Превращение России в великую европейскую державу.
Павел 1 и Екатерина II
По мнению исследователей, основными мотивами деятельности Павла были следующие:
- во-первых желание противопоставить себя матери, переиначить все сделанное Екатериной и строить свое царствование наперекор заложенным ею традициям государственного управления;
- во-вторых, страх, боязнь аристократической оппозиции, крестьянских волнений, французских республиканских идей.
Павел I вступил на престол в возрасте 42 лет, уже зрелым, сложившимся человеком. Он отстранил от власти бывших фаворитов Екатерины, которую ненавидел и обвинял в смерти отца.
Павел I ввел в стране военно-полицейский режим, регламентировал все, от мундиров до употребления отдельных слов, и вместе с тем вернул из ссылки Радищева, Новикова, Костюшко, положил начало основанию Дерптского университета, Павловского корпуса (училище для сирот военных в Петербурге), амнистировал живых пугачевцев. Идеалу либеральной политики, основанной на самоуправлении сословий, их правах и привилегиях, Павел I противопоставлял идеал попечительной политики, опирающейся на сильную власть царя и его заботу о своем народе.
В целом политика Павла I была, несмотря ни на что, прямым продолжением екатерининского правления. «Контрреформы» касались большей частью второстепенных моментов. Это видно, в частности, из следующего:
1) в 1797 г. Павел издал «Учреждение об императорской фамилии», по которому отменялся указ о престолонаследии. Указ утверждал преемственность власти в правящей династии по мужской нисходящей линии. Эта позиция определяла отказ от предшествующей практики императорских советов и стремление царя к максимальной централизации власти;
2) на смену коллегиальной системе организации центрального аппарата пришла министерская, основанная на единоначалии и контроле свыше. Это означало потерю роли Сената. Павлом был разработан план учреждения семи министерств — юстиции, финансов, военного, морского, иностранных дел, коммерции и государственного казначейства, однако полностью он был осуществлен после его смерти;
3) проведена губернская реформа. 40 губерний, существовавших при Екатерине, были преобразованы в 41, появилась область войска Донского. При этом управление 11 окраинных губерний строилось с учетом национальных традиций и местных особенностей;
4) перестройка государственной системы, сочетавшаяся с бюрократизацией управления, повлекла за собой ущемление дворянского самоуправления. Из ведения дворянских собраний были изъяты административно-полицейские функции, а в 1799 г. вообще были упразднены губернские дворянские собрания;
5) в 1798 г. отменены верхние земские суды. Указом от 23 августа 1800 г. аннулировалось право дворянских обществ избирать заседателей в судебные органы - участие выборных представителей дворянства в судопроизводстве ограничивалось нижним земским судом;
6) социальная политика Павла свидетельствовала о его способности к гибкому маневрированию и приспособлению к потребностям времени, не затрагивала при этом самих устоев феодально-абсолютистского государства. В ней соединились попытки частично ослабить путы, давившие крестьянство, и ста рания удержать в повиновении крестьянскую массу, обеспечив от нее наибольшую отдачу землевладельцам и государству. Так, 5 апреля 1797 г. был обнародован Манифест о трехдневной барщине, предписывавший помещикам использовать барщинный труд крестьян не более трех раз в неделю. Однако пожелания носили рекомендательный характер, и на практике редко кто из помещиков соблюдал «рекомендацию» царя;
6) происходило регулирование отношений помещиков и крестьян: запрет на продажу дворовых людей и крестьян с молотка в 1798 г., замена накладной хлебной подати, взимавшейся с крестьян, умеренным денежным сбором, повеление принимать присягу на верность государю с владельческих крестьян;
7) складывались противоречивые тенденции — беспрецедентная раздача крестьян и земель за неполные пять лет в частное владение 600 тыс. душ государственных крестьян (Екатерина II за 34 года раздала 800 тыс. крестьян), жесткое пресечение крестьянских жалоб на господ; это по существу являлось логическим продолжением крепостнического курса Екатерины II;
8) борясь с влиянием Французской революции, Павел I ввел жесточайшую цензуру и запретил все частные типографии;
9) по отношению к дворянству в политике Павла также сталкивались противоречивые тенденции. С одной стороны — забота царя об укреплении экономического положения дворянства, которая выразилась в материальной помощи через кредитно-банковскую систему, создание режима максимального благоприятствования дворянства по службе (указы 1797 и 1798 гг.). Другая тенденция проявилась в ограничении сословного самоуправления и его поглощении бюрократическим аппаратом;
10) наиболее неприемлемыми для дворянства были преобразования Павла I в армии. Ярый поклонник прусской военной доктрины Фридриха II, он уже через три недели после своего воцарения издал новые пехотный и конный уставы; предавались забвению основные принципы стратегии и тактики русского военного искусства.
