Динамика промышленного развития. Этапы
В конце XIX – начале XX в. промышленность представляла собой самую передовую и быстро развивающуюся отрасль российской экономики. Возникшие в конце XIX в. новые отрасли – современная черная металлургия, транспортное машиностроение, нефтехимия, электроэнергетика и другие – обеспечивали в начале XX в. всего 10–15 % промышленного производства, но их создание и развитие означало переход отечественной промышленности на качественно новый, современный уровень.
В конце XIX – начале XX в. российская промышленность, как крупная, так и мелкая, быстро развивалась. За 25 лет она прошла все фазы экономического цикла. Цикличность является закономерной чертой экономики, основанной на частной собственности, но в России этот процесс имел свои особенности.
1.1. Промышленный подъем 1893–1899 гг. завершил начальный период создания российской промышленности. В этот период закончился промышленный переворот в наиболее важных отраслях российской промышленности. Общий объем промышленного производства увеличился в 2 раза, а в тяжелой промышленности – в 3 раза, текстильное и пищевое производства росли несколько медленнее, но оставались при этом самыми крупными отраслями (вместе – около 50 % общего объема промышленной продукции). Особенностью данного периода являлось то, что почти все увеличение производства было достигнуто за счет создания новых предприятий и целых отраслей.
Железнодорожная сеть выросла за 10 лет (1890–1899) в 2 раза.
Государство продолжало поддерживать развитие промышленности и железнодорожное строительство. За рубежом размещались новые займы. Новый министр финансов С. Ю. Витте (1892–1903) еще активнее проводил политику предшественников. Витте повысил таможенные тарифы, провел реформу торгово‑промышленного налогообложения, расширил вмешательство государства в экономику, прямо поддерживая отдельные отрасли, объединения предприятий, улаживая конфликты между группировками предпринимателей, и т. д.
1.2. Кризис 1900–1903 гг. Мировой экономический кризис и его проявление в России не привели к остановке быстрого развития российской промышленности. Но и в годы кризиса российская индустрия хотя и медленно, но росла (в среднем 3,8 % в год) за счет текстильной и пищевой отраслей, не затронутых кризисом. Пострадали в основном мелкие и часть средних предприятий тяжелой промышленности, 3 тыс. из которых были закрыты. Крупные предприятия горнодобывающей и металлообрабатывающей отраслей также переживали тяжелое время, но сумели выстоять благодаря увеличению таможенных тарифов, получению срочных государственных заказов и помощи Государственного и акционерных банков.
1.3. Депрессия 1904–1909 гг. продолжалась дольше, чем в Европе, где экономическое оживление началось уже в 1904 г. Россия еще несколько лет переживала промышленный застой и депрессию, продленную неудачной русско‑японской войной, вызванным ею финансовым кризисом, революцией 1905–1907 гг. и неурожаями. Хотя и в этот период индустриальный потенциал страны немного возрос, депрессия оказалась тяжелее, чем кризис: впервые за многие годы в 1905 г. производство сократилось на 3 %, а в хлопчатобумажной промышленности, охваченной забастовками, – на 18,5 %. В то же время на многих стоявших без работы фабриках и заводах старое оборудование было заменено на новое.
1.4. В период промышленного подъема 1910 – первой половине 1914 г. производство увеличивалось рекордными темпами (10,5 % в год). В отличие от подъема 1890‑х гг. это достигалось не только за счет создания новых фабрик, но в значительной степени на основе развития уже существовавшего производства – роста производительности, энерговооруженности и т. д.
Увеличению сбыта способствовали:
– осуществление военной и военно‑морской программы, загрузившей тяжелую промышленность, а также
– высокие урожаи зерновых, рост мировых цен на хлеб, оживление в сельском хозяйстве, что привело к увеличению покупательной способности крестьян.
В этот период правительство, продолжая политику госзаказов, несколько сократило прямое вмешательство в дела промышленности. В 1909 г. был заключен последний государственный заем, внешний долг стал сокращаться. Получившая значительное развитие индустрия России теперь сама по себе притягивала прямые иностранные инвестиции. Одновременно ускорилось внутреннее накопление и уже 2/3 вложений в промышленность обеспечивались российским капиталом.
1.5. Российская промышленность в военное время (1914–1916) в целом выросла еще на 22 %. Прежде всего это коснулось предприятий, работающих на войну: увеличилось производство оружия, металла и пр. (на 200–300 %), на 3 % повысилась производительность труда. В то же время некоторые «мирные» отрасли в связи с нехваткой сырья и рабочих рук сократили свое производство, производительность снизилась на 20–30 %.
