Тема 2. Становление и развитие российской государственности. Древняя и удельная Русь (IX – XIV вв.)
ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
Е.А. Назырова
Н.И. Шелкоплясова
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине «ИСТОРИЯ»
Учебное пособие
,
Тула 2017
УДК 94(47) (075.8)
ББК 63.3(2)я73
И 90
Рецензенты:
Кузнецова Е.И. доктор исторических наук, профессор кафедры истории государства и права Тульского государственного университета
Понарин П.В. кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Тульского филиала международного юридического института
И90 Учебное пособие. Рабочая тетрадь по дисциплине «История» / сост. Е.А. Назырова, Н.И. Шелкоплясова. Тула Издательство ООО «Промпилот», 2017. 131 с.
ISBN 978-5-534-02579-8
В рабочую тетрадь включены задания репродуктивного, эвристического, творческого характера по всем темам рабочей программы дисциплины. Материал направлен на освоение ключевых понятий, формирование навыков интерпретации исторической информации, развитие способности анализировать факты и делать умозаключения.
Учебное пособие предназначено для студентов неисторических специальностей, обучающихся по направлениям 38.03.05. «Бизнес-информатика», 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление» (очной и заочной форм обучения), соответствует действующему Федеральному государственному стандарту высшего образования нового поколения.
УДК 94(470)
ББК 63.3(2)я73
Назырова Е.А.,
Шелкоплясова Н.И., 2017
Тульский филиал
Финуниверситета, 2017
ISBN 978-5-534-02579-8 Издательства ТулГУ, 2017
ВВЕДЕНИЕ
«История» является дисциплиной социально-гуманитарного модуля базовой части дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям: 38.03.05. «Бизнес-информатика», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».
Важность изучения данной дисциплины, ее место в ООП определяются тем, что системные знания истории своей страны способствуют формированию гражданской позиции, обеспечивают преемственность поколений, сохранность национальной культуры.
Цель данного учебного пособия — осмысление имеющихся исторических знаний в рамках специфики направления обучения.
В рабочей тетради представлен материал по каждой теме программы курса, направленный на формирование у студентов общекультурных компетенций ОК-1 и ОК-2.
Выполнение заданий различного уровня сложности будет содействовать развитию умения различать факт и его описание, соотносить единичные события и массовые явления, выделять в них общее и различия, использовать понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности современных экономических и политических событий. Работа с различными историческими и современными источниками позволяет оценить роль движущих сил в историческом процессе, значимость России во всемирной истории.
Тема 1. Введение в дисциплину «История». Основные факторы и особенности российского исторического процесса.
1.Укажите соответствие между понятиями и определениями
Понятия | Определения |
Концепция | Учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип |
Формация | Концепция в социологии, согласно которой тип общества определяется не производственными отношениями и классовым делением, а уровнем технического, индустриального развития |
Цивилизация | Умонастроение, связанные с ним жизненные позиции, модель поведения человека |
Историография | 1-синоним культуры; 2-уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация); 3-ступень общественного развития, следующая за варварством; 4-в некоторых философских теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры |
Источниковедение | Новое явление, новшество |
Доктрина | Наука, основной задачей которой является описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки |
Парадигма | Обозначение в социологии новой стадии общественного развития, следующего за индустриальным обществом. Ведущую роль в постиндустриальном обществе приобретают сфера услуг, наука и образование. В 1980-е гг. концепция постиндустриального общества получает развитие в теории «информационного общества», в которой отражен реальный рост значения в жизни общества производства, распределения и потребления информации |
Индустриальное общество | Наука, исследующая исторические источники |
Менталитет | Модель постановки и решений научных и политических проблем: смена одной на другую представляет, по существу, научную революцию |
Инновация | Определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности |
Постиндустриальное общество | Согласно марксистской концепции исторического процесса, общество, находящееся на определенной ступени развития, исторически определённого типа |
2. Прочитайте высказывание известного русского философа XX в. И.А. Ильина: «От Феодосия Печерского до Сергия, Гермогена и Серафима Сараевского; от Мономаха до Петра Великого, и до Суворова, Столыпина и Врангеля; от Ломоносова до Менделеева – вся история России есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами».
