Тема 1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО
ПРЕДИСЛОВИЕ
Уважаемые студенты.
Вы приступаете к изучению дисциплины «История».
В настоящее время в отечественном образовании, которое стремится приблизиться к общемировым стандартам, наблюдается тенденция на увеличение роли и места самостоятельной работы студентов при овладении знаниями. Образовательный процесс строится по схеме «студент» – «книга» – «преподаватель». И данное пособие призвано создать необходимые базовые условия для успешной самостоятельной работы студента-заочника неисторических специальностей по изучению курса.
Пособие включает в себя: контрольные задания, цель которых развить навыки самостоятельной работы с литературой и источниками.
Прежде чем приступить к выполнению заданий, вам необходимо проработать соответствующие разделы курса. При этом вы можете воспользоваться учебниками, предлагаемыми в данном пособии или подобрать литературу самостоятельно.
Студентам предложен список основной учебной литературы, а также библиография по каждой из тем, выделенных в рабочей тетради. В предлагаемых научных исследованиях и учебных пособиях содержатся ответы на поставленные в методических рекомендациях вопросы. Они помогут составить наиболее полное представление о развитии российской цивилизации, глубоко осмыслить ключевые проблемы российской истории.
Для максимальной эффективности данного процесса придерживайтесь следующих рекомендаций.
1. Прочитайте соответствующий теме раздел учебника.
2. Внимательно прочитайте задание. Найдите ответ в учебном пособии или в специальной литературе. Запишите ответ в тетрадь.
3. При работе с понятиями и датами старайтесь запомнить их.
4. При выполнении тестовых заданий, не просто отметьте правильный вариант ответа, но и усвойте информацию, с ним связанную (определения, характеристика, имена, история развития) даже в том случае, если этого не требует задание. Не оставляйте без внимания и ответы, не отмеченные вами. Усвоение всех предложенных понятий необходимо для высокого уровня знания предмета успешной аттестации.
5. Ваш успех зависит от вашей целеустремлённости и правильной организации познавательной деятельности.
Желаем успехов!
Тема 3. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
* 1. В «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношении» Н.М. Карамзин, характеризуя процесс образования централизованного государства, писал: «Земля Русская, упоенная кровью, усыпанная пеплом, сделалась жилищем рабов ханских, а государи ее трепетали баскаков. Казалось, что Россия погибла навеки. Сделалось чудо. Городок, едва известный до XIV века, от презрения к его маловажности именуемый селом Кучковым, возвысил главу и спас отечество. Да будет честь и слава Москве!» Какие факторы способствовали возвышению Москвы и тому, что она стала центром собирания русских земель?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Прочтите отрывок из «Повести о Шевкале» (памятник древнерусской литературы XIV века) и ответьте на вопросы.
«В том же году Александру Михайловичу было дано княжение, и он пришел из Орды и сел на великокняжеский престол… Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе… И сотворил великое гонение на христиан – насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени…И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала… Убит же был Шевкал в 6835 (1327) г. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю… и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню»
А) О каком событии рассказывается в документе?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Укажите имя московского князя, принявшего активное участие в подавлении восстания._______________________________________________
В) Оцените роль этого события в борьбе Москвы и Твери за право возглавить процесс объединения русских земель в единое государство.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Используя карту на рис. 4 и материалы учебника, составьте таблицу включения различных территорий в состав Московского княжества.
КНЯЗЬ | ТЕРРИТОРИИ |
Рис. 4. Собирание русских земель вокруг Москвы
Укажите время, когда в состав российского государства вошли земли…
1. | Новгородские. | А. | 1463 г. |
2. | Ростовские. | Б. | 1474 г. |
3. | Ярославские. | В. | 1478 г. |
4. | Тверские. | Г. | 1485 г. |
5. | Смоленские. | Д. | 1503 г. |
6. | Рязанские. | Е. | 1510 г. |
7. | Псковские. | Ж. | 1514 г. |
8. | Новгород-Северские. | З. | 1521 г. |
Ответы запишите в таблицу.