В конечном счете именно ущемление интересов дворянства стало решающим моментом, определившим судьбу Павла I. Формирование уже с 1797 г. антипавловского заговора стало прямым ответом на нарушение устоявшегося баланса между властью и благородным сословием, о чем откровенно писал после гибели Павла видный дипломат С. О. Воронцов: «Дворянство... является ближайшим посредником между государем и народом. Оно помогает обуздывать народ и является естественной поддержкой трона... Ослаблять дворянство — значит подкапываться под основание трона».
В ночь на 12 марта 1801 г. Павел I был убит в Михайловском замке группой заговорщиков, к которой принадлежали бывшие фавориты Екатерины II: братья Зубовы, генерал Л. Л. Беннигсен, командиры гвардейских полков П. А. Талызин и Ф. П. Уваров, петербургский губернатор П. А. Пален, сенатор Д. П. Трощинский. Поддержку заговору оказал наследник престола великий князь Александр Павлович.
Внешняя политика.
Глава 9. РОССИЯ В XIX в.
С XIX в. история постепенно становится всемирной, и с этого же времени история России по-настоящему превращается в европейскую. Начало этому процессу было положено в XVIII в.
Именно в XVIII в. Петр I «прорубил окно в Европу». Со времен Семилетней войны угроза русских штыков воспринималась Европой как вполне реальная. Однако только после наполеоновских войн (конца XVII—начала XIX в.) Россия окончательно утвердилась в числе европейских стран, боровшихся за гегемонию на континенте.
Российская империя в первой половине XIX в. Александр I.
Экономика и социальный строй России в первой половине XIX в. Александр I
Движение декабристов: предпосылки, система взглядов, тактика действий
Россия в эпоху правления Николая I. Консервативная модернизация империи
Внешняя политика России в первой половине XIX в.
Развитие русского национального самосознания. Западники и славянофилы
Экономика и социальный строй России в первой половине XIX в. К середине XIX в. территория Российской империи выросла до 18 млн кв. км. Население увеличилось почти вдвое и составляло более 70 млн человек.
Россия была многонациональной страной. Самым многочисленным был русский народ. В западных и южных губерниях русское население соседствовало с украинским и белорусским народами.
По мнению ученых, в Российской империи уже в то время можно было выявить метрополию1 — центральную часть с преобладанием русского населения (Великороссия) и примыкавшие к ней губернии, населенные родственными православными славянскими народами (украинцами и белорусами). «К. центру тяготели с востока — Сибирь, с юга — Северокавказский регион, где большинство населения составляли потомки переселенцев из метрополии. При этом казачьи округа имели, подобно британским доминионам, значительную внутреннюю автономию» (И. А. Заичкин, И. М. Почкаев).
На окраинах империи проживали многочисленные народы и народности, частью завоеванные, частью присоединившиеся добровольно. От Волги до Восточной Арктики расселялись тюркоязычные народы (татары, чуваши, башкиры, якуты и др.). На севере Европейской России, в Поволжье, на Урале и в Зауралье жили финно-угорские народы (мордва, мари, коми, удмурты). Тунгусоманьчжурские народы были представлены эвенками и эвенами.
В начале XIX столетия Россия была уже неоднородна и в религиозном отношении. Господствующей была православная вера, которой придерживалось большинство населения Российской империи (87%). Но еще в XVII в. от официального православия отделилось старообрядчество,которое подвергалось преследованиям со стороны властей. Значительную группу народов составляли последователи ислама (народы Северного Кавказа, татары, башкиры). Кочевые племена калмыков (в низовьях Волги) и бурят (в Забайкалье) были последователями буддизма.В результате трех разделов Польшив конце XVIII в. на территории Российской империи оказалась значительная часть еврейского населения(на Украине и в Белоруссии), которое исповедовало иудаизм.Значительная часть северных и сибирских народов, а также народов Поволжья сохраняла традиционные родоплеменные (языческие верования)(Л. М. Пятецкий).
