Тема 1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые студенты.

Вы приступаете к изучению дисциплины «История».

В настоящее время в отечественном образовании, которое стремится приблизиться к общемировым стандартам, наблюдается тенденция на увеличение роли и места самостоятельной работы студентов при овладении знаниями. Образовательный процесс строится по схеме «студент» – «книга» – «преподаватель». И данное пособие призвано создать необходимые базовые условия для успешной самостоятельной работы студента-заочника неисторических специальностей по изучению курса.

Пособие включает в себя: контрольные задания, цель которых развить навыки самостоятельной работы с литературой и источниками.

Прежде чем приступить к выполнению заданий, вам необходимо проработать соответствующие разделы курса. При этом вы можете воспользоваться учебниками, предлагаемыми в данном пособии или подобрать литературу самостоятельно.

Студентам предложен список основной учебной литературы, а также библиография по каждой из тем, выделенных в рабочей тетради. В предлагаемых научных исследованиях и учебных пособиях содержатся ответы на поставленные в методических рекомендациях вопросы. Они помогут составить наиболее полное представление о развитии российской цивилизации, глубоко осмыслить ключевые проблемы российской истории.

Для максимальной эффективности данного процесса придерживайтесь следующих рекомендаций.

1. Прочитайте соответствующий теме раздел учебника.

2. Внимательно прочитайте задание. Найдите ответ в учебном пособии или в специальной литературе. Запишите ответ в тетрадь.

3. При работе с понятиями и датами старайтесь запомнить их.

4. При выполнении тестовых заданий, не просто отметьте правильный вариант ответа, но и усвойте информацию, с ним связанную (определения, характеристика, имена, история развития) даже в том случае, если этого не требует задание. Не оставляйте без внимания и ответы, не отмеченные вами. Усвоение всех предложенных понятий необходимо для высокого уровня знания предмета успешной аттестации.

5. Ваш успех зависит от вашей целеустремлённости и правильной организации познавательной деятельности.

Желаем успехов!

Тема 3. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

* 1. В «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношении» Н.М. Карамзин, характеризуя процесс образования централизованного государства, писал: «Земля Русская, упоенная кровью, усыпанная пеплом, сделалась жилищем рабов ханских, а государи ее трепетали баскаков. Казалось, что Россия погибла навеки. Сделалось чудо. Городок, едва известный до XIV века, от презрения к его маловажности именуемый селом Кучковым, возвысил главу и спас отечество. Да будет честь и слава Москве!» Какие факторы способствовали возвышению Москвы и тому, что она стала центром собирания русских земель?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочтите отрывок из «Повести о Шевкале» (памятник древнерусской литературы XIV века) и ответьте на вопросы.

«В том же году Александру Михайловичу было дано княжение, и он пришел из Орды и сел на великокняжеский престол… Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе… И сотворил великое гонение на христиан – насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени…И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала… Убит же был Шевкал в 6835 (1327) г. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю… и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню»

А) О каком событии рассказывается в документе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Укажите имя московского князя, принявшего активное участие в подавлении восстания._______________________________________________

В) Оцените роль этого события в борьбе Москвы и Твери за право возглавить процесс объединения русских земель в единое государство.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Используя карту на рис. 4 и материалы учебника, составьте таблицу включения различных территорий в состав Московского княжества.

  КНЯЗЬ     ТЕРРИТОРИИ  
   
   
   
   
   
   

Тема 1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО - student2.ru

Рис. 4. Собирание русских земель вокруг Москвы

Укажите время, когда в состав российского государства вошли земли…

1. Новгородские. А. 1463 г.
2. Ростовские. Б. 1474 г.
3. Ярославские. В. 1478 г.
4. Тверские. Г. 1485 г.
5. Смоленские. Д. 1503 г.
6. Рязанские. Е. 1510 г.
7. Псковские. Ж. 1514 г.
8. Новгород-Северские. З. 1521 г.

Ответы запишите в таблицу.

               

4. Поставьте в хронологическом порядке московских князей до 1533 года.

А. Василий II Тёмный Г. Василий I Ж. Василий III
Б. Дмитрий Донской Д. Иоанн Грозный З. Иоанн Калита
В. Семион Гордый Е. Иоанн Красный    

__________________________________________________________________

5. Н.И. Костомаров в своём многотомном труде «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» даёт характеристики московским князьям. Определите, о ком идёт речь в нижеприведённых оценках историка.