Вопросы:
А). Согласны ли вы с точкой зрения Ильина И.А.?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б). Какие факторы, по мнению Ильина, влияют на ход русской истории?
В). Назовите факты и факторы, характерны для каждого периода исторического развития, которые, как вам кажется, не упомянул русский философ в данном отрывке?
Факты | Факторы |
3. Наука «История» в России оформилась:
а) XI в.;
б) XVII в.;
в) XVIII в.;
г) XX в.
4. Соотнесите историка и название произведения:
«История государства Российского» | В.Н. Татищев |
«История России с древнейших времен» | В.О. Ключевский |
«Курс русской истории» | С.М. Соловьев |
«История Российская с самых древнейших времен» | Н.М. Карамзин |
5. Проиллюстрируйте типологию исторических источников примерами. Заполните таблицу «Классификация исторических источников»
Письменные | Вещественные | Лингвистические | Этнографические | Устные |
6. Составьте таблицу «Функции учебной дисциплины «История»
Познавательная | Воспитательная | Прогностическая |
7. Принципы и методы исторического познания положены в основу:
а) методологии;
б) рационализма;
в) субъективизма;
г) историографии.
8. Заполните пропуск. ___________ исторической науки, регулирующие деятельность исследователя и обеспечивающие решение исследовательской задачи называются методом.
9. Выделите из перечисленных ниже наиболее часто используемые в исторической науке общественные методы. Дайте их определения:
10. Укажите несоответствие положений подходам.
Цивилизационный подход | Формационный подход |
Все страны проходят одни и те же ступени развития. | Развитие человеческого общества следует от низшей стадии к высшей. |
Человеческая история едина. | Прогресс в развитии общества не возможен. |
Развитие стран и регионов рассматривается с позиции специфики культуры. | История человечества - многолинейный, вариативный процесс. |
11. Гуманистической историографией история определялась как:
а) осуществление Божественного провидения;
б) деятельность людей;
в) развитие религиозного духа;
г) случайное стечение обстоятельств
12. Укажите название метода, соответствующего данной характеристики:
Последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события | |
Классификация исторических явлений, событий, объектов | |
Описание исторических событий и явлений | |
Сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени | |
Углубленный анализ общественно-исторических систем, раскрытие внутренних механизмов их функционирования и развития |
13. Заполните таблицу «Основные принципы научного исторического исследования»:
14. Заполните пропуск. Отрасль исторической науки, изучающая исследования по определенной теме, называется ___________________________________.
15. Соотнесите название научного подхода изучения истории с его определением:
Эволюционизм | История — восхождение человечества на более высокий уровень развития. |
Субъективизм | Единственный источник исторического развития — разум. |
Рационализм | Подход, в соответствии с которым существенным фактором, определяющим ход истории, является географическая среда |
Географический детерминизм | Подход, утверждающий, что отдельный субъект играет главенствующую роль в исторических процессах. |
16. Историки Академии наук и художеств немецкого происхождения, работавшие в XVIII в., Г.З.Байер, Г.Ф. Миллер сформулировали:
а) антинорманнскую теорию;
б) «теорию официальной народности»;
в) норманнскую теорию;
г) теорию «русского социализма».
В чем заключалась данная теория?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Основоположниками цивилизационного подхода считают:
а) С. Соловьева, В. Татищева;
б) В. Ленина, Г. Плеханова;
в) Н. Карамзина, М. Ломоносова;
г) О. Шпенглера, А. Тойнби.
