изобретение носило двойственный характер: с одной стороны, оно позволяло выпускать больше продукции по одному и тому же трафарету, но, с другой стороны, массовое производство посуды убило инициативу художника, потому что изделия делались как под копирку и стремление заработать стало преобладать над желанием удивить своим рисунком и сюжетами или формой своей посуды. Так появились предпосылки к стандартизации творчества.
3) Усовершенствованный плуг. До этого люди рыхлили землю мотыгой, что означало, что земля вскапывается неровно и когда бросают зерна, то одно падает глубоко, а другое остаётся на поверхности, и, следовательно, урожай всходит неравномерно, где-то колос прорезается из земли, а где-то нет. Для работы с мотыгой требовалось большое ремесленное умение, и, если человек ленится и не прикладывает достаточное количество сил или у него плохой глазомер, то хлеб у него, скорее всего, родится плохо. Когда появляется плуг, он позволяет ровно вносить семена в землю. В плуг впрягается пара волов, они идут медленно, между их рогами перемычка, чтобы один не забегал вперёд другого, и эта упряжка волов равномерно тащит плуг по земле. В результате семена падают на один и тот же уровень, на одну и ту же глубину, и хлеб всходит равномерно во всех местах, куда бросается зерно. Таким обрахом, плуг позволил существенно увеличить производительность земледельцев.
Когда все эти 3 изобретения вошли в жизнь людей, у них появилось большое количество лишних продуктов, которые нужно было куда-то сбывать, и конец V тыс. – это образование международной торговли. Люди начинают торговать своими изделиями и пищевыми продуктами. Торговля устанавливается между Сирией, северной Месопотамией, южной частью Иранского нагорья, островами Персидского залива – всюду есть свои купцы в это время.
Дальше происходит то, что неизбежно должно было произойти: когда у тебя много продуктов, когда ты много должен, а кто-то должен тебе, когда много торговых агентов, работающих на тебя, возникает вал информации, и эта информация не умещается у тебя в голове, увеличивается количество социальных связей, увеличиваются количество продуктов и их номинклатура – возникает письменность.
Первая стадия в развитии письменности – это предметное письмо. Оно было открыто только в 1982 году американской исследовательницей Денизой Шмандт-Бессера (http://vkontakte.ru/topic-18336832_23581301 и др.). Она археолог и антрополог. Сначала в южной части Иранского нагорья, а потом южной Месопотамии она обнаружила большое количество непонятных предметов, то что она назвала английским словом “ Tokens ” . Это буллы (небольшие камешки) разных размеров. Их 2 вида: одни явно изображают какие-то существа, а другие предназначены для счёта. Эти буллы помещались в глиняные конверты (кусок глины, куда закладывались эти камушки) и с гонцами передавались на дальние расстояния контрагентам. Человек, который получал такое предметное послание считал сначала счётные фишки, а потом вынимал фишки обозначающие номенклатуру (козлы, бараны, овцы, лепёшки и т.д.), и он понимал, что ему надо с этим сделать. Речь шла либо и покупке, либо о продаже, либо об отдаче долга. Таким образом, предлетное письмо было придумано торговцами, купцами, которые перевозили свой товар на дальние расстояния и сообщали контрагентам о характере сделки. Это великое открытие Шмандт-Бессера подвергалось, разумеется многочисленной критике. Говорили, что она нашла это только в южной части Иранского нагорья, и, если бы оно было настоящим письмом, то покрывало бы большие расстояния, но потом эти буллы нашли и в Сирии, и в Месопотамии, и на островах Персидского залива – всюду нашли эти буллы, и оказалось, что в V – начале IV тыс. всё прогрессивное (торговавшее) человечество активно пользовалось предметным письмом.
