Тема 5. «Революция сверху»: реформы и контрреформы в России в XIX – начале XX вв.
1. Причинами дворцового переворота 11 марта 1801 г. были:
а) российская интервенция против революционной Франции;
б) применение телесных наказаний к дворянам;
в) выход России из Семилетней войны;
г) настойчивое желание Александра Павловича занять престол;
д) мелочная регламентация повседневной жизни русского дворянства;
е) слухи о готовящемся отрешении от наследования престола Александра Павловича;
ж) разрыв союза с Англией и заключение союза с Наполеоном I.
2. С.Ф. Платонов полагал, что преобразования в системе государственных учреждений, изменения в крестьянском законодательстве, осуществленные Александром I в первые пять лет его царствования, прямо или косвенно были связаны с деятельностью этого комитета. Однако с течением времени «...государь, по-видимому убедился в том, что его друзья, отличаясь благородством стремлений и чувств, мало подготовлены к практической государственной деятельности, не знают России и не в силах осуществлять коренное преобразование общественного порядка».
Вопросы:
А). О каком комитете идет речь?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б). Какие реформы были разработаны членами этого комитета и были ли они реализованы на практике?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В). Согласны ли вы с точкой зрения С.Ф. Платонова?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Прочтите отрывок из «Краткого начертания государственного образования» М.М. Сперанского и ответьте на вопросы.
«Главные принадлежности: все силы государственные — законодательная, судная и исполнительная — представляются в 3 сословиях: в Совете действия их соединяются и через него восходят к государю. Государственной думе вверяется закон. Сенату суд. Министерству управление.
Государственный совет: ... все законы, уставы и учреждения в преобразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.
IV. Совет составляется из особ, высочайшего доверенностью в сословие сие призываемых.
VI. Министры суть члены Совета по их званию.
VII. В Совете председательствует император или лично, или назначением одного из членов.
Государственная дума: составляется из депутатов от всех свободных состояний по избранию дум губернских. Думе представляются отчеты министров; предоставляется право взыскивать ответа от министров, предоставляя отчет государю.
Никакой новый закон не может быть издан без уважения (одобрения) Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются Думой.
Сенат: составляется из сенаторов по выбору (Государственной думы) по мере постепенного увольнения членов настоящих.
Губернское правление: везде соединить с казенной палатой под именем губернского правительства.
X. При каждом правительстве находится совет, составленный из депутатов всех сословий, собственность в губернии имеющих.
XI. Совет собирается 1 раз в году...
XII. Губернатор дает отчет совету в сборе и употреблении денег на земские повинности и предлагает смету оных на будущий год».
Вопросы:
А). Какой принцип был положен в основу проекта государственных преобразований М.М. Сперанского?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б). Начертите структуру органов государственной власти.
В). При помощи предложенного отрывка составьте перечень функций основных органов правления.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Г). Какой орган государственной власти должен был по проекту М.М. Сперанского соединять в себе высшую законодательную, исполнительную и судебную власть?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Д). Какая роль в управлении государством отдавалась императору Российскому по проекту М.М. Сперанского? Какой государственной строй установился бы в России в случае реализации данного проекта?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Е). Как вы думаете, была ли возможность в реализации данного проекта?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие органы центрального управления в 1802 г. пришли на смену коллегиям:
а) дворянские собрания;
б) земства;
в) приказы;
г) министерства.
5. Отметьте причины войны 1812 г.:
а) антирусское восстание в Польше;
б) нарушение Россией континентальной блокады Англии;
в) разногласия России и Франции на ближнем Востоке;
г) агрессивная политика Наполеона I;
д) невыгодность для России Тильзитского мира.
6. Заполните таблицу «Основные положения программных документов Северного и Южного обществ движения декабристов»:
Основные программные положения | «Конституция» Н.М. Муравьева | Русская Правда П.И. Пестеля |
Форма правления | ||
Государственное устройство | ||
Административное деление | ||
Земля | ||
Крепостное право | ||
Демократические права | ||
Избирательное право | ||
Сословия |
7. Прочитайте отрывок из донесения М.И. Кутузова Александру I в августе 1812 г. и ответьте вопросы.
«...По вернейшим известиям, к нам дошедшим, и по наказанию пленных неприятель потерял убитыми и ранеными 42 генерала, множество штаб- и обер-офицеров и за 40 тыс. Рядовых с нашей стороны потеря состоит до 25 тыс. Человек, в числе коих 13 генералов убитых и раненых.
Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не отступить неприятелю. Французская армия под предводительством Наполеона, будучи в превосходящих силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за свое отечество».
Вопросы:
А) О каком сражении идет речь в донесении? Назовите его точную дату.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Подведите итоги данного сражения с использованием последних исследований ученых.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) Каково историческое значение данного сражения?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Соотнесите события во внешней политике первой четверти XIX в. с датами, которые даны в таблице.
События | Даты |
1) Заграничные походы русской армии | А) 1806 – 1812 гг. |
2) Русско-Иранская война | Б) 1897 г. |
3) Создание Священного союза | В) 1813 – 1814 гг. |
4) Русско-Шведская война | Г) 1804 – 1805 гг. |
5) Русско-Турецкая война | Д) 1815 г. |
6) Тильзитский мир | Е) 1808 – 1809 гг. |
9. Определите, о каком государственном деятеле периода правления Александра I пишет А.С. Пушкин в своей известной эпиграмме:
«Всей России притеснитель, губернаторов мучитель... Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести...».
С чем связана такая оценка поэта?
Какие реформы проводил этот деятель в 1812 – 1825 гг.?
Почему в народе данного человека называли «сфинксом неразгаданным до гроба»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Как называлась первая организация декабристов, созданная в 1816 г.:
а) Священный союз;
б) Союз благоденствия;
в) Северное общество;
г) Союз спасения;
д) Южное общество.
11. Заполните таблицу «Неосуществленные проекты Александра I».
Проекты отмены крепостного права в масштабах всей страны | Проекты Конституции | |
12. Форма организации войск, появившаяся в период правления Александра I, при которой строевая служба совмещалась с ведением хозяйства:
а) опричное войско;
б) военные поселения;
в) Запорожская Сечь;
г) стрелецкое войско.
13. Прочитайте два отрывка из высказываний С.М. Соловьева и А.Ф. Тютчева, посвященные царствованию Николая I и ответьте на вопросы.
А) «Деспот по природе, имея инстинктивное отвращение от всякого движения, от всякого выражения индивидуальной свободы и самостоятельности, Николай любил только бездушное движение войсковых масс по команде. Это был страшный нивелировщик: все люди были перед ним равны, и он один имел право раздавать им по произволу способности, ум. Все, что мы называем дарами Божьими; … он не отставал до конца от своего взгляда и направления, до конца не переставал ненавидеть и гнать людей, выдававшихся из общего уровня, до конца не переставал окружать себя посредственностями и совершенными бездарностями, произведенными в великие люди по воле начальства, по милости императора. Не знаю, у какого другого деспота в такой степени выражалась ненависть к личным достоинствам, природным и трудом приобретенным, как у Николая».
Б) «Никто лучше, чем он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и наружностью, и необходимыми нравственными свойствами. Его внушительная и величественная красота, величавая осанка, строгая правильность олимпийского профиля, властный взгляд, все, кончая его улыбкой снисходящего Юпитера, все дышало в нем живым божеством, всемогущим повелителем, все отражало его незыблемое убеждение в своем призвании... Его самодержавие милостью Божией было для него догматом и предметом поклонения... Россия в его руках напоминала некоторые товары наших фабрикантов: предмет, хорошо лакированный и полированный, красивый по внешнему виду, но рассыпающийся при первом употреблении. Он считал себя призванным подавить революцию. Ее он преследовал всегда и во всех видах».
Вопросы:
А) На основе данных высказываний дайте характеристику правления Николая I.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Можно ли сделать вывод, что в Российской империи происходила милитаризация государственного строя?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) Как вы думаете, личность самого императора или условия, сложившиеся в данный период в социально-экономической жизни страны, диктовали проведение политики самодержавия?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Прочитайте отрывок из речи императора Николая I на заседании Госсовета 30 марта 1842 г. и ответьте на вопросы.
«Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении, есть зло, для всех ощутимое и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом гибельным. Я никогда на это не решусь, считая, что если время, когда можно будет приступать к такой мере (отмене крепостного права), вообще очень далеко, то в настоящую эпоху всякий помысел о том был бы не что иное, как преступное посягательство на общественное спокойствие и на благо государства».
Вопросы:
А) Каково отношение Николая I к крепостному праву?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Как решался крестьянский вопрос в правление Николая I? Перечислите действия государственной власти по облегчению положения крестьян.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Укажите соответствия между датами и событиями эпохи Николая I, которые даны в таблице.