18. Основоположниками формационной теории считают:
а) Н.Я. Данилевского, А. Тойнби;
б) Г.В. Плеханова, В.И. Засулич;
в) В.И. Ленина, Ю.О. Мартова;
г) К. Маркса, Ф. Энгельса.
19. В 30-40 – е гг. XIX в. развитию исторической науки способствовали дискуссии:
а) марксистов и эсеров;
б) кадетов и октябристов;
в) западников и славянофилов;
г) революционеров и либеральных народников.
20. Первым обобщить русскую историю попытался современник Петра I:
21. Н.М. Карамзин наиболее подходящей формой правления считал:
22. Современный отечественный философ А.С. Ахиезер писал:
«…Мы изначально не относимся ни к Западу, ни к Востоку. Основа Российской цивилизации — это раскол между традициями и модернизмом, и в итоге мы раскололись. Отсюда логика русской истории — это инверсия, т.е. обращение в противоположное. Каждая эпоха стремится писать историю с чистого листа… Внутренне этот раскол подпитывался изначально двойственным вечевым идеалом (очень долго управляли с помощью вече), очень жестко сочеталось с началом соборности и авторитарное начало…».
А). Согласны ли Вы с высказыванием автора?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б). Какие особенности исторического развития отличают позицию автора от мнений предшественников?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
23. М.Н. Покровский является основоположником:
24. В 1856 г. автор статьи «О русском воззрение» К.С. Аксаков писал:
«Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а не чрез посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая. Он относится точно так же к Европе, как ко всем другим, древним и современным, народам и странам: так думают люди, называемые славянофилами. Европеизм, имея человеческое значение, имеет свою, и очень сильную, национальность: вот чего не видят противники наших мнений, не отделяющие в Европе человеческого от национального. Итак, спор, понятый настоящим образом, совершенно переменяет свое значение. С одной стороны, т. наз. славянофилы стоят за общечеловеческое и за прямое на него право русского народа. С другой стороны, поборники Западной Европы стоят за исключительную европейскую национальность, которой придают всемирное значение и ради которой они отнимают у русского народа его прямое право на общечеловеческое. Итак, наоборот, т. наз. славянофилы стоят за общечеловеческое, а противники их за исключительную национальность. С одной стороны, чувство свободы и любви; с другой, чувство зависимости и преданности авторитету».
Как Вы считаете: «Что побеждает в русском человеке — свобода и любовь или зависимость и преданность авторитету»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
Е.А. Назырова
Н.И. Шелкоплясова
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине «ИСТОРИЯ»
Учебное пособие
,
Тула 2017
УДК 94(47) (075.8)
ББК 63.3(2)я73
И 90
Рецензенты:
Кузнецова Е.И. доктор исторических наук, профессор кафедры истории государства и права Тульского государственного университета
Понарин П.В. кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Тульского филиала международного юридического института
И90 Учебное пособие. Рабочая тетрадь по дисциплине «История» / сост. Е.А. Назырова, Н.И. Шелкоплясова. Тула Издательство ООО «Промпилот», 2017. 131 с.
ISBN 978-5-534-02579-8
В рабочую тетрадь включены задания репродуктивного, эвристического, творческого характера по всем темам рабочей программы дисциплины. Материал направлен на освоение ключевых понятий, формирование навыков интерпретации исторической информации, развитие способности анализировать факты и делать умозаключения.
Учебное пособие предназначено для студентов неисторических специальностей, обучающихся по направлениям 38.03.05. «Бизнес-информатика», 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление» (очной и заочной форм обучения), соответствует действующему Федеральному государственному стандарту высшего образования нового поколения.
УДК 94(470)
ББК 63.3(2)я73
Назырова Е.А.,
Шелкоплясова Н.И., 2017
Тульский филиал
Финуниверситета, 2017
ISBN 978-5-534-02579-8 Издательства ТулГУ, 2017
ВВЕДЕНИЕ
«История» является дисциплиной социально-гуманитарного модуля базовой части дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям: 38.03.05. «Бизнес-информатика», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».
