Тема 5. «Революция сверху»: реформы и контрреформы в России в XIX – начале XX вв.

1. Причинами дворцового переворота 11 марта 1801 г. были:

а) российская интервенция против революционной Франции;

б) применение телесных наказаний к дворянам;

в) выход России из Семилетней войны;

г) настойчивое желание Александра Павловича занять престол;

д) мелочная регламентация повседневной жизни русского дворянства;

е) слухи о готовящемся отрешении от наследования престола Александра Павловича;

ж) разрыв союза с Англией и заключение союза с Наполеоном I.

2. С.Ф. Платонов полагал, что преобразования в системе государственных учреждений, изменения в крестьянском законодательстве, осуществленные Александром I в первые пять лет его царствования, прямо или косвенно были связаны с деятельностью этого комитета. Однако с течением времени «...государь, по-видимому убедился в том, что его друзья, отличаясь благородством стремлений и чувств, мало подготовлены к практической государственной деятельности, не знают России и не в силах осуществлять коренное преобразование общественного порядка».

Вопросы:

А). О каком комитете идет речь?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б). Какие реформы были разработаны членами этого комитета и были ли они реализованы на практике?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В). Согласны ли вы с точкой зрения С.Ф. Платонова?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Прочтите отрывок из «Краткого начертания государственного образования» М.М. Сперанского и ответьте на вопросы.

«Главные принадлежности: все силы государственные — законодательная, судная и исполнительная — представляются в 3 сословиях: в Совете действия их соединяются и через него восходят к государю. Государственной думе вверяется закон. Сенату суд. Министерству управление.

Государственный совет: ... все законы, уставы и учреждения в преобразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.

IV. Совет составляется из особ, высочайшего доверенностью в сословие сие призываемых.

VI. Министры суть члены Совета по их званию.

VII. В Совете председательствует император или лично, или назначением одного из членов.

Государственная дума: составляется из депутатов от всех свободных состояний по избранию дум губернских. Думе представляются отчеты министров; предоставляется право взыскивать ответа от министров, предоставляя отчет государю.

Никакой новый закон не может быть издан без уважения (одобрения) Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются Думой.

Сенат: составляется из сенаторов по выбору (Государственной думы) по мере постепенного увольнения членов настоящих.

Губернское правление: везде соединить с казенной палатой под именем губернского правительства.

X. При каждом правительстве находится совет, составленный из депутатов всех сословий, собственность в губернии имеющих.

XI. Совет собирается 1 раз в году...

XII. Губернатор дает отчет совету в сборе и употреблении денег на земские повинности и предлагает смету оных на будущий год».

Вопросы:

А). Какой принцип был положен в основу проекта государственных преобразований М.М. Сперанского?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б). Начертите структуру органов государственной власти.

В). При помощи предложенного отрывка составьте перечень функций основных органов правления.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г). Какой орган государственной власти должен был по проекту М.М. Сперанского соединять в себе высшую законодательную, исполнительную и судебную власть?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Д). Какая роль в управлении государством отдавалась императору Российскому по проекту М.М. Сперанского? Какой государственной строй установился бы в России в случае реализации данного проекта?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Е). Как вы думаете, была ли возможность в реализации данного проекта?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие органы центрального управления в 1802 г. пришли на смену коллегиям:

а) дворянские собрания;

б) земства;

в) приказы;

г) министерства.

5. Отметьте причины войны 1812 г.:

а) антирусское восстание в Польше;

б) нарушение Россией континентальной блокады Англии;

в) разногласия России и Франции на ближнем Востоке;

г) агрессивная политика Наполеона I;

д) невыгодность для России Тильзитского мира.

6. Заполните таблицу «Основные положения программных документов Северного и Южного обществ движения декабристов»:

Основные программные положения «Конституция» Н.М. Муравьева Русская Правда П.И. Пестеля
Форма правления    
Государственное устройство    
Административное деление    
Земля    
Крепостное право    
Демократические права    
Избирательное право    
Сословия    

7. Прочитайте отрывок из донесения М.И. Кутузова Александру I в августе 1812 г. и ответьте вопросы.

«...По вернейшим известиям, к нам дошедшим, и по наказанию пленных неприятель потерял убитыми и ранеными 42 генерала, множество штаб- и обер-офицеров и за 40 тыс. Рядовых с нашей стороны потеря состоит до 25 тыс. Человек, в числе коих 13 генералов убитых и раненых.

Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не отступить неприятелю. Французская армия под предводительством Наполеона, будучи в превосходящих силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за свое отечество».

Вопросы:

А) О каком сражении идет речь в донесении? Назовите его точную дату.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Подведите итоги данного сражения с использованием последних исследований ученых.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Каково историческое значение данного сражения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Соотнесите события во внешней политике первой четверти XIX в. с датами, которые даны в таблице.

События Даты
1) Заграничные походы русской армии А) 1806 – 1812 гг.
2) Русско-Иранская война Б) 1897 г.
3) Создание Священного союза В) 1813 – 1814 гг.
4) Русско-Шведская война Г) 1804 – 1805 гг.
5) Русско-Турецкая война Д) 1815 г.
6) Тильзитский мир Е) 1808 – 1809 гг.

9. Определите, о каком государственном деятеле периода правления Александра I пишет А.С. Пушкин в своей известной эпиграмме:

«Всей России притеснитель, губернаторов мучитель... Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести...».

С чем связана такая оценка поэта?

Какие реформы проводил этот деятель в 1812 – 1825 гг.?

Почему в народе данного человека называли «сфинксом неразгаданным до гроба»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Как называлась первая организация декабристов, созданная в 1816 г.:

а) Священный союз;

б) Союз благоденствия;

в) Северное общество;

г) Союз спасения;

д) Южное общество.

11. Заполните таблицу «Неосуществленные проекты Александра I».

Проекты отмены крепостного права в масштабах всей страны Проекты Конституции
     
     
     

12. Форма организации войск, появившаяся в период правления Александра I, при которой строевая служба совмещалась с ведением хозяйства:

а) опричное войско;

б) военные поселения;

в) Запорожская Сечь;

г) стрелецкое войско.

13. Прочитайте два отрывка из высказываний С.М. Соловьева и А.Ф. Тютчева, посвященные царствованию Николая I и ответьте на вопросы.

А) «Деспот по природе, имея инстинктивное отвращение от всякого движения, от всякого выражения индивидуальной свободы и самостоятельности, Николай любил только бездушное движение войсковых масс по команде. Это был страшный нивелировщик: все люди были перед ним равны, и он один имел право раздавать им по произволу способности, ум. Все, что мы называем дарами Божьими; … он не отставал до конца от своего взгляда и направления, до конца не переставал ненавидеть и гнать людей, выдававшихся из общего уровня, до конца не переставал окружать себя посредственностями и совершенными бездарностями, произведенными в великие люди по воле начальства, по милости императора. Не знаю, у какого другого деспота в такой степени выражалась ненависть к личным достоинствам, природным и трудом приобретенным, как у Николая».

Б) «Никто лучше, чем он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и наружностью, и необходимыми нравственными свойствами. Его внушительная и величественная красота, величавая осанка, строгая правильность олимпийского профиля, властный взгляд, все, кончая его улыбкой снисходящего Юпитера, все дышало в нем живым божеством, всемогущим повелителем, все отражало его незыблемое убеждение в своем призвании... Его самодержавие милостью Божией было для него догматом и предметом поклонения... Россия в его руках напоминала некоторые товары наших фабрикантов: предмет, хорошо лакированный и полированный, красивый по внешнему виду, но рассыпающийся при первом употреблении. Он считал себя призванным подавить революцию. Ее он преследовал всегда и во всех видах».

Вопросы:

А) На основе данных высказываний дайте характеристику правления Николая I.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Можно ли сделать вывод, что в Российской империи происходила милитаризация государственного строя?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Как вы думаете, личность самого императора или условия, сложившиеся в данный период в социально-экономической жизни страны, диктовали проведение политики самодержавия?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Прочитайте отрывок из речи императора Николая I на заседании Госсовета 30 марта 1842 г. и ответьте на вопросы.

«Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении, есть зло, для всех ощутимое и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом гибельным. Я никогда на это не решусь, считая, что если время, когда можно будет приступать к такой мере (отмене крепостного права), вообще очень далеко, то в настоящую эпоху всякий помысел о том был бы не что иное, как преступное посягательство на общественное спокойствие и на благо государства».

Вопросы:

А) Каково отношение Николая I к крепостному праву?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Как решался крестьянский вопрос в правление Николая I? Перечислите действия государственной власти по облегчению положения крестьян.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Укажите соответствия между датами и событиями эпохи Николая I, которые даны в таблице.