В отдельных пособиях можно встретить утверждение, что промышленное производство в годы войны сократилось. Цифры, которые обычно приводятся в этом случае, в действительности характеризуют российскую промышленность без учета производства вооружений и обмундирования.
Финансы и кредит
2.1. Денежная реформа 1895–1899 гг. Министром финансов С. Ю. Витте была проведена готовившаяся его предшественниками денежная реформа. В 1897 г. для обеспечения устойчивости денежной системы России, укрепления внешнего и внутреннего курса рубля в качестве валютной единицы был принят золотой рубль. Кредитные билеты обеспечивались накопленным золотым запасом и свободно обменивались на золото по определенному курсу. Реформа успешно завершилась принятием Монетного устава 1899 г.
Обмен кредиток на золото прекратился лишь с началом Первой мировой войны, сопровождавшейся быстрой инфляцией и ростом государственного долга.
2.2. В начале XX в. Государственный банк с его 130 отделениями (наряду с министерством финансов) являлся главным орудием экономической политики правительства. В 1900–1903 гг. он, осуществляя антикризисную политику для поддержки падавших биржевых курсов ценных бумаг российских промышленных предприятий и банков, истратил более 100 млн золотых руб. Позже Госбанк несколько сократил прямые финансовые вливания в индустрию, но активно кредитовал торговлю и промышленность в провинции, поддерживал коммерческие банки и кредитные кооперативы.
2.3. Быстро росли старые и вновь создававшиеся акционерные коммерческие банки. В 1913 г. 50 имевшихся в России АКБ владели 72 % всех кредитных капиталов страны и увеличили число своих филиалов до 700. Особенно значительной была «большая пятерка» банков – Русско‑Азиатский, Петербургский международный, Азовско‑Донской, Торгово‑Промышленный и Русский для внешней торговли, которым принадлежала половина всех кредитных денег коммерческих банков России.
2.4. Ширилась сеть обществ взаимного кредита, а также городских банков и сберегательных касс, обслуживавших мелких вкладчиков, развивалась, прежде всего в деревне, кредитная кооперация.
Торговля и транспорт
3.1. Торговля.
• Внутренняя торговля выросла в 1900–1913 гг. на 65 %. Большая часть товарооборота приходилась на лавки и торговлю вразнос. Росла и оптовая торговля: число фондовых и товарных бирж достигло 85. Но даже такие темпы роста торговли были недостаточными, что объяснялось бедностью российской деревни: сельский житель покупал в 16 раз меньше, чем горожанин.
• Внешняя торговля России расширилась в 1897–1914 гг. в 2 раза.
– Как и раньше, вывозились в основном сельскохозяйственная продукция и сырье (90 % экспорта), прежде всего – зерно (40 %). В то же время несколько увеличился экспорт промышленной продукции – тканей, сахара, металла и металлических изделий (10 %). Правительство поощряло вывоз специальными премиями и освобождением экспортных товаров от налогов.
– Ввозились прежде всего машины и оборудование.
– Главными торговыми партнерами России являлись Германия и Англия. Развивалась торговля с Ираном, Китаем и другими странами Азии, русские промышленные товары, в том числе рельсы, появились на европейском и южно‑американском рынках.
– Продолжалось проведение политики таможенного протекционизма в отношении ряда важных стратегических товаров – угля, металла и т. п., практически запрещенных к ввозу.
3.2. Транспорт. Быстро развивался водный и особенно железнодорожный транспорт. В годы промышленного подъема (1893–1899) сеть железных дорог выросла более чем в 1,5 раза, достигнув общей протяженности свыше 54 тыс. км. В начале XX в. темпы железнодорожного строительства сократились, но к 1914 г. было построено еще 21 тыс. км путей. По российской «железке» передвигались 18 тыс. паровозов.
Казенное строительство сократилось, сконцентрировавшись на окраинах России, в основном дороги строили частные общества, но к 1914 г. из 74 тыс. км дорог 51 тыс. принадлежала казне.
В то же время железнодорожная сеть еще не удовлетворяла возраставшим потребностям промышленности и сельского хозяйства. Россия по протяженности дорог занимала 2‑е место после США, но на 1 кв. км у нас приходилось в 11 раз меньше железнодорожных путей, чем в Германии. Более 75 % путей были одноколейными и располагались по территории страны очень неравномерно.
Во многих сельских районах основным остался гужевой транспорт.