Важность изучения данной дисциплины, ее место в ООП определяются тем, что системные знания истории своей страны способствуют формированию гражданской позиции, обеспечивают преемственность поколений, сохранность национальной культуры.
Цель данного учебного пособия — осмысление имеющихся исторических знаний в рамках специфики направления обучения.
В рабочей тетради представлен материал по каждой теме программы курса, направленный на формирование у студентов общекультурных компетенций ОК-1 и ОК-2.
Выполнение заданий различного уровня сложности будет содействовать развитию умения различать факт и его описание, соотносить единичные события и массовые явления, выделять в них общее и различия, использовать понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности современных экономических и политических событий. Работа с различными историческими и современными источниками позволяет оценить роль движущих сил в историческом процессе, значимость России во всемирной истории.
Тема 1. Введение в дисциплину «История». Основные факторы и особенности российского исторического процесса.
1.Укажите соответствие между понятиями и определениями
Понятия | Определения |
Концепция | Учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип |
Формация | Концепция в социологии, согласно которой тип общества определяется не производственными отношениями и классовым делением, а уровнем технического, индустриального развития |
Цивилизация | Умонастроение, связанные с ним жизненные позиции, модель поведения человека |
Историография | 1-синоним культуры; 2-уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация); 3-ступень общественного развития, следующая за варварством; 4-в некоторых философских теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры |
Источниковедение | Новое явление, новшество |
Доктрина | Наука, основной задачей которой является описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки |
Парадигма | Обозначение в социологии новой стадии общественного развития, следующего за индустриальным обществом. Ведущую роль в постиндустриальном обществе приобретают сфера услуг, наука и образование. В 1980-е гг. концепция постиндустриального общества получает развитие в теории «информационного общества», в которой отражен реальный рост значения в жизни общества производства, распределения и потребления информации |
Индустриальное общество | Наука, исследующая исторические источники |
Менталитет | Модель постановки и решений научных и политических проблем: смена одной на другую представляет, по существу, научную революцию |
Инновация | Определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности |
Постиндустриальное общество | Согласно марксистской концепции исторического процесса, общество, находящееся на определенной ступени развития, исторически определённого типа |
2. Прочитайте высказывание известного русского философа XX в. И.А. Ильина: «От Феодосия Печерского до Сергия, Гермогена и Серафима Сараевского; от Мономаха до Петра Великого, и до Суворова, Столыпина и Врангеля; от Ломоносова до Менделеева – вся история России есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами».
Вопросы:
А). Согласны ли вы с точкой зрения Ильина И.А.?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б). Какие факторы, по мнению Ильина, влияют на ход русской истории?
В). Назовите факты и факторы, характерны для каждого периода исторического развития, которые, как вам кажется, не упомянул русский философ в данном отрывке?
Факты | Факторы |
3. Наука «История» в России оформилась:
а) XI в.;
б) XVII в.;
в) XVIII в.;
г) XX в.
4. Соотнесите историка и название произведения:
«История государства Российского» | В.Н. Татищев |
«История России с древнейших времен» | В.О. Ключевский |
«Курс русской истории» | С.М. Соловьев |
«История Российская с самых древнейших времен» | Н.М. Карамзин |
5. Проиллюстрируйте типологию исторических источников примерами. Заполните таблицу «Классификация исторических источников»
Письменные | Вещественные | Лингвистические | Этнографические | Устные |
6. Составьте таблицу «Функции учебной дисциплины «История»
Познавательная | Воспитательная | Прогностическая |
7. Принципы и методы исторического познания положены в основу:
а) методологии;
б) рационализма;
в) субъективизма;
г) историографии.
8. Заполните пропуск. ___________ исторической науки, регулирующие деятельность исследователя и обеспечивающие решение исследовательской задачи называются методом.