4. Поставьте в хронологическом порядке московских князей до 1533 года.
А. | Василий II Тёмный | Г. | Василий I | Ж. | Василий III |
Б. | Дмитрий Донской | Д. | Иоанн Грозный | З. | Иоанн Калита |
В. | Семион Гордый | Е. | Иоанн Красный |
__________________________________________________________________
5. Н.И. Костомаров в своём многотомном труде «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» даёт характеристики московским князьям. Определите, о ком идёт речь в нижеприведённых оценках историка.
· Личность великого князя … представляется по источникам неясною. Мы видим, что в его отрочестве, когда он никак не мог действовать самостоятельно, бояре вели дела точно в таком же духе, в каком бы их вел и совершеннолетний князь. Летописи, уже описывая его кончину, говорят, что он во всем советовался с боярами и слушался их, что бояре были у него как князья; также завещал он поступать и своим детям. От этого невозможно отделить: что из его действий принадлежит собственно ему, и что его боярам; по некоторым чертам можно даже допустить, что он был человек малоспособный и потому руководимый другими; и этим можно отчасти объяснить те противоречия в его жизни, которые бросаются в глаза, то смешение отваги с нерешительностью, храбрости с трусостью, ума с бестактностью, прямодушия с коварством, что выражается во всей его истории ___________________________________________________________
· Преемник Василия Димитриевича … был человеком ограниченных дарований, слабого ума и слабой воли, но вместе с тем способный на всякие злодеяния и вероломства. ____________________________________________
· Восемнадцать лет его правления были эпохою первого прочного усиления Москвы и ее возвышения над русскими землями. Главным способом к этому усилению было то, что он особенно умел ладить с ханом, часто ездил в Орду, приобрел особенное расположение и доверие Узбека и оградил свою московскую землю от вторжения татарских послов… В то время, когда другие русские земли поражены были этим несчастием и, кроме того, подвергались другим бедствиям, владения московского князя оставались спокойными, наполнялись жителями и, сравнительно с другими русскими землями, находились в цветущем состоянии. «Перестали поганые воевать русскую землю, – говорит летописец, – перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости, и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле. __________________________________________________________________
· Этот князь, насколько мы его понимаем, превосходил отца своего умом. При нем значительно двинулось расширение московских владений. Москва приобрела земли: суздальскую и нижегородскую. Получив от хана великое княжение, [князь] так впал к нему в милость, что получил от него еще Нижний Новгород, Городец, Мещеру, Тарусу и Муром.____________________________________________________________
· Это был человек крутого нрава, холодный, рассудительный, с черствым сердцем, властолюбивый, непреклонный в преследовании избранной цели, скрытный, чрезвычайно осторожный; во всех его действиях видна постепенность, даже медлительность; он не отличался ни отвагою, ни храбростью, зато умел превосходно пользоваться обстоятельствами; он никогда не увлекался, зато поступал решительно, когда видел, что дело созрело до того, что успех несомненен. Забирание земель и возможно прочное присоединение их к московскому государству было заветною целью его политической деятельности; следуя в этом деле за своими прародителями, он превзошел всех их и оставил пример подражания потомкам на долгие времена. Рядом с расширением государства [он] хотел дать этому государству строго самодержавный строй, подавить в нем древние признаки земской раздельности и свободы, как политической, так и частной, поставить власть монарха единым самостоятельным двигателем всех сил государства и обратить всех подвластных в своих рабов, начиная от близких родственников до последнего земледельца. И в этом [этот князь] положил твердые основы; его преемникам оставалось дополнять и вести дальше его дело.___________________________________________________
6. Соотнесите московских князей и события, которые произошли во время их правления.
