Клятва в день независимости. 26 января 1930 года
Индийский национальный конгресс, высказавшийся еще в 1927 г. за предоставление Индии полной независимости от Британии, объявил 26 января 1930 г. «днем независимости»; на собраниях и митингах зачитывалась выработанная Конгрессом «Клятва в день независимости».
Мы считаем неотъемлемым правом индийского народа, как и любого другого народа, право на свободу, право пользоваться плодами своего труда и право на необходимые средства к жизни. Эти права нужны народу для того, чтобы он имел все возможности для своего развития. Мы также считаем, что, если какое-либо правительство лишает народ этих прав и угнетает его, народ имеет право сменить такое правительство или упразднить его. Английское правительство в Индии не только лишило индийский народ свободы, но, основывая свою политику на эксплуатации масс, подорвало экономическую, политическую, культурную и духовную жизнь Индии. Мы считаем поэтому, что Индия должна порвать узы, связывающие ее с Англией, и добиться Пурна Свараджа, то есть полной независимости.
Индия разорена экономически. Налоги, взимаемые с нашего народа, совершенно не соответствуют нашим доходам. В среднем на человека доход составляет семь паисов (менее чем два пенса) в день. 20 процентов выплачиваемых налогов падает на земельные налоги, взимаемые с крестьянства, 3 процента составляет налог на соль; эти налоги особенно тяжелым бременем ложатся на бедных.
Отрасли крестьянской промышленности, такие, как ручное ткачество, полностью разорены, и в результате крестьяне по меньшей мере четыре месяца в году не имеют работы. Отсутствие возможности заняться ремеслом притупляет их разум. Уничтоженные отрасли кустарной промышленности не заменены чем-либо, как это делалось в других странах.
Пошлины и денежная система разработаны с таким расчетом, чтобы взвалить на плечи крестьянства еще большие тяготы. В нашем импорте преобладают английские товары. Ввозные тарифы дают явное предпочтение английским промышленникам, и пошлины, взимаемые с них, расходуются не на облегчение участи масс, а для содержания крайне раздутого административного аппарата. Еще больший произвол царит в вопросе установления обменного курса валюты; это привело к тому, что из страны выкачиваются миллионы.
Политически Индия никогда еще не была низведена до такого бесправия, как при английском владычестве. Ни одна из реформ не дала народу действительных политических прав. Самые достойные среди нас должны склоняться перед чужеземной властью. Мы лишены свободы слова, свободы организаций, и многие из наших соотечественников вынуждены жить в изгнании за границей, и не могут вернуться домой. Людям, обладающим административным талантом, не дают хода, и люди из народа должны довольствоваться ничтожными постами в деревнях и канцелярскими должностями.
В культурном отношении система образования оторвала нас от наших традиций, и нас учат тому, как с любовью относиться к цепям, которые сковывают нас.
В духовном отношении принудительное разоружение лишает нас мужества, а присутствие чужеземной оккупационной армии, используемой для жестокого подавления у нас духа сопротивления, заставляет нас поверить, что мы неспособны позаботиться о себе или защитить себя от иностранной агрессии, или даже защитить свои дома и семьи от воров, грабителей и злодеев.
Мы считаем преступлением против человека и бога дальше терпеть господство, принесшее эти четыре бедствия нашей стране. Мы признаем, однако, что наиболее эффективный путь к нашей свободе лежит не через насилие. Поэтому мы должны готовиться к борьбе путем прекращения, насколько это, возможно, всех видов добровольного сотрудничества с английским правительством, а также должны готовиться к движению гражданского неповиновения, включая неуплату налогов. Мы убеждены, что стоит нам только прекратить добровольную помощь и выплату налогов, не прибегая к насилию даже в случаях провокации, как этот нечеловеческий режим будет обречен. Поэтому в нашей клятве мы торжественно подтверждаем нашу решимость проводить в жизнь указания Конгресса, которые время от времени будут даваться для достижения Пурна Свараджа.
Джавахарлал Неру, Автобиография, М., 1955, стр. 643 - 644.
КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИНДИИ В 1930 ГОДУ (Из статьи М. Али «Индия в 1930 году»)
В середине июля 1930 года в Бенгальской провинции произошло широко разлившееся аграрное восстание, которое в основном было заострено против ростовщического капитала. Общая задолженность земледельцев в Бенгальской провинции достигает одного миллиарда рупий. Официальный комитет для изучения этого вопроса в Бенгальской провинции в своем докладе привел ряд примеров, когда проценты взимались по чудовищным ставкам. Так, например, по ссуде в тысячу рупий сумма платежа равнялась 18 тыс. рупий. Проценты по ссуде в 15 рупий, выданной в 1923 году, к 1928 году выросли на сумму до 9450 рупий.
Восстание распространилось на территорию в 200 - 500 квадратных миль, охватив Кишориганж и некоторые другие округа. Крестьяне нападали на ростовщиков (которые в ряде случаев в то же время являются землевладельцами), жгли их дома, уничтожали долговые документы, а в случае сопротивления убивали самих ростовщиков и их домочадцев. На место этих происшествий были двинуты полицейские и военные силы, которые в ряде случаев открывали огонь по крестьянам. В некоторых случаях полиция была вынуждена отступить перед крестьянами. Некоторые правительственные чиновники в этих округах также подверглись ограблению. Индийская буржуазия и Национальный конгресс потребовали от губернатора бенгальской провинции ликвидировать восстание и даже упрекали правительство в непринятии достаточно строгих мер...
В Бирме происходит ожесточенная открытая борьба между крестьянами и вооруженными силами империализма. Крестьяне ведут партизанскую войну и скрываются в девственных лесах. С того времени, как движение началось, около десяти дней тому назад, 300 крестьян убито, 200 ранено и 300 взято в плен («Тайме» от 5 января 1931 г.).
В Бераре и Синде крестьяне грабили и убивали ростовщиков, как и в Кишориганже. В Соединенных провинциях, в Пенджабе и Бераре аграрное движение развивается. Крестьяне отказываются платить аренду землевладельцам и налоги правительству. Зачастую имеют место столкновения между вооруженной полицией и крестьянами. Правительство распространяет среди крестьян листовки, в которых объясняет, что падение цен (на хлопок и джут. - Ред.) произошло не по его вине, что вина падает на мировой экономический кризис и т. д.
«Коммунистический Интернационал», 1931, № 1 - 2, стр. 67 - 69.