Право собственности новейшего времени развитых капиталистических государств.
Развитие современного капитализма нашло свое отражение и в центральном институте гражданского права - праве собственности. Широкое распространение получили новые концепции, порывающие с открытым индивидуализмом XIX в., исходящие из необходимости "социализации" частной собственности, ее использования в "общественных интересах". Такая концепция в современный период стала все шире воплощаться в буржуазном законодательстве: в конституциях (Германия 1919 г.), в гражданских кодексах (ГК Мексики 1932 г. ,ГК Перу 1984 г. и др.).После первой мировой и особенно после второй мировой войны происходит все более активное вторжение и самого буржуазного государствав "священную" сферу прав частного собственника. Так, получает развитие государственная собственность, в том числе за счет национализации частных предприятий. Например, в Англии и Франции после второй мировой войны доля государства в совокупной промышленной продукции страны составила около 20 %. Увеличение размеров государственной собственности в ряде стран произошло в результате принятия специального законодательства о национализации отдельных частных предприятий (с выплатой компенсаций частным собственникам), чему, как правило, предшествовала острая классовая борьба. Во Франции в соответствии с законодательством Народного фронта в 30-х гг. в государственный сектор перешли авиалинии, железные дороги, отдельные судоверфи, радио, телеграф, телефон, городской транспорт, часть авиационной и нефтеперерабатывающей промышленности. Здесь же после второй мировой войны были проведены законы о национализации электроэнергии, газа, угля, автомобильной промышленности, некоторых коммерческих банков. В условиях послевоенной демократизации общественной жизни национализированные предприятияво Франции, Италии, Англии и в других странах сыграли положительную роль в борьбе против попыток монополий использовать послевоенную ситуацию для создания экономических трудностей в стране. Но крупная буржуазия, сохранившая при частичной национализации свои позиции в экономике, постепенно установила контроль над государственными предприятиями. Сами же эти предприятия, организованные по типу публичных корпораций и вовлеченные в сферу рыночных отношений, нередко оказывались неконкурентоспособными. В ряде стран (например, Англия) послевоенное законодательство о национализации затронуло, прежде всего, предприятия, убыточные для их хозяев и требовавшие значительных средств для реконструкции. Бывшие собственники предприятий получили огромную компенсацию и смогли тем самым сделать крупные капиталовложения в технически более оснащенные и прибыльные отрасли экономики. Кроме того, частный капитал фактически сохранил контроль над перешедшими в государственную собственность предприятиями прежде всего через их управленческий аппарат, который мало изменился. Наконец. Большую выгоду для английских предпринимателей представляли государственная политика цен на продукцию национализированных предприятий, система заказов и т.д. Но частный капитал при определенных экономической и политической ситуациях не упускает возможности вновь вернуть себе на более выгодных условиях часть ранее национализированных предприятий. Так, в Англии уже в 1951 г. консерваторы провели реприватизацию реконструированных к этому времени за государственный счет предприятий черной металлургии и автодорожного транспорта. В последующие годы лейбористы, вернувшись к власти, вновь национализировали реприватизированые предприятия, а консерваторы (в частности, правительство М. Тэтчер) опять распродавало частным компаниям государственные предприятия, ссылаясь на недостаточную эффективность последних. Во Франции в 50-е, в латиноамериканских странах в 60-70-х гг. получила большое распространение смешанная собственность, принадлежащая обществам смешанной экономики, в которых государство являлось акционером, наряду с частными предпринимателями. Создание таких обществ, как вскоре выявилось, представляло особое удобство для крупного капитала, поскольку участие государства в такой собственности гарантировало последнюю от возможной национализации. Начиная со второй мировой войны, заметное развитие государственной собственности идет также за счет роста государственных инвестиций в те отрасли промышленности, которые требовали особенно больших капиталовложений, связанных с риском (атомная энергетика, ракетостроение, электроника и т.п.). Государственные имущества выросли также в связи с милитаризацией экономики и увеличением правительственных военных заказов. Законодательство, регулирующее деятельность государственных и всякого рода смешанных компаний, также способствовало укреплению позиций крупного капитала, поскольку оно устанавливает выгодные для последнего цены на государственную продукцию, обеспечивает частные корпорации и компании стратегическим сырьем, гарантирует им устойчивый рынок и т.п.