· Личность великого князя … представляется по источникам неясною. Мы видим, что в его отрочестве, когда он никак не мог действовать самостоятельно, бояре вели дела точно в таком же духе, в каком бы их вел и совершеннолетний князь. Летописи, уже описывая его кончину, говорят, что он во всем советовался с боярами и слушался их, что бояре были у него как князья; также завещал он поступать и своим детям. От этого невозможно отделить: что из его действий принадлежит собственно ему, и что его боярам; по некоторым чертам можно даже допустить, что он был человек малоспособный и потому руководимый другими; и этим можно отчасти объяснить те противоречия в его жизни, которые бросаются в глаза, то смешение отваги с нерешительностью, храбрости с трусостью, ума с бестактностью, прямодушия с коварством, что выражается во всей его истории ___________________________________________________________

· Преемник Василия Димитриевича … был человеком ограниченных дарований, слабого ума и слабой воли, но вместе с тем способный на всякие злодеяния и вероломства. ____________________________________________

· Восемнадцать лет его правления были эпохою первого прочного усиления Москвы и ее возвышения над русскими землями. Главным способом к этому усилению было то, что он особенно умел ладить с ханом, часто ездил в Орду, приобрел особенное расположение и доверие Узбека и оградил свою московскую землю от вторжения татарских послов… В то время, когда другие русские земли поражены были этим несчастием и, кроме того, подвергались другим бедствиям, владения московского князя оставались спокойными, наполнялись жителями и, сравнительно с другими русскими землями, находились в цветущем состоянии. «Перестали поганые воевать русскую землю, – говорит летописец, – перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости, и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле. __________________________________________________________________

· Этот князь, насколько мы его понимаем, превосходил отца своего умом. При нем значительно двинулось расширение московских владений. Москва приобрела земли: суздальскую и нижегородскую. Получив от хана великое княжение, [князь] так впал к нему в милость, что получил от него еще Нижний Новгород, Городец, Мещеру, Тарусу и Муром.____________________________________________________________

· Это был человек крутого нрава, холодный, рассудительный, с черствым сердцем, властолюбивый, непреклонный в преследовании избранной цели, скрытный, чрезвычайно осторожный; во всех его действиях видна постепенность, даже медлительность; он не отличался ни отвагою, ни храбростью, зато умел превосходно пользоваться обстоятельствами; он никогда не увлекался, зато поступал решительно, когда видел, что дело созрело до того, что успех несомненен. Забирание земель и возможно прочное присоединение их к московскому государству было заветною целью его политической деятельности; следуя в этом деле за своими прародителями, он превзошел всех их и оставил пример подражания потомкам на долгие времена. Рядом с расширением государства [он] хотел дать этому государству строго самодержавный строй, подавить в нем древние признаки земской раздельности и свободы, как политической, так и частной, поставить власть монарха единым самостоятельным двигателем всех сил государства и обратить всех подвластных в своих рабов, начиная от близких родственников до последнего земледельца. И в этом [этот князь] положил твердые основы; его преемникам оставалось дополнять и вести дальше его дело.___________________________________________________

6. Соотнесите московских князей и события, которые произошли во время их правления.

А. Даниил Александрович 1. Присоединение Нижнего Новгорода к Московскому княжеству.
Б. Иван Данилович Калита 2. Начало законодательного оформление крепостного права.
В. Дмитрий Иванович Донской 3. Походы Литовского князя Ольгерда на Москву.
Г. Василий I 4. Перенос кафедры Митрополита в Москву.
Д. Василий II Тёмный 5. Свержение монгольского ига.
Е. Иван Васильевич III 6. Присоединение Рязани к Московскому княжеству.
Ж. Василий Иванович III 7. Русская православная церковь становится автокефальной.
    8. Строительство Успенского Собора в Московском Кремле.
    9. Битва на реке Шелонь.
    10. Феодальная война.
    11. Образование Московского княжества
    12. Образование первых приказов.
    13. Куликовская битва.
    14. Принятие первого общерусского Судебника.
    15. Строительство первого дубового кремля в Москве.
    16. Нашествие Тохтамыша на Москву.
    17. Присоединение Пскова к Москве.
    18. Введение нового герба русского государства – двуглавого орла.
    19. Строительство белокаменного Кремля в Москве.
    20. Монголы передали московскому князю право сбора дани с русских земель.

Ответы занесите в таблицу.

А Б В Г Д Е Ж
             

Выберите любые два из указанных событий и расскажите о них по плану: причины, ход (описание), итоги.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите, о каком понятии идёт речь.

· Служилое сословие в Московском государстве, созданное в результате политики Ивана III и Ивана IV путём раздачи государственных земель за военную и государственную службу. В отличие от бояр, владевшими вотчинами и юридически являвшимися полными хозяевами своих земель, дворяне пользовались поместьями лишь в течение срока службы, в противном случае земли возвращались в казну –________________________.

· Вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы – ________________________________.

· Органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства – _________________________________.

· Условное земельное владение, предоставляемое государством за несение военной или государственной службы – __________________________________________________________________.

· Лицо, возглавлявшее волость и осуществлявшее административные, финансовые и судебные функции – __________________________________.