9. Выделите из перечисленных ниже наиболее часто используемые в исторической науке общественные методы. Дайте их определения:
10. Укажите несоответствие положений подходам.
Цивилизационный подход | Формационный подход |
Все страны проходят одни и те же ступени развития. | Развитие человеческого общества следует от низшей стадии к высшей. |
Человеческая история едина. | Прогресс в развитии общества не возможен. |
Развитие стран и регионов рассматривается с позиции специфики культуры. | История человечества - многолинейный, вариативный процесс. |
11. Гуманистической историографией история определялась как:
а) осуществление Божественного провидения;
б) деятельность людей;
в) развитие религиозного духа;
г) случайное стечение обстоятельств
12. Укажите название метода, соответствующего данной характеристики:
Последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события | |
Классификация исторических явлений, событий, объектов | |
Описание исторических событий и явлений | |
Сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени | |
Углубленный анализ общественно-исторических систем, раскрытие внутренних механизмов их функционирования и развития |
13. Заполните таблицу «Основные принципы научного исторического исследования»:
14. Заполните пропуск. Отрасль исторической науки, изучающая исследования по определенной теме, называется ___________________________________.
15. Соотнесите название научного подхода изучения истории с его определением:
Эволюционизм | История — восхождение человечества на более высокий уровень развития. |
Субъективизм | Единственный источник исторического развития — разум. |
Рационализм | Подход, в соответствии с которым существенным фактором, определяющим ход истории, является географическая среда |
Географический детерминизм | Подход, утверждающий, что отдельный субъект играет главенствующую роль в исторических процессах. |
16. Историки Академии наук и художеств немецкого происхождения, работавшие в XVIII в., Г.З.Байер, Г.Ф. Миллер сформулировали:
а) антинорманнскую теорию;
б) «теорию официальной народности»;
в) норманнскую теорию;
г) теорию «русского социализма».
В чем заключалась данная теория?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Основоположниками цивилизационного подхода считают:
а) С. Соловьева, В. Татищева;
б) В. Ленина, Г. Плеханова;
в) Н. Карамзина, М. Ломоносова;
г) О. Шпенглера, А. Тойнби.
18. Основоположниками формационной теории считают:
а) Н.Я. Данилевского, А. Тойнби;
б) Г.В. Плеханова, В.И. Засулич;
в) В.И. Ленина, Ю.О. Мартова;
г) К. Маркса, Ф. Энгельса.
19. В 30-40 – е гг. XIX в. развитию исторической науки способствовали дискуссии:
а) марксистов и эсеров;
б) кадетов и октябристов;
в) западников и славянофилов;
г) революционеров и либеральных народников.
20. Первым обобщить русскую историю попытался современник Петра I:
21. Н.М. Карамзин наиболее подходящей формой правления считал:
22. Современный отечественный философ А.С. Ахиезер писал:
«…Мы изначально не относимся ни к Западу, ни к Востоку. Основа Российской цивилизации — это раскол между традициями и модернизмом, и в итоге мы раскололись. Отсюда логика русской истории — это инверсия, т.е. обращение в противоположное. Каждая эпоха стремится писать историю с чистого листа… Внутренне этот раскол подпитывался изначально двойственным вечевым идеалом (очень долго управляли с помощью вече), очень жестко сочеталось с началом соборности и авторитарное начало…».
А). Согласны ли Вы с высказыванием автора?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б). Какие особенности исторического развития отличают позицию автора от мнений предшественников?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
23. М.Н. Покровский является основоположником:
24. В 1856 г. автор статьи «О русском воззрение» К.С. Аксаков писал:
«Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а не чрез посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая. Он относится точно так же к Европе, как ко всем другим, древним и современным, народам и странам: так думают люди, называемые славянофилами. Европеизм, имея человеческое значение, имеет свою, и очень сильную, национальность: вот чего не видят противники наших мнений, не отделяющие в Европе человеческого от национального. Итак, спор, понятый настоящим образом, совершенно переменяет свое значение. С одной стороны, т. наз. славянофилы стоят за общечеловеческое и за прямое на него право русского народа. С другой стороны, поборники Западной Европы стоят за исключительную европейскую национальность, которой придают всемирное значение и ради которой они отнимают у русского народа его прямое право на общечеловеческое. Итак, наоборот, т. наз. славянофилы стоят за общечеловеческое, а противники их за исключительную национальность. С одной стороны, чувство свободы и любви; с другой, чувство зависимости и преданности авторитету».