Недостаток предметного письма заключался в том, что с его помищью нельзя было написать, например, имя собственное, можно было только что-то считать, нельзя дать информацию виде цельного текста, нельзя записать предложение. Никто не знал, что делать дальше. Должно было пройти целое тысячелетие, прежде чем в конце IV тыс. какой-то умник, имя которого мы не знаем, не догадался писать содержимое конверта прямо на его поверхности. То есть человек складывал туда фишки с номенклатурой продуктов (ослы, бараны), а на конверте изображал голову осла, голову барана и числительные, эти самые кружочки счётных фишек, а потом другой умник догадался, что если ты всё это изображаешь на глиняном конверте, то тебе уже ничего не надо вкладывать внутрь. И тогда глиняный конверт стал просто доской, на которой можно писать (рисовать цифры и головы быков и баранов). Но прежде,чем до этого додумались должно было пройти тысячелетие, как говорил один классик, “не скоро ели предки наши” [все разумеется узнали в этой цитате солнце русской поэзии и его славное произведение “Руслан и Людмила”– О.С.], нескоро они и думали. Таким образом, в конце IV тыс. происходит революция, и предметное письмо сменяется рисуночным.
Так постепенно человечество вступает в новую фазу своего развития – происходит переход от неолита к бронзовому веку, который в археологии называется энеолит (IV-III тыс.) – это медно-каменный век. В это время возникают 4 наиболее развитые территории, в которых наиболее интенсивно проходит международная торговля и в которых появляется письменность – это Египет в Северной Африке, южная часть Месопотамии, то, что потом будет названо Шумер, юго-западная часть Иранского нагорья, где возникает государство Эллам и эламское письмо и северная часть полуострова Индостан, где в районе Инда появляются города-государства Хараппа и Мохенджо-Даро и также появляется письменность. Причём в этих 4-х регионах в конце IV тыс. до н.э. независимо друг друга появляются 4 вида письма. Это было началом новой фазы развития человечества – фазу инроммационной цивилизации.
В чём же заключается энеолитический сдвиг в истории?
1) В первую очередь он заключается в том, что земледельцы скапливаются около великих рек. Если раньше земледелие происходило за счёт дождевой воды, то теперь оно становится ирригационным: люди стекаются к берегам великих рек, отводят от них каналы и бассейны, дожидаются половодья, накапливают в каналах воду и, когда им нужно, подают её на поля. Каждый город прорывает свой собственный канал или бассейн, и интенсивность земледелия увеличивается, потому что вода равномерно подаётся на все поля вместе с плодородным илом, удобрение пропитывает почву абсолютно равномерно, и люди получают сказачно богатые урожаи. Таким образом, энеолитический сдвиг заключается в массовом переходе от поливного зеледелия, связанного с дождевым орошением, к ирригационному.
2) Если говорить о технологии – это массовый переход от использования камня к использованию меди, а затем и бронзы. Человечество вступает в бронзовый век.
3) Появление письменности.
4) Если говорить о религии – это появление святилищ нового типа, которые мы называем храмами. Храм – это святилище на высокой искусственной платформе, к которой ведут лестницы или пандусы. Для храма свойственна 3-х частная планировка: центральное помещение, зал или внутренний дворик, вокруг которого группируются боковые пристройки, наличие ниш и выступов, причём в нишах могут стоять статуи божеств. Храм – это вертикально ориентированное святилище, то есть такое святилище, которое может состоять из большого числа платформ (от 3 до 7). Храм ранней древности – это, в первую очередь, ступенчатое сооружение, и это не случайно. Надо сказать, что храм, как только он возникает, становится не только культовым, но и хозяйственным центром поселения. В пристройках к храму организуются амбары, где хранятся зерновые запасы, позволяющие поселению выжить в случае неурожая или нападения врага. Поэтому можно сказать, что храм становится центром любого земледельческого поселения.
