Тема 7. РОССИЯ В ЭПОХУ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ
1. Поставьте в хронологическом порядке.
А. | Павел I | Г. | Иван VI | Ж. | Анна Иоановна |
Б. | Пётр I | Д. | Екатерина II | З. | Пётр III |
В. | Пётр II | Е. | Екатерина I | И. | Елизавета Петровна |
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Соотнесите событие и имя правителя Российской Империи, во время царствования которого оно имело место.
А. | Пётр III | 1. | Открытие Академии наук |
Б. | Павел I | 2. | Семилетняя война |
В. | Екатерина I | 3. | Открытие Московского Университета |
Г. | Екатерина II | 4. | Манифест о вольности дворянства |
Д. | Елизавета Петровна | 5. | Жалованные грамоты городам и дворянству |
Е. | Анна Иоановна | 6. | Образование Верховного Тайного Совета |
7. | Бироновщина | ||
8. | Открытие Шляхетского корпуса | ||
9. | Открытие первого театра в Ярославле | ||
10. | Образование Кабинета министров | ||
11. | Отмена внутренних таможенных пошлин | ||
12. | Указ о трёхдневной барщине | ||
13. | Уничтожение Тайной канцелярии | ||
14. | Образование Вольного экономического общества |
Ответы запишите в таблицу.
А | Б | В | Г | Д | Е |
3. На контурной карте (рис. 7) отметьте разными цветами рост территории России в XVIII веке. Надпишите необходимые географические названия.
Рис. 7. Расширение территории России в XVIII веке
Напишите условия всех перечисленных международных документов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Заполните пропуски в родословной таблице Романовых, правящих в XVIII в.
5. В.О. Ключевский в «Исторических портретах» дал характеристики российским монархам XVIII в. Прочитайте предложенные выдержки из работ историка и напишите, о ком идёт речь. Охарактеризуйте два-три события, которые произошли в России во время правления данного монарха.
· Она мало занималась делами, которые плохо понимала, вела беспорядочную жизнь, привыкнув, несмотря на свою болезненность и излишнюю полноту, засиживаться до пяти часов утра на пирушках среди близких людей, распустила управление, в котором, по словам одного посла, все думают лишь о том, как бы украсть, и в последний год жизни истратила на свои прихоти до 6 1/2 миллиона рублей на наши деньги. Между тем недовольные за кулисами на тайных сборищах пили здоровье обойденного великого князя, а тайная полиция каждый день вешала неосторожных болтунов. _________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· В ее емком уме укладывались предания немецкого феодализма рядом с привычками русского правления и политическими идеями просветительного века, и она пользовалась всеми этими средствами по своим наклонностям и соображениям. Она хвалилась, что, подобно Алкивиаду, уживется и в Спарте, и в Афинах. Она писала Вольтеру в 1765 г., что ее девиз – пчела, которая, летая с растения на растение, собирает мед для своего улья, но склад ее политических понятий скорее напоминает муравейник, чем улей.
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Выбравшись случайно из бедной митавской трущобы на широкий простор безотчетной русской власти, она отдалась празднествам и увеселениям, поражавшим иноземных наблюдателей мотовской роскошью и безвкусием. В ежедневном обиходе она не могла обойтись без шутих-трещоток, которых разыскивала чуть не по всем углам империи: они своей неумолкаемой болтовней угомоняли в ней едкое чувство одиночества, отчуждения от своего отечества, где она должна всего опасаться. Не доверяя русским, она поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев, навезенных из Митавы и из разных немецких углов. Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении. __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Принцесса совсем дикая, сидевшая по целым дням в своих комнатах неодетой и непричесанной, была на ножах со своим супругом Антоном Ульрихом Брауншвейгским, генералиссимусом русских войск, в мыслительной силе не желавшим отставать от своей супруги.
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление. Вступив на престол, она хотела осуществить свои девические мечты в волшебную действительность; нескончаемой вереницей потянулись спектакли, увеселительные поездки, куртаги, балы, маскарады, поражавшие ослепительным блеском и роскошью до тошноты. Порой весь двор превращался в театральное фойе. Изо дня в день говорили только о французской комедии, итальянской комической опере и ее содержателе Локателли, интермеццах и т. п. Это была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в., которую, по русскому обычаю, многие бранили при жизни и, тоже по русскому обычаю, все оплакали по смерти.
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Он родился и рос хилым ребенком, скудно наделенным способностями. Развитие его остановилось раньше его роста; в лета мужества он оставался тем же, чем был в детстве, вырос, не созрев. Его образ мыслей и действий производил впечатление чего-то удивительно недодуманного и недоделанного. На серьезные вещи он смотрел детским взглядом, а к детским затеям относился с серьезностью зрелого мужа. Он походил на ребенка, вообразившего себя взрослым; на самом деле это был взрослый человек, навсегда оставшийся ребенком. _______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Объясните понятия.
Дворцовый переворот – _____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Просвещённый абсолютизм – ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Секуляризация – ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Уложенная комиссия – ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Экономические крестьяне – __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Учреждение об управлении губерниями – ______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Манифест о вольности дворянства – ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Верховники – ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Кондиции – ________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Капитан-исправник – _______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Жалованная грамота дворянству – ____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Кабинет министров – _______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Предводитель дворянства – __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Бироновщина – ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Установите соответствие между именами полководцев и одержанными ими победами.
1. | А.Г. Орлов | А. | битва при Ставучанах |
2. | А.В. Суворов | Б. | битва при Гросс-Егерсдорфе |
3. | П.С. Салтыков | В. | сражение у о. Фидониси |
4. | В.В. Долгоруков | Г. | сражение на р. Рымник |
5. | П.А. Румянцев | Д. | уничтожение турецкого флота в бухте Чесма |
6. | Ф.Ф. Ушаков | Е. | завоевание Крыма |
7. | С.Ф. Апраксин | Ж. | битва при Фокшанах |
8. | П.П. Ласси | З. | сражение на р. Кагул |
И. | взятие Измаила | ||
К. | битва при Кунерсдорфе | ||
Л. | сражение на р. Ларга | ||
М. | сражение у о. Тендра |
Ответы запишите в таблицу.
Кто из вышеперечисленных полководцев за одержанные победы получил почётное прибавление к фамилии? И какое?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Заполните пропуски в хронологической таблице.