В административном отношенииевропейская часть России была разделена на 47 губерний и 5 областей (Астраханская, Таврическая, Кавказская, земли Войска Донского и Войска Черноморского).
Население России делилось на сословия.Из них привилегированными были дворяне, духовенство и купечество.
Главенствующим сословием было дворянство.Дворяне имели право на владение родовым гербом, пользовались свободой от телесных наказаний (за исключением периода правления императора Павла I) и рекрутчины, монопольным правом (с 1746 г.) на владение населенными землями и крепостными крестьянами. Податная реформа 1722 г. освободила их от уплаты подушой подати. Юридическое оформление дворянства как сословия было завершено в XVIII в. губернской реформой 1775 г. и Жалованной грамотой Дворянству 1785 г. Были образованы дворянские общества и дворянские депутатские собрания.
Духовенстворазделялось на черное и белое. Черное духовенство состовляли монахи и монахини. Из числа монахов назначались высшие священнослужители – архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты). Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (дьяконов и псаломщиков). Высшим органом церковного управления являлся Синод.
Купечество было разделено на 3 гильдии. Купцы 1-й гильдии имели преимущественное право вести внутреннюю и внешнюю торговлю. Купцы 2-й гильдии обладали привилегиями только в крупной внутренней торговле, а 3-й - в мелкой городской и уездной. Лица купеческого сословия были освобождены от телесных наказаний, от некоторых податей и от рекрутчины.
Мещане и цеховые ремесленникив городах, крестьяне в деревне являлись податными сословиями:они обязаны были платить подушную подать и нести рекрутскую повинность.
Мещане — ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники — были обложены высокой податью, должны были поставлять рекрутов в армию и не были освобождены от телесных наказаний.
Россия первой половины XIX в. являлась аграрной страной, и самым многочисленным сословием былокрестьянство(90% населения, около 30 млн человек). Все крестьяне дореформенной России разделялись на три неравные по своей численности группы: помещичьи, государственные, удельные.Первая категория была самой многочисленной.
Казачествосоставляло 1,5 млн человек. В XVIII в. правительство установило полный контроль за районами проживания казаков, стало создавать новые казачьи войска для охраны границ. К середине XIX в. в России уже существовало 9 казачьих войск: Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Оренбургское, Сибирское, Терское, Уральское, Черноморское (позднее Кубанское).
Многочисленные народы Севера и Сибири(ненцы, эвенки, якуты) составляли особую группу российского крестьянства. Они платили государству ясак (дань) в виде шкурок пушных зверей.
В XIX в. начинается складывание районов хозяйственной специализации:
- центрально-промышленный район (Московская, Владимирская, Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская и Калужская губернии);
-центрально-черноземный земледельческий район (Рязанская, Тульская, Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская губернии);
- северный район (Вологодская, Архангельская, Олонецкая губернии) - мясомолочное хозяйство, лесные промыслы, сохраняется подсечное земледелие;
- северо-западный (Петербургская, Новгородская. Псковская губерния - мясомолочное хозяйство, льноводство
Образование хозяйственных регионов являлось важным показателем роста производительных сил и общественного разделения труда. Хозяйственная специализация регионов способствовала развитию товарно-денежных отношении в стране.
В XIX в. Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято ее населения. Сельское хозяйство по-прежнему развивалось экстенсивным путем, интенсивно - юг Украины, степное Предкавказье, Заволжье.
В первой половине XIX в. явным стало разложение классического барщинного хозяйства,проявившееся в развитии товарно-денежных отношений, разрушавших: натуральное хозяйство; в расширении барской запашки и переводе крестьян на промыслы; в ослаблении внеэкономического принуждения, особенно в нечерноземной зоне, где крестьяне переводятся с барщины на оброк и уходят в город на заработки; в черноземной зоне — попытка сдержать падение производительности барщинного труда введением частичной оплаты барщинных работ или переводом крестьян на месячину.
Российская империя в первой половине XIX в. Александр I.
Экономика и социальный строй России в первой половине XIX в. Александр I
Движение декабристов: предпосылки, система взглядов, тактика действий
Россия в эпоху правления Николая I. Консервативная модернизация империи
Внешняя политика России в первой половине XIX в.