А. | Даниил Александрович | 1. | Присоединение Нижнего Новгорода к Московскому княжеству. |
Б. | Иван Данилович Калита | 2. | Начало законодательного оформление крепостного права. |
В. | Дмитрий Иванович Донской | 3. | Походы Литовского князя Ольгерда на Москву. |
Г. | Василий I | 4. | Перенос кафедры Митрополита в Москву. |
Д. | Василий II Тёмный | 5. | Свержение монгольского ига. |
Е. | Иван Васильевич III | 6. | Присоединение Рязани к Московскому княжеству. |
Ж. | Василий Иванович III | 7. | Русская православная церковь становится автокефальной. |
8. | Строительство Успенского Собора в Московском Кремле. | ||
9. | Битва на реке Шелонь. | ||
10. | Феодальная война. | ||
11. | Образование Московского княжества | ||
12. | Образование первых приказов. | ||
13. | Куликовская битва. | ||
14. | Принятие первого общерусского Судебника. | ||
15. | Строительство первого дубового кремля в Москве. | ||
16. | Нашествие Тохтамыша на Москву. | ||
17. | Присоединение Пскова к Москве. | ||
18. | Введение нового герба русского государства – двуглавого орла. | ||
19. | Строительство белокаменного Кремля в Москве. | ||
20. | Монголы передали московскому князю право сбора дани с русских земель. |
Ответы занесите в таблицу.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
Выберите любые два из указанных событий и расскажите о них по плану: причины, ход (описание), итоги.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Определите, о каком понятии идёт речь.
· Служилое сословие в Московском государстве, созданное в результате политики Ивана III и Ивана IV путём раздачи государственных земель за военную и государственную службу. В отличие от бояр, владевшими вотчинами и юридически являвшимися полными хозяевами своих земель, дворяне пользовались поместьями лишь в течение срока службы, в противном случае земли возвращались в казну –________________________.
· Вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы – ________________________________.
· Органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства – _________________________________.
· Условное земельное владение, предоставляемое государством за несение военной или государственной службы – __________________________________________________________________.
· Лицо, возглавлявшее волость и осуществлявшее административные, финансовые и судебные функции – __________________________________.
· Система распределения государственных и военных должностей в зависимости от знатности рода и служебного положения предков – __________________________________________________________________.
8. Объясните понятия.
Бояре – ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дети боярские –____________________________________________________
__________________________________________________________________
Черносошные крестьяне – ___________________________________________
__________________________________________________________________
Крепостное право – _________________________________________________
__________________________________________________________________
Юрьев день – ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Барщина – _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Община – _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Москва – третий Рим – ______________________________________________
__________________________________________________________________
Стояние на Угре – __________________________________________________
__________________________________________________________________
Сословие – ________________________________________________________
__________________________________________________________________
* 9. Как отечественная историография объясняет причину установления крепостного права в России. Приведите несколько мнений, указывая автора и название работы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Заполните таблицу.
Реформы Избранной Рады
Область реформирования | Цели | Дата | Содержание |
Реформа местного управления | |||
Военные реформы | |||
Церковная реформа | |||
Судебная реформа | |||
Налоговая реформа | |||
Реформа центрального управления |
3. Какие приказы существовали в России в XVI веке, чем они занимались и как были организованы (из кого состояли)?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрите картину С. Иванова «В приказе московских времён» (рис. 5). Что можно сказать об особенностях делопроизводства в России XVI в.?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 5. С. Иванов «В приказе московских времён»
4. Прочитайте выдержки из Никоновской летописи 1565 г. и ответьте на вопросы.
(...) Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделю, царь и великий князь Иван Васильевичьвсеа Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею и с своими детми (...) поехал с Москвы в село в Коломенское. (...) Подъем же его не таков был, якоже преже того езживал по манастырем молитися, или на которые свои потехи в объезды ездил: взял же с собою святость, иконы и кресты, златом и камением драгам украшенные, и суды золотые и серебряные, и поставцы все всяких судов, золотое и серебряное, и платие и денги и всю свою казну повеле взята с собою. Которым же бояром и дворяном ближним и приказным людем повеле с собою ехати, и тем многим повеле с собою ехати з женами и з детми, а дворяном и детем боярским выбором изо всех городов, которых прибрал государь быта с ним, велел тем всем ехати с собою с людми и с коими, со всем служебным нарядом. (…) А генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы (…) список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государьству (…) и царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государьство и поехал, где вселитися, идеже его, государя, бог наставит. К гостем же и х купцом и ко всему православному крестиянству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту (…); а в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет.