События | Даты |
1) Восстание декабристов | А) 1837 г. |
2) Начало реформы государственной деревни | Б) 1825 г. |
3) Заключение Парижского мирного договора | В) 1856 г. |
4) Составление Свода законов Российской империи | Г) 1839 – 1843 гг. |
5) Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина | Д) 1833 г. |
16. Сравните «Указ об обязательных крестьянах» 1842 г. и «Указ о вольных хлебопашцах» 1803 г. Какой из них больше соответствует интересам крестьян и почему помещики проигнорировали эти мероприятия власти?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Заполните таблицу, где цифра 1 - воззрения славянофилов, 2 - идеи западников, 3 - их общие идеи:
а) общность и историческое развитие России и стран Европы;
б) Россия должна развиваться особым, самобытным путем;
в) крепостное право должно быть отменено;
г) общественный идеал — общество, основанное на либеральных ценностях;
д) высокая оценка преобразований Петра I;
е) общественный идеал — патриархальное, традиционное общество, крестьянская община;
ж) реформы Петра I нарушили нормальное историческое развитие России.
18. Прочитайте высказывание С.С. Уварова и ответьте на вопросы.
«...Россия еще пока девственна и не должна вкусить, по крайней мере теперь еще, сих кровавых тревог. Надобно продлить ее юность и тем временем воспитать ее. Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что готовят ей сегодня, то я исполню мой долг и умру спокойно».
Вопросы:
А). Чего опасался С.С. Уваров? Какие были предприняты им меры?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б). На какие российские традиции и представления опиралась «теория официальной народности», разработанная С.С. Уваровым?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Разработчиками теории «русского утопического социализма» являлись:
а) Г. Плеханов, Ю. Мартов;
б) Н. Муравьев, П. Пестель;
в) А. Герцен, Н. Чернышевский;
г) П. Милюков, А. Гучков.
20. Определите последовательность осуществления этапов Крестьянской реформы:
а) переход крестьян на выкуп;
б) заключение выкупной сделки помещиков с крестьянами;
в) предоставление крестьянам личной свободы и гражданских прав;
г) составление уставных грамот помещиков с крестьянами;
д) переход крестьян на положение временнообязанных;
е) прекращение выкупных платежей крестьян государству.
21. Временнообязанные крестьяне в соответствии с законом 1861 г. должны были выполнять обязанности:
а) участвовать в заседании суда присяжных;
б) один раз в неделю отрабатывать бесплатно в пользу государства;
в) платить оброк или отбывать барщину в пользу своего бывшего владельца;
г) отбывать всеобщую воинскую повинность.
22. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.
«19 февраля 1861 г. были подписаны царем Александром II документы Крестьянской реформы. Согласно Манифесту, все крестьяне страны получали личную свободу, некоторые имущественные права (заключать сделки, открывать торговые и промышленные заведения), освобождение от телесных наказаний, но полного уравнивания крестьян с другими сословиями не произошло: сохранялось прикрепление крестьян к общине, оставались рекрутская повинность и подушная подать. Проведение реформы осуществлялось на основе «Положений». По закону крестьянин получал надел земли в собственность. Размер этого надела был установлен правительством одинаковым для всей страны, лишняя земля, сверх обозначенной нормы, у крестьян отрезалась.
Крестьяне должны были внести выкуп за полученную землю. Выкупная сумма определялась путем «капитализации оброка» из шести процентов годовых. Суть ее заключалась в том, что ежегодно уплачиваемый крестьянином оброк в денежном выражении приравнивался к годовому доходу в размере 6% с капитала. Вычисление этого капитала и означало определение выкупной суммы, которую крестьянин должен был полностью и сразу уплатить помещику. До тех пор, пока крестьянин не внес выкупную сумму, он считался временнообязанным и выполнял все прежние повинности на помещика, которые теперь воспринимались крестьянами с особым недовольством».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
23. Дайте оценку Крестьянской реформы Александра II (опираясь на мнения историков).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
24. Основными положениями судебной реформы 1864 г. были:
а) введение прокурорского надзора за соблюдением законности;
б) всенародные выборы судей;
в) введение мирового суда по мелким уголовным и гражданским делам;
г) придание помещикам судебной власти над временнообязанными крестьянами;
д) введение суда присяжных;
е) введение адвокатуры;
ж) повсеместное внедрение военно-полевых судов;
з) придание Сенату высшей кассационной инстанции.