Развитие русского национального самосознания. Западники и славянофилы
В социально-экономической жизни России на протяжении XIX—начала XX в Центральным оставался аграрно-крестьянский вопрос.
Для решения его необходтимо было решить три проблемы:
1) личное освобождение крестьян;
2) наделение крестьян землей;
3) замена общинной системы землепользования.
Специфическая для России общинная системазаключалась в том, что крестьяне сообща пользовались землей, которая делилась между крестьянскими дворами на мелкие наделы и время от времени перераспределялась. В экономическом отношенииэто мешало продуктивности крестьянского хозяйства и в целом развитию производительных сил в деревне. В социальном отношении это препятствовало формированию собственнической психологии у крестьян. Процесс расслоения крестьянства в первой половине XIX в. шел медленно. Лишь единицам крестьян, занимавшимся торговлей и промыслами, удавалось скопить немалые средства.
Имущественное расслоение крестьян выражалось в том, что одни богатели, а другие беднели.
По мнению большинства исследователей, в 30—40-х гг. XIX в. в России начинается промышленный переворот, который завершается в 70—80-е гг. XIX столетия. Техническая сторона переворота заключалась:
а) в переходе от ручного труда к технике,
б) от мануфактуры к фабрике.
Социальной стороной промышленного переворота явилосьформирование новых социальных слоев – буржуазии и пролетариата.
Предпосылки промышленного переворота складывались в России с середины XVIII в. Их появление и было обусловлено научно-техническим прогрессом: созданием новых механизмов, облегчавших процесс производства.
Однако, несмотря на постепенное осуществление промышленного переворота, по мнению исследователей, к середине XIX в. отставание России от Европы приняло весьма опасные размеры. Так, занимая в XVIII в. первое место по производству и вывозу чугуна, Россия к середине XIX в. переместилась на восьмое место; по выплавке металла Россия уступала Англии в 12 раз.
Крепостной строй России сдерживал темпы технического и социального обновления промышленности. Отмена крепостного права в 1861 г. ускорила завершение промышленного переворота.
Развитие промышленности в России сопровождалось ростом городов. По подсчетам исследователей, число городов за период с начала XIX в. и до конца XIX в. выросло в 2 раза. Крупнейшими городами Российской империи были Санкт-Петербург и Москва.
Транспорт и система путей сообщения в России были слаборазвиты и к тому же носили сезонный характер: летом преобладал водный путь, зимой — санный. Основной тягловой силой оставалась лошадь, поскольку паровые машины применялись крайне редко.В 1837 г. была проложена первая железная дорога, соединившая Петербург с Царским Селом. В1851 г. вступила в строй Петербургско-Московская железная дорога.
Во внешней торговле главным партнером оставалась Англия; 9/|0 торговли приходилось на европейские страны; из восточных стран постоянным торговым партнером был Китай, но торговые обороты с ним были небольшие, в основном «приграничная» торговля.
Вывоз преобладал над ввозом. В основном это объяснялось протекционистской политикой государства. В экспорте большую роль играл вывоз хлеба; снижался ввоз промышленных товаров.
Таким образом, для экономического развития России характерно противоречивое развитие. С одной стороны, сохранение натурально-патриархального уклада, использование внеэкономического принуждения,- рутинное состояние техники. С другой стороны, расширение товарно-денежных отношений и применение вольнонаемного труда, начало технического перевооружения промышленности. Применительно к новым условиям происходит и формирование социальной структуры общества.
2. Эволюция государственно-правовой и политической системы России в первой четверти XIX в. Александр I. Развитие государственной системы в первой половине XIX в. в основном происходило в русле, намеченном в XVIII в.:
Россия этого периода — абсолютная монархия. Император возглавлял всю систему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех отраслей управления. В этот период монарх начинает рассматриваться не просто как «отец нации», что характерно для всех традиционных обществ, но и как хранитель законности.
В начале XIX в. инициатором преобразований в сфере государственного устройства и социальных отношений выступил император Александр I (1801-l825). Необходимость с раннего возраста жить на два дома — изысканно-европейский бабушкин и казарменно-солдатский отцовский - привела к тому, что в Александре I воспитались двуличность и подозрительность. Но он был умен, хорошо образован, обладал незаурядными дипломатическими способностями, прекрасными манерами и считался наиболее любезным европейским государем своего времени.
Исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:
1) 1801 — 1812 гг. — период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;
2) 1814—1825 гг. — во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.