События Даты
1) Восстание декабристов А) 1837 г.
2) Начало реформы государственной деревни Б) 1825 г.
3) Заключение Парижского мирного договора В) 1856 г.
4) Составление Свода законов Российской империи Г) 1839 – 1843 гг.
5) Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина Д) 1833 г.

16. Сравните «Указ об обязательных крестьянах» 1842 г. и «Указ о вольных хлебопашцах» 1803 г. Какой из них больше соответствует интересам крестьян и почему помещики проигнорировали эти мероприятия власти?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Заполните таблицу, где цифра 1 - воззрения славянофилов, 2 - идеи западников, 3 - их общие идеи:

а) общность и историческое развитие России и стран Европы;

б) Россия должна развиваться особым, самобытным путем;

в) крепостное право должно быть отменено;

г) общественный идеал — общество, основанное на либеральных ценностях;

д) высокая оценка преобразований Петра I;

е) общественный идеал — патриархальное, традиционное общество, крестьянская община;

ж) реформы Петра I нарушили нормальное историческое развитие России.

     

18. Прочитайте высказывание С.С. Уварова и ответьте на вопросы.

«...Россия еще пока девственна и не должна вкусить, по крайней мере теперь еще, сих кровавых тревог. Надобно продлить ее юность и тем временем воспитать ее. Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что готовят ей сегодня, то я исполню мой долг и умру спокойно».

Вопросы:

А). Чего опасался С.С. Уваров? Какие были предприняты им меры?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б). На какие российские традиции и представления опиралась «теория официальной народности», разработанная С.С. Уваровым?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Разработчиками теории «русского утопического социализма» являлись:

а) Г. Плеханов, Ю. Мартов;

б) Н. Муравьев, П. Пестель;

в) А. Герцен, Н. Чернышевский;

г) П. Милюков, А. Гучков.

20. Определите последовательность осуществления этапов Крестьянской реформы:

а) переход крестьян на выкуп;

б) заключение выкупной сделки помещиков с крестьянами;

в) предоставление крестьянам личной свободы и гражданских прав;

г) составление уставных грамот помещиков с крестьянами;

д) переход крестьян на положение временнообязанных;

е) прекращение выкупных платежей крестьян государству.

21. Временнообязанные крестьяне в соответствии с законом 1861 г. должны были выполнять обязанности:

а) участвовать в заседании суда присяжных;

б) один раз в неделю отрабатывать бесплатно в пользу государства;

в) платить оброк или отбывать барщину в пользу своего бывшего владельца;

г) отбывать всеобщую воинскую повинность.

22. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.

«19 февраля 1861 г. были подписаны царем Александром II документы Крестьянской реформы. Согласно Манифесту, все крестьяне страны получали личную свободу, некоторые имущественные права (заключать сделки, открывать торговые и промышленные заведения), освобождение от телесных наказаний, но полного уравнивания крестьян с другими сословиями не произошло: сохранялось прикрепление крестьян к общине, оставались рекрутская повинность и подушная подать. Проведение реформы осуществлялось на основе «Положений». По закону крестьянин получал надел земли в собственность. Размер этого надела был установлен правительством одинаковым для всей страны, лишняя земля, сверх обозначенной нормы, у крестьян отрезалась.

Крестьяне должны были внести выкуп за полученную землю. Выкупная сумма определялась путем «капитализации оброка» из шести процентов годовых. Суть ее заключалась в том, что ежегодно уплачиваемый крестьянином оброк в денежном выражении приравнивался к годовому доходу в размере 6% с капитала. Вычисление этого капитала и означало определение выкупной суммы, которую крестьянин должен был полностью и сразу уплатить помещику. До тех пор, пока крестьянин не внес выкупную сумму, он считался временнообязанным и выполнял все прежние повинности на помещика, которые теперь воспринимались крестьянами с особым недовольством».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. Дайте оценку Крестьянской реформы Александра II (опираясь на мнения историков).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

24. Основными положениями судебной реформы 1864 г. были:

а) введение прокурорского надзора за соблюдением законности;

б) всенародные выборы судей;

в) введение мирового суда по мелким уголовным и гражданским делам;

г) придание помещикам судебной власти над временнообязанными крестьянами;

д) введение суда присяжных;

е) введение адвокатуры;

ж) повсеместное внедрение военно-полевых судов;

з) придание Сенату высшей кассационной инстанции.