А) О начале какого периода в русской истории говориться в данном отрывке? _________________________________________________________
Б) Кратко опишите события, последовавшие за вышеуказанными событиями.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Объясните понятия.
Земский Собор – ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Избранная Рада – ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Заповедные лета – __________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Избранная тысяча – _________________________________________________
__________________________________________________________________
Губной староста – __________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Опричнина – _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Самодержавие – ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Стрелецкое войско – ________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Охарактеризуйте внешнюю политику Ивана Грозного.
ЗАПАДНОЕ | ВОСТОЧНОЕ | |
Цель | ||
Основные даты и события | __________________________ __________________________ __________________________ | __________________________ __________________________ __________________________ |
Итоги |
7. Установите соответствие между именами исторических деятелей и сферами их деятельности.
1. | А.М. Курбский | А. | член Избранной Рады, воевода, впоследствии противник царя |
2. | Макарий | Б. | митрополит русской церкви, венчавший Ивана IV на царство |
3. | Сильвестр | В. | думный дворянин, один из руководителей опричнины |
4. | А.Ф. Адашев | Г. | думный дьяк, дипломат, глава Посольского приказа |
5. | М. Скуратов | Д. | митрополит русской церкви, обличавший опричную политику Ивана Грозного и погибший в её годы. |
6. | Ив. Висковатый | Е. | духовник царя Ивана Грозного |
7. | Филипп | Ж. | глава Челобитной Избы, активный деятель Избранной Рады |
Ответы запишите в таблицу.
*8. Под влиянием каких причин шел процесс закрепощения крестьян в XVI в.? Назовите документы, в которых зафиксирован этот процесс.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какие события произошли в царствование Фёдора Иоанновича.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Заполните пропуски в генеалогической таблице.
Потомство Ивана Калиты
11. Выполните задания теста.
1. Появление копейки произошло во время правления…
А. | Василия III | В. | Ивана IV |
Б. | Елены Глинской | Г. | Фёдора Иоановича |
2. Династия Рюриковичей прервалась после …
А. | смерти Федора Ивановича | В. | убийства Иваном Грозным своего сына Ивана |
Б. | смерти Ивана IV | Г. | Убийства царевича Дмитрия в Угличе |
3. Cобор Василия Блаженного в Москве построен в память…
А. | венчания Ивана III на царство | В. | объединения всех русских земель |
Б. | взятия Казани | Г. | победы на Куликовом поле. |
4. Эпохе Ивана IV не соответствует ...
А. | присоединение Казанского ханства | В. | опричнина |
Б. | свержение монгольского ига | Г. | Ливонская война. |
5. Книга житейских правил и наставлений, созданная в XVI веке, известна под названием…
А. | «Апостол» | В. | «Судебник» |
Б. | «Поучение детям» | Г. | «Домострой» |
6. Главный итог правление Василия III…
А. | Политическое и территориальное объединение русских земель |
Б. | Завоевание Россией выхода к Балтийскому морю. |
В. | Оформление в России сословно-представительской монархии. |
Г. | Принятие первогосвода законов единого государства – «Судебника» |
7. В результате военной реформы XVI века в России появились…
А. | рекруты | Б. | драгуны | В. | стрельцы | Г. | гвардейцы |
8. Посадские люди – это…
А. | торгово-ремесленное население городов | В. | приказные чиновники |
Б. | холопы, посаженные на землю | Г. | казачество Дона и Яика |
9. Идейный руководитель одного из направлений в Русской Православной церкви, выступавший за сильную княжескую власть, церковную земельную собственность и неуклонную борьбу с еретиками…
А. | Нил Сорский | В. | Сергий Радонежский |
Б. | Митрополит Иларион | Г. | Иосиф Волоцкий |
Тема 5. РОССИЯ В XVII ВЕКЕ
1. В.О. Ключевский назвал XVII век «бунташным». Объясните почему. Проиллюстрируйте своё объяснение примерами исторических событий.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*2. Объясните понятие «Смута». Раскройте причины данного явления в русской истории.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Поставьте в соответствие события и даты
1. | Лжедмитрий II встал лагерем в селе Тушино | А. | |
2. | Освобождение Москвы Вторым ополчением | Б. | |
3. | Лжедмитрий I вступил в Москву | В. | |
4. | Деулинское перемирие | Г. | |
5. | Поход Болотникова на Москву | Д. | |
6. | Столбовский мир | Е. | |
7. | Неудачная попытка Первого ополчения освободить Москву | Ж. | |
8. | Сигизмунд III осадил Смоленск | З. |
Ответы занесите в таблицу.