· Система распределения государственных и военных должностей в зависимости от знатности рода и служебного положения предков – __________________________________________________________________.

8. Объясните понятия.

Бояре – ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Дети боярские –____________________________________________________

__________________________________________________________________

Черносошные крестьяне – ___________________________________________

__________________________________________________________________

Крепостное право – _________________________________________________

__________________________________________________________________

Юрьев день – ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Барщина – _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Община – _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Москва – третий Рим – ______________________________________________

__________________________________________________________________

Стояние на Угре – __________________________________________________

__________________________________________________________________

Сословие – ________________________________________________________

__________________________________________________________________

* 9. Как отечественная историография объясняет причину установления крепостного права в России. Приведите несколько мнений, указывая автора и название работы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Заполните таблицу.

Реформы Избранной Рады

Область реформирования Цели   Дата Содержание
Реформа местного управления      
Военные реформы        
Церковная реформа        
Судебная реформа        
Налоговая реформа        
Реформа центрального управления        

3. Какие приказы существовали в России в XVI веке, чем они занимались и как были организованы (из кого состояли)?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассмотрите картину С. Иванова «В приказе московских времён» (рис. 5). Что можно сказать об особенностях делопроизводства в России XVI в.?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО - student2.ru

Рис. 5. С. Иванов «В приказе московских времён»

4. Прочитайте выдержки из Никоновской летописи 1565 г. и ответьте на вопросы.

(...) Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделю, царь и великий князь Иван Васильевичьвсеа Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею и с своими детми (...) поехал с Москвы в село в Коломенское. (...) Подъем же его не таков был, якоже преже того езживал по манастырем молитися, или на которые свои потехи в объезды ездил: взял же с собою святость, иконы и кресты, златом и камением драгам украшенные, и суды золотые и серебряные, и поставцы все всяких судов, золотое и серебряное, и платие и денги и всю свою казну повеле взята с собою. Которым же бояром и дворяном ближним и приказным людем повеле с собою ехати, и тем многим повеле с собою ехати з женами и з детми, а дворяном и детем боярским выбором изо всех городов, которых прибрал государь быта с ним, велел тем всем ехати с собою с людми и с коими, со всем служебным нарядом. (…) А генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы (…) список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государьству (…) и царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государьство и поехал, где вселитися, идеже его, государя, бог наставит. К гостем же и х купцом и ко всему православному крестиянству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту (…); а в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет.

А) О начале какого периода в русской истории говориться в данном отрывке? _________________________________________________________

Б) Кратко опишите события, последовавшие за вышеуказанными событиями.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Объясните понятия.

Земский Собор – ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Избранная Рада – ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Заповедные лета – __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Избранная тысяча – _________________________________________________

__________________________________________________________________

Губной староста – __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Опричнина – _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Самодержавие – ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Стрелецкое войско – ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Охарактеризуйте внешнюю политику Ивана Грозного.

  ЗАПАДНОЕ   ВОСТОЧНОЕ
Цель                  
Основные даты и события             __________________________ __________________________ __________________________           __________________________ __________________________ __________________________  
Итоги                        

7. Установите соответствие между именами исторических деятелей и сферами их деятельности.

1. А.М. Курбский А. член Избранной Рады, воевода, впоследствии противник царя
2. Макарий Б. митрополит русской церкви, венчавший Ивана IV на царство
3. Сильвестр В. думный дворянин, один из руководителей опричнины
4. А.Ф. Адашев Г. думный дьяк, дипломат, глава Посольского приказа
5. М. Скуратов Д. митрополит русской церкви, обличавший опричную политику Ивана Грозного и погибший в её годы.
6. Ив. Висковатый Е. духовник царя Ивана Грозного
7. Филипп Ж. глава Челобитной Избы, активный деятель Избранной Рады

Ответы запишите в таблицу.

             

*8. Под влиянием каких причин шел процесс закрепощения крестьян в XVI в.? Назовите документы, в которых зафиксирован этот процесс.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какие события произошли в царствование Фёдора Иоанновича.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Заполните пропуски в генеалогической таблице.

Потомство Ивана Калиты

Тема 1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО - student2.ru

11. Выполните задания теста.

1. Появление копейки произошло во время правления…

А. Василия III В. Ивана IV
Б. Елены Глинской Г. Фёдора Иоановича

2. Династия Рюриковичей прервалась после …

А. смерти Федора Ивановича В. убийства Иваном Грозным своего сына Ивана
Б. смерти Ивана IV Г. Убийства царевича Дмитрия в Угличе

3. Cобор Василия Блаженного в Москве построен в память…

А. венчания Ивана III на царство В. объединения всех русских земель
Б. взятия Казани Г. победы на Куликовом поле.

4. Эпохе Ивана IV не соответствует ...