Реформы в области государственного управления:
1) в 1802 г. устаревшие коллегии были заменены министерствам. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции и народного просвещения и др.;
2) в 1802 г. был реформирован Сенат,ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности, вы разил ось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов.
Реформы в социальной сфере:
1) восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;
1)расширены права купцов, мешан и казенных крестьян — им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли,
улучшилось положение крепостных крестьян — помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землей (Указ «О вольных хлебопашцах»);
Реформы в области образования:
1) в 1803 г. было издано новое Положение «Об устройстве учебных заведений». В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты, Педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. — университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей;
2) издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например, Университетский устав 1804 г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректора и деканов;
3) созданы органы управления просвещением и образованием.
Особенно важную роль в выработке проекта реформ, направленных на общую демократизацию государственного строя в России, сыграл Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839), выдающийся государственный деятель. Его отличали необыкновенная четкость и логичность мышления, колоссальная работоспособность. Сделав головокружительную карьеру благодаря своим личным качествам к 1807 г. (за четыре с половиной года стал действительным статским советником, обладателем генеральского, по Табели о рангах, чина), Сперанский являлся одним из ближайших советников императора. К концу 1809 г. он предоставил Александру I план государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов», по которому:
- рекомендовалось дать стране конституцию при сохранении института самодержавия;
- важнейшими характеристиками политической системы должны были стать законность, выборность определенной части чиновников и их личная ответственность;
- расширялись политические права купцов, мещан и государственных крестьян, которые наряду с дворянами должны были выбирать Государственную думу и распорядительные волостные, окружные и губернские думы, а также судебные органы;
- предусматривалось практическое воплощение в жизнь принципа разделения властей, четкое разграничение функций между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями. Исполнительная власть должна быть сосредоточена в министерствах. Систему законодательных учреждений должны составлять думы — волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Высшим учреждением при императоре должен был стать Государственный совет, в котором сосредоточивались все законодательные, исполнительные и судебные функции и который становился связующим звеном между императором и всеми государственными структурами. Члены Государственного совета назначались царем.
Сперанский не высказывался за немедленную отмену крепостного права, но считал, что с течением времени, ростом промышленности, торговли и культуры в российском обществе оно само естественным образом прекратит свое существование. Из всех предложений Сперанского были приняты лишь несколько:
—в 1809 г. издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую или воинскую службу;
— все чиновники должны были иметь соответствующее образование - знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математику и даже физику, и в том случае, если образование было домашним, надо было сдать определенные экзамены «на чин»;
—в 1810 г. Негласный совет(действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднен, и высшим законосовещательным органом стал Государственный совет;
—с 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного устройства министров и порядок их деятельности, — «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.;
—для поправления финансов Сперанский увеличил прямые налоги; подушная подать с крестьян и мещан была повышена с рубля до двух; в 1812 г. был введен налог на дворянские имения, не на крепостных крестьян, а на помещиков.
Реформы М. М. Сперанского расширяли возможности буржуазии, несколько ограничивали власть царя. Чиновничество и придворные были им недовольны, называли выскочкой, добились того, чтобы его имя стали связывать с государственной изменой. М. М. Сперанского обвинили в шпионаже в пользу Наполеона и сослали в Нижний Новгород. До 1821 г. он был отстранен от большой политики и вернулся к ней совсем иным человеком, считая свою прошлую деятельность ошибочной и утверждая, что Россия не созрела для перемен. К этому времени М. М. Сперанский оставил свои конституционные проекты и стал защитником неограниченной монархии.
Практически одновременно с возвышением Михаил Михаилович Сперанского в ближайшем окружении императора появился граф Алексей Андреевич Аракчеев (1769—1834), генерал от артиллерии (1807), в 1808—1810 гг. военный министр, с 1810 г. — председатель Департамента военных дел Государственного совета. С 1815 г. фактически сосредоточил в своих руках руководство Государственным советом, Кабинетом министров и Собственной его императорского величества канцелярией; был единственным докладчиком царю по большинству ведомств (в том числе Синода). Проводил политику грубой военной дисциплины, однако по плану освобождения крестьян, написанному им по приказу царя, бывшие крепостные получали вместе со свободой земельные наделы гораздо больше чем по плану декабристов (Н. А. Бенедиктов). Несмотря на это, для современников, сторонников либеральных идей, Аракчеев был воплощением реакции. Известна эпиграмма А. С. Пушкина об Аракчееве: «Всей России притеснитель, губернаторов мучитель... Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести...» После смерти Александра I сохранил за собой только пост главного начальника военных поселений.