25. Прочитайте отрывок из воспоминаний А.Ф. Кони «Оценка судебной реформы» и ответьте на вопросы.

«...Суд присяжных в своем осуществлении соединил в себе, как фокусе, все общие начала, внесенные судебными уставами в отправление уголовного правосудия, а именно - независимость и самостоятельность судьи, внутреннее убеждение при решении дела. Свободное от предустановленной оценки доказательств, - решительный вывод о вине и невинности, не подлежащей отмене или пересмотру, если только он сделан при соблюдении форм и обрядов процесса, - господство живого слова взамен бесцветного однообразия письменного изложения и связанная с этим непосредственность восприятия впечатлений, влияющих на слагающееся заключение относительно подсудимого, и, наконец, участия самого общества в отправлении правосудия...

Встреченный сначала общим сочувствием даже со стороны будущих настойчивых и ожесточенных врагов, суд присяжных недолго мог похвалиться тем, что по отношению к нему существует «мир и в человецех благоволение». Когда прошел интерес новизны и состоялось несколько решений, не оправдавших начальственной уверенности или не удовлетворявших предвзятому общественному взгляду... начались сначала единичные, а потом систематические нападки на суд присяжных. Все это создало вокруг этого суда атмосферу недоброжелательности и даже в лучшем случае равнодушия и крайней медлительности в устранении недостатков организации и правилах деятельности этого института... Одним словом, этот суд почти до последнего времени не был «любящей рукой ни охранен, ни обеспечен». Мало этого: нелюбящая рука повлияла через посредства Сената на то, что недостаточные присяжные заседатели из сельских обывателей были лишены необходимого материального пособия, выдачу которого принимали на себя многие земства».

Вопросы:

А). Как результаты судебной реформы оценивает А.Ф. Кони?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б). Как вы думаете, можно ли провести параллель с сегодняшней оценкой деятельности суда присяжных в начале XXI в. и 60 – 70-х гг. XIX в.? Аргументируйте свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В). Каковы значение и последствия Судебной реформы, проведенной Александром II?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26. Основными положениями военной реформы в правление Александра II были:

а) создание системы военных поселений;

б) перевооружение российской армии;

в) введение рекрутских наборов в армию;

г) введение всесословной воинской повинности;

д) сокращение сроков воинской службы;

е) создание системы военных округов.

27. По мнению И.Н. Ионова, в правление Александра II монолог власти, характерный для Николаевской эпохи, сменился диалогом власти и общественных сил, которого давно не знала Россия. Реформы могли бы открыть путь мирной модернизации российского общества. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Почему реформы оказались кратковременными? Каковы их результаты?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

28. Какие контрреформы осуществлялись в правление Александра III:

а) восстановление рекрутских наборов;

б) ограничение университетской автономии;

в) частичное восстановление крепостного права;

г) изменение порядка выборов органов местного самоуправления;

д) ужесточение правил печати;

е) отмена суда присяжных;

ж) ограничение доступа к образованию выходцам из низших сословий.

29. В 1889 г. в России было утверждено «Положение о земских начальниках». Кто они такие:

а) выборные руководители земских учреждений;

б) назначенные государем люди для осуществления контроля за выборами в земские учреждения;

г) государственные чиновники, имевшие административные и судебно-полицейские функции на селе;

д) представители от Совета солдатских и рабочих депутатов.

30. Соотнесите имена монархов, правивших в XIX в., и характеристики их деятельности, которые даны в таблице.

Имена монархов Характеристики деятельности
1) Александр I А) Разработка фабричного законодательства, политика контрреформ, введение «Положения о кухаркиных детях»
2) Николай I Б) Учреждение министерств, создание Харьковского, Казанского университетов
3) Александр II В) Создание бессословного и гласного суда, создание земств, введение всеобщей воинской повинности
4) Александр III Г) Разработка теории «официальной народности», следствие и суд по делу декабристов, создание «Основных законов Российской империи», Крымская война, начало промышленного переворота

31. Заполните таблицу «Внешняя политика России во второй половине XIX в.».

Основные направления внешней политики Европейская политика Завершение процесса территориального формирования Российской империи Участие России в формировании военно-политических блоков
Результаты (характеристика основных событий)          

Наши рекомендации