4. Представьте Смуту в лицах, указав, какую роль в ней сыграли следующие исторические деятели.
Борис Годунов _____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Василий Шуйский _________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Григорий Отрепьев ________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дмитрий Пожарский _______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Марина Мнишек ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Прокопий Ляпунов _________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Иван Заруцкий ____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Козьма Минин _____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Патриарх Гермоген ________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дмитрий Трубецкой ________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Продолжите этот список, написав ещё несколько имён исторических деятелей – участников Смуты.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Соотнесите понятие и его определение.
Сословно-представительная монархия | А | экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции | |
Приписные крестьяне | Б | Большая социальная группа с наследственными правами и обязанностями | |
Мануфактура | В | сроки, в течение которых помещики могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян | |
Урочные лета | Г | форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов | |
Протекционизм | Д | религиозное движение за сохранение старых порядков, отказавшееся признать реформу патриарха Никона и вызвавшее раскол русской церкви | |
Полки иноземного строя | Е | капиталистическое предприятие, основанное на разделении труда и использовании ручной техники | |
Старообрядчество | Ж | феодально-зависимое население России, которое было обязано вместо уплаты оброчной и подушной подати работать на казённых или частных заводах и фабриках | |
Сословие | З | воинские части, сформированные в XVII в. в России по образцу западноевропейских армий |
Ответы занесите в таблицу.
*6. Рассмотрите фрагмент картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» (рис. 6). Расскажите о событии русской истории, которое она отразила.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 6. В.И. Суриков «Боярыня Морозова»
7. Как изменилось положение основных сословий в России в XVII веке? Какой исторический документ закрепил эти изменения?
Бояре_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Дворяне_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Посадские_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Духовенство___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Крестьяне______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Заполните хронологическую таблицу событий, происходивших в годы правления первых Романовых.
ДАТА | СОБЫТИЕ |
1613 г. | |
Правление Михаила Фёдоровича | |
1617 г | |
Деулинское перемирие | |
Поляновский мир | |
1645 – 1676 гг | |
Соляной бунт | |
Соборное Уложение | |
1654 г. | |
Кардисский мир | |
Медный бунт | |
1670 – 1671 гг | |
Андрусовское перемирие | |
Правление Фёдора Алексеевича | |
1681 г. | |
1682 г. | |
1686 г. |
9. Выберите из предыдущего задания все мирные договоры и напишите их условия.
1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*10. В.О. Ключевский полагал, что Земские соборы – это «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». В чём заключались эти отличия?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Ответьте на вопросы теста.
Внешняя политика Петра I
ДАТА | СОБЫТИЕ |
1695 – 1696 | |
Великое посольство | |
1700 – 1721 | |
Поражение русских войск под Нарвой | |
Сражение у деревни Лесная | |
Полтавская битва | |
Аландский конгресс | |
Победа русского флота при Гренгаме | |
Ништадтский мирный договор | |
1722 – 1723 |