Военные поселения - особая организация войск в России в 1811 -1857 гг., при которой государственные крестьяне, зачисленные в военные поселенцы, совмещали службу с занятиями сельским хозяйством. Фактически поселенцы дважды закрепощались - как крестьяне и как солдаты. Военные поселения были введены Александром I в целях формирования особой военной касты, оторванной от народа, способной вести борьбу с освободительным движением, а также в целях создания (без увеличения расходов на армию) резерва обученных войск. Первое опытное ополчение было создано в 1810 г. в Климовичском уезде Могилевской губернии, с 1816г. введено в широких масштабах.
Павел 1 и Екатерина II
По мнению исследователей, основными мотивами деятельности Павла были следующие:
- во-первых желание противопоставить себя матери, переиначить все сделанное Екатериной и строить свое царствование наперекор заложенным ею традициям государственного управления;
- во-вторых, страх, боязнь аристократической оппозиции, крестьянских волнений, французских республиканских идей.
Павел I вступил на престол в возрасте 42 лет, уже зрелым, сложившимся человеком. Он отстранил от власти бывших фаворитов Екатерины, которую ненавидел и обвинял в смерти отца.
Павел I ввел в стране военно-полицейский режим, регламентировал все, от мундиров до употребления отдельных слов, и вместе с тем вернул из ссылки Радищева, Новикова, Костюшко, положил начало основанию Дерптского университета, Павловского корпуса (училище для сирот военных в Петербурге), амнистировал живых пугачевцев. Идеалу либеральной политики, основанной на самоуправлении сословий, их правах и привилегиях, Павел I противопоставлял идеал попечительной политики, опирающейся на сильную власть царя и его заботу о своем народе.
В целом политика Павла I была, несмотря ни на что, прямым продолжением екатерининского правления. «Контрреформы» касались большей частью второстепенных моментов. Это видно, в частности, из следующего:
1) в 1797 г. Павел издал «Учреждение об императорской фамилии», по которому отменялся указ о престолонаследии. Указ утверждал преемственность власти в правящей династии по мужской нисходящей линии. Эта позиция определяла отказ от предшествующей практики императорских советов и стремление царя к максимальной централизации власти;
2) на смену коллегиальной системе организации центрального аппарата пришла министерская, основанная на единоначалии и контроле свыше. Это означало потерю роли Сената. Павлом был разработан план учреждения семи министерств — юстиции, финансов, военного, морского, иностранных дел, коммерции и государственного казначейства, однако полностью он был осуществлен после его смерти;
3) проведена губернская реформа. 40 губерний, существовавших при Екатерине, были преобразованы в 41, появилась область войска Донского. При этом управление 11 окраинных губерний строилось с учетом национальных традиций и местных особенностей;
4) перестройка государственной системы, сочетавшаяся с бюрократизацией управления, повлекла за собой ущемление дворянского самоуправления. Из ведения дворянских собраний были изъяты административно-полицейские функции, а в 1799 г. вообще были упразднены губернские дворянские собрания;
5) в 1798 г. отменены верхние земские суды. Указом от 23 августа 1800 г. аннулировалось право дворянских обществ избирать заседателей в судебные органы - участие выборных представителей дворянства в судопроизводстве ограничивалось нижним земским судом;
6) социальная политика Павла свидетельствовала о его способности к гибкому маневрированию и приспособлению к потребностям времени, не затрагивала при этом самих устоев феодально-абсолютистского государства. В ней соединились попытки частично ослабить путы, давившие крестьянство, и ста рания удержать в повиновении крестьянскую массу, обеспечив от нее наибольшую отдачу землевладельцам и государству. Так, 5 апреля 1797 г. был обнародован Манифест о трехдневной барщине, предписывавший помещикам использовать барщинный труд крестьян не более трех раз в неделю. Однако пожелания носили рекомендательный характер, и на практике редко кто из помещиков соблюдал «рекомендацию» царя;
6) происходило регулирование отношений помещиков и крестьян: запрет на продажу дворовых людей и крестьян с молотка в 1798 г., замена накладной хлебной подати, взимавшейся с крестьян, умеренным денежным сбором, повеление принимать присягу на верность государю с владельческих крестьян;
7) складывались противоречивые тенденции — беспрецедентная раздача крестьян и земель за неполные пять лет в частное владение 600 тыс. душ государственных крестьян (Екатерина II за 34 года раздала 800 тыс. крестьян), жесткое пресечение крестьянских жалоб на господ; это по существу являлось логическим продолжением крепостнического курса Екатерины II;
8) борясь с влиянием Французской революции, Павел I ввел жесточайшую цензуру и запретил все частные типографии;
9) по отношению к дворянству в политике Павла также сталкивались противоречивые тенденции. С одной стороны — забота царя об укреплении экономического положения дворянства, которая выразилась в материальной помощи через кредитно-банковскую систему, создание режима максимального благоприятствования дворянства по службе (указы 1797 и 1798 гг.). Другая тенденция проявилась в ограничении сословного самоуправления и его поглощении бюрократическим аппаратом;
10) наиболее неприемлемыми для дворянства были преобразования Павла I в армии. Ярый поклонник прусской военной доктрины Фридриха II, он уже через три недели после своего воцарения издал новые пехотный и конный уставы; предавались забвению основные принципы стратегии и тактики русского военного искусства.