А. присоединение Казанского ханства В. опричнина
Б. свержение монгольского ига Г. Ливонская война.

5. Книга житейских правил и наставлений, созданная в XVI веке, известна под названием…

А. «Апостол» В. «Судебник»
Б. «Поучение детям» Г. «Домострой»

6. Главный итог правление Василия III…

А. Политическое и территориальное объединение русских земель
Б. Завоевание Россией выхода к Балтийскому морю.
В. Оформление в России сословно-представительской монархии.
Г. Принятие первогосвода законов единого государства – «Судебника»

7. В результате военной реформы XVI века в России появились…

А. рекруты Б. драгуны В. стрельцы Г. гвардейцы

8. Посадские люди – это…

А. торгово-ремесленное население городов В. приказные чиновники
Б. холопы, посаженные на землю Г. казачество Дона и Яика

9. Идейный руководитель одного из направлений в Русской Православной церкви, выступавший за сильную княжескую власть, церковную земельную собственность и неуклонную борьбу с еретиками…

А. Нил Сорский В. Сергий Радонежский
Б. Митрополит Иларион Г. Иосиф Волоцкий

Тема 5. РОССИЯ В XVII ВЕКЕ

1. В.О. Ключевский назвал XVII век «бунташным». Объясните почему. Проиллюстрируйте своё объяснение примерами исторических событий.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*2. Объясните понятие «Смута». Раскройте причины данного явления в русской истории.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Поставьте в соответствие события и даты

1. Лжедмитрий II встал лагерем в селе Тушино А.
2. Освобождение Москвы Вторым ополчением Б.
3. Лжедмитрий I вступил в Москву В.
4. Деулинское перемирие Г.
5. Поход Болотникова на Москву Д.
6. Столбовский мир Е.
7. Неудачная попытка Первого ополчения освободить Москву Ж.
8. Сигизмунд III осадил Смоленск З.

Ответы занесите в таблицу.

               

4. Представьте Смуту в лицах, указав, какую роль в ней сыграли следующие исторические деятели.

Борис Годунов _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Василий Шуйский _________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Григорий Отрепьев ­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дмитрий Пожарский ­­­­­­­­­­_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Марина Мнишек ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Прокопий Ляпунов _________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Иван Заруцкий ­­­____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Козьма Минин _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Патриарх Гермоген ________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дмитрий Трубецкой ________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Продолжите этот список, написав ещё несколько имён исторических деятелей – участников Смуты.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Соотнесите понятие и его определение.

Сословно-представительная монархия А экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции
Приписные крестьяне Б Большая социальная группа с наследственными правами и обязанностями
Мануфактура В сроки, в течение которых помещики могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян
Урочные лета Г форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов
Протекционизм Д религиозное движение за сохранение старых порядков, отказавшееся признать реформу патриарха Никона и вызвавшее раскол русской церкви
Полки иноземного строя Е капиталистическое предприятие, основанное на разделении труда и использовании ручной техники
Старообрядчество Ж феодально-зависимое население России, которое было обязано вместо уплаты оброчной и подушной подати работать на казённых или частных заводах и фабриках
Сословие З воинские части, сформированные в XVII в. в России по образцу западноевропейских армий

Ответы занесите в таблицу.

               

*6. Рассмотрите фрагмент картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» (рис. 6). Расскажите о событии русской истории, которое она отразила.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО - student2.ru

Рис. 6. В.И. Суриков «Боярыня Морозова»

7. Как изменилось положение основных сословий в России в XVII веке? Какой исторический документ закрепил эти изменения?

Бояре_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Дворяне_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Посадские_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Духовенство___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Крестьяне______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Заполните хронологическую таблицу событий, происходивших в годы правления первых Романовых.

ДАТА   СОБЫТИЕ  
1613 г.  
  Правление Михаила Фёдоровича
1617 г  
  Деулинское перемирие
  Поляновский мир
1645 – 1676 гг  
  Соляной бунт
  Соборное Уложение
1654 г.  
  Кардисский мир
  Медный бунт
1670 – 1671 гг  
  Андрусовское перемирие
  Правление Фёдора Алексеевича
1681 г.  
1682 г.  
1686 г.  

9. Выберите из предыдущего задания все мирные договоры и напишите их условия.

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*10. В.О. Ключевский полагал, что Земские соборы – это «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». В чём заключались эти отличия?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Ответьте на вопросы теста.

Внешняя политика Петра I

Наши рекомендации

ДАТА   СОБЫТИЕ
1695 – 1696  
  Великое посольство
 
1700 – 1721  
  Поражение русских войск под Нарвой
 
 
  Сражение у деревни Лесная
  Полтавская битва
 
 
  Аландский конгресс
  Победа русского флота при Гренгаме
  Ништадтский мирный договор
1722 – 1723