Почему же он вертикально ориентирован? Люди, которые занимаются ирригационным земледелием, уже не хотят уходить со своих мест, они там приживаются, потому что земля плодородна, река их кормит, соответственно меняется их мировоззрение. Земледелец – это не человек, который бегает туда-сюда, а живёт на одном месте. Он видит, что основные фазы сельскохозяйственного процесса коррелируют с восхождениями и захождениями небесных тел. Его сознание начинает ориентироваться наверх, на небо, потому что, когда восходит одно созвездие – пора выводить упряжку волов на поле, пора пахать, когда восходит другое созвездие – пора выпускать воду из каналов, третье – пора бросать зерно и т.д. То есть это вертикальная ориентация земледельческого сознания, и появляется двумерное членение мира, которогоболее ранне сознание не знает: теперь существует верхний мир, мир небесный, который управляет всей жизнью, и нижний мир, который подчиняется и находится в русле небесных законов – и именно поэтому устанавливается вертикальная ориентация храмов. Храмы начинают называть пуповинами, соединяющими Небо и Землю. Второе название храма – Великая гора (тоже то, что соединяет верх и низ и даже поддерживает, не даёт небу упасть на землю). У человека коренным образом меняется сознание, оно становится ориентированным наверх.
4) Возникает представление о круговом движении времени, о цикличности существования, возникает земледельческий календарь.
5) Если говорить о социальных сдвигах энеолитического периода – это смена одного типа общины другим. Человечество развивалось, как совокупность родовых общин, и сперва это была община материнского рода, когда всех детей считали по их матерям, потом появился отцовский род во главе с патриархом. Но уже в неолите родовая община сменяется соседской, потому что в составе крупного земледелческого поселения входит несколько родовых общин, которые являются соседями друг другу, и совершенно не обязательно они являются родственниками. И, наконец, третий тип общеия – это территориальное общение. Энеолит даёт территориальную общину.Что это такое? Это 15-20 крупных племён, у которых конечно, есть свои патриархи, но это уже настолько крупная организация, число ее доходит от 2000 до 10000, что подчиняться патриархам она не может. Тут необходима организация нового уровня, поэтому энелиотическая община, территориальная община уже знает социальную иерархию. Появляется титул главы общины, и он же жрец храма.
Итак, постепенно появляются предпосылки для перехода от крупного земледельческого поселения к городу-государству. Предпосылок этих, как я уже сказал, довольно много –это переход к развитому земледелию, международная торговля, социальная иерархия, изобретение письменности, вертикальная ориентация храмов и т.д.
И теперь мы можем сформилировать что же такое город,и каковы его основные функции. Если брать этимологию, то город - это ограждённое поселение. Понятно, что основа города – это стена, за которой он находится, и это важно, так как первая функция города – это защита запасов продукции от нападения из вне.
2) Вторая функция города – это обмен и торговля излишками продукции.
3) Принудительная организация населения на выполнение трудовых повинностей, в особенности на рытьё каналов. Без такой принудительной организации древние города не жили, потому что работы очень тяжёлые, далеко не каждый хотел в них участвовать, а делать это было нужно. Соответственно для обеспечения такой принудительной организации была создана армия, тюрьмы, суды и т.д. Появляются и органы государства.
4) Главное, что даёт город человечеству – это переход от родовой солидарности людей к трудовой солидарности, к тому, чтобы совместными усилиями обрабатывать одну и ту же землю, невзирая на происхождение, национальность, степень знатности тдород объединяет людей в труде, и таким образом, он стирает различия между племенами, местами происхождения.
Очень важно понимать, что город – это место интернациональной сплочённости людей, и, начиная с ранней древности, мы видим, что это так и есть – люди иденцифицируют себя не по своему происхождению или этносу, а по месту, где они живут, и каждый человек того времени, в первую очередь, скажет о себе “Я сын такого-то города”, а потом уже будет рассуждать о своих родителях.
5) Наконец, город – это место,где появляется храм и представление о божестве. С точки зрения горожанина, божество или бог – это хозяин территориальной общины, это существо, которое объединяет всег людей в труде.
Итак, теперь можно сформулировать в целом, что город – это место производства и перераспределения прибавочного продукта. Такова его осноная историческая функция.
Лекции не было (он болел)