В конечном счете именно ущемление интересов дворянства стало решающим моментом, определившим судьбу Павла I. Формирование уже с 1797 г. антипавловского заговора стало прямым ответом на нарушение устоявшегося баланса между властью и благородным сословием, о чем откровенно писал после гибели Павла видный дипломат С. О. Воронцов: «Дворянство... является ближайшим посредником между государем и народом. Оно помогает обуздывать народ и является естественной поддержкой трона... Ослаблять дворянство — значит подкапываться под основание трона».
В ночь на 12 марта 1801 г. Павел I был убит в Михайловском замке группой заговорщиков, к которой принадлежали бывшие фавориты Екатерины II: братья Зубовы, генерал Л. Л. Беннигсен, командиры гвардейских полков П. А. Талызин и Ф. П. Уваров, петербургский губернатор П. А. Пален, сенатор Д. П. Трощинский. Поддержку заговору оказал наследник престола великий князь Александр Павлович.
Внешняя политика.
Превращение России в великую европейскую державу.
Во второй половине XVIII в. Россия играла все более активную роль в международных отношениях. Она входит в европейские военно-политические союзы и благодаря сильной армии имеет в них значительное влияние.
Российская дипломатия, которой раньше приходилось иметь дело с постоянными союзниками и противниками, к этому времени научилась лавировать в сложных отношениях европейских держав. Идеал государственных интересов был связан с распространением идей рационализма на область внешней политики. Влияние иностранных офицеров падает. На их место приходят русские офицеры и полководцы. Российская армия все больше приобретает национальный характер.
Задачи внешней политики:
—во-первых, борьба за выход к южным морям — Черному и Азовскому;
—во-вторых, освобождение от иностранного господства земель Украины и Белоруссии и объединение в одном государстве всех восточных славян;
- в-третьих, борьба с революционной Францией в связи с начавшейся в 1789 г. Великой французской революцией',
—в-четвертых, утверждая свои интересы в европейской политике, Россия стремилась сыграть роль гаранта независимости английских колоний в Северной Америке; соблюдение интересов России в этом регионе — участие в колонизации Северной Америки.
Русско-турецкая война 1768—1774 гг. В 60-х гг. XVIII в. в Европе происходит сложная политическая игра. Степень сближения тех или иных стран определялась силой противоречий между ними. Наиболее сильные противоречия у России были с Францией и Австрией.
К активным действиям на юге русское правительство подталкивали и интересы безопасности страны, и потребности дворянства, стремившегося получить богатейшие южные земли, и развивающиеся промышленность и торговля, диктовавшие необходимость выхода к Черноморскому побережью.
Турция, подстрекаемая Францией и Англией, осенью 1768 г. объявила войну России. После взятия Азова и Таганрога Россия приступила к строительству флота. Блестящие победы были одержаны на суше: в 1770 г. под командованием талантливого полководца П. А. Румянцева, в 1771 г. под командованием князя В. М. Долгорукого, в 1774 г. — генерал-майора А. В. Суворова. В знаменитом Чесментском сражении на море под командованием адмиралов