Как Вы считаете: «Что побеждает в русском человеке — свобода и любовь или зависимость и преданность авторитету»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2. Становление и развитие российской государственности. Древняя и удельная Русь (IX – XIV вв.)
1. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:
Вече | Поселение людей, компактно проживающих на определенной территории и не связанных узами родства, коллективно занимающихся земледелием. |
Соседская община | Служители религиозного культа у восточных славян. |
Военная демократия | Отряд воинов, возглавляемых племенным вождем. |
Род | Территориальное образование, опоминающееся в Русской правде, жители которого коллективно несли ответственность за кражи и убийства, совершенные в его пределах. |
Дружина | Многобожие |
Племенное ополчение (вои) | Сбор дикого меда |
Этногенез | Определенная привилегированная группа, в которую входили вожди, старейшины, знаменитые воины |
Родовая община | Система земледелия восточных славян лесостепной полосы, при которой участок использовался несколько лет, а затем оставался без обработки для восстановления плодородия. |
Волхвы | Боеспособная часть мужского населения, участвующая в военных действиях в случаях крайней необходимости |
Вервь | Объединение родственников с подчинением младших старшим |
Политеизм | Переходная форма организации общества, характеризуемая участием в народном собрании вооруженных воинов и выделением военной знати. |
Нарочитая чадь | Социальная общность, пришедшая на смену человеческому стаду, члены которой связаны кровными узами |
Перелог | Народный совет в родоплеменном обществе. |
Бортничество | Процесс формирования новой этнической общности на базе различных, ранее существовавших этнических компонентов. |
2. Заполните пропуск: «Славян принято относить к _______________________ культурно – исторической общности»:
3. Изучите документ и выполните задания.
В трактате «Стратегикон» византийский император конца VI – начала VII вв. Маврикий писал:
«…Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, что, по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену, они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую…».
Задание:
А). Определите уровень развития общества.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Соотнесите имя автора с концепцией происхождения и прародины славян:
Б.А. Рыбаков | Род славян восходит к младшему сыну Ноя Иафету, которому в удел достались северные и западные страны. Славяне жили в римской провинции Норик, расположенной между верховьями Дуная и Дравы. Оттуда, теснимые римлянами, славяне были вынуждены переселиться в новые места — на Вислу и Днепр («божественная» теория) |
Нестор | Славянская этническая общность возникла в районе между Одером и Средним Днепром (одерско-днепровская теория) |
С.М. Соловьев, В.О. Ключевский | Прародина славян находилась намного севернее Дуная («прибалтийская» теория) |
М.С. Ломоносов, С.П. Рябикин | Славяне как этнос сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным населением (автохтонная теория) |
М.В. Ломоносов, А.Г. Кузьмин | Прародиной славян является Днепр, но прежде чем восточные славяне попали на Днепр, они около 500 лет пребывали в предгорье Карпат («дунайская» теория) |
5. Найдите соответствие между названиями племен восточных славян и территориями их расселения:
Поляне | По реке Припять |
Вятичи | Между реками Припять и Березина |
Древляне | По реке Сож |
Ильменские словене | По реке Ока |
Радимичи | В верховьях Волги, Днепра, Западной Двины |
Кривичи | По западному берегу реки Днепр |
Дреговичи | На юго-западе Восточно-Европейской равнины |
Уличи и тиверцы | По среднему течению реки Днепр и по реке Десна |