25. Прочитайте отрывок из воспоминаний А.Ф. Кони «Оценка судебной реформы» и ответьте на вопросы.
«...Суд присяжных в своем осуществлении соединил в себе, как фокусе, все общие начала, внесенные судебными уставами в отправление уголовного правосудия, а именно - независимость и самостоятельность судьи, внутреннее убеждение при решении дела. Свободное от предустановленной оценки доказательств, - решительный вывод о вине и невинности, не подлежащей отмене или пересмотру, если только он сделан при соблюдении форм и обрядов процесса, - господство живого слова взамен бесцветного однообразия письменного изложения и связанная с этим непосредственность восприятия впечатлений, влияющих на слагающееся заключение относительно подсудимого, и, наконец, участия самого общества в отправлении правосудия...
Встреченный сначала общим сочувствием даже со стороны будущих настойчивых и ожесточенных врагов, суд присяжных недолго мог похвалиться тем, что по отношению к нему существует «мир и в человецех благоволение». Когда прошел интерес новизны и состоялось несколько решений, не оправдавших начальственной уверенности или не удовлетворявших предвзятому общественному взгляду... начались сначала единичные, а потом систематические нападки на суд присяжных. Все это создало вокруг этого суда атмосферу недоброжелательности и даже в лучшем случае равнодушия и крайней медлительности в устранении недостатков организации и правилах деятельности этого института... Одним словом, этот суд почти до последнего времени не был «любящей рукой ни охранен, ни обеспечен». Мало этого: нелюбящая рука повлияла через посредства Сената на то, что недостаточные присяжные заседатели из сельских обывателей были лишены необходимого материального пособия, выдачу которого принимали на себя многие земства».
Вопросы:
А). Как результаты судебной реформы оценивает А.Ф. Кони?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б). Как вы думаете, можно ли провести параллель с сегодняшней оценкой деятельности суда присяжных в начале XXI в. и 60 – 70-х гг. XIX в.? Аргументируйте свой ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В). Каковы значение и последствия Судебной реформы, проведенной Александром II?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
26. Основными положениями военной реформы в правление Александра II были:
а) создание системы военных поселений;
б) перевооружение российской армии;
в) введение рекрутских наборов в армию;
г) введение всесословной воинской повинности;
д) сокращение сроков воинской службы;
е) создание системы военных округов.
27. По мнению И.Н. Ионова, в правление Александра II монолог власти, характерный для Николаевской эпохи, сменился диалогом власти и общественных сил, которого давно не знала Россия. Реформы могли бы открыть путь мирной модернизации российского общества. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Почему реформы оказались кратковременными? Каковы их результаты?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
28. Какие контрреформы осуществлялись в правление Александра III:
а) восстановление рекрутских наборов;
б) ограничение университетской автономии;
в) частичное восстановление крепостного права;
г) изменение порядка выборов органов местного самоуправления;
д) ужесточение правил печати;
е) отмена суда присяжных;
ж) ограничение доступа к образованию выходцам из низших сословий.
29. В 1889 г. в России было утверждено «Положение о земских начальниках». Кто они такие:
а) выборные руководители земских учреждений;
б) назначенные государем люди для осуществления контроля за выборами в земские учреждения;
г) государственные чиновники, имевшие административные и судебно-полицейские функции на селе;
д) представители от Совета солдатских и рабочих депутатов.
30. Соотнесите имена монархов, правивших в XIX в., и характеристики их деятельности, которые даны в таблице.
Имена монархов | Характеристики деятельности |
1) Александр I | А) Разработка фабричного законодательства, политика контрреформ, введение «Положения о кухаркиных детях» |
2) Николай I | Б) Учреждение министерств, создание Харьковского, Казанского университетов |
3) Александр II | В) Создание бессословного и гласного суда, создание земств, введение всеобщей воинской повинности |
4) Александр III | Г) Разработка теории «официальной народности», следствие и суд по делу декабристов, создание «Основных законов Российской империи», Крымская война, начало промышленного переворота |
31. Заполните таблицу «Внешняя политика России во второй половине XIX в.».
Основные направления внешней политики | Европейская политика | Завершение процесса территориального формирования Российской империи | Участие России в формировании военно-политических блоков |
Результаты (характеристика основных событий) |